kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование и развитие музыкально-ритмических навыков на занятиях в процессе коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. В сфере музыкально-ритмической деятельности, работа с детьми ОВЗ происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, хороводов, помогающих им лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование и развитие музыкально-ритмических навыков на занятиях в процессе коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» »



«Формирование и развитие музыкально-ритмических навыков на занятиях в процессе коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»


Педагог дополнительного образования ,

Аджаматова С.И.,

Г.Новый Уренгой, 2015г.


Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.

В сфере музыкально-ритмической деятельности, работа с детьми ОВЗ происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, хороводов, помогающих им лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.

Музыкально – ритмическое движение является синтетическим видом деятельности основанная на движениях под музыку, развивает музыкальный слух, и двигательные способности, а также и психические процессы, которые лежат в основе данных категорий детей.

Заслуга Э. Далькроза – швейцарского музыканта и педагога, прежде всего в том, что он видел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нём "мышечного чувства", что в свою очередь, способствуют "более живой и успешной работе мозга". (Далькроз Э. Жак "Ритм, театр и искусство".- 1922 г. c. 37).

Ведь доказано, что занятия движениями для детей с нарушениями или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность первых процессов. В то же время, движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии, воспитании и обучении.

В начале своей работы столкнулась с массой проблем:

1. нарушение слуха приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития, но и с отклонениями в двигательной сфере;

2. недостаточно развиты точность, равновесие и координация движений, их скоростные качества, статистические ощущения;

3. отсутствие пластики у обучающихся;

4. организованно строиться;

5. самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции педагога, по звуковым и музыкальным сигналам;

6. соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку,

выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе.

Исходя из всего этого, были мною поставлены основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

Развитие музыкальности:

  • развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

  • развитие специальных музыкальных способностей как музыкально слухового, чувство ритма;

  • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.

Развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;

  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  • развитие творческого воображения и фантазии;

  • развитие способности к импровизации.

Развитие и тренировка психологических процессов:

  • развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;

  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти и мышления.

Музыка и танец рассматриваются ; во – первых, как средство самовыражения, во –вторых, как средство развития способностей учащихся. Самовыражение учащихся происходит через участие на концертных программах, при выступлении на больших сценах.

В танцах важно в первую очередь творческое выражение. Каждый танец требует особых методических приёмов, чтобы её содержание и все движения были понятны детям и убедительны. Так, например при постановки танцевальной композиции добиваюсь, чтобы мои обучающиеся учитывали заданные им образы, качество движений, использование пространства, времени, динамики и вид движения.

Хотелось бы более подробно остановиться на том, как идёт музыкальное восприятие у детей с нарушением слуха. Отклонения в развитии детей с нарушением слуха приводят к нарушениям связи с социумом, общечеловеческой культурой.

Л.С. Выготский подчёркивал, что «физический дефект вызывает, как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху,…педагогически воспитывать глухого ребёнка – это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый больной орган». Важнейшим в сурдопедагогике является положение о том, что ребёнок, имеющий нарушения слуха, может достигнуть того же уровня, что и нормально слышащий ребёнок, но происходит это с помощью специальных способов и средств. Каждый ребёнок моей группы отличается различной степенью выраженности моторной недостаточности. На занятиях большое внимание темпу движений, характеру движений, чувству ритма, координации движений, быстроте движений, воспитанию внимания и развитию восприятия, развитию и ориентировки в пространстве.

Содержанием работы на занятиях хореографии для детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкально – ритмическая деятельность. Дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка» как звуковысотность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы, у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально – эстетические чувства.

Основная образовательная работа с детьми, имеющими нарушения слуха ведётся по методике ведущего сурдопедагога Елены Захаровны Яхниной.

На занятиях ориентация на музыкальное звучание осуществляется на основе вибрационной чувствительности и зрительного восприятия исполнения музыки. Дети воспринимают звучание музыкального инструмента, прикладывая руки к его поверхности или ощущая его колебание, находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента и воспринимая ногам колебания пола и всем телом колебания воздуха, вызванные звучащим инструментом. С помощью вибрационной чувствительности различают только резко противопоставленные звучания. Одной из важных направлений коррекционной работы является игра на музыкальных инструментах, которые способствуют развитию звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха, восприятия характера музыки.

Одним из важных разделов обучения танцам является совершенствование произносительной стороны устной речи . Развитие у детей с нарушениями слуха восприятия музыки осуществляется на полисенсорной основе. При этом используются сохранные анализаторы и развивающееся слуховое восприятие (с помощью слуховых аппаратов). Перед выполнением упражнений даются чёткие инструкции: «Слушайте музыку»; «Музыка громкая»; «Музыка тихая».

Например: предлагаю «БУДЕТЕ ВЫПОЛНЯТЬ ГАЛОП. ПОСМОТРИТЕ». Затем я демонстрирую движение и предлагаю детям: «ВЫПОЛНЯЙТЕ ГАЛОП. СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ. МУЗЫКА ВЕСЁЛАЯ, БЫСТРАЯ». При многократном повторении упражнений большое значение имеет конкретность предъявляемых заданий. Один элемент можно отрабатывать на протяжении нескольких занятий. При этом каждый раз перед учащимися ставится новая задача. При многократном повторении упражнений большое значение имеет конкретность предъявляемых заданий

Моделирование элементов музыки движениями служит важнейшим приёмом развития именно у таких детей восприятия музыки. При выполнении упражнений для контрастных музыкальных звучаний выбираются разные движения: например, быстрая музыка; медленная музыка. Сначала дети выполняют элементарные упражнения хлопки или играют на деревянных ложках , затем более сложные элементы танца. При обучении любого танцевального движения слабослышащему ребёнку даются чёткие инструкции и оно демонстрируется наглядно с помощью сигнальных карточек или на инструкции выводятся на экран в процессе чего ребёнок дактилирует инструкцию и выполняет заданную перед ним задачу.

Определённое значение для развития у слабослышащих детей восприятия музыки имеет зрительный анализатор. Прежде всего это связано с восприятием характера музыки. Разучивая танец, дети упражняются в выразительном и ритмичном его исполнении. После показа элемента танца или композиции дети слушают музыкальное сопровождение и определяют характер музыки. Это способствует эмоциональному и выразительному танцу. Чтобы достичь ритмичности исполнения танца упражняю детей в ритмичном выполнении хлопков, а затем отрабатываю правильные ритмичные танцевальные движения со счётом.

Показывая детям новое движение, я обязательно выполняю его выразительно, чтобы донести до них характер и особенности исполнения. Один элемент можно отрабатывать на протяжении нескольких занятий. При этом каждый раз перед учащимися ставится новая задача. Например, (разучивание хлопков в ладоши как элемента русской пляски). На первом занятии отрабатывается правильность положения рук при хлопках (руки приподняты вперёд до уровня пояса, локти присогнуты, ладонь одной руки ударяет сверху по ладони другой) и ритмичность исполнения. На втором занятии – ставится цель закрепить это умение, добиваюсь свободного исполнения. На третьем занятии ученики выполняют движение самостоятельно, правильно, ритмично, эмоционально.










Работа активно направленно на личностное ориентирование, особенностью которой является её вариативность, учитывающей уровни потребностей, склонностей, способностей и возможностей; здоровьесберегающим приёмам и методам, в которые входят комплекс ритмико-гимнастических упражнений, использование гимнастических предметов, дыхательные упражнения, контроли дозировки физической и объёма движений; широкое использование компьютерных технологий, в процессе работы в целом и на занятиях для совершенствования произносительной устной речи и при обучении танцевальных движений. Готовясь к занятиям, подбираю музыкальный материал так, чтобы он по тематике и двигательным навыкам углублял и закреплял конкретные музыкальные слуховые представления. На занятиях повторяю слова и фразы, показывая движения до тех пор, пока не станет понятно каждому ребёнку. Усвоение материала зависит во многом то степени тугоухости. Здесь опять же большую роль играет индивидуальный особый подход. Каждому обучающемуся создаются условия, что было интересно и выполнять заданные условия, преодолевая недуг.

Активно провожу диагностику, где отслеживаюдинамику музыкального и психомоторного развития учащихся. Основными критериями при решении данной проблемы является наблюдение за формированием музыкальности, эмоциональности,внимания и памяти,подвижность нервных процессов, проявляющаяся в скорости двига­тельной реакции на изменение музыки.


Все обозначенные приёмы, методы и формы работы приводят к высоким результатам, например:

  • дети научились находить своё место в танце и ритмично двигаться под музыку шагом и бегом;

  • различать контрастность звучания музыки;

  • выполнять основные движения и общеразвивающие упражнения с предметами и без них под музыку на 2/4 и 4/4;

  • выполнять задания после показа и по словесной инструкции;

  • правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

  • отмечать в движении метр, ритмический рисунок, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз.

Также дети являются призёрами и победителями творческих конкурсов и фестивалей различных уровней.





Но необходимо работать дальше, искать новые пути и решения поставленных задач, которые позволили бы максимально точно и методически правильно проводить коррекционную работу с детьми. Выполнение движений под музыку – это не только один из основных видов деятельности на занятиях, но и ведущий приём развития восприятия музыки у детей. Обучение музыкально – ритмическим движениям способствует расширению кругозора детей, развитию чувства красоты, воспитанию выдержки, доброжелательности, умения согласовывать свои действия с действиями товарищей. Данная организация работы с детьми с ограниченными возможностями позволяет четко видеть цели коррекционно-образовательного процесса и пошагово их реализовывать.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Аджаматова Саида Идрисовна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204834


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства