kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание на уроках химии и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание системы работы со школьниками по экологическому воспитанию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках химии и во внеурочной деятельности»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего».

Д.И. Менделеев


Добрый день, уважаемые коллеги ! Меня зовут Дубовик Ольга Трофимовна, я представляю МБОУ СОШ №4 села Малые Ягуры Туркменского района.

Хочу поделиться с вами опытом экологического образования и воспитания в условиях работы в сельской общеобразовательной школе.

На сегодняшний день проблема экологического воспитания на мой взгляд является одной из наиболее важных.

Экология (от греческого слова  экос  – дом, жилище и … логия) – наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. С одной стороны экология – наука очень простая, с другой – безумно сложная, поскольку старается понять взаимоотношения между бесчисленными, находящимися в постоянном движении и развитии существами и веществами.

Показателем экологического воспитания школьников является выражение их заботливого отношения к окружающей среде, к проблемам охраны природы. Разностороннее мировоззрение формируется под влиянием знаний о комплексе экологических проблем современности на всех уровнях — глобальном, национальном, местном.

Экологическая культура каждого отдельного человека включает в себя: культуру познавательной деятельности, культуру труда, культуру духовного общения с природой. В этом отношении для учителя важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность ученика, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание учащихся.

Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебного курса химии, проведение декад предметов естественно – научного цикла, занятия экологического кружка «В гармонии с природой».

Моими экологическими целями на уроках и во внеурочной деятельности являются:

– создание системы непрерывного экологического образования;

– формирование у учащихся общественной позиции;

– выявление связи между теоретической и научно-практической деятельностью;

– формирование основ здорового образа жизни;

– формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем (химия – география, химия – биология, химия – экономика, химия – социология).

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна:

― изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает оно и продукты его превращений на биологические системы;

―раскрывая механизмы биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задачи наиболее естественного и “безболезненного” вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы;

― используя разнообразные методики химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции ряда отраслей промышленности (химической, нефтехимической, микробиологической, фармацевтической), химия позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.

В процессе обучения химии в VIII—XI классах важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды от химического загрязнения.

На этапе школьного обучения в X-XI классах создаются предпосылки для понимания таких экологических закономерностей, как цикличность и непрерывность процессов, обмен веществ между составляющими компонентами биосферы.

Современные учебники химии недостаточно обеспечены экологическим материалам. Данные сведения ребятам необходимо добывать самостоятельно. Учитель выполняет главную направляющую функцию, он предлагает учащимся разноуравневые задания, которые активизируют учебную деятельность учащихся, повышают уровень экологических знаний.

Возможные варианты заданий экологической направленности:

1. Найдите в каких-либо печатных изданиях (газетах, журналах, книгах) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Составьте краткий реферат или аннотацию, прочитанного вами. Сформулируйте своё отношение к этой публикации. Представьте себе, что вы ответственное лицо, и предложите свой вариант решения данной ситуации.

2. Прочтите предложенный вам текст (или посмотрите картинку). Перечислите неправильные действия, которые совершил человек (или группа людей) в отношении природы. Как поступили бы вы?

3. Используя свой опыт, придумайте (или опишите) ситуацию, в которой по вине человека страдает природа (её обитатели). Предложите своим товарищам проанализировать её. Оцените их ответы.

4. Предложите правила поведения школьника в природной среде: а) на отдыхе; б) во время экскурсии; в) при выполнении общественно полезного труда вне школы

5. Охарактеризуйте экологическую обстановку: а) на вашем пришкольном участке; б) около дома, подъездов, в жилище; в) около ближайших предприятиях, учреждений, магазинов; г) в ближайшем парке, лесопосадке, на речке, пруду. Что лично вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды?

В рамках предметной недели учащимся рекомендуется выразить своё отношение к экологическим проблемам через конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет. Данная работа способствует повышению экологической грамотности учащихся, направлена на продвижение экологических знаний в массы. Выставки рисунков и плакатов чаще приурочиваются к общешкольным родительским собраниям, а значит, влияют на сознание старшего поколения.

В отличии от учебной деятельности, кружковая работа нравится ребятам намного больше:

- она носит добровольный характер участия обучающихся;

- здесь отсутствует строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения;

- ребят привлекает отсутствие строгого учета знаний, умений и навыков;

- школьникам нравится самостоятельность и инициативность в выполнении внеурочных поручений.

Экологический кружок «В гармонии с природой» осуществляет свою работу по нескольким направлениям:

- мир вокруг нас (мы организуем экскурсии в природу, цель которых научить ребят видеть прекрасное, говорим о том насколько важно сохранить это для будущих поколений; мы идем на экскурсию с фотоаппаратом, обязательно организуем онлайн фотовыставки);

- вскрытие и решение местных экологических проблем (уборка территории истока реки Айгурки, работа на территории школьного двора – благоустройство);

- ознакомление с глобальными экологическими проблемами человечества (катастрофа на Чернобыльской АС);

- проведение опытов экологической направленности (природные индикаторы);

- экологические игры (экологический алфавит). Предлагаю Вам поработать с данным материалом.

В начале и конце учебного года я провожу эколого-психологический тест: «Развитость моего экологического сознания»

Давайте вместе с вами попробуем определить уровень вашего экологического сознания. Уверена, результаты вас приятно удивят.


Утверждения

Полностью согласен с утверждением

Не уверен, что полностью согласен

Не знаю

1. Высшую ценность представляет человек

0

2

1

2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность.

2

0

1

3. Необходимо сохранять природу ради неё самой

2

0

1

4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара.

0

2

1

5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет как продолжать их строить.

0

2

1

6. Сохраним природу для наших детей

0

2

1

7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным

0

2

1

8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы.

0

2

1

9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными.

2

0

1

10. Природа – это окружающая среда

0

2

1

11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса

2

0

1

12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса.

0

2

1

13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений.

0

2

1

14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями.

0

2

1

15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов.

2

0

1

16. Природа полезна для человека.

0

2

1

17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия.

0

2

1

18. Бывают вредные и полезные жуки.

0

2

1

Оценочная шкала.

Менее 18 баллов. Ваше экологическое сознание антропоцентрично. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. К сожалению, антропоцентрическая парадигма глубоко проникла в современное сознание. Природа для вас – окружающая среда. Постарайтесь осознать себя частичкой природы. Природное изначально самоценно. Человек не собственник природы, а один из членов её сообщества. Ваши отношения с природой должны быть взаимовыгодными.

От 18 до 27 баллов. Ваше экологическое сознание находится в переходном состоянии. Это здорово. Вы на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока ещё и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, а это опять же аспект её полезности для человека. На самом деле природу необходимо охранять ради её самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности, бесполезности и даже вредности её для человека.

Свыше 28 баллов. Ваше экологическое сознание на пути к экоцентричности, так как ваши представления о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. О таких людях говорят, что они сдувают комаров, а не прихлопывают. Формируя свое отношение к природе на основе этих представлений, на основе этого сами определяя свое поведение вы станете экологическим человеком, экологической личностью. Человечество с экоцентричным экологическим сознанием «обречено на выживание» и дальнейшее развитие и процветание в единстве и гармонии с природой.

Закончить своё выступление хочу правилами взаимодействия человека и природы, которые сформулировал американский эколог Барри Коммонер:

- «Все связано со всем»;

- «Все должно куда-то деваться»;

- «Природа знает лучше»;

- «Ничто не дается даром».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическое воспитание на уроках химии и во внеурочной деятельности

Автор: Ольга Трофимовна Дубовик

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vidieoekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "115131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411844685"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Социально-значимый проект  «Бумажный бум»  (в рамках внеурочной деятельности по биологии) "
    ["seo_title"] => string(94) "sotsial-no-znachimyi-proiekt-bumazhnyi-bum-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "226867"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440509514"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "« Формирование экологической культуры учащихся  во внеурочное время посредством решения химических задач  с экологическим содержанием» "
    ["seo_title"] => string(160) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchikhsia-vo-vnieurochnoie-vriemia-posriedstvom-rieshieniia-khimichieskikh-zadach-s-ekologhichieskim-sodierzhaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "181803"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425397435"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства