Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерица"»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр творчества и досуга»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО
протокол от 28.08.2020 № 1 «Центр творчества и досуга»
от 01.09.2020 № 120
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерица»
Направленность: художественная
Срок обучения: 1 год
Возрастная категория: 8-15 лет
Составитель:
Бурдыгина Л.М.,
педагог дополнительного образования
Черногорск, 2020
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Мастерица» художественной направленности (далее – программа) разработана в соответствии с локальными актами муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творчества и досуга» и направлена на овладение обучающимися знаниями по изготовлению изделий в технике «декупаж» и умениями их применять на практике.
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение в форме предмета, правильно выбранном для него материале, характере декора. Декупаж – несложная техника, позволяющая при минимуме усилий получать вещи, как будто расписанные искусными мастерами-художниками.
Актуальность программы обусловлена тем, что заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Ведь в наше время большим успехом пользуются вещи «ручной работы» – каждое такое изделие хранит тепло человеческих рук. Можно иметь прекрасное чувство стиля, цвета, композиции, но не уметь нарисовать. Вот тут-то и выручит техника декупажа, так называемая "салфеточная техника", которая поможет реализовать художественные задумки и фантазии.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Она раскрывает перед обучающимися многогранные возможности декоративно-прикладного творчества, приобщает к большому и разнообразному миру искусства. Постигнув азы декупажа, обучающиеся смогут оформить практически все, что подскажет им их фантазия: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуду, игрушки.
При помощи занятий декупажем происходит коррекция психофизического и умственного развития обучающихся посредством самомассажа (воздействие на активные зоны ладоней). Данный вид творчества способствует развитию мелкой моторики, укреплению мышц кисти руки, развитию пространственного мышления. Технология работы воспитывает усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Посредством трудовой деятельности, запланированной в рамках программы у обучающихся, сформируются новые виды мышления, обучающиеся получат навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшит их адаптацию в обществе.
Новизна программы объясняется введением образовательной технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, которая позволит сформировать опорные качества способностей с одной стороны, преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
Реализация этих качеств будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех обучающихся на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
2. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
Цель программы: развитие фантазии, художественного вкуса и способностей через занятия декупажем; овладение обучающимися знаниями по изготовлению изделий в технике «декупаж» и умениями их применять на практике.
Задачи:
- обучать приемам вырезания, наклеивания, декопач (выравнивания) салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты в технике прямого, обратного, объемного и художественного декупажа;
- обучать приемам лакирования изделия;
- учить самостоятельно оценивать результаты работы, делать выводы;
- формировать у обучающихся мотивы трудовой деятельности, положительного отношения к труду;
- развивать творческое мышление и стремление создавать красивые вещи своими руками.
Программа рассчитана на учащихся от 8 до 15 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Организация трудового воспитания
Способы организации трудового воспитания в рамках программы, включают:
- создание и поддержание трудовых традиций в объединении;
Практические занятия в данной программе совмещаются с теоретическими. При проведении занятий используются следующие формы: лекции, беседы, практические занятия, игровые занятия, направленные на знакомство с миром профессий, работа с электронными образовательными ресурсами, беседы о правилах техники безопасности и организации рабочего места.
В процессе обучения по данной программе используются следующие формы организации занятий:
- фронтальная (все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога);
- групповая (для выполнения работы обучающиеся объединяются в группы в зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с другом);
- коллективная (обучающиеся выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь);
- индивидуальная (самостоятельная работа обучающегося при выполнении индивидуального задания).
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.
Краткость, точность и уместность использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до обучающихся нужное знание, простимулировать самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире.
ЭОР позволяет достичь более высокого уровня усвоения учебного материала обучающимися за наименьший промежуток времени, чем с использованием традиционных методов обучения, что приводит к экономии учебного времени.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
К концу освоения учебного материала обучающиеся должны
знать:
– название основных техник декупажа;
– названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей;
– виды декупажа, области применения;
– области использования изделий, выполненных в технике декупажа;
– владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком);
– свободно пользоваться инструментами и материалами, производить их отбор в зависимости от задач декорирования;
– самостоятельно подбирать правильный номер наждачной бумаги для обработки деревянных поверхностей;
– декорировать объекты интерьера.
Особое внимание уделяется проведению практических занятий, т.к. практические занятия способствуют формированию умения осознанно применять полученные знания на практике, развивают трудолюбие, уважительное отношение к труду, самоорганизацию. На практических занятиях планируется проведение инструктажей (вводного, текущего, заключительного). Важно соблюдение правил техники безопасности, поэтому проверка техники безопасности проводится на каждом практическом занятии.
Формы текущего контроля
С целью закрепления полученных знаний на практике, предусматривается текущий контроль – устный или письменный опрос и выполнение итоговой работы после изучения каждой техники, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Для отслеживания индивидуального роста обучающихся, могут быть представлены персональные выставки.
Формы проведения промежуточной аттестации
Основная форма промежуточной аттестации – выставка работ обучающихся, которая проводится в конце учебного года, является результатом их деятельности, показывает уровень знаний и умений, полученных в процессе обучения. Для контроля теоретических знаний проводится письменный опрос.
Учебно-тематический план
№
Раздел/ тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Прямой декупаж
14
2
12
3.
Текущий контроль
2
1
1
4.
Объемный декупаж
10
2
8
5.
Текущий контроль
2
1
1
6.
Обратный декупаж
10
2
8
7.
Текущий контроль
2
1
1
8.
Художественный декупаж
10
2
8
9.
Текущий контроль
2
1
1
10.
Декупаж в интерьере
58
8
50
11.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
14
2
12
12.
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие
2
1
1
ИТОГО:
128
25
103
3. Содержание программы
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: Знакомство с коллективом, режимом работы объединения, обсуждение плана работы на год, знакомство с правилами техники безопасности, пожарной безопасности. Демонстрация готовых изделий, иллюстраций оформления работ в технике «декупаж». Знакомство с историей возникновения «декупажа», опытом мастеров, изучение материалов, инструментов, приспособлений для декупажа.
Тема 2. Прямой декупаж.
Теория: Дизайнерские возможности декупажа. Классический декупаж. Знакомство с разными поверхностями (пластик, картон, дерево, стекло). Изучение различных приемов декорирования; использование дополнительных средств (стразы, бусы и др.). Лакировка – понятие о различных типах лаков.
Практика: - техника безопасности; подготовка разных поверхностей к работе;
- оформление рамок для фотографий, шкатулок, бутылок, банок и т.д.
Тема 3. Текущий контроль.
Теория: Опрос по теме «Прямой декупаж».
Практика: Выполнение итоговой работы в изученной технике, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Тема 4. Объемный декупаж.
Теория: Знакомство с техникой объемного декупажа. Инструменты и материалы для занятий. Вырезание, наклеивание на двухсторонний скотч. Объемный декупаж на скорлупе. Оформление работы, фон.
Практика: - техника безопасности; подготовка поверхности к работе;
- оформление рамки для фото, яйца, бутылки, панно, шкатулки и т. д.
Тема 5. Текущий контроль.
Теория: Опрос по теме «Объемный декупаж».
Практика: Выполнение итоговой работы в изученной технике, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Тема 6. Обратный декупаж.
Теория: Знакомство с техникой обратного декупажа, инструментами и материалами.
Практика: - техника безопасности; подготовка разных поверхностей к работе;
- оформление браслетов, кулонов, тарелок и т.д.
Тема 7. Текущий контроль.
Теория: Опрос по теме «Обратный декупаж».
Практика: Выполнение итоговой работы в изученной технике, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Тема 8. Художественный декупаж.
Теория: Знакомство с кракелюрным лаком. Композиция в декупаже, составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток.
Практика: - техника безопасности; подготовка разных поверхностей к работе;
- оформление новогодних шаров, рамок для фотографий, бутылок, браслетов, кулонов и т.д.
Тема 9. Текущий контроль.
Теория: Опрос по теме «Художественный декупаж».
Практика: Выполнение итоговой работы в изученной технике, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Тема 10. Декупаж в интерьере.
Теория: Знакомство с понятием «интерьер» и особенностями его оформления.
Практика: - техника безопасности; подготовка разных поверхностей к работе;
- оформление плоских и объемных изделий с использованием всех техник и стилей.
Тема 11. Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня. Теория: Изучение полученных Положений.
Практика: Подготовка к выставке, оценка результатов работы, подведение итогов работы за год.
4. Методическое обеспечение
Занятия декупажем формируют у обучающихся такие качества как аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца. Освоение учебного материала идет последовательно, но каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, что развивает и умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне.
Стартовый уровень - обучающиеся получают знания по технологии изготовления изделий в технике «декупаж», сведения об используемых материалах, инструментах.
Базовый уровень предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить обучающимся, развивая у них с первых занятий творческое отношение к работе. Обучающиеся изготавливают изделия в технике декупаж для оформления интерьера, творческие работы на выставки и конкурсы различного уровня.
Для увеличения уровня развития коммуникативных способностей обучающихся применяются технологии: коммуникативная (Амоношвили Ш.А.) и личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская И.С.).
В процессе обучения используются следующие методы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.);
- практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
- аналитические (наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ, самоконтроль).
Структуру деятельности обучающихся составляют групповые занятия, занятия в подгруппах и самостоятельная работа с литературой.