Подростки очень хорошо чувствуют, когда они могут доверять, а когда нет, и если усилия, направленные на создание доверительных отношений будут формальными, с целью иметь больший контроль над жизнью подростка, то вряд ли подросток захочет доверять.
Иногда этот возраст проходит тяжело для родителей и подростков, иногда легче, но вряд ли можно совсем избавиться от тревоги, ведь только недавно удавалось во многом контролировать ребенка, но в подростковом возрасте это никогда не получается.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доверие и подростки»
Подростковый возраст - это, чаще всего, взрыв, фейерверк, вулкан, который каждый день может извергать лаву. С одной стороны это прекрасное время, наполненное интенсивными эмоциями, приключениями, открытиями, знакомствами. С другой стороны - это время непредсказуемости, сложности прогнозирования поведения и взаимоотношений, эмоциональных перепадов и развала прежних ценностей и моделей поведения.
Подростковый мир меняется каждый день, на голову подростка обрушиваются новые вызовы и новые требования, а сопровождаемые бурей эмоций, которые не всегда поддаются контролю, они зачастую становятся чуть ли не невыполнимыми.
Одна из серьезных проблем этого возраста, как у подростка, так и у его родителей это доверие, точнее, чаще всего, отсутствие доверия. Поскольку подростковый возраст это возраст проб, открытий и приключений, далеко не всегда одобряемых родителями, то рассказывать о них часто не представляется возможным. Ведь чаще всего подросток ожидает, что услышит в ответ от родителя лишь критику, недовольство, а возможно и запреты, и наказания. С другой стороны, со стороны родителей в адрес подростков часто слышатся обвинения во вранье, в утаивании информации, в невыполнении каких-либо требований и в недоверии в целом.
Часто у подростков нет возможности обсудить важные вопросы, касающиеся их ценностей и самоопределения со своими родителями, ведь чаще всего на вопрос "в чем смысл жизни?" и "зачем жить, если столько людей страдает?" следует ответ "не болтай ерунды и иди в школу". Конечно, родителям тяжело погружаться в обсуждение таких тем, ведь давление ответственности и воспитательных функций перед подростком чаще всего преобладает.
Однако, подростковый возраст действительно несет в себе риски, и их сложно спрогнозировать или предотвратить. Никто не может сказать точно, появятся ли в классе наркотики или нет, какой вызов обществу бросит подросток завтра, сбежит ли он из дома, или будет ходить в школу. Эти риски не зависят от воспитания, их сложно предсказать, но их можно постараться уменьшить.
Один из факторов, который может уменьшить риски - это доверие между подростком и его родителями, доверие, которое работает в обе стороны. Это доверие должно существовать независимо от поступков подростка (например, если подросток сделал что-то противозаконное, и родитель говорит "ты поступил ужасно, я не могу тебе больше доверять"). Доверие дает возможность подростку в сложной ситуации (а таких ситуаций в жизни подростка множество) обратиться к родителю за помощью (например, когда подросток перебрал с алкоголем и не знает, как спастись от отравления). Еще доверие дает возможность обсуждать с родителем важные вопросы (какую профессию выбрать, как отказать молодому человеку, как разобраться с ребятами, которые угрожают во дворе, и пр.). Без этого доверия подросток никогда в жизни не будет обсуждать ничего важного для себя. Это доверие действительно может спасти в ситуации угрозы здоровью.
Как бы парадоксально это не было, но это доверие необходимо выстраивать именно родителям, это должна быть их инициатива и их усилия. Подросток чаще всего может найти того, кому он будет доверять, и если этот человек будет вне семьи, то подростка все устроит, а родители останутся «не при делах».
Что помогает выстраивать доверительные отношения?
-уважение, уважение к личности, к поступкам и ошибкам;
-сокращение критики и обвинений: "а я же говорила, что у тебя так не получится" и "как ты мог так поступить";
-когда родитель делится своим опытом, порой подростки с невероятной радостью рассказывают "а мне мама такое рассказала, как она в 15 лет…", ведь это действительно важно, что родители тоже были подростками и совершали свои ошибки;
-интерес к жизни подростка, к тому, что именно для него важно, а не к оценкам и формальным вещам;
-философские беседы об экзистенциальных вопросах;
-создание новых совместных увлечений, не тех, что были несколько лет назад "мы всегда ездили на дачу, и ему нравилось", а действительно новых, возникающих в процессе обсуждения и тех, которые будут интересны обоим.
Подростки очень хорошо чувствуют, когда они могут доверять, а когда нет, и если усилия, направленные на создание доверительных отношений будут формальными, с целью иметь больший контроль над жизнью подростка, то вряд ли подросток захочет доверять.
Иногда этот возраст проходит тяжело для родителей и подростков, иногда легче, но вряд ли можно совсем избавиться от тревоги, ведь только недавно удавалось во многом контролировать ребенка, но в подростковом возрасте это никогда не получается.