Дополнительный блок "Светофорик" к программе по изучению ПДД
Дополнительный блок "Светофорик" к программе по изучению ПДД
«Ребенок воспитывается разными случайностями,
его окружающими. Педагогика должна дать
направление этим случайностям»
В. Ф. Одоевский
Пояснительная записка
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. У дошкольников еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. «Светофорик», блок программы «Перекресток», это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое. Блок предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительный блок "Светофорик" к программе по изучению ПДД»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
«СВЕТОФОРИК»
К ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
«Перекрёсток»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: - 1 год
Автор-составитель: Фомина Т.В.,
педагог дополнительного образования
Каменск-Шахтинский
2017
Содержание
1.
Пояснительная записка
3
2.
Основные принципы блока
3
Формы и режим занятий
4
Методы и приемы обучения
4
Отличительные особенности блока
5
Возраст обучающихся
5
Сроки реализации блока программы
5
3.
Учебно-тематический план
6
4.
Содержание блока программы
7
5.
Методический блок
9
6.
Диагностический блок
10
7.
Литература
12
«Ребенок воспитывается разными случайностями,
его окружающими. Педагогика должна дать
направление этим случайностям»
В. Ф. Одоевский
Пояснительная записка
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. У дошкольников еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. «Светофорик», блок программы «Перекресток», это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое. Блок предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также
Организация процесса непрерывной подготовки дошкольников к безопасному активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. поведению на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих основныхпринципов:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода: Предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психологического и физического развития.
Принцип взаимодействия:
«Дети – дорожная среда». Учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортные происшествия:
Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
Принцип возрастной безопасности:
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
Принцип социальной безопасности:
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания:
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
Принцип наглядности:
Проявляется в использовании на занятиях наглядных материалов.
Принцип доступностиобучения:
Это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей.
Принцип толерантности:
Принятие любого ребенка, проявление доброжелательности и терпения в работе с ним, создание положительной эмоциональной обстановки в коллективе.
Формы и режим занятий. Организация образовательной деятельности проводится в форме групповой, подгрупповой, индивидуальной деятельности детей:
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, настольные, подвижные …);
- беседы с детьми на заданную тему;
- чтение художественной литературы, отгадывание загадок;
- просмотр и обсуждение презентаций и мультфильмов;
- разыгрывание проблемных ситуаций;
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- конструирование;
- экскурсии, наблюдение;
- рассматривание картин, плакатов;
- развлечения, праздники.
Методы и приемы обучения, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:
в обучении – практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовлением макетов, деятельность в кабинете); наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (как ведущий – инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод - ИКТ (просмотр, обучение).
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного возраста ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д.. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
Значительное место в блоке уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Игра - вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Использование различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.
Курсом предусмотрено использование здоровьесберегающих технологий, а именно физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление.
Отличительной особенностью содержания блока программы является использование в образовательном процессе теории решения изобретательских задач, технологии «ТРИЗ», созданной ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Данная технология позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования этой технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Например, давая детям задание о работе светофора, начать с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спросить: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрестке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трехглазый? И др. Далее проводится экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняется функция светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрестках. Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выяснить с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводится этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждает ребенка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать.
Возраст обучающихся ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и так далее – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. С 5 лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Воспитание у дошкольников культуры поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
Набор в группы свободный как мальчиков, так и девочек, состав постоянный. Уровень подготовленности детей может быть любым, главным показателем для посещения занятий является желание и интерес к изучению ПДД.
Сроки реализации блока. Курс предусматривает общую нагрузку ребенка 144 академических часа - 4 часа в неделю (два занятия по 2 часа с 10-ти минутным перерывом) группами на более 8-10 человек, продолжительность обучения – один год. Продолжительность 1 занятия не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» - 35 минут.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
всего
теория
Практика
1.
Введение в блок «Светофорик» образовательной программы «Перекресток».
1.Введение в блок «Светофорик» образовательной программы «Перекресток». Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения детей в кабинете.
Практическая часть. Игры на знакомство. Анкетирование.
Воспитательная работа. Беседа о необходимости изучения ПДД.
2. Улица.
2.1. Улицы мкр. Лиховского.
Теоретическая часть. Уточнить название улиц микрорайона, как называется улица, где находится СЮТ, домашний адрес ребенка. Дополнить представление детей об улице новыми сведениями: тротуары, по которым ходят люди и дороги, по которым ездят машины. Формировать у детей понятия, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность.
Практическая часть. Составить с детьми рассказы: «Что я видел на улице, когда шел в СЮТ. Рассмотреть иллюстрации с изображением улицы. Проанализировать типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах.
Теоретическая часть. Познакомить детей с понятием «Перекресток». Дать основные представления о регулировании движения транспорта и пешеходов на перекрестке. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Пешеходные переходы. Регулировщик. Познакомить с разрешающими и запрещающими сигналами регулировщика.
Практическая часть. Работа с макетом «Перекресток». Моделирование различных ситуаций. Экскурсия на перекресток.
Воспитательная работа. Минутки безопасности. Ролевые игры. Подвижные игры «Регулировщик и пешеходы».
2.3. Особенности дорожного движения осенью.
Теоретическая часть. Рассказать детям как влияют погодные условия на движение транспорта и пешеходов. Рассмотреть иллюстрации «Осенняя дорога».
Практическая часть. Смоделировать ситуацию «Авария на дороге».
Теоретическая часть. Познакомить с основными правилами для пешеходов. Объяснить какой вред наносят нарушители правил уличного движения. Познакомить с понятием «Островок безопасности». Виды пешеходных переходов «Наземный», «Подземный».
Практическая часть. Загадать загадки по теме. Смоделировать ситуацию «Помоги старушке». Провести подвижные игры «Перейти дорогу». Использование готовых обучающих дисковиз серии «Смешарики», «Большая детская энциклопедия», «Уроки Тетушки Совы».
Теоретическая часть. Правила поведения в городском транспорте и на остановке. Как надо обходить автобус, автомобиль.
Практическая часть. Разобрать различные ситуации: при входе или выходе из городского транспорта, приведя положительные и отрицательные примеры поведения в общественном транспорте. Рассмотреть иллюстрации. Объяснить, почему нельзя толкаться, затевать игру, прислоняться к дверям.
Воспитательная работа. Прочитать рассказ А.Дорохова «Пассажир». Сюжетно-ролевая игра «В автобусе». Подвижная игра с мячом «Верно-неверно».
3.3. Профессия водитель.
Теоретическая часть. Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта. Рассмотреть иллюстрации. Расширить знания детей о правилах поведения водителей на дороге.
Практическая часть. Прочитать произведение И.Серякова «Законы улиц и дорог». Побеседовать по прочитанному. Смоделировать на макете дорожные ситуации «Авария на дороге». Развивающая игра «Внимательный водитель».
Воспитательная работа. Беседа «Кто такой вежливый человек?».
3.4. Особенности дорожного движения зимой.
Теоретическая часть. Дороги стали скользкими. Стекла машин залеплены снегом. Влияние погоды на движение транспорта и пешеходов. Почему опасно кататься на санках, лыжах и коньках на тротуарах, около дороги или на ней.
Практическая часть. Рассмотреть иллюстрации «Зимняя дорога». Прочитать рассказ И. Лешкевич «Гололед». Провести опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке». Дидактическая игра «Наша улица». Подвижная игра «Зимняя дорога».
Воспитательная работа. Игры, мероприятия, направленные на формирование коммуникабельности при общении в коллективе.
4. Транспорт.
4.1. Велосипед – мой друг.
Теоретическая часть. Расширить понятие о велосипеде. Рассмотреть сюжетные картинки. Рассказ М.Дружининой «Правила езды на велосипеде». Как правильно определить места игр и катания на велосипеде. Дорожный знак для велосипедистов.
Практическая часть. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Научить правильному поведению в таких ситуациях. Дидактическая игра «Назови недостающие части». Игровое упражнение «Катание по извилистой дорожке».
Воспитательная работа. Беседа с детьми на тему из личного опыта «Как я катался на велосипеде».
4.2. Транспорт нашего города.
Теоретическая часть. Расширить знания о том, какой бывает транспорт. Общественный транспорт в городе. Знакомство с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта.
Практическая часть. Загадать загадки. Закрепить правила поведения в общественном транспорте. Дидактическая игра «Собери транспорт». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на транспорте».
Воспитательная работа. Просмотр и анализ мультипликационных фильмов.
4.3. Автомобили специального назначения.
Теоретическая часть. Специальные машины: пожарные, скорая помощь, полиция. Грузовой автотранспорт: самосвалы, машины-цистерны, машины для сбора мусора, тракторы. Звуковой сигнал «Сирена», проблесковые маячки синего или красного цвета на машинах.
Практическая часть. Рассмотреть иллюстрации «Автомобили специального назначения». Рассказ Б.Житкова «Помощь идет». Смоделировать ситуацию на макете «Авария на дороге». Нарисовать машину.
Воспитательная работа. Игры, мероприятия, направленные на формирование коммуникабельности при общении в коллективе.
Мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности. Форма проведения диагностики преимущественно составляет собой наблюдение за деятельностью ребенка в период пребывания в объединении и осуществления деятельности непосредственно связанной с задачами программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту индивидуальных достижений детей. Анализ диагностических карт развития позволяет оценить эффективность образовательного процесса, определить уровень сформированности конкретных знаний.
Фамилия, имя ребёнка:
Дата обследования:
Вопросы по которым проводится опрос и обследование
Баллы
1
2
3
Какие виды транспорта ты знаешь?
Для чего нужен пассажирский транспорт?
Где его ожидают люди?
Где его ожидают люди?
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?
Правила поведения в общественном транспорте.
Что такое перекрёсток?
Что такое «зебра»?
Для чего нужен «Островок безопасности»?
Кто контролирует движение?
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД.
На какие две части делится дорога?
Правила перехода улицы.
Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
Где разрешается ездить на велосипеде?
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети!».
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход».
Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка».
Покажи дорожный знак «Велосипедное движение».
Результаты подсчета
высокий
средний
низкий
Суммарный диапазон
38-57
29-37
19-28
Характеристика уровней при оценке знаний детьми
Низкий уровень или пограничный уровень между низким и средним(I) «1» балл.
Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; знания по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы. Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
Средний уровень (II) «2» балла.
Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (III)«3» балла
Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.
2. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
3. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008.
4. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009.
5. Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.
6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. /Под общ. ред. В.А.Федорова. – М: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
7. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
8. Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: Скрипторий 2008.
Интернет-ресурсы
www.ped-kopilka.ru
http:www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/c стихи по правилам дорожного движения