Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в среде практических работников, говоря о качестве обучения, все чаще стали связывать его с конечным результатом - компетенцией выпускника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование социальной компетентности»
Формирование социальной компетентности
как педагогическая проблема
Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в среде практических работников, говоря о качестве обучения, все чаще стали связывать его с конечным результатом - компетенцией выпускника.
Именно этим, на наш взгляд, объясняется, во-первых, увеличение числа публикаций, в которых рассматриваются ее различные аспекты, а во-вторых, то обстоятельство, что среди других особое место отводится социальной компетентности, которая оценивается как один из важнейших индикаторов профессиональной компетентности специалиста в сфере экономических, трудовых, социальных отношений.
Компетентность - понятие, которое в мировой образовательной практике второй половины XX века занимает одно из центральных мест. Его в разных источниках трактуют по-разному. В частности, компетентность рассматривают: как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; информированность и способность реализовывать свои возможности в определенной сфере жизнедеятельности; как опыт в той или иной области, который позволит гарантированно достигать высоких результатов в каком-либо виде деятельности; как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее из чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружающими, продуктивно решать поставленные задачи.
В состав любой компетентности, по мнению большинства исследователей, входят: а) знания о предмете деятельности; б) умение ориентироваться в ситуациях, связанных с этим предметом; в) умение правильно определять свои ресурсы, ресурсы других, ставить задачи и находить адекватные им решения; г) опыт обращения с предметами; д) развитые интуиция, рефлексия и эмпатия.
Отсутствие единого взгляда на сущность ключевого понятия -«компетентность» - порождает различные мнения относительно «социальной компетентности». В своем исследовании мы будем исходить из такого определения - это социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
В силу этого содержательный аспект социальной компетентности нередко представляется как активная, инициативная и конструктивная позиция человека в жизни общества, его участие в происходящем вокруг и ответственность за это, его стремление к улучшению качества собственной жизни. В ее личностный компонент включается умение добывать знания о мире и себе, заботиться о себе и других, выстраивать свои отношения с социумом и окружающими людьми.
Следовательно, разное понимание сущности изучаемого явления, его структуры накладывает свой отпечаток на представления о процессе формирования социальной компетентности.
Е.С.Михайлова, исходя из компетентностного подхода к проблеме совершенствования профессионального образования взрослых, в основу психолого-андрологической модели обучения кладет компетентность. Последняя трактуется ею как взаимодействие субъектов с целью развития у человека самостоятельности, активности в решении задач в жизненной, профессиональной, бытовой и социальной сферах. В основу прогностической модели совершенствования профессионального образования Е.С.Михайлова кладет социальную компетентность, а ее формирование связывает со специальной диагностикой и разработкой программы, способствующей ее накоплению.
Условиями успешности процесса развития такой компетентности у личности в характеризуемой модели называются: отказ от критики других; отсутствие мер порицания и наказания, обеспечение свободы мнений и уважения различных позиций; наличие наставника-консультанта; согласованность технологий; безотлагательное применение полученных новых знаний, умений, навыков в ситуациях по образцу и при нестандартном стечении обстоятельств.
Автор оригинально выстраивает логику взаимодействия, обеспечивающую ожидаемый результат, который укладывается в нижеследующую схему:
- потребность... цели... новые потребности;
- нормы... содержание... новые нормы;
- содержание... методы... новые способности.
Таким образом, определяя компетентность как социальное взаимодействие, автор предлагает свою модель ее становления и развития, предполагая в содержании и конечных результатах сильно выраженный социальный аспект.
Аналогичную точку зрения разделяют и другие ученые (В.Г.Максимов, Р.В.Овчарова, Е.В.Руденский и некоторые другие), хотя в понимании сути социальной компетентности их мнения расходятся. В частности, для первого автора ядром рассматриваемого понятия являются знания, умения и навыки, касающиеся социальных сторон жизни; для второго - высокий уровень выполнения деятельности и хорошие результаты; для третьего -знакомство с моделями поведения, система знаний из области истории и культуры человеческого общения, искусство адаптации и умение организовывать личное жизненное пространство.