kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эстетическое воспитание дошкольников с нарушением зрения в условиях КППК

Нажмите, чтобы узнать подробности

кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК) для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также с различными диагнозами в возрасте от 0 до 18 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание дошкольников с нарушением зрения в условиях КППК»

Эстетическое воспитание дошкольников с нарушением зрения в условиях КППК.

Кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК) для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениям общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также с различными диагнозами в возрасте от 0 до 18 лет. Деятельность этих учреждений для детей со зрением направлена на воспитание, лечение, восстановление и коррекцию нарушенных функций зрения, подготовку их к обучению в школе. Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет делать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка.

Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране, развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, по формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживания.

Вырастить и воспитать полноценного, разностороннего развитого человека невозможно без формирования у него эстетического восприятия мира, без развития эмоциональной отзывчивости, без овладения доступными ему видами искусств.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, жить и творить «по законам красоты».

Задачи эстетического воспитания детей с нарушенным зрением, так же как и нормально видящих, заключаются в формировании совокупности представлений и знаний по основам этики, мировой и отечественной культуры, способности понимать и отличать от суррогата подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке; в развитии мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности, в выработке опыта организации среды обитания (игры, учения, быта, труда) с учетом эстетических норм и ценностей.

Эстетическое воспитание призвано также формировать эстетические идеалы. При этом педагогу важно подвести детей неоценимое значение в плане их социальной адаптации, реабилитации, при проведении досуга и в выборе профессии.

Система эстетического воспитания основывается на использовании различных средств искусства, обеспечивая художественное воспитание, образование и развитие детей с нарушением зрения. Однако не все виды искусств им доступны.

Расстройства зрения создают определенные затруднения в эстетическом воспитании детей, так как восприятие слепыми и слабовидящими источников прекрасного (особенно природы и объектов искусства) имеет свою специфику. Восприятие детей фрагментарно, недифференцированно, неполно. Поэтому для формирования более полных представлений о различных видах искусства, о красоте окружающего мира педагог опирается на все сохранные анализаторы воспитанников, использует рельефные наглядные пособия и тифлотехнические средства (лупы, бинокли, монокли и др.). При этом не следует занижать возможности инвалидов по зрению в восприятии искусства. Досуг многих незрячих и слабовидящих заполняют кинофильмы, занятия лепкой, рисованием, выпиливанием, вышиванием, вязанием и другими видами искусства и творчества.

Одним из важных занятий в КППК для детей с нарушением зрения является музыка. Музыкальное воспитание в системе эстетического воспитания слепых занимает первостепенное место. Музыка и пение помогают детям с нарушением зрения понять красоту родной природы, красоту человеческих дел, создают бодрое и радостное настроение. Основные задачи музыкального воспитания слепых те же, что и задачи воспитания зрячих: детей готовят к восприятию музыкальных произведений, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У детей вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности – слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слепых: развитие координации движений, ориентировка в пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике лица.

Неуверенность в движении дошкольника с нарушением зрения преодолевается в процессе занятий музыкой в связи с необходимостью подчинять свои движения строгому и четкому ритму музыки. В музыке показывается также ритмичность трудовых движений, что способствует в дальнейшем овладению трудовыми операциями. Во время музыкальных занятий рекомендуется следить за совершенством основных движений – ходьбы, бега, прыжков под музыку в связи с характером музыкального произведения, что развивает у детей с нарушением зрения грацию, ловкость, смелость.

Одна из важных задач эстетического воспитания ребенка с нарушением зрения – пробуждение его творческой активности под воздействием произведений искусства. В этом огромную роль играют произведения искусства, создающие эмоциональные, живые образы людей, действующих в условиях, хорошо знакомых и понятных детям. Дети, понявшие и прочувствовавшие произведения, прочитанные педагогом, переносят на себя черты героев, особенно им запомнившихся и понравившихся. Педагоги должны сосредоточить внимание на самом тексте, словом, интонацией подчеркивая характеристики героев, отношение к ним автора.

Одним из средств эстетического воспитания детей является окружающая обстановка, в которую входят не только красивые вещи, но и поведение людей, с которыми общается ребенок.

Сотрудники центра имеют большой опыт в области выездов с детьми, посещение городского музея, цирка, океанариума, развлекательных центров. С помощью этой программы дети получают необходимые знания, общаются со своими сверстниками, учатся ориентироваться на местности. Это дает им возможность не только обогатить себя новыми знаниями и впечатлениями, но и почувствовать все краски мира.

На экскурсиях к архитектурным сооружениям следует показать красоту своего родного города, рассказать о красоте улиц, о бульварах, скверах и парках. В беседах после экскурсий дети рассказывают, где они были, что знают о своем городе. Такие экскурсии обогащают представления детей, вызывают творческую активность, влияют на формирование доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим людям. Предметы и явления, к которым педагог привлекает внимание детей, должны быть доступны пониманию и чувствам детей.

Природа дает богатейший материал не только для развития осязания, обоняния и слуха, но и для формирования эстетических чувств. Огромные возможности эстетического отношения к природе открываются летом.

Педагоги должны привлекать детей к участию в украшении группы. Педагог учит детей бережно охранять природу, ухаживать за растениями, за кроликами, за цыплятами, знакомит детей с трудом садоводов и т. д. Учит прислушиваться к звукам леса, журчанию ручья, пению птиц, шелесту листвы и наслаждаться этими звуками. Это воспитывает у детей чувство прекрасного.


Литература

1. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой.– М.: Просвещение, 1967.

2. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин.– М.: Владос, 2000.

3. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой.– М.: Академия, 2002.

4. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной.– М., 2004.

5. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях/ Сост. М.И. Земцова, Л.И. Плакси-на, Л.Ю. Феоктистова. - М., 1978.

 














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Эстетическое воспитание дошкольников с нарушением зрения в условиях КППК

Автор: Абиева Айнур Суранчаевна

Дата: 07.06.2019

Номер свидетельства: 513813


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства