Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО 080110 «Банковское дело».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность финансов, их функции и роль в экономике;
принципы финансовой политики финансового контроля;
законы денежного обращения;
сущность, виды и функции денег;
основные типы и элементы денежной системы;
виды денежных реформ;
структуру кредитной и банковской системы;
функции банков и классификацию банковских операций;
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
структуру финансовой системы;
принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
виды и классификация ценных бумаг;
особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг;
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 142 часов, в том числе:
«Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий»
(ЧПОУ «ПТЭИТ»)
Утверждаю:
Директор ЧПОУ «ПТЭИТ»
____________И.С.Шульгина
«____»______________2014г
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ
ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
для студентов специальности
080114 «Экономика и бухгалтерский учет (на предприятии)»
Пятигорск, 2014
Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий» (ЧПОУ «ПТЭИТ»)
Разработчик: Кирсанова Н.В. - преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ «ПТЭИТ»
РАССМОТРЕН
СОГЛАСОВАН
на заседании УМС
пр. № 1 от 01.09.2014 г.
____________ Т.А. Калугина
«01» сентября 2014 г.
предметной цикловой комиссией
_по экономическим и юридическим дисциплинам
протокол № 1от _______________2014г.
председатель ПЦК
_________________ Туниянц К.Ю.
Рецензенты:
Чернышенко А.И. – преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ «ПТЭИТ»
Гусельщикова Н.Б. – к.э.н., , доцент кафедры финансов и учета НОУ ВПО ИНЭУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
13
16
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансы, денежное обращение и кредит
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО080114 Экономика и бухгалтерский учет (на предприятии)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность финансов, их функции и роль в экономике;
принципы финансовой политики финансового контроля;
законы денежного обращения;
сущность, виды и функции денег;
основные типы и элементы денежной системы;
виды денежных реформ;
структуру кредитной и банковской системы;
функции банков и классификацию банковских операций;
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
структуру финансовой системы;
принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
виды и классификация ценных бумаг;
особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг;
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
52
в том числе:
практические занятия
30
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
27
Итоговая аттестация
экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины__Финансы, денежное обращение и кредит
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Понятие о финансах и финансовой системе, управлении финансами
44
Тема 1.1. Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики
Содержание учебного материала
4
Понятие финансов, история их возникновения. Сущность и функции финансов и роль их в экономике.
Сферы финансовых отношений. Типы финансовых отношений.
Финансовые ресурсы и их состав. Роль финансов в расширенном воспроизводстве. Финансовой система, ее сферы. Финансовые потоки и их взаимосвязь. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
Финансовая политика, типы финансовой политики. Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Понятие финансового аппарата, его составные части.
1
2
3
Практические занятия
Управление финансами. Виды финансовых планов - семинарское занятие
Анализ показателей, связанных с денежным обращением;
4
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка рефератов:
Современная финансовая политика Российской Федерации.
Финансы организаций различных форм собственности.
Финансовый контроль
4
Тема 1. 2. Деньги, денежное обращение и денежная система
Содержание учебного материала
4
1
Сущность и функции денег. Виды денег. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение, их единство и взаимосвязь. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег.Понятие денежной системы. Основные типы и элементы денежной системы. Денежная система Российской Федерации и ее элементы.
Инфляция, ее сущность и формы проявления. Особенности инфляционного процесса в Росси. Виды и типы инфляции.…Виды денежных реформ и методы их проведения
1
Практические занятия: Сущность и функции денег - семинарское занятие
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка рефератов:
История происхождения денег.
Формы и методы антиинфляционной политики.
Методы денежно-кредитного регулирования экономики.
Денежные знаки стран мира, дореволюционной России, СССР, стран СНГ.
2
Тема 1.3
Экономическая сущность государственных финансов.
Тема 1.4. Финансы организаций различных форм собственности.
Тема 1.5. Система страхования.
Содержание учебного материала
*
6
1
Основные звенья (составляющие) государственных финансов: государственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Основные функции бюджета. Уровни бюджетной системы Российской Федерации. Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет- главное звено бюджетной системы, его значение в решении общегосударственных задач. Доходы федерального бюджета. Расходы федерального бюджета. Принципы бюджетного финансирования. Основные задачи в области государственных расходов. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.
Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Управление государственным кредитом. Государство как гарант. Государство как кредитор. Бюджетные кредиты и ссуды. Внешние кредиты. Новые виды кредитов: ипотека, лизинг, кредитные карточки.
Внебюджетные фонды
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Пути создания внебюджетных фондов. Источники внебюджетных фондов. Социальные и экономические внебюджетные фонды. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), его средства и их использование
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), источники доходов и его назначение.
Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС). Обязательное медицинское страхование как составная часть государственного социального страхования. Порядок формирования и расходования Федерального и территориальных фондов медицинского страхования.
1
Практические занятия:
Ознакомление со структурой доходов и расходов федерального бюджета. Анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщения:
-Основные направления бюджетной политики текущего периода по стране.
- Основные направления бюджетной политики текущего периода по Московскому региону.
4
Сущность и функции финансов коммерческих организаций: финансовые отношения, функции принципы финансов коммерческих организаций. Факторы , влияющие на организацию финансов коммерческих организаций. Финансы домашнего хозяйства. Домашние хозяйства как субъект экономической деятельности. Функции финансов домохозяйств. Бюджет домашнего хозяйства: доходы домашнего хозяйства, денежные расходы и их состав. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений и пр.
2
Практическая работа
Расчет балансовой прибыли организаций, функционирующих на коммерческих началах.
Расчет чистой прибыли по организациям различных форм собственности.
6
4
Самостоятельная работа обучающихся
Используя межпредметные связи, подготовить сообщения: Классификация организаций (предприятий) по формам собственности.
Социально экономическое содержание страхования. Участники страховых отношений. Формы организации страхового фонда. Виды страхования; социальное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска.
Объективная необходимость социального страхования. Методы формирования фонда социального страхования РФ. Страховой рынок и его структура. Перестрахование. Расчеты в страховом деле.
2
Раздел 2. Структура кредитной и банковской системы
18
Тема 2.1.
Банковская система Российской Федерации
Содержание учебного материала
8
Банковская система РФ, ее структура и функции отдельных звеньев. Задачи и функции Центрального банка России. Роль Центрального банка России в регулировании денежно-кредитной системы.
Коммерческие банки России. Функции коммерческих банков. Виды банковских операций.
Кредитная политика коммерческих банков. Организация и порядок кредитования. Принципы кредитования. Кредитный договор.
Инвестиционная деятельность и политика коммерческих банков. Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков.
Функции Сберегательного банка и его операции. Виды вкладов и ценных бумаг Сберегательного банка.
1
Практические занятия: Расчет процентного дохода от вклада денежных средств;
Расчет суммы начисленных процентов за пользование кредитом.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовить сообщения :
-Депозитная и кредитная политика ведущих коммерческих банков г. Москвы.
- Участие банков в создании финансово- промышленных групп.
- История развития банковского дела в России.
- Организация безналичных расчетов.
4
Тема 2. 2. Развитие кредитного дела в РФ
Содержание учебного материала
4
1
Понятие кредита. Необходимость кредита. Сущность кредита и его элементы. Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники ссудного капитала. Структура рынка ссудных капиталов. Понятие ссудного процента и его значение. Основные критерии дифференциации процентных ставок. Основные принципы кредита. Функции кредита. Роль кредита в экономике.
Классификация кредита по базовым признакам. Банковский кредит как наиболее распространенная форма кредитных отношений в экономике. Сроки погашения. Способы погашения и взимания ссудного процента. Наличие обеспечения. Целевое назначение. Категории заемщиков. Коммерческий кредит как одна из первых форм кредитных отношений в экономике. Формы векселей. Потребительский кредит как целевая форма кредитования физических лиц*. Государственный кредит и его признаки. Международный кредит и его классификация по базовым признакам. Ростовщический кредит как специфическая форма кредита.
1
2
2
3
Практические занятия:
Расчет суммы начисленных процентов за пользование кредитом
Расчет показателей кредитоспособности и платежеспособности предприятия;
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление экономического кроссворда по теме «Развитие кредитного дела в России».
.
2
Раздел 3. Функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг
9
Тема 3.1.
Рынок ценных бумаг
Содержание учебного материала
6
1
Понятие ценной бумаги. Классификация ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг. Акции: условия выпуска, виды, правила выплаты дивидендов. Виды облигаций, их выпуск, доходы от облигаций. Сберегательные и депозитные сертификаты. Вексель, его виды и особенности. Производные ценные бумаги.
Структура рынка ценных бумаг. Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Сущность фондовой биржи и ее значение для рыночной экономики. Формы бирж. Цель и задачи фондовых бирж. Требования, предъявляемые к фондовой бирже. Условия создания и деятельности фондовых бирж. Фондовые биржи в России, этапы их развития. Современная биржевая ситуация в России. Биржевая торговля. Виды биржевых сделок. Биржевые индексы и их место в биржевой торговле.
Виды инвестиционных фондов в Российской Федерации. Общая характеристика современного российского рынка ценных бумаг. Деятельность организации на фондовом рынке.
1
Практические занятия:
Составление сравнительной характеристики различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
Расчет рыночной стоимости ценных бумаг. Определение суммы дивидендов по акциям.
2
2
Самостоятельная работа
подготовка рефератов: Работа с газетными материалами: Состояние рынка ценных бумаг и фондовых индексов.
Фондовые биржи отдельных стран, история их развития.
Паевые инвестиционные фонды и их развитие
3
3
Раздел 4.
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
13
Тема 4.1
Мировая валютная система
Валюта и валютные отношения. Валютная система как совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты. Национальная, мировая и международная валютные системы. Котировка валют. Валютный курс, инструменты его регулирования. Валютные ценности. Конвертируемость валюты. Валютные операции. Валютный рынок. Валютные запасы. Валютные фонды организаций. Валютное регулирование и валютный контроль
4
Тема 4.2
Международные кредитные отношения
. Международное экономическое сотрудничество в современных условиях.
Международный валютный фонд (МВФ), его цели. Формирование капитала МВФ. Виды кредитов МВФ.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР), его цели. Источники ресурсов банка. Виды кредитов МБРР.
Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций и цели их деятельности. Банк международных расчетов (БМР), задачи БМР.
Региональные валютно-кредитные организации и их цели.
Парижский и Лондонский клубы, их роль в решении финансовых проблем страны-должника. Всемирная торговая организация (ВТО).
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений: Международные валютно-финансовые и кредитные отношения на современном этапе
Валютные системы экономически развитых стран
4
5
Контрольная работа
2
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины обусловлено наличием учебного кабинета финансов, денежного обращения и кредита
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютер,
интерактивная доска,
калькуляторы,
мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 2010.
Гражданский кодекс Российской Федерации. М., «Приор», 2010.
Закон Российской Федерации о федеральном бюджете на текущий год.
Зинкевич А.Э. Финансы и кредит, М., ОИЦ Академия, 2010.
Перекрестова Л.В. Финансы и кредит, ОИЦ Академия, 2008.
Лаврушин О.И. Финансы и кредит, М., КноРус, 2007.
Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит, М., Академия, 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения взаимодействия различных сегментов финансовогорынка
практические занятия
семинарские занятия
- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
практические занятия
- проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета
практические занятия
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска
практические занятия
Знания:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
Семинарские занятия, тестирование
- принципы финансовой политики финансового контроля;
Семинарские занятия,
тестирование
- законы денежного обращения;
Семинарские занятия,
- сущность, виды и функции денег;
тестирование
- основные типы и элементы денежной системы;
Семинарские занятия,
- виды денежных реформ;
тестирование
- структуру кредитной и банковской системы
Тестирование, экономический обзор ситуаций
- функции банков и классификацию банковских операций;
тестирование
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
тестирование
- структуру финансовой системы;
тестирование
- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
Семинарские занятия, экономический обзор ситуаций
- виды и классификация ценных бумаг;
Тестирование, деловая игра
-особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг;
Семинарские занятия, деловая игра
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
Тестирование, деловая игра
-характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
Решение производственных ситуаций
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы
Семинарские занятия,
,разбор экономических ситуаций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умения.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- демонстрация интереса к будущей профессии.
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области бухгалтерского учета и анализа;
- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик
«Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий»
(ЧПОУ «ПТЭИТ»)
Утверждаю:
Директор ЧПОУ «ПТЭИТ»
___________ И.С.Шульгина
«____»______________2014г
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
основной профессиональной образовательной программы
по специальности СПО
специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
базовый уровень подготовки
Пятигорск, 2014
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит,обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)базовый уровень подготовки следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
Оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
Проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
Проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
Составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
Сущность финансов, их функции и роль в экономике;
Принципы финансовой политики и финансового контроля;
Законы денежного обращения;
Сущность, виды и функции денег;
Основные типы и элементы денежных систем;
Виды денежных реформ;
Структуру кредитной и банковской системы;
Функции банков и классификацию банковских операций;
Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
Структуру финансовой системы;
Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
Виды и классификации ценных бумаг;
Особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
Характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции
Показатели оценки результата
Форма контроля и оценивания
Уметь:
У1
ОК2, ОК4, ОК5
Оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
Зачёт
У2
ОК3, ОК2
Проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
Защита практической работы
У3
ОК3, ОК6
Проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
Решение профессиональных задач
У4
ОК3, ОК4
Составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
Экспертная оценка на практическом занятии
Знать:
сущность финансов, их функции и роль в экономике
Тестирование
принципы финансовой политики и финансового контроля
Взаимоопрос
законы денежного обращения
Письменная проверочная работа
сущность, виды и функции денег
основные типы и элементы денежных систем
Устный диктант
виды денежных реформ
Семинар
структуру кредитной и банковской системы
Терминологический диктант
функции банков и классификацию банковских операций
Тестирование
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики
Устный опрос
структуру финансовой системы
Письменная проверочная работа
принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства
Взаимоопрос
виды и классификации ценных бумаг
Тестирование
особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг
Устная открытая защита сравнительной характеристики
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг
Письменный опрос
характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики
Тестирование
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы
Зачёт
Элемент учебной дисциплины
Формы и методы контроля
Текущий контроль
Рубежный контроль
Промежуточная аттестация
Форма контроля
Проверяемые ОК, У, З
Форма контроля
Проверяемые ОК, У, З
Форма контроля
Проверяемые ОК, У, З
Раздел 1
Финансы и финансовая система РФ
Коллоквиум
Эссе
У1, У2,
З1, З2, З3,
ОК 3, ОК 6
Тема 1.1
Деньги и денежное обращение
Устный опрос
Практическая работа №1:
Расчёт показателей, характеризующих денежное обращение
Самостоятельная работаобучающихся:
Изучение видов денежных знаков и степеней их защиты
Тестирование
У1, У2,
З1, З2, З3,
ОК 3, ОК 6
Тема 1.2
Финансы и финансовая система РФ
Устный опрос
Самостоятельная работа обучающихся:
Формирование структуры финансового рынка по видам и признакам
Тестирование
У1, У2,
З1, З2, З3,
ОК 3, ОК 6
Раздел n …
Тема n …
Итоговый контроль
Дифференцированный зачет
У1, У2, У3, У4
З1, З2, З3, З4, З5,З6
ОК 2- ОК 6
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Типовые задания для оценки знаний З1, З2, З3, умений У1,У2
1) Задания в тестовой форме (пример)
Тестовое задание по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
система денежных отношений, не выходящая за рамки распределительных отношений;
экономическая категория;
обусловлены потребностями общественного развития;
система диспозитивных денежных отношений;
универсальность.
2. Субъекты экономических отношений:
хозяйствующие субъекты;
государство;
неработающее население;
пенсионеры;
школьники.
3. Функции финансов, по мнению представителей московской научной школы финансов (проф. Родионовой В.М., проф. Дробозиной Л.А. и др.):
мобилизация денежных средств в фонды;
использование денежных фондов;
распределительная;
контрольная;
законодательная.
4. Каждый участник процесса воспроизводства делит свою часть дохода на фонд:
потребления;
накопления;
амортизационный;
домашний;
государственный.
5. К методам финансового контроля относят:
проверка;
обследование;
организация;
координация;
аудит.
6. К принципам организации государственных расходов относятся:
платность;
срочность;
целевое направление средств;
безвозвратность;
несоблюдение режима экономии.
7. Военные расходы бывают:
прямые;
косвенные;
обыкновенные;
не прямые;
не косвенные.
8. Основными методами мобилизации государственных доходов (в разных их формах) являются:
налоги;
трансферты;
займы;
субсидии;
дотации.
9. Что вы отнесете к косвенным налогам?
личные налоги;
акцизы;
таможенные пошлины;
налог на прибыль;
НДС.
10. Назовите типы моделей бюджетного федерализма:
централизованная;
суверенная;
индивидуальная;
комбинированная;
вероятностная.
11. Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование:
непредвиденных расходов;
дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ;
дополнительных расходов, предусмотренных решением Государственной Думы;
дополнительных расходов, предусмотренных решением Правительства РФ.
12. Расходование средств резервного фонда Президента РФ не допускается на:
проведение выборов;
проведение референдумов;
финансирование непредвиденных расходов;
финансирование дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.
13. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
официальный статистический учет;
федеральная инвестиционная программа;
проведение выборов субъектов РФ;
обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
формирование государственной собственности субъектов РФ.
14. К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относят:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.
15. В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
объем основного долга по кредитам, полученным РФ;
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
основная номинальная сумма долга по корпоративным ценным бумагам;