kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Светофорик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Часто это происходит потому, что дошкольники и учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворах, на улицах современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий.

     Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, достигающий в настоящее время масштабов национальной катастрофы. В стране ежегодно в результате ДТП погибает более 30 тысяч и свыше 250 тысяч человек получают травмы.

     Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тысяч детей и подростков до 16 лет.

     Цифры, за которыми стоят слезы матерей, искалеченные после ДТП детские судьбы, а зачастую гибель маленьких участников движения страшны. За прошедшие 10 лет на дорогах России погибло около 16 тысяч детей, более 250 тысяч получили травмы различной степени тяжести.

     Количество погибших детей в расчете на 100 тысяч населения у нас в России в 3 раза больше, чем в Италии, в 2 раза больше, чем в Германии и Франции. Программа научно-технической направленности, расчитана на 3 года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Светофорик"»

Отдел образования администрации МО Кваркенского района

Оренбургской области

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Кваркенский Центр внешкольной работы»





Принята на заседании Утверждаю:

методического совета Директор МАОУДОД «Кваркенский

МАОУДОД "Кваркенский Центр Центр внешкольной работы» внешкольной работы" _________________Хандова Т.Ф.

от « 28 » августа 2015 г «_____»___________20____г Протокол № 1






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СВЕТОФОРИК »



Возраст детей - 7-10 лет

Срок реализации - 3 года

Автор – Митрофанова Т.Ю.

педагог дополнительного образования






с. Кваркено

2015 г



Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Учебно- тематический план.

2.1. Первый год обучения

2.2.Содержание программы первого года обучения.

2.3.Второй год обучения.

2.4.Содержание программы второго года обучения.

2.5.Третий год обучения.

2.6.Содержание третьего года обучения.

3. Методическое обеспечение программы.

4. Список литературы.




















  1. Пояснительная записка.

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Часто это происходит потому, что дошкольники и учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворах, на улицах современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, достигающий в настоящее время масштабов национальной катастрофы. В стране ежегодно в результате ДТП погибает более 30 тысяч и свыше 250 тысяч человек получают травмы.

Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тысяч детей и подростков до 16 лет.

Цифры, за которыми стоят слезы матерей, искалеченные после ДТП детские судьбы, а зачастую гибель маленьких участников движения страшны. За прошедшие 10 лет на дорогах России погибло около 16 тысяч детей, более 250 тысяч получили травмы различной степени тяжести.

Количество погибших детей в расчете на 100 тысяч населения у нас в России в 3 раза больше, чем в Италии, в 2 раза больше, чем в Германии и Франции.

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактике детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями. В дорожно-транспортные происшествия (ДТП) ежедневно попадают в среднем 75 детей, в том числе и школьники. Каждые 6 часов гибнет ребенок, а через каждые 20 минут дети получают травмы различной степени тяжести. Многие навсегда остаются инвалидами. Школьники, как правило, попадают в ДТП в силу своих психофизиологических и возрастных особенностей поведения на улицах и дорогах, если они находятся без присмотра взрослых.

За последние 5 лет в России в среднем ежегодно погибают более 1700 детей и подростков, а более 22500 – получают травмы разной степени тяжести. Сегодняшнее состояние детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Основными причинами ДТП по вине и неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9 %); неподчинение сигналам светофора (11,8 %); неожиданный выход из-за транспортного средства, кустов (15,3 %); игра на проезжей части (4,2 %); неумелое управление велосипедом (3 %). В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь.

Для получения настоящих знаний и навыков безопасного поведения на дороге, способных повлиять на снижение тяжести их последствий, необходима система обучения, составляющими которой являются: программное обучение, преемственность обучения, регулярность обучения правилам поведения на дорогах. На занятиях по программе «Безопасность дорожного движения» идет воспитание у детей культуры поведения на дорогах и выработка устойчивых умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, типовому положению об общеобразовательном учреждении, действующим Правилам дорожного движения, реальным условиям дорожного движения регионального характера. Программа учитывает психофизиологические и возрастные особенности учащихся, опирается на Федеральной закон «О безопасности дорожного движения».

К проведению занятий привлекаются работники ГИБДД ,работники правоохранительных органов, медицинские работники.

Школа является основным звеном системы обучения и воспитания учащихся, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Данная программа является актуальной и востребованной для воспитанников школы, так как:

- углубляет предметные знания и создает базу для дальнейшего изучения учебных дисциплин в средней школе;

- ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей;

- учит самостоятельному поиску знаний.

Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Задача взрослых, родителей и педагогов состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их исполнением.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая непрерывность обучения детей правильным действиям на улицах и дорогах.

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

  • Взаимодействия школы с социально-педагогической средой;

  • учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.

Данная система включает в себя такие элементы, как:

  • общественно и личностно значимые мотивы деятельности;

  • соответствующие организационные формы и методы обучения;

  • использование методов программного обучения в начальных классах и меж предметной интеграции в начальной, основной и средней школе;

  • закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Анализ работы по профилактике ДТП позволяет сформулировать основные направления обучения воспитанников Правилам безопасности дорожного движения:

  1. Должны быть определены дорожные ситуации, наиболее опасные для детей.

  2. Обучение безопасному поведению на дорогах должно выработать у детей навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватного решения в непрерывно меняющихся условиях движения.

  3. Успех обучения невозможен без обязательного и активного участия в нем взрослых, в первую очередь родителей.

  4. Действия всех служб и организаций, привлекаемых к работе по профилактике ДТП должны быть скоординированы, носить единый, целенаправленный характер.

Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма; формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; пропаганда Правил дорожного движения; формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.

Задачи программы:

Образовательные

  • повысить у детей уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;

  • помочь детям усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;

  • оказать содействие обучающимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие

  • развивать у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • способствовать развитию у обучающихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные

  • воспитывать у детей дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

  • вырабатывать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

  • сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

В данную программу вошли теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей.

Занятия учебных групп проводятся 4 раза в неделю по 2ак. часу.

1-й год – 144 ч;

2-й год- 144 ч;

3-й год -144 ч ;









Задачи 1-ого года обучения :

  1. Формировать представление об окружающем пространстве, ориентирование в нем.

  2. Познакомить с понятиями улица, дорога, светофор.

  3. Познакомить с различными видами транспорта: грузовой, легковой автомобили.

  4. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах.

Ожидаемый результат:

ребенок, имеющий представление об окружающем пространстве, ориентирующийся в нем; знаком с понятием улица, дорога, светофор, с некоторыми видами транспорта; имеющий первичные представления о работе водителя, о правилах поведения на дороге.

Задачи 2-ого года обучения:

  1. Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.

  2. Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения.

  3. Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.

  4. Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

  5. Закрепить понятие пешеход, пассажир.

  6. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.

Ожидаемый результат: ребенок, умеющий ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки.


Задачи 3-го года обучения:

  1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.

  2. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

  3. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

  4. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Ожидаемый результат

ребенок, умеющий свободно ориентироваться вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, соблюдающий правила безопасного поведения в транспортном средстве.










  1. Учебно –тематический план

2.1. Учебно- тематический план занятий

по программе «Светофорик» ( 1 год обучения)

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1



2

Юные помощники ГИБДД.

3



3

Город , в котором мы живем.

4



4

Дорога, транспорт и дорожное движение.

5



5

Дорожное движение осенью.

4



6

Правила дорожного движения.

4



7

Регулирование дорожного движения

5



8

Перекрестки и их виды.

6



9

Дорожная разметка и ее характеристика.

6



10

Дорожные знаки.

5



11

Дорожное движение зимой.

5

2


12

Общие обязанности пешеходов.

4



13

Общие обязанности пассажиров.

4



14

Дорожные ситуации- ловушки.

4



15

Дорожное движение весной.

5

2


16

Организация дорожного движения.

3



17

Ответственность за нарушения ПДД.

3



18

Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП.

5

2


19

Организация и проведение слета ЮИД.

6

4


20

Дорожное движение летом.

5

2


21

Сигналы водителей.

3



22

Движение в темное время суток.

4



23

Виды пешеходных переходов.

7



24

Правила безопасного поведения пешеходов на дороге.

4



25

Движение учащихся группами и в колоннах.

6



26

Экскурсия дорожные ситуации- ловушки.

2

4


27

Дорожные ловушки на летних дорогах.

4

2


28

Ответственность пешеходов, пассажиров и водителей за нарушения ПДД.

7



29

Итоговое занятие

2




Итого:

128

16

144











2.2.Учебно- тематический план занятий по программе «Светофорик» ( 2 год обучения)

Тема занятия

Количество часов


теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1



2

Проблемы безопасности движения в городе.

4



3

Дорожная этика.

4



4

Дорожные ловушки в период осенних каникул.

5



5

Велосипед : вчера, сегодня, завтра.

6



6

Велосипедист- участник дорожного движения.

6



7

Дорожные ситуации- ловушки для велосипедистов.

5



8

Техника вождения велосипеда.

5



9

Дорожные «ловушки» в период зимних каникул.

5



10

Автомобиль : вчера, сегодня, завтра.

6



11

Движение автомобиля.

4



12

Опасности на дороге.

7



13

Правила безопасного поведения на железной дороге.

5



14

Дорожные ловушки в период весенних каникул.

5



15

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП.

6



16

Знатоки ПДД.

5



17

Организация и проведение слета ЮИД.

6



18

Дорожные «ловушки» в период летних каникул

5



19

Поведение участников и очевидцев ДТП

5




Обеспечение безопасности пешеходов.

6



20

Движение транспортных средств.

6



21

Тормозной и остановочный пути транспортных средств.

6



22

Дорожно- транспортное происшествие.

4



23

Обязанности водителя.

5



24

Обязанности пассажиров.

5



25

Обязанности пешеходов.

5



26

Итоговое занятие

2




Итого :

128

16

144













2.3.Учебно- тематический план занятий по программе «Светофорик»

( 3 год обучения)

Тема занятия

Количество часов


теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1



2

Осенние дороги.

7



3

Огни светофора.

4



4

История светофора.

8



5

Современный светофор.

9



6

Опасности. Подстерегающие на дороге.

8



7

Мы – пассажиры.

8



8

Перекрестки и их виды.

10



9

Пешеходный переход.

9



10

Разнообразие дорог.

9



11

Дороги с одно- и двусторонним движением.

10



12

Дороги Оренбуржья.

8



13

Дорожное движение.

8



14

Дорожная разметка.

8



15

Велосипедист- участник дорожного движения.

9



16

Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП.

5

2


17.

«Законы» безопасности на дороге

9



18.

Организация и проведение слета ЮИД

6

4


19

Итоговое занятие

2




Итого:

138

6

144


2.5.Содержание программы 1-ого года обучения.

Тема 1. Вводное занятие -1 ч.

Теоретические сведения :знакомство с группой. Ознакомление воспитанников с планом и порядком работы объединения.

Тема 2. Юные помощники ГИБДД-1 ч.

Теоретические сведения:История ГИБДД (ГАИ) России. ЮИД- помощник ГИБДД. Положение об отрядах ЮИД. Права и обязанности членов отряда.

Тема 3. Город, в котором мы живем- 4 ч.

Теоретические сведения :основание Оренбурга. Легенды земли Оренбургской области. Оренбург в наши дни. Дороги Оренбуржья.

Тема 4. Дорога, транспорт и дорожное движение- 5 ч.

Теоретические сведения :современные дороги. Элементы дорог. Виды дорог.

Тема 5. Дорожное движение осенью – 4 ч.

Теоретические сведения:климатические особенности сезона. Дорожная обстановка. Возможные опасные дорожные ситуации.

Тема 6. Правила дорожного движения- 4 ч.

Теоретические сведения :история создания правил дорожного движения. Основные термины и понятия .

Тема 7. Регулирование дорожного движения -5 ч.

Теоретические сведения :возникновения, разновидности, назначение, принцип работы современного светофора. Сигналы регулирования.

Тема 8. Перекрестки и их виды-6 ч.

Теоретические сведения:определение понятия «перекресток». Регулируемые и нерегулируемые перекрестки . правила проезда перекрестков для водителей. Правила перехода перекрестка, регулируемого светофором и регулировщиком.

Тема 9. Дорожная разметка и ее характеристика- 6ч.

Теоретические сведения :определение понятия « разметка». Виды дорожной разметка, их назначение.

Тема 10. Дорожные знаки -5 ч.

Теоретические сведения:история возникновения дорожных знаков. Группы, назначение, правила установки дорожных знаков. Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.

Тема 11. Дорожное движение зимой-7ч.

Теоретические сведения :климатические особенности сезона. Дорожная обстановка. Возможные опасные дорожные ситуации.().

Практическая работа : просмотр презентации про опасные ситуации ()

Тема 12. Общие обязанности пешеходов -4ч.

Теоретические сведения :пешеход- участник дорожного движения. Переход дороги с двусторонним и односторонним движением, на перекрестке, по пешеходному переходу. Движение групп людей.

Тема 13. Общие обязанности пассажиров- 4ч.

Теоретические сведения :правила для пассажиров трамвая, автобуса, других видов транспорта. Ремни безопасности. Перевозка людей в грузовых автомобилях.

Тема 14. Дорожные ситуации – ловушки- 4 ч.

Теоертические сведения :привычки, вредные на проезжей части, «Ловушки» закрытого обзора, середины дороги в зоне остановки.

Тема 15. Дорожное движение весной- 7ч.

Теоретические сведения :климатические особенности сезона. Дорожная обстановка. Возможные опасные дорожные ситуации.().

Практическая работа:просмотр видеофильма опасные дорожные ситуации (2ч).

Тема 16. Организация дорожного движения-3ч.

Теоретические сведения :меры обеспечения безопасности дорожного движения.

Тема 17. Ответственность за нарушения ПДД-3ч.

Теоретические сведения:ответственность пешеходов, пассажиров и водителей за нарушения ПДД.

Тема 18. Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП- 7ч.

Теоретические сведения:основы анатомии и физиологии человека. Травмы. Раны. Кровотечения. Ожоги. Шок. Остановка дыхания. Остановка сердечной деятельности ().

Практическая работа: применение медицинской аптечки на практике.().

Тема 19. Организация и проведение слета ЮИД- 10ч.

Теоретические сведения :положение о проведение слета ЮИД. Разбор конкурсных работ (6ч).

Практическая работа:подготовка к конкурсным этапам (4ч).

Тема 20. Дорожное движение летом- 7ч.

Теоретические сведения:климатические особенности сезона. Дорожная обстановка. Возможные опасные дорожные ситуации ().

Практическая работа: экскурсия детей с инспектором ГИБДД (2ч).

Тема 21. Сигналы водителей- 3ч.

Теоретические сведения:осветительные приборы автомобилей , их значение. Предупредительные сигналыиводителей- необходимое условие безопасности дорожного движения.

Тема 22. Движение в темное время суток – 4ч.

Теоретические сведения:термин – «недостаточная видимость». Особенности движения автомобилей, велосипедистов и пешеходов в темное время суток.

Тема 23. Виды пешеходных переходов- 7ч.

Теоретические сведения:надземные и подземные пешеходные переходы.

Тема 24. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге- 4ч.

Теоретические сведения :переход, дороги с двусторонним и односторонним движением, на перекрестке. Ошибки на дороге.

Тема 25. Движение учащихся группами и в колоннах- 6ч.

Теоретические сведения:порядок движения группами по тротуарам. Порядок движения в колонне.

Тема 26. Экскурсия дорожные ситуации – ловушки- 6ч.

Теоретические сведения: правильное поведение на проезжей части ().

Практисекая работа:экскурсия к проезжей части (4ч)

Тема 27. Дорожные ловушки на летних дорогах- 6ч.

Теоретические сведения:отрицательные факторы, влияющих на детей (4ч).

Практическая работа: экскурсия детей с инспектором ГИБДД по опасным участкам ().

Тема 28. Ответственность пешеходов , пассажиров и водителей за нарушения ПДД -7ч.

Теоретические сведения:пешеходы – нарушители создают угрозу не только для себя, но и для безопасности движения транспорта. Ответственность пешеходов, пассажиров и водителей.

Тема 29. Итоговое занятие- 2ч.

Теоретические сведения:подведение итогов работы объединения за учебный год.














2.6.Содержание программы 2-ого года обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1ч.

Теоретические сведения:краткий анализ деятельности объединения. Постановка задач на новый учебный год. Особенности деятельности объединения второго года обучения.

Тема 2. Проблемы безопасности движения в городе- 4ч.

Теоретические сведения:ДТП. Виды последствия ДТП. Статистика детского дорожно- транспортного травматизма. Причины ДТП с участием детей и подростков.

Тема 3. Дорожная этика- 4ч.

Теоретические сведения:основные правила на дороге. Спец сигналы транспортных средств. Приоритеты на дорогах.

Тема 4. Дорожные ловушки в период осенних каникул- 7ч.

Теоретические сведения:климатические факторы, влияющие на детей. Возможные опасные дорожные ситуации (5ч).

Практическая работа: просмотр презентации про опасные ситуации ()

Тема 5. Велосипед : вчера, сегодня, завтра- 6ч.

Теоретические сведения :велосипед, как транспортное средство- исторический экскурс.

Тема 6. Велосипедист- участник дорожного движения- 6ч.

Теоретические сведения:требования к движению велосипедистов по проезжей части дорог. Предупредительные сигналы, подаваемые велосипедистом при движении. Движение колонны велосипедистов. Общее устройство велосипеда.

Тема 7. Дорожные ситуации- ловушки для велосипедистов-5ч.

Теоретические сведения:дорожные ловушки для велосипедистов.

Тема 8. Техника вождения велосипеда- 7ч.

Теоретичсекие сведения : проведение инструктажа по вождению велосипеда (5ч).

Практическая работа:преодоление отдельных препятствий.(2ч).

Тема 9. Дорожные «ловушки» в период зимних каникул- 7ч.

Теоретичские сведения:отрицательные факторы, влияющие на детей. Возможные опасные дорожные ситуации с детьми( 5ч).

Практическая работа: просмотр презентации про опасные ситуации (2ч).

Тема 10. Автомобиль : вчера, сегодня, завтра- 4ч.

История развития автотранспорта. Великие изобретатели. Современная классификация автомобилей. Автомобильные эмблемы.

Тема 11. Движение автомобиля- 4ч.

Теоретические сведения :правостороннее и левостороннее, одностороннее и двустороннее дорожное движение. Дороги нашего населенного пункта. Элементарные вопросы движения транспортных средств. Предупредительные сигналы водителей. Влияние погодных условий на движение автомобиля.

Тема 12. Опасности на дороге- 7ч.

Теоретические сведения :виды опасности и опасных участков дороги: по видимости, по состоянию покрытия, по форме дорог. Дорожные знаки, обозначающие опасные участки дороги. Советы пешеходу и водителю.

Тема 13. Правила безопасного поведения на железной дороге -5ч.

Теоретические сведения :правила поведения пешеходов и водителей на железной дороге. Типы железного переезда. Предупреждающие знаки.

Тема 14. Дорожные ловушки в период весенних каникул-.

Теоретические сведения:отрицательные факторы, влияющие на детей (5ч).Практическая работа :позможные опасные дорожные ситуации с детьми (2ч).

Тема 15. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП- 8ч.

Теоретические сведения :травмы при ДТП. Состав автомобильной аптечки. Классификация ран . виды и характеристика кровотечений (6ч).

Практическая работа : применение медицинской аптечки на практике.().

Тема 16. Знатоки ПДД -5ч.

Площадка для практических занятий по ПДД. Ее элементы.

Тема 17.организация и проведение слета ЮИД -10ч.

Теретические сведения :положение о проведении слета ЮИД (6ч).

Практическая работа:разбор конкурсных этапов (4ч).

Тема 18. Дорожные ловушки в период летних каникул- 7ч.

Теоретические сведения:трицательные факторы, влияющих на детей (5ч).Практическая работа:возможные опасные дорожные ситуации с детьми- презентация (2ч).

Тема 19. Поведение участников и очевидцев ДТП -5ч.

Теоретичские сведения :правильное поведение при ДТП, если ты участник или очевидец. Содержание медицинской сумки ( аптечки). Транспортировка пострадавших.

Тема 20. Движение транспортных средств- 6ч.

Теоретические сведения:понятие- полоса движения. Многорядное движение. Начало движения и расположение транспортных средств при движении. Ограничение скорости . основные дорожные знаки.

Тема 21. Тормозной и остановочный пути транспортных средств- 6ч.

Теоретические сведения :понятие – остановочный путь, тормозной путь. От чего зависит длина тормозного и остановочного путей автомобиля.

Тема 22. ДТП- 4ч.

Теоретические сведения:понятие ДТП . первое в истории ДТП. Виды и причины ДТП.

Тема 23 .Обязанности водителя- 5ч.

Теоретические сведения :обязанности водителя по обеспечению безопасности дорожного движения.

Тема 24 . Обязанности пассажиров- 5ч.

Теоретические сведения :правила поведения в маршрутном транспорте. Правила пользования маршрутным транспортом.

Тема 25. Обязанности пешеходов- 5ч.

Теоретические сведения :недисциплинированность участников дорожного движения и последствия этого. ГИБДД- организация, контролирующая соблюдение гражданами ПДД.

Тема 26.Итоговое занятие- 2ч.

Теоретические сведения:оценка работы объединения. Определение уровня знаний, умений и навыков.

























2.7.Содержание программы 3-его года обучения.

Тема 1. Вводное занятие-1ч.

Теоретические сведения:знакомство с детьми. Проведение инструктажа.

Тема 2. Осенние дороги- 7ч.

Теоретические сведения :скользкая дорога. Грязь- препятствия, затрудняющие движение пешеходов и транспорта. Инструктаж о безопасности поведения на дороге во время осенних каникул.

Тема 3. Огни светофора- 4ч.

Теоретические сведения :назначение светофора, значение сигналов светофора. Пешеходный светофор.

Тема 4. История светофора- 8ч.

Теоретические сведения :значение слова- светофор. Недостатки первых светофоров. Светофоры Оренбургской области.

Тема 5. Современный светофор- 9ч.

Теоретические сведения :автоматическое управление современным светофором. Виды светофоров по назначению ( транспортный и пешеходный). По расположению сигналов (горизонтальный и вертикальный).

Тема 6. Опасности , подстерегающие на дороге- 8ч.

Теоретические сведения :понятие- дорожная ловушка. О привычках, вредных на проезжей части.

Тема 7. Мы – пассажиры- 8ч.

Теоретические сведения :маршрутный транспорт : автобус, такси, трамвай. Где разрешается ожидать маршрутный транспорт ?

Тема 8. Перекрестки и их виды- 10ч.

Теоретические сведения :понятие перекресток. Виды перекрестков. Средства регулирования перекрестков. Что не следует делать на перекрестке.

Тема 9. Пешеходный переход- 9ч.

Теоретические сведения :понятие пешеходный переход. Дорожные знаки и разметки. Зебра. Правила перехода дороги при отсутствии пешеходного перехода.

Тема 10. Разнообразие дорог- 9ч.

Теоретические сведения :проселочные дороги, шоссе. Виды покрытия дорог. Различие дорог в зависимости от их покрытия. Пересечение дорог в разных уровнях.

Тема 11. Дороги с одно- и двусторонним движением -10ч.

Теоретические сведения :дороги нашего города. Особенности перехода дороги.

Тема 12. Дороги Оренбуржья- 8ч.

Теоретические сведения :дороги федерального и местного значения. Дороги с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов.

Тема 13. Дорожное движение-8ч.

Теоретические сведения :движение правостороннее и левостороннее. Многорядная проезжая часть. Дороги нашего населенного пункта.

Тема 14. Дорожная разметка-8ч.

Теоретические сведения :номер разметки. Виды горизонтальной разметки, предназначенные для водителей и пешеходов.

Тема 15. Велосипедист- участник дорожного движения- 9ч.

Теоретические сведения :велосипед- транспортное средство. История создания велосипеда.

Тема 16. Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП- 7ч.

Теоретические сведения :виды кровотечения (5ч).

Практическая работа:методы остановки кровотечения. Виды повязок(2ч).

Тема 17 . «Законы» безопасности на дороге -9ч.

Теоретические сведения:чем выше – тем больше опасности. Чем выше опасность – тем меньше должна быть скорость и больше осторожность.

Тема 18. Организация и проведение слета ЮИД-10ч.

Теоретические сведения :положение о проведении слета ЮИД (6ч).

Практическая работа:разбор конкурсных этапов (4ч).

Тема 19. Итоговое занятие-2ч.

Теоретические сведения :подведение итогов работы объединения за учебный год.




























  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.


Средства обучения и воспитания.

Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений. Средства воспитания – это виды деятельности, среда, приспособления для осуществления какой-либо цели.

Различают такие средства, как простые – словесные (учебники, наборы упражнений, заданий, схем), визуальные (реальные предметы, модели, макеты, рисунки); сложные – механические визуальные приборы (диаскоп, кодоскоп), аудиальные (проигрыватель, радио-аудиозапись), аудивизуальные (телевизор, видеофильм), средства автоматизации процесса (компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Формы обучения.

Формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и воспитанников, осуществляемых в определенных порядках и режиме.

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов в работе по изучению ПДД. Педагог имеет возможность определить задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения материала, особенностей психических процессов и т.д. С каждым ребенком в группе педагог может проводить периодически индивидуальные занятия контрольно-диагностического характера, чтобы выявить уровень его обученности, вовремя определить пробелы в усвоении знаний и умений.

Групповая форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой, в составе которой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. При подготовке к занятию, в его процессе хорошо успевающие дети могут быть помощниками педагога. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе - основная функция групповой формы обучения.

Фронтальная форма занятий также необходима при обучении воспитанников дошкольного образовательного учреждения безопасному поведению на дороге, содержанием которой может быть деятельность художественного характера.

Характерной особенностью форм школьного воспитания и обучения детей является то, что в их организации и проведении преобладает игра, в ходе которой развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.

  • Игры - упражнения - многократно повторяемые и направляемые на формирование безопасного поведения школьников на улицах, дорогах и в транспорте.

  • Ролевые игры - носят эмоциональный характер, у детей развивается воображение, они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с выбранной ролью.

  • Игры с правилами - сначала формируют задание, потом способ выполнения. К ним относится большинство дидактических игр, настольных, познавательных, спортивных, соревновательных.

Экскурсии, целевые прогулки – важные формы организации обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, их основное отличие от занятия, проводимого на игровой площадке, заключается в характере познавательной деятельности детей – непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдении за поведением пешеходов, движением транспортных средств.

Основное отличие экскурсии от занятия, проводимого на игровом участке или игровой площадке, заключается в характере познавательной деятельности детей – непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдении за поведением пешеходов.

Экскурсии со школьниками, изучающими правила дорожного движения, проводятся в разное время года. Для того, чтобы экскурсии были интересными детям, педагогу необходимо предварительно определить экскурсионные маршруты, выбрав варианты, максимально безопасные для детей.

Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улице, дорогам и в транспорте:

  • Во время прогулок, связанных с необходимостью перехода проезжей части, детей должны сопровождать не менее двух взрослых, заранее прошедших инструктаж у руководителя (или инструктора по безопасности дорожного движения) образовательного учреждения о мерах безопасности на дороге. Затем взрослые проводят инструктаж детей.

  • Из числа сопровождающих назначается старший (ответственный), который возглавляет колонну. Второй сопровождающий замыкает колонну.

  • Сопровождающие должны иметь при себе красные флажки.

  • Перед началом движения дети строятся в колонну по два человека и держат друг друга за руки. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов или игрушек. Дети младшего школьного возраста могут использовать при передвижении цветную веревочку, за которую они держатся по обе стороны колонны.

  • Группы детей разрешается водить только в светлое время суток по тротуарам, придерживаясь правой стороны.

  • Выбирать маршрут следует таким образом, чтобы он имел как можно меньше переходов проезжей части.

  • Перед началом перехода дороги необходимо остановить направляющую пару, чтобы колонна сгруппировалась.

  • Переходить проезжую часть разрешается по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а если их нет, то на перекрестке по линии тротуаров или обочин.

  • При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны, при условии отсутствия приближающегося транспорта. Переход дороги в зоне ограниченной видимости запрещен.

  • На регулируемых перекрестках можно начинать переход только на зеленый сигнал пешеходного светофора (или транспортного, если нет пешеходного светофора) и по разрешающему сигналу регулировщика, предварительно убедившись в том, что весь транспорт остановился.

  • На нерегулируемых пешеходных переходах необходимо сначала оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедиться, что переход будет безопасен.

  • Перед началом перехода сопровождающий должен выйти на проезжую часть с поднятым флажком, чтобы привлечь внимание водителей и только после этого, убедившись, что все автомобили остановились, можно начинать переход группы детей.

  • Если группа не успела закончить переход к моменту появления транспорта на близком расстоянии, сопровождающий предупреждает водителя поднятием красного флажка, становясь лицом к движению транспорта.

  • При переключении сигнала светофора на запрещающий, группа детей должна закончить переход проезжей части. Сопровождающий должен подать знак флажком водителям транспортных средств.

  • При организации перевозки групп детей необходимо руководствоваться «Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом» от 6.09.06 и 21.09.06., которые определяют порядок оформления Заявки на перевозку детей, получения разрешения в органах ГИБДД, организации сопровождения патрульным автомобилем.

Методы обучения.

Метод обучения - способ организации совместной деятельности педагога и воспитанников, направленный на решение образовательных задач. Каждый метод состоит из определенных приемов, которые направлены на решение более узкой учебной задачи - обсуждение и решение проблемных ситуаций, анализ устных ответов и их дополнение, выполнение на магнитных досках или на печатных схемах тренировочных упражнений, выполнение заданий с выборочными ответами по каждой теме, в том числе с использованием видеофильмов и компьютерных программ.

Наглядные методы – к группе наглядных методов обучения относятся наблюдение и демонстрация.

В ходе наблюдения дошкольники не только знакомятся с организацией дорожного движения, но и учатся замечать изменения в меняющейся дорожной обстановке. В процессе кратковременных наблюдений у детей формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, дети учатся различать форму, цвет (автомобиля, светофора), пространственное расположение частей, характер поверхности, издаваемые звуки и т.п. Длительные наблюдения способствуют установлению причинно-следственных связей и т.д. При повторных наблюдениях соблюдается концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков, при повторных наблюдениях – к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обобщению (дети учатся ориентироваться в ближайшем окружении детского сада). Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей, которые могут сравнивать два непосредственно наблюдаемых объекта (например, дети сравнивают отдельные детали транспортных средств: фары впереди белого цвета, фонари сзади - красного или оранжевого цвета).

Демонстрация (рассматривание) образца картин, диафильмов, слайдов, видеофильмов - важный метод обучения, направленный на формирование у ребенка наглядных статических образов с помощью технических средств обучения.

Практические методы - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательный характер деятельности детей, а усвоение новых знаний, умений носит практический характер. Ведущими практическими методами обучения являются: показ способов действия, упражнения, выполнение детьми творческих заданий, опыта и экспериментирования.

В ходе применения ситуационного метода обучения правилам безопасного поведения ребенка на дороге воспитатель показывает, как кусты, деревья, заборы, дома, стоящий транспорт могут закрывать видимость движущихся транспортных средств. Этот метод способствует развитию наблюдательности и способности анализировать.

На занятиях по правилам дорожного движения воспитатель пользуется наглядно-действенным показом. Показ должен быть четким, точным, разделенным на части, чтобы дети видели каждый прием действий и смогли впоследствии повторить действия за педагогом.

При выполнении упражнений – многократных повторений умственных или практических действий заданного содержания, дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

В процессе моделирования мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Выполнение детьми самостоятельных (творческих) заданий.

Для развития мышления в процессе практической деятельности, раскрывающей содержание правил дорожного движений и формирующей навыки поведения детей на дороге, используются постепенно усложняющиеся творческие задания.

Игровые методы и приемы.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.

Словесные методы.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.

Беседа - применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях.

Чтение художественной литературы.

Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развитии мышления, воображения, памяти. На занятиях по изучению детьми правил дорожного движения воспитатель может активно применять данный метод обучения: читать рассказы, стихи, сказки и т.д. При этом, детям дают представление о дорожно-транспортной лексике: регулирование движения, регулировщик, светофор, дорожные знаки, дорожная разметка, одностороннее или двухстороннее движение, остановка и др.

Методы воспитания.

Методы воспитания – это способы психолого-педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, поведение дошкольников. В работе с дошкольниками целесообразно использовать такие методы воспитания как: внушение, убеждение, упражнение, поощрение.

Внушение. Дети младшего возраста легко внушаемы, восприимчивы. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На старших школьников наиболее эффективно воздействует предметно - словесное убеждение. Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии («Проезжая часть - для автомобилей, тротуар - место для движения пешеходов»; «Переходить проезжую часть, держась только за руку взрослого» и др.). Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам дорожно-транспортного травматизма, нарушениям правил дорожного движения водителями и пешеходами.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности навыки безопасного поведения на дороге. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на дорогах, которая повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Подходы к обучению правилам дорожного движения.

Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Но написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому, задача педагогов – доступно объяснить их ребенку. При выборе формы обучения особенно важно не исказить содержания. Остановимся на некоторых подходах к обучению правилам дорожного движения:

1. Обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. Авторы многих используемых пособий по ПДД и воспитатели в своей практике употребляют термины и понятия, изъятые из ПДД много лет назад:

  • «улица» вместо «дорога»;

  • «мостовая» вместо «проезжая часть»;

  • «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»;

  • «ряд» вместо «полоса движения»;

  • «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»;

  • «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС»;

  • не существует понятия «островок безопасности».

2. Часто путают имеющие самостоятельное значение термины: «Пешеходная дорожка» и «Пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Употребление несуществующих понятий ведет к искажению в понимании требований ПДД.

3. Необходимо внимательно изучить официальное издание «Правила дорожного движения» (утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090 и введены в действие с 01.06.94 г.) с изменениями от 01.06.08 г.

4. Акцент в обучении ПДД нужно делать на опасное поведение детей на дороге, выявление дорожных «ловушек», а не на увеличение объема знаний с излишней детализацией, например, устройство дорог, изучение видов перекрестков, типов железных дорог, дорожных знаков для водителей, трудных для осмысления дошкольников сигналов регулировщика. Такие знания оседают в сознании детей «мертвым» грузом.

5. Занятия проводить только после сверки подготовленного к нему материала с текстом правил дорожного движения (в последней редакции), для работы пользоваться только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими Правилами.

6 . Раз в месяц организовывать целевые прогулки к дороге, где можно наблюдать движение транспорта, пешеходов, работу светофоров. После прогулок опросом закреплять полученные воспитанниками знания.

7. В ходе привития навыков безопасного поведения детей на дороге использовать различные формы и методы обучения и воспитания.

8. Сформировать игротеку, видеотеку, медиатеку с учетом возрастных особенностей воспитанников.

9. Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводить совместно с родителями, сотрудниками ГИБДД и др. заинтересованными организациями, ведомствами.

4. Список литературы .

1.газета «Добрая дорога детства» № 5 2009 года.

2.Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».

3.Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».

4.Газета «Добрая дорога детсва» 2005г. №23. Ребусы.

5.Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г. Сборник содержит разработки викторин, брейн-рингов, тестов, оригинальные авторские сценарии агитбригады отряда ЮИД, праздников.

6.Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2006г. В книге понятным и доступным языком рассказывается об общих положениях ПДД.

7.Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению младших школьников с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Светофорик"

Автор: Митрофанова Татьяна Юрьевна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306884


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства