kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование социальной компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в среде практических работников, говоря о качестве обучения, все чаще стали связывать его с конечным результатом - компетенцией выпускника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социальной компетентности»

Формирование социальной компетентности

как педагогическая проблема

Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в среде практических работников, говоря о качестве обучения, все чаще стали связывать его с конечным результатом - компетенцией выпускника.

Именно этим, на наш взгляд, объясняется, во-первых, увеличение числа публикаций, в которых рассматриваются ее различные аспекты, а во-вторых, то обстоятельство, что среди других особое место отводится социальной компетентности, которая оценивается как один из важнейших индикаторов профессиональной компетентности специалиста в сфере экономических, трудовых, социальных отношений.

Компетентность - понятие, которое в мировой образовательной практике второй половины XX века занимает одно из центральных мест. Его в разных источниках трактуют по-разному. В частности, компетентность рассматривают: как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; информированность и способность реализовывать свои возможности в определенной сфере жизнедеятельности; как опыт в той или иной области, который позволит гарантированно достигать высоких результатов в каком-либо виде деятельности; как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее из чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружающими, продуктивно решать поставленные задачи.

В состав любой компетентности, по мнению большинства исследователей, входят: а) знания о предмете деятельности; б) умение ориентироваться в ситуациях, связанных с этим предметом; в) умение правильно определять свои ресурсы, ресурсы других, ставить задачи и находить адекватные им решения; г) опыт обращения с предметами; д) развитые интуиция, рефлексия и эмпатия.

Отсутствие единого взгляда на сущность ключевого понятия -«компетентность» - порождает различные мнения относительно «социальной компетентности». В своем исследовании мы будем исходить из такого определения - это социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

В силу этого содержательный аспект социальной компетентности нередко представляется как активная, инициативная и конструктивная позиция человека в жизни общества, его участие в происходящем вокруг и ответственность за это, его стремление к улучшению качества собственной жизни. В ее личностный компонент включается умение добывать знания о мире и себе, заботиться о себе и других, выстраивать свои отношения с социумом и окружающими людьми.

Следовательно, разное понимание сущности изучаемого явления, его структуры накладывает свой отпечаток на представления о процессе формирования социальной компетентности.

Е.С.Михайлова, исходя из компетентностного подхода к проблеме совершенствования профессионального образования взрослых, в основу психолого-андрологической модели обучения кладет компетентность. Последняя трактуется ею как взаимодействие субъектов с целью развития у человека самостоятельности, активности в решении задач в жизненной, профессиональной, бытовой и социальной сферах. В основу прогностической модели совершенствования профессионального образования Е.С.Михайлова кладет социальную компетентность, а ее формирование связывает со специальной диагностикой и разработкой программы, способствующей ее накоплению.

Условиями успешности процесса развития такой компетентности у личности в характеризуемой модели называются: отказ от критики других; отсутствие мер порицания и наказания, обеспечение свободы мнений и уважения различных позиций; наличие наставника-консультанта; согласованность технологий; безотлагательное применение полученных новых знаний, умений, навыков в ситуациях по образцу и при нестандартном стечении обстоятельств.

Автор оригинально выстраивает логику взаимодействия, обеспечивающую ожидаемый результат, который укладывается в нижеследующую схему:

- потребность... цели... новые потребности;

- нормы... содержание... новые нормы;

- содержание... методы... новые способности.

Таким образом, определяя компетентность как социальное взаимодействие, автор предлагает свою модель ее становления и развития, предполагая в содержании и конечных результатах сильно выраженный социальный аспект.

Аналогичную точку зрения разделяют и другие ученые (В.Г.Максимов, Р.В.Овчарова, Е.В.Руденский и некоторые другие), хотя в понимании сути социальной компетентности их мнения расходятся. В частности, для первого автора ядром рассматриваемого понятия являются знания, умения и навыки, касающиеся социальных сторон жизни; для второго - высокий уровень выполнения деятельности и хорошие результаты; для третьего -знакомство с моделями поведения, система знаний из области истории и культуры человеческого общения, искусство адаптации и умение организовывать личное жизненное пространство.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование социальной компетентности

Автор: Беспутина Анна Юрьевна

Дата: 09.11.2020

Номер свидетельства: 562925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Формирование социальной компетентности обучающихся ?на уроках обществознания"
    ["seo_title"] => string(97) "formirovaniie-sotsial-noi-kompietientnosti-obuchaiushchikhsia-dwaegna-urokakh-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "250100"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447016406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности у дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "igrovye_tekhnologii_kak_sredstvo_formirovaniia_sotsialnoi_kompetentnosti_u_doshk"
    ["file_id"] => string(6) "611060"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1657712670"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Организация работы по формированию социальных компетенций у учащихся начальных классов "
    ["seo_title"] => string(103) "orghanizatsiia-raboty-po-formirovaniiu-sotsial-nykh-kompietientsii-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215174"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432597665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Роль волонтёрского движения в процессе реализации модели МПСП  сопровождения в формировании социально-интегрированной личности. "
    ["seo_title"] => string(142) "rol-volontiorskogho-dvizhieniia-v-protsiessie-riealizatsii-modieli-mpsp-soprovozhdieniia-v-formirovanii-sotsial-no-intieghrirovannoi-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "198805"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428471486"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Развитие социальной компетентности подростков" "
    ["seo_title"] => string(57) "stat-ia-razvitiie-sotsial-noi-kompietientnosti-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "191479"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427307252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства