kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке осетинского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах,  тот больше отстает, чем успевает». Я. А. Коменский

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке осетинского языка.»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКЕ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА.

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах,

тот больше отстает, чем успевает». Я. А. Коменский

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наступил новый этап социума, связанный с изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. А ведь духовность, нравственность - базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Современное общество через концепцию духовно-нравственного воспитания личности и гражданина России и через образовательные стандарты второго поколения, ставит перед учителем определенную задачу - «воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», где «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Поэтому сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним и является первостепенной задачей современной образовательной системы, представляя собой важный компонент социального заказа для образования. «Система образования, - подчеркивает Д. А.Медведев, - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание, как минимум, одного . Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей – педагогов, то все отдают первостепенное значение духовности через культуру своего и чужого языка. «Язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания» - выделила один из признаков языка Н. Б. Мечковская. В. А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я - человек». Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы.

Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения. Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках осетинского языка. Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. В ходе изучения осетинского языка затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке осетинского языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «иностранный язык», кроме области лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения родного языка, особенно в среднем и старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, материализма и национальной культуры. Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых задач. Оно развивает способности и воспитывает такие качества, как: трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память.

Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами родного языка является чтение общественно-политической, духовной и художественной литературы. Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений, формированию мировоззрения. Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло свое воплощение в повседневной жизни учащихся, полезно проведение участниками конференций и докладов, представление проектов и написание эссэ и сочинений. Важна на уроках и родного языка работа в парах и групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают понимать друг друга и осуществлять контроль над товарищами, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Парная и групповая работа способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем, работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, презентуется всему классу, и он выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра, которая также является формой коллективного взаимодействия. Однако, в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя, в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося. И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках осетинского языка я использую разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы. Учащиеся участвуют в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по «Золотому Кольцу», работают с печатными материалами, проводят круглые столы. Работая по теме «Моя семья» учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев. Во время изучения тем по страноведению учащиеся знакомятся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, с культурой и литературой этих стран.

Таким образом, видно, что процесс воспитания - это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения.



05.09.2019г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке осетинского языка.

Автор: Дзапарова Альбина Михайловна

Дата: 24.06.2021

Номер свидетельства: 584068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства