kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа "Школа этикета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа этикета» имеет социально-педагогическую направленность.

Реальность подтверждает, что социальная потребность в этикете существует. Сегодня в современном деловом мире обстоятельства складываются таким образом, что успех профессиональной деятельности человека во многом зависит от того, насколько он уважает достоинство коллег, руководства, подчиненных, клиентов, заказчиков, а также соблюдает основные нормы общественного поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Школа этикета"»

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение

«Санкт-Петербургский Кадетский корпус «Следственного комитета Российской Федерации»





РАССМОТРЕНА И ОБСУЖДЕНА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом Приказом директора

Кадетского корпуса Кадетского корпуса

протокол от_______ № ________ от _________ №_______






Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

«Школа этикета»

педагога дополнительного образования

Дубовой Марины Сергеевны

на 2018-2019 учебный год








Санкт-Петербург

2018





Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа этикета» имеет социально-педагогическую направленность.

Реальность подтверждает, что социальная потребность в этикете существует. Сегодня в современном деловом мире обстоятельства складываются таким образом, что успех профессиональной деятельности человека во многом зависит от того, насколько он уважает достоинство коллег, руководства, подчиненных, клиентов, заказчиков, а также соблюдает основные нормы общественного поведения. Кроме того, межличностные отношения сильно влияют на эмоции, настроение и, наконец, успешность деятельности каждого человека. Несмотря на исторические изменения, повлиявшие на правила поведения, выработались общечеловеческие нормы, которые используются людьми в тех или иных ситуациях. Этикет тесно взаимосвязан с наукой о нравственности и морали – этикой. Практическое значение его состоит в том, что он дает людям возможность использовать уже готовые формы вежливости для общения с различными социальными слоями на разных уровнях. Этикет - своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в общественных местах, в транспорте, принятых в данном обществе. Под этикой понимают науку о морали человека, о нравственных и духовных принципах, которыми он руководствуется в жизни, а под этической культурой – сформированность и гуманистическую направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу, своей Родине. Этикет, таким образом, представляет собой конкретно-прикладной аспект этики, выраженный в определенных правилах поведения человека в различных местах и ситуациях.


Отличительные особенности программы

Данная программа рассчитана на воспитанников кадетских классов. Изучение этикета заложено в традициях кадетских корпусов России практически с самого их основания. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность любого человека. Но на кадетах лежит большая ответственность: они носят военную форму, и по тому, как они будут вести себя на улице, в общественных местах, будет складываться общественное мнение не только о каждом из них в отдельности, но и о кадетском корпусе в целом.

Адресат программы - возраст детей-участников программы – 13- 15 лет

Основная форма работы – групповая.

Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на 1 год.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса - состав группы – постоянный

Режим занятий:

1 час в неделю, общее количество часов – 34 часа

Срок реализации программы – 1 год

Основная форма работы – групповая


Цель и задачи программы.

Цель:  формирование и развитие у кадет умений и навыков использования формул речевого этикета в различных ситуациях общения.

Задачи:

  • познакомить с историей этикета, видами этикета;

  • познакомить обучающихся со сводом правил поведения, регулирующих проявление человеческих отношений, включая воинский этикет;

  • воспитать уважение к ряду моральных требований, обращённых непосредственно к культуре взаимоотношений: вежливости, тактичности, скромности и точности;

  • содействовать формированию благовоспитанных, грамотных, культурных, самодостаточных членов нашего общества;

  • через интеграцию культурологических знаний, умений, навыков облегчить стремление учащихся сбалансировать личные и общественные интересы.

Содержание программы

Введение. Из истории этикета.

Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных этикетных ситуациях. Основные функции этикета. Понятие культурный человек. Понятие вежливости.

Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения, их соотношение и неразрывная связь. Сферы действия и виды этикета.

Зарождение этикета в древности.

Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива.



Воинский этикет и культура общения кадет.


Основы воинского этикета. Этикет и правила поведения кадетских корпусов в 18 веке. Принципы кадетского воспитания. Правила поведения военнослужащих на службе и в обществе. Честь военного мундира.

Речевой этикет. Ситуации речевого этикета.



Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей.

Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Структура положительного речевого паспорта: соблюдение норм культуры речи, правильная дикция, соблюдение норм общения и требований речевого этикета.  Жаргон как особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей. Причины употребления жаргона.  Правила речевого этикета относительно употребления жаргона и инвектив. Ругательства как «гигиенические» слова, как слова для личного употребления. Недопустимость общественного сквернословия.



Этикет на каждый день.

Основные принципы этикета. Нормы общения. вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение слушать, скромность и т.д. Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения. Монолог. Диалог. Полилог. Дискуссия. Диспут. Спор. Умение внимательно выслушивать. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения за столом. Необычные традиции поведения за столом в разных странах мира. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом. Правила этикета внешнего вида. Этикет поведения в гостях. Традиции русского гостеприимства. Общение со сверстниками и старшими. Правила современного этикета.

Манеры и их социальная значимость.

Понятие «манеры». Манеры поведения как один из способов самовыражения человека в мире. Значение манер при выстраивании взаимоотношений. Манеры «желательные» и «нежелательные». Необходимость работы над собственными манерами.

Моральный долг. Нравственные ценности.

Основные моральные понятия. Нравственный долг и ответственность. Воинский и гражданский долг.

Деловой этикет

Понятие делового этикета. Правила делового общения. Деловой стиль одежды.

Подведение итогов.

Интеллектуальная игра «Своя игра»


Учебно-тематический план



п/п

Раздел программы

Кол-во часов теория

Кол-во часов практика

1

Введение. Из истории этикета.

1

1

2

Воинский этикет и культура общения кадет

2

2

3

Речевой этикет. Ситуации речевого этикета.

3.5

3.5

4

Этикет на каждый день.

6.5

6.5

5

Манеры и их социальная значимость

1

1

6

Моральный долг. Нравственные ценности.

1

1

7

Деловой этикет

1.5

1.5

8

Подведение итогов

1

1

Итого:



36 часов



Календарно-учебный график


урока

Дата урока

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма проведения

Виды и формы контроля

План

Факт



Понятие этикета.

Виды этикета

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



История этикета от древности до наших дней

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Основы воинского этикета

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Этикет и правила поведения кадетских корпусов в 18 веке

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Правила поведения военнослужащих на службе и в обществе

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Честь военного мундира

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(тест)



Жаргон

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Ситуации (жанры) речевого этикета.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Официальные и неофициальные этикетные формулы

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Разновидности речевого этикета.

Устная и письменная речь.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Этикет общения. Вербальное и невербальное общение.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(тест)



Знаковый этикет.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Основные принципы этикета.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Нормы общения. вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение слушать, скромность и т.д.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения. Монолог. Диалог. Полилог.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Дискуссия. Диспут. Спор. Умение внимательно выслушивать

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Правила поведения в общественных местах.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Правила поведения за столом.

Необычные традиции поведения за столом в разных странах мира.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Правила поведения за столом.

Необычные традиции поведения за столом в разных странах мира.

1

Закрепление материала

Текущий

(фронтальный опрос)



История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

1

Закрепление материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Правила этикета внешнего вида

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Этикет поведения в гостях. Традиции русского гостеприимства

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Общение со сверстниками и старшими

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Правила современного этикета

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Манеры поведения как один из способов самовыражения человека в мире. Значение манер при выстраивании взаимоотношений.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Манеры «желательные» и «нежелательные». Необходимость работы над собственными манерами.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Основные моральные понятия.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Нравственный долг и ответственность. Воинский и гражданский долг.

1

Изучение

нового

материала

Текущий (кроссворд)



Нравственный долг и ответственность. Воинский и гражданский долг.

1

Закрепление материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Понятие делового этикета.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Правила делового общения.

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)




Деловой стиль одежды

1

Изучение

нового

материала

Текущий

(фронтальный опрос)



Подведение итогов

1

Обобщающее занятие

Итоговый

(тест)



Интеллектуальная игра «Своя игра»

1

Итоговое занятие

Итоговый (игра)







Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • -историю, виды и значение этикета;

  • -культуру внешнего вида, правила гигиены;

  • -правила жизни в обществе;

  • -правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

  • -культуру поведения в общественных местах;

  • -особенности поведения в кадетском корпусе;

  • -правила поведения за столом, названия столовых приборов;

  • -правила гостеприимства;

  • -правила дарения и получения подарков;

  • -правила оформления писем, поздравлений;

  • -правила ведения переписки в сети Интернет:

  • -правила поведения кадет и военнослужащих

Обучающиеся должны уметь:

  • -вести себя дома, в обществе;

  • -вести диалог, монолог;

  • -следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;

  • -правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;

  • -вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

  • -общаться со сверстниками и взрослыми;

  • -общаться с представителями противоположного пола


Список литературы


1.        Этикет: умение жить и вести себя дома, в семье, в обществе (сост. Николаева и Петрова)., М.: Цитадель. 2008

2.        Энциклопедия этикета. М.: Аркадия. 2017

3.        Корецкий И.В.      Этикет: кодекс поведения.   Воронеж. 2018

4.        Пост Э. Этикет ., Международн.академ.изд.компания., «Наука» 2016

5.        Лыба С. И.  Прием гостей. М.: госад. 2016

6.        Золотая книга хорошего тона. Смоленск.: Русич. 2017

7.        Доренко Е.П. Азбука этикета . СПб.: Сантакс-пресс.2016

9.  Албертс Л.В. Литвинова И.П.       Семья принимает гостей .- М.: Культура и традиции.2015

10. Формановская Н.И.    «Вы сказали : здравствуйте!»   М.: Знание  2016

11.     Волченко Л.Б.   Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. Ценность культуры и морали.  М.: Московская правда. 2016

12.      Семья принимает гостей .     М.: Культура и традиция .2017

13.      Уффельман Инге. Хорошие манеры в любой ситуации .   Минск.: Этоним 2015

14.      Васильева Э.Ю.  Приглашаем к столу .,2016


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Дополнительная общеобразовательная программа "Школа этикета"

Автор: Дубова Марина Сергеевна

Дата: 07.12.2018

Номер свидетельства: 489436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "8 класс, рабочие программы по русскому языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(62) "8-klass-rabochiie-proghrammy-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "225906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439975451"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(81) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-v-ramkakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "227330"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440688196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства