kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа "Волшебный крючок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вязание -  один из самых распространённых видов декоративного искусства. Это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Вязание крючком известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. С помощью вязания можно буквально одеться с головы до ног и совершенно изменить облик своего дома. Пряжа и крючок способны поистине  творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделия, делая их более модными. В нашу эпоху всеобщей «мобильности» вязание не обошло стороной новую нишу моды: огромный выбор чехольчиков для мобильных телефонов осуществит мечту самой капризной маленькой  модницы. Мода на украшения, сувениры, вывязанные крючком, стремительно растёт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Волшебный крючок" »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г. СОСНОГОРСКА



Рассмотрена

на педагогическом совете

МБОУ ДОД «ДДТ»

г. Сосногорска

Протокол №___


от «___»____________2014 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «ДДТ»

г. Сосногорска


____________ С.А.Сметанина


«___»____________2014 года










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК»








Направленность:

Художественная

Возраст детей 7-13 лет


Срок реализации 2 года


Составитель:

Бесхлебнова

Ирина Викторовна,

педагог дополнительного

образования детей







Сосногорск

2014г.




Пояснительная записка


    Программа дополнительного образования «Волшебный крючок» является художественно–эстетической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – групповой, по времени организации рассчитана на 2 года обучения, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами вязания крючком.

 Новизна.   Вязание -  один из самых распространённых видов декоративного искусства. Это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Вязание крючком известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. С помощью вязания можно буквально одеться с головы до ног и совершенно изменить облик своего дома. Пряжа и крючок способны поистине  творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделия, делая их более модными. В нашу эпоху всеобщей «мобильности» вязание не обошло стороной новую нишу моды: огромный выбор чехольчиков для мобильных телефонов осуществит мечту самой капризной маленькой  модницы. Мода на украшения, сувениры, вывязанные крючком, стремительно растёт.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов,  дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной, преобразующей предметно – практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно – прикладного творчества.  Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества. В общеобразовательной школе на уроках технологии учащихся среднего звена знакомят с азами декоративно – прикладного искусства, но это недостаточно, чтобы полностью удовлетворить запросы родителей и учащихся. Поэтому для наиболее заинтересованных детей младшего и среднего школьного возраста было создано творческое объединение «Волшебный крючок»,  где занимаются учащиеся начального и среднего звена, так как у детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление, мелкая моторика рук.

 Актуальность. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций народа. Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно – художественного  постижения мира. В связи с этим программа «Волшебный крючок» весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых прежде всего творческих, бытовых, семейных, гражданских ориентиров, без которых невозможно органическое существование человека в окружающем мире.

Педагогическая целесообразность   данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
    Знакомство детей в процессе обучения с основными видами декоративно-прикладного и народного искусства – огромного мира духовного опыта народа, художественные идеи которого неотъемлемая часть духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов культуры      Отечества – позволяет воспитывать в них определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследоватьмира.


Цель  программы: создание условий для самореализации учащегося  в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт своей индивидуальности. 

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные:

-  научить четко, выполнять основные приемы вязания;

    - сформировать технические навыки и приемы в выполнении вязаных

       изделий;

    - обучить свободному пользованию схемами из журналов по вязанию;

    -  обучить экономному отношению к используемым материалам;

    -   научить применять полученные знания на практике.

Развивающие:

- развивать творческие способности;

 - развивать фантазию, эстетический и художественный вкус.


Воспитательные:

-  прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного

 творчества, эстетическое отношение к действительности;

-  воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение;  

-  умение доводить начатое дело до конца;

- формировать культуру взаимоотношений.


Отличительные особенности программы

        Отличительной особенностью от уже существующих программ является то, что  на основе минимальных полученных знаний воспитанники включаются в творческую деятельность и уже имеют возможность самостоятельно в творческом процессе изготавливать сувениры и игрушки, вязаные изделия.    

       

Возраст детей

     Программа «Волшебный крючок» предназначена для детей 7-13, интересующихся декоративно – прикладным искусством. Данный курс обучения направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки по вязанию крючком и нацелен на развитие творческих способностей детей средствами вязания.


Условия набора детей.Набор детей в творческое объединение «Волшебный крючок»  осуществляется по желанию детей в начале учебного года, не имеющих медицинских противопоказаний. Уровень подготовки учащихся определяется собеседованием. Состав группы может быть как одновозрастным, так и разновозрастным.

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей СанПин 2.4.4. 1251-03 списочный состав объединения формируется исходя из необходимости присутствия на занятиях:

  • на первом году обучения – не менее 15 человек;

  • на втором году обучения - не менее 12 человек;







Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года

1 год обучения: 204 часа в год

2 год обучения: 272 часов в год

Режим занятий.

1 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа.

2 год обучения: 1 раз в неделю 2 часа и 2 раза в неделю по 3 часа.

Структура учебного процесса по годам обучения


Год обучения

Продолжительность

Периодичность

в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель в году

Всего часов в год

1

2 (3) часа

3 (2) раза

6

34

204

2

3ч. х 2 + 2ч

3 раза

8

34

272



Формы организации учащихся на занятии:

Обучение  по программе предполагает групповые, фронтальные, индивидуальные, коллективные формы занятий:

- Фронтальная,  в зависимости от изучаемой темы;

- Индивидуальная – каждый ребенок работает над созданием своего изделия;

-  Коллективная –оформление выставки и демонстрация изделий

Занятия в объединении организованы в систему, в основе которой  лежат два вида деятельности воспитанников: это творческая практика и изучение теории.


Формы проведения занятий:

Комбинированное, практическое, мастер-класс, самостоятельная работа.

С учащимися также  проводятся беседы, презентации, встречи с интересными народными умельцами, посещение музеев, выставок. При проведении занятий учитывается: уровень знаний, умений и навыков учащихся, самостоятельность учащигося, его активность, его индивидуальные особенности, особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный крючок» учащиеся приобретают:


На первом году обучения

Знания:

  • правила техники безопасности и личной гигиены при работе;

  • историю ручного вязания;

  • основ материаловедения: классификацию и свойства волокон;

  • основные приемы набора петель и вязания крючком;

  • основных приемов вязания крючком и техники выполнения деталей разной формы;

  • условные обозначения, понятие «раппорт»;

  • чтение схем, особенности построения схем.



Умения:

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами, иглами и т.д.;

  • правильно читать условные обозначения;

  • подбирать материалы для вязания;

  • выполнять основные узоры, геометрические фигуры, различные игрушки и сувениры;

  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту;

  • свободно пользоваться схемами по вязанию;


Навыки:

  • вязание крючком;

  • составление простейших схем.


На втором году обучения

Знания:

- правила поведения, правила техники безопасности;

- сведения из истории кружева;

  • понятие «орнамент», способы его выполнения;

  • основные термины при вязании крючком;

  • особенности вязания кружев;

  • особенности вязания в филейной технике.

  • законы построения цветовой гаммы.


Умения:

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;

  • вязать кружева;

  • выполнять многоцветное вязание;

  • вязать в филейной технике, прибавлять и убавлять клетки;

  • сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работы;

  • давать оценку результата своего действия.

Навыки:

  • навыки культурного общения со сверстниками;

  • вязания различными узорами;

  • моделирования игрушек;

  • самостоятельно воплощать задуманное до конечного результата.


Формы и способы проверки результата

- анкетирование;

- тестирование;

- опрос;

- дидактические игры;

- задания «вопрос – ответ»;

- кроссворды;

-творческое задание;

- наблюдение педагога.


Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

  1. Входящий контроль: собеседование, анкетирование, опрос.

  2. Промежуточный контроль:

  • тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса;

  • фронтальная и индивидуальная беседа;

  • выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;

  • решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике;

  • решение кроссвордов;

  • игровые формы контроля (дидактические игры);

  • промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.


  1. Итоговый контроль: тестирование

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.


Способы фиксации результата:

мониторинг результатов освоения программы.





























Первый год обучения


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

В ТОМ ЧИСЛЕ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Безопасность жизнедеятельности

2

1

1

3.

Введение в курс

2

1

1

4.

Материаловедение

4

2

2

5.

Простые приемы работы с пряжей

8

2

6

6.

Основные приемы вязания крючком

38

6

32

7.

Вязание узорного полотна

44

8

36

8.

Сувениры

48

6

42

9.

Игрушки «Амигуруми»

46

6

40

10.

Творческие выставки.

8

2

6

11.

Итоговое занятие.

2

1

1


Итого:

204

36

168



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



ТЕМА 1. Вводное занятие


2

Теория

  1. Ознакомительная беседа:

  • рассказ о «Кудеснике»;

  • беседа об объединении «Волшебные узоры»;

  • цели и задачи первого года обучения;

  • организация работы объединения, рабочего места.



1



Практика

  1. Экскурсия по объединениям «Кудесника».

  2. Заполнение анкеты «Расскажи о себе».

  3. Тест «Какое у тебя воображение».

  4. Игры на знакомство.

1


ТЕМА 2. Безопасность жизнедеятельности.



2

Теория

  1. Техника безопасной работы на занятии.

  2. Беседа+презентация «Поведение в экстремальных ситуациях».

1

Практика

  1. Познавательно-игровая программа «Светофорик».


1







ТЕМА 3. Введение в курс.


2

Теория

  1. Виды декоративно-прикладного искусства.

  2. История возникновения вязания.

  3. Значение вязания в современной жизни..

  4. Выразительные средства вязания.

1

Практика

1. Просмотр иллюстраций, журналов.

2. Просмотр выставки.

1


ТЕМА 4. Материаловедение.



4

Теория

  1. Происхождение и свойства ниток.

  2. Инструменты, используемые в ручном вязании.

  3. Строение крючка.

  4. Хранение материалов.

  5. Инструктаж по охране зрения и осанки.

2

Практика

  1. Определение вида пряжи.

  2. Определение свойства пряжи.

  3. Наматывание ниток в клубки.

  4. Комплекс гимнастики для глаз.

  5. Игра «Внимательны ли вы».


2


ТЕМА 5. Простые приемы работы с пряжей.


8

Теория

  1. Сведения о витом шнуре, кистях, помпоне.

2

Практика

  1. Изготовление шнура.

  2. Изготовление кисти.

  3. Изготовление помпона.

  4. Изготовление игрушек из помпонов.

6


ТЕМА 6. Основные приемы вязания крючком.


38

Теория

  1. Организация рабочего места, гигиена труда.

  2. Правильное положение кистей рук при вязании крючком.

  3. Цепочка из воздушных петель.

  4. Полустолбик.

  5. Столбик без накида.

  6. Столбик с накидом.

  7. Столбик с 2-мя накидами.

  8. 3 более столбиков, провязанных вместе.

  9. Пышный столбик.

  10. Рачий шаг.

  11. Условные обозначения.

  12. Знакомство со схемой.

  13. Раппорт.

6

Практика

  1. Выполнение цепочки из воздушных петель.

  2. Выполнение полустолбика на цепочке.

  3. Выполнение столбика без накида на цепочке.

  4. Выполнение столбика с накидом на цепочке предыдущего ряда.

  5. Выполнение столбика с 2-мя накидами.

  6. Выполнение 3-х и более столбиков, провязанных вместе.

  7. Выполнение пышного столбика.

  8. Выполнение «рачьего шага».

  9. Поворот изделия.

  10. Вывязывание первого столбика.

  11. Вывязывание последнего столбика.

  12. Петли для подъема.

  13. Схематическое изображение.

32


ТЕМА 7.Вязание узорного полотна


44

Теория

  1. Изменение фактуры вязаного полотна.

  2. Правила вязания круга.

  3. Правила вязания квадрата от центра.

  4. Правила вязания многогранника.

  5. Правила вязания треугольника от центра.

  6. Чтение схем.

8

Практика

  1. Прибавление и убавление петель.

  2. Схематическое изображение связанных полотен.

  3. Вывязывание полотна круглой формы. Схема вязания круга.

  4. Вязание образца квадратной формы. Схема вязания квадрата от центра.

  5. Вывязывание многогранника по схеме.

  6. Квадратные прихватки.

  7. Вязание треугольника от центра. Схема вязания.

  8. Вязание прихваток по схемам.

36


ТЕМА 8. Сувениры.


48

Теория

  1. Сведения об истории сувенира и его назначении.

  2. Информация «О личном и общезначимом сувенире».

6

Практика

  1. Вязание изделий: «Лягушка», «Снеговик», «Сердечко» и другие.

  • зарисовка схем;

  • подбор пряжи;

  • выкройка изделия;

  • расчет петель;

  • вывязывание двух кругов по выкройке;

  • вывязывание лапок по выкройке;

  • сшивание деталей туловища;

  • пришивание лапок;

  • вшивание ротика;

  • пришивание глаз;

  • выставка готовых изделий.

  1. Вязание изделий: кошелек, чехол для мобильного телефона

  • рисунок модели;

  • подбор ниток;

  • расчет петель;

  • вывязывание изделий;

  • сборка.

  1. Оформление изделий.


42


ТЕМА 9.Игрушки «амигуруми»


46

Теория

  1. Сведения об игрушках «амигуруми».

  2. Приемы вязания игрушек «амигуруми».

  3. Вязание по описанию.

  4. Способы сборки изделий.

6

Практика

  1. Вывязывание игрушек:

  • подбор ниток;

  • разбор выполнения изделий;

  • вывязывание деталей по описанию;

  • сборка деталей.

  1. Оформление изделий.

40


ТЕМА 8. Творческие выставки


8

Теория

  1. Организация выставки лучших работ учащихся.

  2. Персональная выставка.

  3. Обсуждение результатов выставки.

  4. Подведение итогов, награждение.

2

Практика

  1. Подготовка работ.

  2. Оформление выставки.

6


ТЕМА 9. Итоговое занятие


2

Теория

  1. Награждение учащихся по результатам года.

  2. Рекомендации для дальнейшего обучения.

  3. Задания на лето.

1

Практика

  1. Игровая программа «Здравствуй, лето!»

1





















Второй год обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

В ТОМ ЧИСЛЕ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Безопасность жизнедеятельности

4

2

2

3.

Введение в курс

2

1

1

4.

Цветоведение

4

2

2

5.

Основные приемы вязания крючком

40

8

32

19

6.

Многоцветное вязание

46

6

40

7.

Сувениры

54

6

48

8.

Техника филейного вязания

58

8

50

9.

Техника ажурного вязания

52

8

44

10.

Творческие выставки

8

2

6

11.

Итоговое занятие

2

1

1


Итого:

272

45

227



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



ТЕМА 1. Вводное занятие



2


Теория

  1. Ознакомительная беседа:

  • цели и задачи второго года обучения;

  • организация работы объединения, рабочего места;

  • техника безопасной работы на занятии.

1

Практика

  1. Беседа «Расскажи, как провел лето».

  2. Игра «Встреча друзей».

1


ТЕМА 2. Безопасность жизнедеятельности.


4

Теория

  1. Беседа «Безопасность детей на дорогах».

  2. Беседа «Поведение в экстремальных ситуациях».

2

Практика

  1. Интерактивная игра «Знатоки дорожного движения».

  2. Конкурс рисунков «Не играй с огнем!»

2


ТЕМА 3. Введение в курс


2

Теория

  1. Декоративно-прикладное и народное искусство.

  2. Традиционное Коми вязание.

1

Практика

  1. Просмотр выставки, презентации.


1


ТЕМА 4. Цветоведение


4





Теория

  1. Понятие о цвете.

  2. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность.

  3. Теплые и холодные цвета , хроматические и ахроматические.

  4. Цветовой спектр.

  5. Колориметрический круг.

  6. Основные и дополнительные цвета.

  7. Символическое значение цвета.

2

Практика

  1. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов.

  2. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.

2


ТЕМА 5. Основные приемы вязания крючком


40

Теория

  1. Организация рабочего места, гигиена труда.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Перекрещенные столбики.

4. Столбиков «за работой», «перед работой».

8

Практика

  1. Столбики с накидами.

  2. Пышные столбики.

  3. Вязание перекрещенных столбиков.

  4. Вязание столбиков «за работой», «перед работой».

32


ТЕМА 6. Многоцветное вязание


46

Теория

  1. Понятие «Орнамент».

  2. История возникновения орнамента.

  3. Виды орнаментов.

  4. Орнаменты по регионам.

6

Практика

  1. Определение видов орнаментов.

  2. Подбор цвета по виду орнамента.

  3. Вязание образцов.

  4. Крепление нитей при многоцветном вязании.

40


ТЕМА 7. Сувениры


54

Теория

  1. Декоративные и функциональные свойства игрушек. Эстетические требования к игрушкам. Выбор выразительных средств при изготовлении игрушек.

  2. Искусство изготовления цветов из пряжи с помощью крючка – один из видов декоративно – прикладного искусства. Связь декоративно – прикладного искусства с материально – технической культурой и явлениями художественной деятельности.

  3. Строение цветка. Различные формы листьев садовых и комнатных растений.

  4. Правила и способы изготовления выкроек деталей цветов. Приемы изготовления стеблей.

  5. Материалы и инструменты: пряжа для изготовления цветов, крючки, нитки, иголки, ножницы, насадочный материал.

  6. Инструктаж по технике безопасности.

6

Практика

  1. Проектирование и изготовление игрушек.

  • составление эскиза, подбор материала, выкроек, инструмента для изготовления игрушек.

  • отработка приемов вывязывания, сборки, оформление изделий.

  1. Вывязывание цветов.

  • составление схем с изображением цветов.

  • практическая работа по вывязыванию лепестков.

  • упражнения по изготовлению стебельков.

  • изготовление листьев.

  • расположение листьев на стебле.

  • изготовление тычинок, сердцевины цветов.

  • составление букетов из вывязанных цветов.

  1. Самостоятельная работа: изготовление изделия для оформления одежды.

48


ТЕМА8. Техника филейного вязания

58

Теория

  1. Техника филейного вязания.

  • схемы для филейного вязания.

  1. Схема выполнения «Сетка простая».

  2. Схема выполнения «Сетка с заполненными ячейками».

  3. Прибавление и убавление ячеек.

8

Практика

  1. Вязание салфеток:

  • подготовительная работа;

  • изготовление изделий;

  • оформление салфетки.

  1. Филейное вязание.

  • работа по схемам.

  1. Прибавление и убавление вязаного полотна (по схемам).

50


Тема 9. Техника ажурного вязания


52

Теория.

  1. История возникновения кружева.

  2. Ажурные мотивы.

  3. Техника ажурного вязания.

  4. Способы соединения.

8

Практика

  1. Вязание ажурных мотивов по схемам.

  2. Соединение мотивов.

44


ТЕМА 10. Творческие выставки


8

Теория

  1. Организация лучших работ учащихся.

  2. Обсуждение результатов выставки.

  3. Подведение итогов, награждение.

2

Практика

  1. Подготовка работ.

  2. Оформление выставки.


6


ТЕМА 11. Итоговое занятие


2

Теория

  1. Награждение учащихся по результатам года.

  2. Рекомендации по дальнейшему обучению.

  3. Задания на лето.

1

Практика

  1. Игровая программа «Здравствуй, лето!»


1





МЕТОДИЧАСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Тема

занятия

Форма организации и

форма проведения

занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал.

Материально-техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1.

Вводное занятие

Индивидуально- фронтальная


Комбинирован-ное

Словесные:

беседа





Практические:

Игры на знакомство

Беседа об объединении,

Экскурсия по ДПиШ,

Бланки анкет, тестов

Игры

Входящий контроль:

Анкета

«Расскажи о себе»

Тест

«Какое у тебя воображение»

Опрос

«Выявление знаний и умений при работе с пряжей и крючком»

2.

Безопасность жизнедеятельности

Индивидуально- фронтальная


Коллективно-групповая

Словесные: беседа, инструктаж

Наглядные: показ презентации,


Памятка по ТБ,



Презентация по теме,

компьютер

Опрос,

Тест:

«ТБ на занятиях»,

Рефлексия деятельности

3.

Введение в курс

Коллективно-групповая

Комбинированная

Словесные:

Беседа

Наглядные:

Презентация,

Просмотр выставки

Поисковый

работа со специальной литературой

Презентация по теме,

Компьютер,

Книги,

Журналы,

Выставка работ детей, занимаюшихся в объедиени

Опрос «История вязания»


Наблюдение педагога

4.

Материаловедение

Фронтальная


Индивидуально-фронтальная

Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

презентация по теме

Практические:

опыт

Практическое задание,

Игры.

Обобщение,

Систематизация,

Анализ.

Альбом с образцами,

Презентация по теме,

Пряжа различных видов, спички, крючки,

Компьютер, комплекс гимнастики для глаз,

Дидактическая игра


Тест: «Материалы для вязания»

Тест: «Инструменты для вязания»


Д/И «Внимательны ли вы»


5.

Простые приемы работы с пряжей

Фронтальная


Индивидуально-фронтальная


Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

Показ выполнения

Практические:

Упражнения

Обобщение,

Анализ.

Метод. Разработка,

Образцы изделий,

Пряжа шерстяная и полушерстяная,

Ножницы, иглы, картон, линейки, карандаши

Устный опрос,


Практическое задание


Рефлексия деятельности

6.

Основные приемы вязания крючком

Индивидуально-фронтальная


Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

Показ

Практические:

упражнения,

игры

Метод. Разработка,

Образцы,

Пряжа шерстяная и полушерстяная,

Крючки № 3; 3,5

Ножницы.


Тест:

«Основные приемы вязания крючком»,

Контрольные задания,

Д/И «Подбери схему»,

Промежуточный мониторинг

Тест за 1 полугодие.

7.

Вязание узорного полотна

Фронтальная


Индивидуально-фронтальная



Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

Показ,

Разбор схем,

Практические:

Работа со схемами,

упражнения,

игры

репродуктивные

Метод. Разработка,

Образцы изделий, схемы, Пряжа шерстяная и полушерстяная,

Крючки № 3; 3,5

Ножницы.

Дидактические игры


Контрольные задания,

Д/И «Подбери схему»,

Д/И «Угадай и свяжи»

Мониторинг знаний


8.

Сувениры

Индивидуально-фронтальная



Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

Показ,

Разбор схем,

Практические:

Работа со схемами,

упражнения,

игры Поисковые:

Работа со специальной литературой.

Метод. Разработка,

Образцы изделий, схемы,

Пряжа шерстяная и полушерстяная,

Крючки № 3; 3,5

Ножницы.


Специальная литература



Устный опрос,

Коллективный анализ работ,

Самоанализ,

Наблюдения педагога



Мини – выставки,


9.

Игрушки «Амигуруми»

Индивидуально-фронтальная



Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

Показ,

Разбор схем,

Практические:

Работа со схемами,

упражнения,

игры

Поисковые:

Работа со специальной литературой.

Метод. Разработка,

Образцы изделий, схемы,

Пряжа шерстяная и полушерстяная,

Крючки № 3; 3,5

Ножницы.


Специальная литература



Устный опрос,

Коллективный анализ работ,

Самоанализ,


Д/И «Кто вперед»,

Д/И «Пойми меня».


Мини – выставки.

10.

Участие в выставках

индивидуальная

Словесные,

Наглядные,

практические


Коллективный анализ работ,

Самоанализ


11.

Итоговое занятие

Фронтальная

комбинированная

Словесные,

Наглядные,

практические

Метод. Разработка,

ТСО,

Грамоты,

Конспект,

Итоговый мониторинг

Тест – опрос: «Знаю- Умею»,





ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



п/п

Тема

занятия

Форма организации и

форма проведения

занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал.

Материально-техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1.

Вводное занятие

Индивидуально- фронтальная


Комбинирован-ное

Словесные:

беседа





Практические:

Игры,

конкурс

конспект

Бланки тестов

Игры

Листы бумаги, карандаши,

Краски, фломастеры,

Музыкальный центр

Входящий контроль

Анализ выставки

2.

Безопасность жизнедеятельности

Индивидуально- фронтальная


Коллективно-групповая

Словесные: беседа, инструктаж

Наглядные: показ презентации,

практические

Памятка по ТБ,



Презентация по теме,

компьютер

Листы бумаги, карандаши,

Краски, фломастеры,

Музыкальный центр

Опрос,


Анализ выставки


Рефлексия деятельности

3.

Введение в курс

Коллективно-групповая

Комбинированная

Словесные:

Беседа

Наглядные:

Презентация,

Просмотр выставки

Поисковый

работа со специальной литературой

Презентация по теме,

Компьютер,

Книги,

Журналы,

Выставка работ детей, занимавшихсявобъедини

Опрос


Наблюдение педагога

Систематизация знаний

4.

Цветоведение

Фронтальная


Индивидуально-фронтальная

Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

презентация по теме

Практические:

Практическое задание,

Игры.

Обобщение,

Систематизация,

Анализ.

Альбом с образцами,

Презентация по теме,

Цветовой круг,

Пряжа различных цветов,


Промежуточный контроль

Опрос

Систематизация знаний

5.

Основные приемы вязания крючком

Фронтальная


Индивидуально-фронтальная


Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

Показ выполнения

Практические:

Упражнения

Обобщение,

Анализ.

Метод. Разработка,

Образцы изделий,

Пряжа шерстяная и полушерстяная,

Ножницы

Устный опрос,

Тест:

«Основные приемы вязания крючком»,


Практическое задание


Рефлексия деятельности

Промежуточный контроль

6.

Многоцветное вязание

Индивидуально-фронтальная


Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

Показ,

Презентация по теме

Практические:

упражнения,

игры

Метод. Разработка,

Образцы,

Пряжа шерстяная и полушерстяная,

Крючки № 3; 3,5

Ножницы.


Контрольные задания,

Д/И «Подбери схему»,

Промежуточный мониторинг

Тест за 1 полугодие.

7.

Сувениры

Фронтальная


Индивидуально-фронтальная



Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

Показ,

Разбор схем,

Практические:

Работа со схемами,

упражнения,

игры

репродуктивные

Метод. Разработка,

Образцы изделий, схемы, Пряжа шерстяная и полушерстяная,

Крючки № 3; 3,5

Ножницы.

Дидактические игры



Устный опрос,

Коллективный анализ работ,

Самоанализ,

Наблюдения педагога


Мини – выставки,


8.

Техника филейного вязания

Индивидуально-фронтальная



Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

Показ,

Разбор схем,

Практические:

Работа со схемами,

упражнения,

игры Поисковые:

Работа со специальной литературой.

Метод. Разработка,

Образцы изделий, схемы,

Пряжа шерстяная и полушерстяная,

Крючки № 3; 3,5

Ножницы.


Специальная литература



Устный опрос,

Самоанализ,

Наблюдения педагога

Мини – выставки,

Итоговый мониторинг

9.

Техника ажурного вязания

Индивидуально-фронтальная



Словесные:

Рассказ педагога

Наглядные:

Показ,

Разбор схем,

Практические:

Работа со схемами,

упражнения,

игры

Поисковые:

Работа со специальной литературой.

Метод. Разработка,

Образцы изделий, схемы,

Пряжа шерстяная и полушерстяная,

Крючки № 3; 3,5

Ножницы.


Специальная литература



Устный опрос,

Самоанализ,

Д/И «Пойми меня».


Итоговый мониторинг

10.

Участие в выставках

индивидуальная

Словесные,

Наглядные,

практические


Коллективный анализ работ,

Самоанализ


11.

Итоговое занятие

Фронтальная

комбинированная

Словесные,

Наглядные,

практические

Метод. Разработка,

ТСО,

Грамоты,

Конспект,

Итоговый мониторинг

Тест – опрос: «Знаю- Умею»,





Материально-техническоеоснащение занятий.


  1. Помещение удовлетворяет санитарно- гигиеническим требованиям. Имеется необходимая для работы мебель (столы и стулья, шкафы для хранения материалов и поделок), демонстрационная доска.

  2. Инструменты:

крючки разного размера, наборы из пяти вязальных спиц, спицы на леске, спицы длинные металлические, ножницы, иглы швейные.

  1. Материалы:

пряжа разных цветов и фактуры, нитки «ирис», «мак» и др., синтепон для набивки игрушек, бусинки, бисер, паетки для украшения и т.д.

  1. Дидактический материал:

-инструкционные карточки;

-схемы узоров;

-стенд с образцами вязания крючком и на спицах;

-компьютерные презентации.

  1. Техническое оснащение.

-компьютер;

-телевизор;

-соединительные шнуры.


Дидактический материал к программе.Для успешной реализации программы используются наглядные и дидактические пособия.

  • Орнамент художественных изделий народов Севера;

  • Альбом образцов ручного вязания спицами;

  • Альбом образцов ручного вязания крючком;

  • Использование орнамента вышивки Севера в трикотаже для украшения современного интерьера.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для учащихся


  1. Вяжите сами / Под ред. Е. Величкиной, Р. Колосовой. – М.: ФАБР, 1993.

  2. Гирич В. П. 1000 узоров вязания крючком. – М.: Легпромбытиздат, 1992.

  3. Кибалова Л., Гербенева Л., Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1988.

  4. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. –М.: Советская Россия, 1989.

  5. Узорное вязание (из коллекции музея). Авт.-сост. Н. Лютикова. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народных искусств «Малые Карелы». – Архангельск, 2000.

  6. Народные художественные промыслы. Энциклопедия.


Литература для педагога


  1. Амигуруми. Живые игрушки. /сост. Ники Тренч. –М.: «Махаон», 2011 – 112 с. ил.

  2. Астраханцева С. В., Рукавица В. Ю., Шушпанова А. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

  3. Брун В., Тильне М. История костюма от древности до нашего времени. – М.: ЭКСМО, 1995.

  4. Вассерман О. Из клубка ниток. – М.: Экономика, 1964.

  5. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Щпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  6. Исследовательская работа школьников. Науч.-метод. и информац.-публиц. журнал. – 2005. – №1-2.

  7. Лихачев Д. С. Прошлое – будущему. – Л., 1985.

  8. Маврина Т. А. Пути-дороги. – Л.: Художник РСФСР, 1980.

  9. Максимов Ю. В. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983.

  10. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. В 3 т. – М.: Российская академия моды, 1996.

  11. Народное искусство. Исследования и материалы. Государственный Русский музей. Сб. статей / Сост. И. Я. Богуславская. – PALACE EDITION, 1999.

  12. Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М. А. Некрасовой. – М.: Изобразительное искусство, 1985.

  13. Народные художественные промыслы / Под общ.ред. О. С. Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

  14. Народные художественные промыслы и современная культура: Сб.статей НИИ ХП / Под ред. Н. В. Черкасовой. – М.: Просвещение, 1980.

  15. Пучкова Л. С. Кружок вязания на спицах. – М.: Просвещение, 1988.

  16. Разина Т. М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII-XIX вв. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

  17. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия /авт.-сост. Н. Соснина, И. Шагина. – СПб.: Искусство-СПб., 1998.

  18. Светлова Л. П. Азбука орнамента. Пособие для профессиональных образовательных учреждений. 2-е изд. – М.: ГНОМиД.

  19. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». 5-7 классы./авт.-сост. Е.А.Гурбина.- Волгоград: Учитель, 2007.-200 с.

  20. Шевчук Л. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.

  21. Шерстяные солнышки / Сост. Т. Сысоева. - Каргополь, 2005.-12с.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная образовательная программа "Волшебный крючок"

Автор: Бесхлебнова Ирина Викторовна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  "Волшебный клубок" "
    ["seo_title"] => string(58) "programma-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-volshiebnyi-klubok"
    ["file_id"] => string(6) "223512"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437754816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства