kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Современный танец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа «Современный танец» относится к общеразвивающим программам, имеет художественную направленность, разработана для детей и подростков 5-16 лет, срок реализации 5 лет. Художественная направленность данной программы прослеживается в том, что освоение воспитанниками современного танца проходит с изучением истории классического и современного хореографического искусства, знакомства с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Современный танец»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Центр дополнительного образования»

г. Балаково Саратовской области






.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Современный танец»




Тип программы: общеразвивающая

Возраст обучающихся: 5-16 лет

Срок реализации программы: 5 лет



Составил

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Зуева Юлия Федоровна







г. Балаково – 2018 г.

Структура программы


1.

Пояснительная записка ……………………………………

3

2.

Учебно-тематический план ………………………………..

11

3.

Содержание программы …………………………………...

14

4.

Методическое обеспечение программы ………………….

33

5.

Материальное обеспечение программы …………………..

44

6.

Список литературы ………………………………………...

45





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеобразовательная программа «Современный танец» относится к общеразвивающим программам, имеет художественную направленность, разработана для детей и подростков 5-16 лет, срок реализации 5 лет. Художественная направленность данной программы прослеживается в том, что освоение воспитанниками современного танца проходит с изучением истории классического и современного хореографического искусства, знакомства с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культуры. Средствами этих занятий у детей формируются творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука, формы, цвета.

Актуальность данной программы заключается в систематизации принципов работы с воспитанниками ансамбля в направлении «Современная хореография». Это направление в хореографическом искусстве стало очень привлекательным для детских хореографических коллективов, т.к. классический танец довольно труден для изучения и доступен далеко не всем воспитанникам, а принципы освоения современного танца помогают достигать любому ребенку самовыражения через движения.

Новизна данной программы заключается не только в формировании умений и навыков в искусстве хореографии, но и развитие творческого аспекта личности ребенка, формирование его активной жизненной позиции, развитии универсальных учебных действий.

Цель: способствовать формированию личности ребенка с развитым художественно-эстетическим вкусом и системой ценностей в восприятии современной культуры, способного к творческой самореализации посредством современного искусства хореографии.

Задачи:

1. Образовательные:

- расширить кругозор детей в области истории хореографии,

- познакомить с особенностями культуры в области танца, костюма, духовно-нравственных ценностей;

- познакомить с различными стилями исполнения современного танца;

- сформировать основные умения, навыки в области хореографического искусства;

- сформировать у детей музыкально-ритмические навыки правильного и выразительного движения в области современной хореографии; актерского мастерства, самостоятельной и коллективной деятельности.

2. Воспитательные:

- воспитать эстетический вкус, интерес к творческой деятельности;

- воспитать активную жизненную позицию, лидерские качества;

- сформировать общую культуру поведения ребенка в обществе, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

3. Развивающие:

- развить у детей мотивацию познания и достижений, поиска новых познавательных ориентиров;

- развить музыкально-ритмические способности детей, творческое мышление, воображение, фантазию;

- развить внимание, память, пространственное мышление;

- развить творческие и организаторские способности.

- воспитать эстетический вкус, интерес к творческой деятельности.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в возможности успешного решения вопросов, связанных с развитием у обучающихся универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования, социализацией, нравственно-эстетическим воспитанием детей и подростков, с их профессиональным самоопределением.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы, от 5 до 16 лет.

Условия набора обучающихся в объединение: принимаются все желающие, имеющие допуск врача-педиатра. Обучающиеся, поступающие в ансамбль, проходят тестирование, направленное на выявление их индивидуальных особенностей к выбранному виду деятельности. По результатам мониторинга обучающиеся зачисляются в группу соответствующего года обучения.

Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 15 человек, последующие годы по 10-12 человек. Уменьшение числа обучающихся в группах объясняется увеличением объёма и сложности изучаемого материала.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на пять лет обучения. 1-ый год обучения – 108 часов в год, последующие года обучения – по 216 часов в год. На полное освоение программы требуется 972 часа.

Режим занятий. Занятия проводятся в группах. Для обучающихся 1-го года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу, последующие года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.

Предметные результаты усвоения программы:

В результате освоения программы 1-го года обучения, обучающиеся будут

Знать:

- основы техники безопасности на занятии хореографии;

- основы танцевальной этики;

- простейшие способы и приемы перестроений (рисунки);

- основные элементы классического танца, позиции рук, ног, положение головы на середине зала;

- основы партерной гимнастики.

Уметь:

- ориентироваться в танцевальном зале, строиться в линию, круг, полукруг;

- передавать характер музыкального произведения в движении;

- работать с предметом;

- работать в паре;

- согласовывать музыку с движением;

- исполнять комплексы ритмических упражнений и небольшие танцевальные композиции.

В результате освоения программы 2-го года обучения, обучающиеся будут

Знать:

- ориентироваться в танцевальном зале, строиться в колонну, «шахматный порядок», диагональ;

- назначение отдельных танцевально-ритмических упражнений;

- основные элементы классического танца на середине класса;

- технику безопасности при исполнении движений на полу;

- назначение стретчинга.

Уметь:

- исполнять основные движения классического танца;

- соединять элементарные музыкально-ритмические движения в комбинацию;

- владеть комплексом упражнений на полу;

- ориентироваться в пространстве;

- исполнять танцевальные этюды.



В результате освоения программы 3-го года обучения, обучающиеся будут

Знать:

- основные движения классического танца у станка при полной выворотности;

- основные понятия джаз-модерн танца;

- основные хореографические термины;

- взаимосвязь исполнения движений с дыханием.

Уметь:

- исполнять классический экзерсис у станка;

- исполнять allegro (группа маленьких прыжков) на середине класса;

- исполнять portdebras (1,2 форма) на середине класса;

- исполнять элементарные движения джаз-модерн танца (комплекс упражнений на различных уровнях, приобрести навыки подвижности отдельных частей тела, приобрести базовый уровень свободы позвоночника, ориентироваться в пространстве)

В результате освоения программы 4-го года обучения, обучающиеся будут

Знать:

- основные движения классического танца у станка;

- основные принципы техники движения современного танца;

- основные хореографические термины;

Уметь:

- исполнять классический экзерсис у станка;

- исполнять allegro (группа средних прыжков) на середине класса;

- исполнять portdebras (3,4 форма) на середине класса;

- исполнять движения джаз-модерн танца (исполнять упражнения на свободу и координацию частей тела, обладать достаточной свободой позвоночника, легко переходить из одного уровня в другой, выполнять движения за счёт падения и подъёма тяжести корпуса, быстро менять направление при перемещении в пространстве, работать в паре. Малой группе, выполнять задание на импровизацию.)

В результате освоения программы 5-го года обучения, обучающиеся будут

Знать:

- основные принципы исполнения классического танца у станка и на середине класса;

- основные принципы техники движения современного танца;

- основные хореографические термины, их названия и содержание;

- особенности партеринга.

Уметь:

- исполнять классический экзерсис у станка;

- исполнятьallegro (группа больших прыжков) на середине класса;

- исполнять tempslieна середине класса;

- исполнять движения джаз-модерн танца (обладать достаточной свободой позвоночника, владеть навыками подвижности всего тела, работать в парах и малых группах, проводить взаимосвязь дыхания с движением, двигаться амплитудно, пространственно, чередуя напряжение и расслабление, импровизировать на заданные темы, самовыражаться в движении.

Реализация данной программы позволит обучающимся достичь следующих уровней воспитательных результатов:

Первый уровень результатов: приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим педагогом как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие учащегося с другими детьми на уровне объединения, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Личностные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- проявлять интерес к знаниям в области хореографии;

- ориентироваться на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов педагога, товарищей, родителей;

- проводить самооценку на основе критериев успешности деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные педагогом ориентиры действий;

- планировать свои действия;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку педагога;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных задач;

- анализировать объекты, выделять главное;

- устанавливать аналогии;

- ставить вопросы, выдвигать гипотезы, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать различные точки зрения;

- формировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве,

- работать в группе.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Используются различные виды контроля: устный, практический, наблюдение.

Наиболее распространенные формы контроля: опрос, тестирование, концерт, конкурс, презентация проекта, открытый урок.

Критерии оценки освоения образовательной программы:

Таблица 1.

Критерий

Показатель

Индикатор

Диагностический инструментарий

1.Критерий освоения образовательной программы обучающимся

(уровни: низкий, средний, высокий)


1.Теоретическая подготовка по освоенному материалу программы.

2.Практическая подготовка


3. Общеучебные умения и навыки

1.Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям


2.Соответствие практических умений и навыков обучающегося программным требованиям


3.Умение планировать свою деятельность,

Самостоятельность, сформированность коммуникативных навыков, Рефлексивные навыки и т.д.

1. Контрольный опрос

Тестирование

Собеседование


2.Практическая работа

Контрольный урок

Проект

Концерт

Конкурс


3.Наблюдение

Группа критериев личностного развития воспитанников

1.Нравственная воспитанность

обучающихся

Отношение к другим людям: эмпатийность, тактичность, отзывчивость, принципиальность.

Отношение к деятельности: инициативность, добросовестность, исполнительность.

Отношение к себе: самокритичность,

Проявления данных качеств в деятельности, поведении.

Педагогическое наблюдение за поведением

Экспертная оценка п.д.о., родителей, обучающихся.

Самооценка.

-«Диагностика нравственной самооценки», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика нравственной мотивации» для уч-ся 7 кл. (разработана под руководством А.И Шемшуриной)

Для 8-11 кл. «Личностный рост» (методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова)

2.Компетентность социального взаимодействия

Активная жизненная позиция;


Сформированность навыков работы в группе.


Способность конструктивно решать конфликтные ситуации

Число обучающихся реально включенных в общественно полезную социальную деятельность, в коллективно-творческие дела.

Демонстрация модели поведения, способствующей стабилизации благоприятного микроклимата в образовательной среде.

Наличие навыков конструктивного управления разного рода конфликтами.

Педагогическое наблюдение за поведением обучающихся.

Экспертная оценка педагогов, родителей, обучающихся.

«Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении» (методика Е.В. Коротаевой).

«Социализированность личности учащегося» (методика М.И. Рожкова)

3. Готовность подростков к выбору профессии

Осознанное отношение к выбору профессии

Число обучающихся определившихся с выбором профессии

Соответствие профнамерений обучающихся и их участия в кружках, секциях подросткового клуба.

Педагогическое наблюдение.

Опрос.

«Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенского)






  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Первый год обучения

п/п


Наименование разделов

и тем

Количество часов

всего

теория

прак

тика

с ДОТ

теория

практика

I

Вводное занятие.

1

1

0

0

0

II

Азбука классического танца

25

2

23

0

0

III

Партерная гимнастика

28

3

25

0

0

IV

Танцевально-ритмические упражнения

25

2

23

0

0

V

Развивающие танцы

28

3

25

0

0

VI

Заключительное занятие

1

-

1

0

0


Итого

108

11

97

0

0




Второй год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

прак

тика

с ДОТ

теория

практика

I

Вводное занятие.

1

1

0

0

0

II

Азбука классического танца

43

3

40

0

0

III

Партерная гимнастика

43

3

40

0

0

IV

Стретчинг(растяжка)

43

3

40



V

Танцевально-ритмические упражнения

42

2

40

0

0

VI

Постановочная работа

43

3

40

0

0

VII

Заключительное занятие

1

-

1

0

0


Итого:

216

15

201

0


0






Третий год обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

прак

тика

с ДОТ

теория

практика

I

Вводное занятие.

1

1

0

0

0

II

Азбука классического танца

36

3

33

0

0

III

Азбука модерн-джаз танца

36

3

33

0

0

IV

Партерная гимнастика

36

3

33

0

0

V

Стретчинг (растяжка)

34

2

32

0

0

VI

Комбинированные упражнения

36

3

33

0

0

VII

Постановочная работа

36

3

33

0

0

VIII

Заключительное занятие

1

-

1

0

0


Итого:

216

18


198



0



0





Четвертый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

прак

тика


с ДОТ

теория

практика

I

Вводное занятие.

1

1

0

0

0

II

Азбука классического танца

42

4

38

0

0

III

Азбука модерн-джаз танца

42

4

38

0

0

IV

Партерная гимнастика

42

4

38

0

0

V

Стретчинг(растяжка)

42

4

38

0

0

VI

Постановочная работа (проект)

46

6

40

0

0

VII

Заключительное занятие

1

-

1

0

0


Итого:

216

23


193


0


0




Пятый год обучения

п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

прак

тика


с ДОТ

теория

практика

I

Вводное занятие.

1

1

0

0

0

II

Азбука классического танца

42

4

38

0

0

III

Азбука модерн-джаз танца

42

4

38

0

0

IV

Партерная гимнастика

42

4

38

0

0

V

Стретчинг(растяжка)

42

4

38

0

0

VI

Постановочная работа

46

6

40

0

0

VII

Заключительное занятие

1

-

1

0

0


Итого:

216

23

198

0


0








  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Содержание программы первого года обучения


  1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с объединением, планом работы на год. Рассказ об основных направлениях работы на занятиях. Материалы и оборудование. Инструктаж по правилам техники безопасности.

II. Азбука классического танца

2.1.Позиции ног, рук, положение головы. Постановка корпуса.

Теория. Знакомство с позициями ног, рук, положением головы, в классическом танце. Постановка корпуса танцовщика.

Практика. Постановка стоп при неполной выворотности на середине класса. Изучение I,II,III, позиций ног. Изучение I,II, III позиции рук и подготовительного положения. Постановка корпуса.

2.2. Demiplie

Теория. Понятие plie.Методика исполнения demiplie на середине класса при неполной выворотности стоп по I, II, III позиции.

Практика. Разучивание demiplie на середине класса при неполной выворотности стоп по I, II, III позиции.

2.3. Battemanttandu

Теория. Понятиеbattemanttandu. Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

2.4. Releve

Теория. Понятие releve.Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп по I,II,IIIпозиции.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп по I,II,IIIпозиции.

2.5. Battemanttanduс demiplie

Теория. Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

2.6. Battemanttanduсreleve

Теория. Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп по I,II,III позиции.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

2.7. Portdebras

Теория. Методика исполнения Iформы рortdebras на середине класса.

Практика. Разучивание Iформы рortdebras на середине класса

III. Партерная гимнастика

Теория. Понятие партерная гимнастика. Методика исполнения комплекса упражнений на полу.

Практика. Выполнение упражнений на развитие физических данных: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности, развитие выносливости и постановка дыхания.

3.1. Упражнения на развитие выворотности стоп.

«Утюжки» (сокращение и вытягивание стоп одновременно и поочереди), «солнышко» (вращение стоп), «книжка» (раскрывание стоп).

3.2. Упражнения на развитие и укрепление мышц живота (лёжа на спине)

«Велосипед», «ножницы», поднимание прямых ног на 90 градусов вверх одновременно и по очереди, поднимание согнутых ног на 90 градусов вверх и опускание прямых, «утюжки» вытянутыми вверх ногами одновременно и по очереди.

3.3. Упражнения на развитие и укрепление мышц спины (лёжа на животе).

Одновременное поднимание вытянутых рук вверх, одновременное поднимание вытянутых ног вверх, «ласточка», «каталочка», «колечко».

3.4. Упражнения на развитие гибкости спины.

«Рыбка», «берёзка», перекаты. Перегиб корпуса назад стоя на коленях.

3.5. Упражнения на развитие выворотности тазобедренного сустава.

«Бабочка», «лягушка» на спине и животе.

3.6. Упражнения на развитие танцевального шага.

Наклоны корпуса в стороны, вперёд с широко «раскрытыми» ногами, «складка» вперёд, броски прямыми ногами.

IV. Танцевально-ритмические упражнения

4.1. Игроритмика

Теория. Знакомство с единством музыки и движения. Понятие ритм, характер, настроение музыки, построение и перестроение, движение в пространстве.

Практика. Комплекс упражнений, направленный на развитие координации и ориентации в пространстве. Повторение музыкального ритмического рисунка руками (хлопки) и ногами (притопы); построение и перестроение, движение в различных ритмах в различных направлениях.

4.2. Танцевальные шаги.

Теория. Знакомство с основными видами движения.

Практика. Исполнение упражнений по кругу (танцевальные шаги, бег, подскоки, галоп). Комбинации танцевальных шагов с ритмическими акцентами. Основы построения и перестроения (понятия круг, шеренга, колонна, змейка, линия).

V. Развивающие танцы

Теория. Знакомство с образно-танцевальной композицией. Понятие «образ».

Практика. Разучивание небольших и несложных танцевальных композиций.

5.1. Танцы с предметом.

Теория. Знакомство с различными предметами и особенностями работы с ними.

Практика. Разучивание танцевальных композиций с различными предметами (кукла, мишка, мяч, цветок и т.д.)

5.2. Сюжетные танцы.

Теория. Знакомство с сюжетом хореографической композиции.

Практика. Исполнение танцевальных композиций в соответствии с заданным образом.

5.3. Тематические танцы.

Теория. Исполнение танцевальной композиции в соответствии с определённой темой (весна, Новый год и т. д.)

Практика. Подготовка хореографических композиций для показа на открытых уроках. Рефлексия по итогам полученных результатов.

VI. Заключительное занятие.

Практика. Подведение итогов работы за год, планирование на следующий учебный год.



Содержание программы второго года обучения


  1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с планом работы на год. Рассказ об основных направлениях работы на занятиях. Материалы и оборудование. Инструктаж по правилам техники безопасности.

II. Азбука классического танца

2.1.Позиции ног, рук, положение головы. Постановка корпуса.

Теория. Знакомство с позициями ног, рук, положением головы, в классическом танце. Постановка корпуса танцовщика.

Практика. Постановка стоп при неполной выворотности на середине класса. Повторение I,II,III, позиций ног. Повторение I,II,III позиции рук и подготовительного положения. Постановка корпуса. Изучение V позиции ног при неполной выворотности.

2.2. Demiplie

Теория. Понятие plie. Методика исполнения demiplie на середине класса при неполной выворотности стоп по I, II, III, Vпозиции.

Практика. Разучивание demiplie на середине класса при неполной выворотности стоп по I, II, III позиции.

2.3. Battemanttandu

Теория. Понятие battemanttandu. Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

2.4. Releve

Теория. Понятие releve. Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп по I,II,III позиции.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп по I,II,III позиции.

2.5. Battementtanduс demiplie

Теория. Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

2.6. Battemanttanduсreleve

Теория. Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп по I,II,III позиции.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

2.7.Battemanttandujete

Теория. Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп по I,II,IIIпозиции.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп по точкам.

2.8. Passeparterre

Теория. Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп.

2.9. Tancote.

Теория. Методика исполнения движения на середине класса при неполной выворотности стоп по I,II,IIIпозиции.

Практика. Разучивание движения на середине класса при неполной выворотности стоп по I,II,IIIпозиции.

2.9. 1. Portdebras

Теория. Методика исполнения I,II формы рortdebras на середине класса.

Практика. Разучивание I,IIформы рortdebras на середине класса

III. Партерная гимнастика

Теория. Понятие партерная гимнастика. Методика исполнения комплекса упражнений на полу.

Практика. Выполнение упражнений на развитие физических данных: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности, развитие выносливости и постановка дыхания.

3.1. Упражнения на развитие выворотности стоп.

«Утюжки» (сокращение и вытягивание стоп одновременно и по очереди), «солнышко» (вращение стоп), «книжка» (раскрывание стоп).

3.2. Упражнения на развитие и укрепление мышц живота (лёжа на спине)

«Велосипед», «ножницы», поднимание прямых ног на 90 градусов вверх одновременно и по очереди, поднимание согнутых ног на 90 градусов вверх и опускание прямых, «утюжки» вытянутыми вверх ногами одновременно и по очереди.

3.3. Упражнения на развитие и укрепление мышц спины (лёжа на животе).

Одновременное поднимание вытянутых рук вверх, одновременное поднимание вытянутых ног вверх, «ласточка», «каталочка», «колечко».

3.4. Упражнения на развитие гибкости спины.

«Рыбка», «берёзка», перекаты. Перегиб корпуса назад стоя на коленях.

3.5. Упражнения на развитие выворотности тазобедренного сустава.

«Бабочка», «лягушка» на спине и животе.

3.6. Упражнения на развитие танцевального шага.

Наклоны корпуса в стороны, вперёд с широко «раскрытыми» ногами, «складка» вперёд, броски прямыми ногами.

IV. Стретчинг (растяжка)

Теория. Знакомство с системой растягивания мышц ног и спины.

Практика. Дополнительный комплекс упражнений, направленных на статичную растяжку мышц ног и спины, подвижности позвоночника.

4.1. Комплекс упражнений на растягивание мышц.

V. Танцевально-ритмические упражнения

Теория. Развитие определённых исполнительских приёмов и танцевальной техники.

Практика. Соединение различных движений в общую комбинацию для развитие танцевальной памяти, исполнительского мастерства и выразительности движения.

5.1. Танцевальные комбинации.

VI. Постановочная работа

Теория. Знакомство с понятием «хореографический образ».

Практика. Танцевальные композиции, направленные на развитие танцевальной памяти, исполнительского мастерства и выразительности движения. Рефлексия по итогам полученных результатов.

6.1. Танцевальные композиции.

VII. Заключительное занятие.

7.1.Практика. Подведение итогов работы за год, планирование на следующий учебный год.



Содержание программы третьего года обучения.


I. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с объединением, планом работы на год. Рассказ об основных направлениях работы на занятиях. Инструктаж по правилам техники безопасности.

II. Азбука классического танца

2.1.Позиции ног, рук, положение головы при полной выворотности у станка. Постановка корпуса.

Теория. Знакомство с позициями ног, рук, положением головы, в классическом танце при полной выворотности. Постановка корпуса танцовщика.

Практика. Постановка стоп при полной выворотности на середине класса и у станка. ИзучениеI,II,V позиций ног при полной выворотности у станка и на середине класса. Повторение I,II, III позиции рук и подготовительного положения. Постановка корпуса.

2.2.Demiplie

Теория. Методика исполнения demiplie у станка при полной выворотности стоп по I, II, Vпозиции.

Практика. Разучивание demiplieпри полной выворотности стоп по I, II, Vпозиции.

2.3.Grandplie

Теория. Методика исполнения grandplie у станка при полной выворотности стоп по I, II, Vпозиции.

Практика. Разучивание grandplie при полной выворотности стоп по I, II, Vпозиции. Разучивание комбинаций.

2.4. Battemanttandu

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп по I, II, Vпозиции.

Практика. Разучивание движения на середине класса при полной выворотности стоп по I, II, Vпозиции. Разучивание комбинаций.

2.5. Releve

Теория. Методика исполнения движения при полной выворотности стоп по I,II,Vпозиции.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп по I,II,V позиции.

2.6. Battemanttanduс demiplie

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп.

2.7. Batteman ttanduсreleve

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоппо I,II, Vпозиции.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп.

2.8. Passeparterre

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп.

2.9. Battemanttandujete

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.0. Rond de jambe par terre

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движенияпри полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.1. Основное положение surlecoudepied

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп.

2.1.2. Вatteman trelevelent

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.3. Grandbattementjete

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.4. Portdebras

Теория. Методика исполнения I,II, IIIформы рortdebras на середине класса.

Практика. Разучивание I,II,IIIформы рortdebras на середине класса

III. Модерн-джаз танец

3.1.Основные понятия современного танца.

Теория. История возникновения. Принципы и терминология.

Практика. Изучение основ джаз-танца.

3.2 Разогрев позвоночника

Теория Методика исполнения движений, терминология.

Практика. Упражненияrollup, rolldown, swing, tilt.

3.3. Координация, изоляция, центр

Теория. Методика исполнения движений, изучение терминологии.

Практика. Более глубокий разогрев, развитие подвижности суставов и связок всего тела, упражнения для позвоночника.

    1. Кросс (передвижение в пространстве)

Теория Методика исполнения движений, изучение терминологии

Практика. Изучение шагов афро-джаз.

3.4. Комбинации

Теория Методика исполнения движений, изучение терминологии

Практика Разучивание комбинаций на материале афро-джаз.

IV. Партерная гимнастика

Теория. Методика исполнения комплекса упражнений на развитие физических данных на полу.

Практика. Выполнение упражнений на развитие физических данных: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности, развитие выносливости, гибкости и постановка дыхания.

4.1. Упражнения на развитие выворотности стоп.

«Утюжки» (сокращение и вытягивание стоп одновременно и по очереди), «солнышко» (вращение стоп), «книжка» (раскрывание стоп).

4.2. Упражнения на развитие и укрепление мышц живота (лёжа наспине. Упражнения на развитие и укрепление пресса.

4.3. Упражнения на развитие и укрепление мышц спины (лёжа на животе) «ласточка», «каталочка», «кольцо», перекат с колен на грудь с фиксацией ног вертикально в воздухе

4.4. Упражнения на развитие гибкости спины.

«Рыбка», «берёзка», перекаты. Перегиб корпуса назад стоя на коленях. «Мост»; «мост» с вытягиванием поочерёдно ног вертикально вверх(подготовка к «перекидке»).

4.5. Упражнения на развитие выворотности тазобедренного сустава.

«Бабочка», «лягушка» на спине и животе.

4.6. Упражнения на развитие танцевального шага.

Наклоны корпуса в стороны, вперёд с широко «раскрытыми» ногами, «складка» вперёд, броски прямыми ногами.

4.7 Подготовка к перекатам тела с опорой на плечо. Перекат с фиксацией одного колена на полу, а второй вытянутой вертикально вверх (поочерёдно);

перекат с фиксацией одной ноги на полу, а второй вытянутой вертикально вверх (поочерёдно); перекат с фиксацией обеих ног на полу одновременно; перекаты через плечо с одной ногой наверху, с двумя ногами на полу одновременно).

4.8 Падение и подъёмы корпуса (с колен). Падение корпуса вбок с опорой на плечо и противоположную кисть руки с одновременным раскрытием (махом) обеих ног в разножку.

V. Стретчинг (растяжка)

5.1. Теория. Знакомство с системой растягивания мышц ног и спины.

Практика. Дополнительный комплекс упражнений, направленных на статичную растяжку мышц ног и спины, подвижности позвоночника.

VI. Комбинированные упражнения

Теория. Развитие определённых исполнительских приёмов и танцевальной техники.

Практика. Соединение различных движений в общую комбинацию для развитие танцевальной памяти, исполнительского мастерства и выразительности движения.

6.1. Танцевальные комбинации

VII. Постановочная работа

Теория. Прослушивание музыки, обсуждение хореографических образов.

Практика. Создание хореографической композиции на основе пройденного программного материала. Рефлексия по итогам полученных результатов.

VIII. Заключительное занятие.

7.1. Практика. Подведение итогов работы за год, планирование на следующий учебный год.




Содержание программы четвёртого года обучения.

I. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с планом работы на год. Рассказ об основных направлениях работы на занятиях. Инструктаж по правилам техники безопасности.

II. Азбука классического танца

2.1. Позиции ног, рук, положение головы при полной выворотности у станка. Постановка корпуса.

Теория. Повторение позиций ног, рук, положения головы в классическом танце при полной выворотности. Постановка корпуса танцовщика.

Практика. Постановка стоп при полной выворотности на середине класса и у станка. ПовторениеI,II,V позиций ног при полной выворотности у станка и на середине класса. Разучивание IV позиции стоп. Повторение I,II, III позиции рук и подготовительного положения. Постановка корпуса.

2.2. Plie

Теория. Методика исполнения demiи grandplie у станка при полной выворотности стоп по I, II, V, IVпозиции.

Практика. Рlie при полной выворотности стоп по I, II,IV,Vпозиции. Разучивание комбинаций у станка.

2.3. Battemanttandu

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движений у станка при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.4. Battemanttandujete

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.5. Rond de jambe par terre

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.6. Battemantfrappe

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.7. Условное положение coudepied

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп.

2.8. Battemantfondu

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.9. Battemantrelevevelent

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.0. Grandbattementjete

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.1. Полуповороты на 180° от станка и к станку

Теория. Методика исполнения полуповоротов к станку и от станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание полуповоротов к станку и от станка при полной выворотности стоп.

2.1.2. Tancote

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.3. Сhagmantdepied

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.4. Paseschappe

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.5.Pasassamble

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.6. Portdebras

Теория. Методика исполнения I, II, III формы рortdebras на середине класса.

Практика. Разучивание I,II,IIIформы рortdebras на середине класса


III. Модерн-джаз танец

3.1. Разогрев

Теория Методика исполнения движений, терминология.

Практика. Упражнения со сменой уровней

    1. Изоляция

Теория. Методика исполнения движений, изучение терминологии.

Практика. Соединения движений одного центра в простейшие комбинации «крест», «квадрат», «круг», «полукруг».

    1. Координация

Теория. Методика исполнения движений, изучение терминологии.

Практика. Сочетания работы двух центров в параллель и оппозицию. Знакомство с джаз-модерн танцем, простейшие движения и комбинации.

    1. Кросс (передвижение в пространстве)

Теория. Методика исполнения движений, изучение терминологии.

Практика. Разучивание комбинаций, развивающих координацию.

    1. Стретчинг

Теория. Методика исполнения движений, изучение терминологии.

Практика. Разучивание комплекса упражнений на развитие гибкости и пластичности тела.

    1. Комбинации

Теория Взаимосвязь движения и дыхания.

Практика Разучивание комбинаций, включающих в себя движения, развивающие гибкость позвоночника: flatback, deepbodybend, rolldawn, rollup. Комбинации, развивающие координацию. Простейшие комбинации в технике танца модерн, исполнения contraction, release, highrelease со сменой уровней. Комбинации стрейчинг-характера на полу. Deepbodybent, свободные падения корпуса вперед и в сторону – drop, свинговые раскачивания рук, корпуса, головы, пелвиса. Движение за счет падения и подъема тяжести корпуса, его построение по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат.

    1. Основы импровизации

Теория. Приемы импровизации: физическое воплощение образа, чувства, настроения под музыкальное сопровождение, предложенное педагогом.

Практика. Тренинг актерского мастерства на развитие воображения и фантазии: «придумай себе дело», «здравствуйте, я …!», «снимаем-одеваем», «я – не я» и т.п.

IV. Партерная гимнастика

4.1. Теория. Методика исполнения комплекса упражнений на развитие физических данных на полу.

Практика. Выполнение упражнений на развитие физических данных: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности, развитие выносливости, гибкости и постановка дыхания.

V. Стретчинг (растяжка)

5.1. Теория. Знакомство с системой растягивания мышц ног и спины.

Практика. Дополнительный комплекс упражнений, направленных на статичную растяжку мышц ног и спины, подвижности позвоночника. Элементы йоги.

VI. Постановочная работа

6.1 Теория. Проект «Создание хореографического образа»

Практика. Создание хореографической композиции на основе пройденного программного материала. Рефлексия по итогам полученных результатов.

VII. Заключительное занятие.

7.1.Практика. Подведение итогов работы за год, планирование на следующий учебный год.




Содержание программы пятого года обучения.


I. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с планом работы на год. Рассказ об основных направлениях работы на занятиях. Инструктаж по правилам техники безопасности.

II. Азбука классического танца

2.1.Позиции ног, рук, положение головы при полной выворотности у станка. Постановка корпуса.

Теория. Повторение позиций ног, рук, положения головы в классическом танце при полной выворотности. Постановка корпуса танцовщика.

Практика. Постановка стоп при полной выворотности на середине класса и у станка. Повторение I,II,IV, V позиций ног при полной выворотности у станка и на середине класса. Повторение I,II, III позиции рук и подготовительного положения. Постановка корпуса.

2.2. Plie

Теория. Методика исполнения demiи grandplie у станка при полной выворотности стоп по I, II, V, IVпозиции.

Практика. Рlie при полной выворотности стоп по I, II, IV, Vпозиции. Разучивание комбинаций у станка.

2.3. Battemanttandu

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движений у станка при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.4. Battemanttandujete

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.5. Rond de jambe par terre

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.6. Battemantfrappe

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.7.Battemantfondu

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.8.Battemantrelevevelent

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.9.Ваttemantdeveloppe

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.0. Grandbattementjete

Теория. Методика исполнения движения у станка при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание движения при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.1. Повороты корпуса на 360°

Теория. Методика исполнения полных поворотов к станку и от станка на 360° при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание полуповоротов к станку и от станка при полной выворотности стоп.

2.1.2. Pirouette

Теория. Методика исполнения вращений к станку и от станка.

Практика. Разучивание вращений к станку и от станка.

2.1.3.Tancote

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.4. Сhagmantdepied

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.5. Paseschappe

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.6. Pasassamble

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.7.Pasglissade

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.1.8.Pasjete

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций

2.1.9. Passissont

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций

2.2.1. Paschene

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.2.2. Paschasse

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.2.3. Grandjete

Теория. Методика исполнения прыжков на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание прыжков на середине класса при полной выворотности стоп. Разучивание комбинаций.

2.2.4. Portdebras

Теория. Методика исполнения I, II, III, IVформы рortdebras на середине класса.

Практика. Исполнение I,II,III,IVформы рortdebras на середине класса.

2.2.5. Tempslie

Теория. Методика исполнения движения на середине класса при полной выворотности стоп.

Практика. Разучивание комбинаций на середине класса при полной выворотности стоп.


III. Модерн-джаз танец

3.1. Разогрев

Теория. Методика исполнения движений, терминология.

Практика. Упражнения, подготавливающие тело к более сложным нагрузкам.

3.2. Уровни

Теория Методика исполнения движений, терминология.

Практика. Упражнения и комбинации со сменой уровней и направлений

3.3. Партнеринг

Теория. Понятие «партнеринг». Методика исполнения силовых поддержек, распределение веса.

Практика. Разучивание комбинаций.

3.4.Кросс, вращения

Теория. Методика исполнения движений, изучение терминологии.

Практика. Разучивание усложнённых комбинаций с разученными движениями: скольжениями, вращениями, твистами, спиралями торса, прыжками, падениями и перекатами.

    1. Стретчинг

Теория. Методика исполнения движений, изучение терминологии.

Практика. Разучивание комплекса упражнений с элементами йоги для разогрева, улучшения физической формы, растяжки.

    1. Комбинации

Теория Взаимосвязь движения и дыхания. Особенность более полного использования пространства в танце модерн за счет передвижения по горизонтали и вертикали

Практика Разучивание более сложных комбинаций с использованием нескольких уровней, шагов, прыжков, вращений, спиралей, наклонов торса, скольжений, твистов, спиралей в продвижении без использования рук и ног, перекаты на одно и два плеча; движения на полу, где один центр активизирует другой. Работа в парах, малых группах.

IV. Партерная гимнастика

4.1 Теория. Методика исполнения комплекса упражнений на развитие физических данных на полу.

Практика. Выполнение упражнений на развитие физических данных: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности, развитие выносливости, гибкости и постановка дыхания.

V. Стретчинг (растяжка)

5.1. Теория. Методика исполнения упражнений на растягивание мышц ног и спины.

Практика. Дополнительный комплекс упражнений, направленных на статичную растяжку мышц ног и спины, подвижности позвоночника. Элементы йоги.

VI. Постановочная работа

6.1 Теория. Прослушивание музыки, обсуждение хореографических образов.

Практика. Создание хореографической композиции на основе пройденного программного материала. Рефлексия по итогам полученных результатов.

VII. Заключительное занятие.

7.1.Практика. Подведение итогов работы за год, планирование на следующий учебный год.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа рассчитана на пять лет обучения, включает в себя такие виды деятельности обучающихся, как азбука классического танца, азбука джаз-модерн танца, партерная гимнастика, стретчинг и др.

Процесс обучения выстраивается на основе традиционных дидактических принципов (наглядности, научности, сознательности и активности и т.д.) и современных (деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества).

В первый год обучения обучающиеся осваивают основные и элементарные хореографические приемы и навыки. На втором году обучения и третьем году обучения приемы и способы усложняются. Вводятся новые техники.

В зависимости от задач, решаемых на занятиях, следует варьировать использование различных форм организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Учебный процесс может протекать как в традиционной форме (комбинированное занятие, усвоения нового материала, закрепления изучаемого материала, контроля), так и нетрадиционных формах (для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста): путешествие, ролевая игра и др. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Каждое занятие завершается проведением рефлексии.

Образовательный процесс предполагает применение интерактивных методов обучения и различных педагогических технологий, например, целеполагания, проектной, ТРИЗ-технологии, здоровьесберегающих, игровых и других.

На каждом занятии необходимо систематически проводить работу по формированию и развитию УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

При обсуждении изучаемого материала используются такие формы и методы как диалог, выяснение различных точек зрения. Важно создавать проблемную ситуацию, вводить обучающихся в обстановку поиска, исследования. Педагогу нужно стремиться к тому, чтобы эстетические и этические суждения не давались в готовом виде, а вытекали из логики фактов, были сформулированы самими ребятами. При формировании заданий следует применять дифференцированный подход, что позволит учесть психологические особенности обучающихся, уровень их подготовки и способностей.

Важно тщательно подбирать учебный материал для заданий развивающего характера (конкурсно-игровые программы, логические задания, шуточные «задачки-соображалки», занимательные игры, упражнения, кроссворды и т д.). Это не только активизирует познавательную деятельность детей и способствует их общему развитию, но и повышает мотивацию к занятиям. Особое внимание следует уделять развитию воображения, фантазии, творческой активности обучающихся. С этой целью можно применять Триз-технологию, игровую технологию, ассоциативный метод, мозговой штурм и т.д.

Педагогу важно заботиться о создании на занятиях атмосферы доброжелательности, уважения, взаимопомощи, эмоционально и психологически комфортной обстановки.

Подведение итогов по результатам освоения программы может быть в различных формах, например, в форме открытого занятия для родителей, конкурса, отчётного концерта.


Первый год обучения


Раздел и тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы

Формы подведения

итогов

I

Вводное занятие.


практическое занятие,

ролевая игра

словесный 

наглядный 

опрос

коллективная

рефлексия

II

Азбука классического танца.

12.1.

Позиции ног, рук, положение головы. Постановка корпуса.

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

объяснительно-


коллективная

рефлексия

22.2.


Demiplie


занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

32.3.

Battemanttandu

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

2.4.

Releve

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.5.

Battemanttanduс demi plie

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.6.

Battemanttanduсreleve

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

2.7.

Роrt de bras

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

III

Партерная гимнастика

3.1.

Упражнения на развитие выворотности стоп.

занятие-практика

словесный 

наглядный 

объяснительно-

иллюстративный

коллективная

рефлексия

3.2.

Упражнения на развитие и укрепление мышц живота (лёжа на спине)

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

3.3.

Упражнения на развитие и укрепление мышц спины (лёжа на животе)

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

3.4.

Упражнения на развитие гибкости спины

занятие-практика

словесный

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

3.5.

Упражнения на развитие выворотности тазобедренного сустава

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

3.6.

Упражнения на развитие танцевального шага.

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 


коллективная

рефлексия


IV

Танцевально-ритмические упражнения

4.1.

Танцевальные шаги

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

V

Развивающие танцы

5.1.

Танцы с предметом

путешествие, ролевая игра

словесный 

наглядный практический,  коллективный

коллективная

рефлексия

5.2.

Сюжетные танцы

путешествие, ролевая игра

словесный

наглядный, практический,

групповой 

коллективная

рефлексия

5.3.

Тематические танцы

путешествие, ролевая игра

Словесный, наглядный, практический,

групповой 

коллективная

рефлексия

VI

Заключительное занятие.

66.1.

Заключительное занятие.

комбинированное занятие

наглядный практический 

фронтальный  

Открытое занятие для родителей


Второй год обучения


Раздел и тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы

Формы подведения

итогов

I

Вводное занятие.


практическое занятие,

ролевая игра

словесный 

наглядный 

опрос

коллективная

рефлексия

II

Азбука классического танца.


12.1.

Позиции ног, рук, положение головы. Постановка корпуса.

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

объяснительно-


коллективная

рефлексия

22.2.


Demiplie

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

32.3.

Battemanttandu

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.4.

Releve

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.5.

Battemanttanduс demi plie

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.6.

Battementtanduсreleve

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

2.7.

Battementtandujete

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.8.

Passe par terre


занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

2.9.

Tan cote


занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.9.1

Роrt de bras

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

III

Партерная гимнастика

3.1.

Упражнения на развитие выворотности стоп.

занятие-практика

словесный 

наглядный 

объяснительно-

иллюстративный

коллективная

рефлексия


3.2.

Упражнения на развитие и укрепление мышц живота (лёжа на спине)


занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

 словесный 

наглядный практический 


коллективная

рефлексия


3.3.

Упражнения на развитие и укрепление мышц спины (лёжа на животе).

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

3.4.

Упражнения на развитие гибкости спины.

занятие-практика

словесный

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

3.5.

Упражнения на развитие выворотности тазобедренного сустава.

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

3.6.

Упражнения на развитие танцевального шага.

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

IV

Стретчинг (растяжка)

4.1.

Комплекс упражнений на растягивание мышц

занятие -практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

V

Танцевально-ритмические упражнения

5.1.

Танцевальные комбинации

Занятие-практика

словесный 

наглядный практический,  коллективный

коллективная

рефлексия

VI

Постановочная работа

6.1.

Танцевальные композиции

занятие-практика

Словесный, наглядный, практический,

групповой 

коллективная

рефлексия

VII

Заключительное занятие.

67.1.

Заключительное занятие.

комбинированное занятие

наглядный практический 

фронтальный  

Открытое занятие для родителей


Третий год обучения


Раздел и тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы

Формы подведения

итогов

I

Вводное занятие.


практическое занятие,

ролевая игра

словесный 

наглядный 

опрос

коллективная

рефлексия

II

Азбука классического танца.

12.1.

Позиции ног, рук, положение головы. Постановка корпуса.

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

22.2.

Demiplie

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.3.

Grand plie





32.4.

Battemanttandu

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

2.5.

Releve

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.6.

Battemanttanduс demi plie

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

2.7.

Battement tanduсreleve

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.8.

Passe par terre


занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

2.9.

Battementtandujete

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.1.0

Rond de jambe par terre

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

2.1.1

Основное положение surlecoudepied

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.1.2

Battemantrelevelent


занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.1.3

Grand battement jete

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.1.4

Роrt de bras

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

III

Модерн-джаз танец

3.1.

Основные понятия современного танца

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

3.2.

Разогрев позвоночника

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

3.3.

Координация , изоляция, центр

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

3.4.

Кросс


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

3.5.

Комбинации

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

IV

Партерная гимнастика

4.1.

Упражнения на развитие выворотности стоп.

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

4.2.

Упражнения на развитие и укрепление мышц живота (лёжа на спине)

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

 словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

4.3.

Упражнения на развитие и укрепление мышц спины (лёжа на животе).

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

4.4.

Упражнения на развитие гибкости спины.

занятие-практика

словесный

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

4.5.

Упражнения на развитие выворотности тазобедренного сустава.

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

4.6.

Упражнения на развитие танцевального шага.

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

4.7.

Подготовка к перекатам тела с опорой на плечо

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

4.8.

Падения и подъёмы корпуса

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

IV

Стретчинг (растяжка)

5.1.

Комплекс упражнений на растягивание мышц

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

IV

Комбинированные упражнения

6.1.

Танцевальные комбинации

занятие практика

словесный 

наглядный практический,  коллективный

коллективная

рефлексия

VII

Постановочная работа

7.1.

Танцевальные композиции

занятие-практика

Словесный, наглядный, практический,

групповой  

коллективная

рефлексия

VIII

Заключительное занятие.

68.1.

Заключительное занятие.

комбинированное занятие

наглядный практический 

фронтальный  

Открытое занятие для родителей


Четвёртый год обучения


Раздел и тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы

Формы подведения

итогов

I

Вводное занятие.

практическое занятие

словесный 

наглядный 

опрос

коллективная

рефлексия

II

Азбука классического танца.

12.1.

Позиции ног, рук, положение головы. Постановка корпуса.

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

22.2.

Plie

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

32.3.

Battemanttandu

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.4.

Battementtandujete

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.5.

Rond de jambe par terre

занятие-практика

словесный 

наглядный ,практический

коллективная

рефлексия

2.6.

Battemant frappe

занятие-практика

словесный 

наглядный ,практический 

коллективная

рефлексия

2.7.

Условное положение surlecoudepied

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

2.8.

Battement fondu


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.9.

Battementrelevelent

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.0

Grand battement jete

занятие-практика


коллективная

рефлексия

2.1.1

Полуповороты на 180° от станка

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

2.1.2

Tan cote


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.3

Chagmant de pied

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.4


Pas eschappe

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.5

Pas assamble

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.6

Роrt de bras

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

III

Модерн-джаз танец

3.1.

Разогрев

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

3.2.

Изоляция

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

3.3.

Координация


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

3.4.

Кросс

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

3.5.

Стретчинг


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

3.6.

Комбинации


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

3.7.

Основы импровизации

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический, групповой 

коллективная

рефлексия

IV

Партерная гимнастика


4.1.

Комплекс упражнений на развитие физических данных

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

IV

Стретчинг (растяжка)

5.1.

Комплекс упражнений на растягивание мышц

занятие-практика

словесный 

наглядный практический

коллективная

рефлексия

IV

Комбинированные упражнения

6.1.

Танцевальные комбинации

Занятие-практика

словесный 

наглядный практический,  коллективный

коллективная

рефлексия

VII

Постановочная работа

7.1.

Танцевальные композиции

занятие -практика

Словесный, наглядный,практический,

групповой 

коллективная

рефлексия

VIII

Заключительное занятие.

68.1.

Заключительное занятие.

комбинированное занятие

наглядный практический 

фронтальный 

Открытое занятие для родителей


Пятый год обучения


Раздел и тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы

Формы подведения

итогов

I

Вводное занятие.

практическое занятие,

словесный 

наглядный 

опрос

коллективная

рефлексия

II

Азбука классического танца.

12.1.

Позиции ног, рук, положение головы. Постановка корпуса.

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

22.2.

Plie

занятие-практика


словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

32.3.

Battemanttandu

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.4.

Battementtandujete

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

2.5.

Rond de jambe par terre

занятие-практика

словесный 

наглядный ,практический 

коллективная

рефлексия


2.6.


Battemant frappe

занятие-практика

словесный 

наглядный ,практический 

коллективная

рефлексия


2.7.

Battement fondu



занятие-практика

словесный 

наглядный ,практический 


2.8.

Battement relevelent

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

2.9.

Battementdeveloppe

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.0

Grand battement jete

занятие-практика


коллективная

рефлексия

2.1.1

Полуповороты на 360° от станка

занятие-практика

словесный 

наглядный практический 

коллективная

рефлексия

2.1.2

Pirouette





2.1.3

Tan cote

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

2.1.4

Chagmant de pied

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

2.1.5


Pas eschappe

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.6

Pas assamble

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.7

Pas glissade


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.8

Pas gete


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.9

Pas sissont


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.2.1

Pas chene


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.2.2

Pas chasse


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.2.3

Grand jete


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.1.4

Роrt de bras

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

2.2.5

Tempslie


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

III

Модерн-джаз танец

3.1.

Разогрев

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

3.2.

Уровни

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

3.3.

Партнёринг

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

3.4.

Кросс, вращения

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

3.5.

Стретчинг


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический 

коллективная

рефлексия

3.6.

Комбинации


занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

IV

Партерная гимнастика

4.1.

Комплекс упражнений на развитие физических данных

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия


V

Стретчинг (растяжка)

5.1.

Комплекс упражнений на растягивание мышц

занятие-практика

словесный 

наглядный, практический

коллективная

рефлексия

VI

Постановочная работа

6.1.

Танцевальные композиции

занятие-практика

Словесный, наглядный, практический,

групповой 

коллективная

рефлексия

VII

Заключительное занятие.

67.1.

Заключительное занятие.

комбинированное занятие

наглядный практический 

фронтальный  

Открытое занятие для родителей


ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Эффективность реализации программы определяется согласно выработанным критериям.

Уровень усвоения детьми содержания дополнительной общеобразовательной программы.

Уровень освоения воспитанниками содержания дополнительной образовательной программы исследовался по следующим параметрам:

  • предметные – знают основные понятия и терминологию по изучаемому курсу, освоили основные приемы и технологии деятельности по программе, обладают специальными способностями (по виду деятельности). Выявляется на основе данных, полученных в ходе проведения самостоятельных работ, индивидуальных и коллективных работ, контрольных занятий, опросов.

  • метапредметные УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные). Выявляются на основе наблюдения, результатов выполнения контрольных заданий, коллективных и групповых работ и др.).

1. Личностные достижения воспитанников (участие в конкурсах, вернисажах, выставках и т.д.).

2. Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством реализации дополнительных образовательных программ (комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана доцентом А.А.. Андреевым), методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А. Андреевым).





  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных занятий, мероприятий;

  • материально-техническое оснащение для хореографического творчества обучающихся;

  • фортепиано;

  • нотный материал;

  • аудиоаппаратура; аудиоматериалы и видеотехника.



6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В., Внеурочная деятельность учащихся. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М.,Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.– М.: Просвещение, 2010.

  3. Елисеева О.И. Вырезаем и складываем из бумаги. – Ростов н/Д, 2013.

  4. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. -288с.

  5. Каргина З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа./Под ред. Е.С.Егоровой. – М.: ЭКСМО, 2011.

  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  8. Егоров Т., Штейман В. «Ритмические упражнения» М.,- 1980

  9. Колесникова, С. В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы «Феникс» г. Ростов-на-Дону 2005 г.

  10. Купер К. Новая аэробика. Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. «Физкультура и спорт» 2000 г.

  11. Барышникова Т.«Азбука хореографии»/Айрис-пресс» г. Москва 1999г.

  12. Смит Л. Танцы (начальный курс) «Астрель» г. Москва 2001 г.

  13. Фирилева Ж., Сайкина Е. «Са-фи-дансе» //Танцевально-игровая гимнастика для детей// Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2006 г.



Цифровые образовательные ресурсы

it-n.ru

MoeObrazovanie.ru

festival.1september.ru

domtworkruf.ucoz.ru


Нормативно-правовая база программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г.;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» г. Балаково Саратовской области.

  • Научно-методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования детей в организациях разной ведомственной принадлежности и форм собственности», составленные доцентами кафедры теории и методики обучения и воспитания ГАУ ДПО «СОИРО» Поляковой Н.А., Мочаловой О.И. (в ред. 2015 г.)


69


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Современный танец»

Автор: Зуева Юлия Фёдоровна

Дата: 06.07.2020

Номер свидетельства: 554536

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Программа учебного предмета «Классический танец»"
    ["seo_title"] => string(49) "programma_uchebnogo_predmeta_klassicheskii_tanets"
    ["file_id"] => string(6) "605401"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1650551129"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сценарная разработка праздничной программы,   посвящённой Международному Дню учителя "
    ["seo_title"] => string(97) "stsienarnaia-razrabotka-prazdnichnoi-proghrammy-posviashchionnoi-miezhdunarodnomu-dniu-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "137110"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417271748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства