Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа физического развития и физической подготовленности детей 5-6 лет»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность, целесообразность
Здоровье нации является величайшимдостижениемлюбого государства. Известно, что именно в раннем детстве закладывается основной фундамент здоровья, происходят решающие процессы формирования органов, функциональных систем, становление психического статуса ребёнка. Несмотря на это, Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации (март-декабрь 1998), Генпрокуратурой Российской Федерации (2001) выявлено, что в течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма и необходима для его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор — этим объясняется высокая эффективность разнообразных методик и форм проведения занятий, основанных на общем воздействии на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.
Физические упражнения создают новые условно-рефлекторные связи, которые быстро образуются благодаря высокой пластичности высшей нервной деятельности и интенсивности восстановительных процессов в детском возрасте. Существенный фактор действия физических упражнений — повышение эмоционального тонуса. Во время занятий у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне ускоряется выработка новых условных рефлексов.
В наше время большинство детей мало подвижны. А недостаток движений плохо сказывается и на состояние здоровья, и на возможностях человека во всех сферах жизни. Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность – вот в чём нуждается ребёнок для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.
Достичь определённых результатов в работе над своим телом, физическим развитием можно с помощью бега, езды на велосипеде, плавания. Кому что нравится. Однако, на мой взгляд, залог успеха – в использовании хорошо продуманной, научно обоснованной и проверенной на практике комплексной программы, которой и является спортивная аэробика.
Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или использующий кислород. Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение длительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в лёгких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через лёгкие, увеличивают общий кровоток, причём кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций – транспорт кислорода.
Аэробика – одно из средств оздоровительной физической культуры (ОФК), и, следовательно, основная задача, на которую должны быть нацелены занятия – это оздоровление организма занимающихся. Общепринято, что рациональная физическая тренировка, в том числе и типичная для аэробики, позволяет быстро и эффективно достичь многих признаков здоровья: отличного самочувствия, высокой умственной и физической работоспособности, относительно небольшой длительности сна, лёгкого и приятного пробуждения с чувством оптимизма и желанием активной деятельности. Занятия помогают избавиться от раздражительности, вялости, упадка сил, чувства усталости к вечеру даже после самого утомительного дня. При этом появляется желание активно и творчески работать, отдыхать и любить, постоянно ощущать согласие с самим собой.
Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменять содержание тренировок в зависимости от их интересов и подготовленности.
Аэробика сочетает в себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают особенностям детского возраста. Под влиянием аэробики развивается внимание, что крайне важно для детей 5-6 лет. Они учатся сосредотачиваться в каждый момент времени на том, что им преподаётся, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается чёткая определённость, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребёнок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается лёгкой и грациозной.
Спортивная аэробика придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленные сознанием власти над движениями своего тела в пространстве. Главный же результат занятий спортивной аэробикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте. Аэробика не только способствует физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на общее развитие (Т.С. Лисицкая, 1994).
Коллективная форма занятий аэробикой отвечает особенностям детского возраста. В дошкольном возрасте, когда начинает формироваться самооценка ребенка, в коллективной форме занятий детей привлекает возможность проявления их индивидуальных способностей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие нравственных качеств, расширяется эмоциональный опыт ребенка и в связи с этим коллективная форма занятий очень ценна.
Попытки включения спортивной аэробики в практику физического воспитания детей 5-6 лет без достаточного знания её особенностей, как правило, не достигают желаемых результатов. Однако научно обоснованной системы использования спортивной аэробики в качества общеразвивающего и коррекционного средства на тренировках с детьми 5-6 лет до сих пор не имеется. Отсюда становится очевидным противоречие между стремлением практики обогатить опыт детей новым содержанием за счёт включения спортивной аэробики в учебно-тренировочный процесс и низким уровнем эффективности этой работы в связи с отсутствием научно-обоснованной методики её использования в системе дополнительного образования.
Возникшее противоречие, а также необходимость поиска новых средств и методов физического воспитания, разработки новых технологий, построенных с учётом особенностей детей данной возрастной категории, обусловило актуальность разработки программы.
Цель программы: улучшить физическое состояние детей 5-6 лет, опираясь на оздоровительные занятия спортивной аэробикой.
Задачи обучения.
1. Укреплять здоровье детей: совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки.
2. Развивать интерес к физической культуре, к ежедневным занятиям спортивной аэробикой, знакомить с некоторыми спортивными событиями в стране.
3. Учить детей контролировать и оценивать свои движения.
4.Закреплять умения по ориентировке в пространстве.
5. Содействовать постепенному освоению техники движений.
6. Формировать представления о разнообразных способах их выполнения.
7. Целенаправленно формировать физические качества(ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость).
8. Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие).
9. Учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной), проявлять элементы творчества в двигательной деятельности; составлять простые варианты из основных физических упражнений.
10. Учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.
11. Приобщение детей к традициям большого спорта.
12. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
13. Изучение базовых шагов и некоторых элементов спортивной аэробики.
14. Подготовка к соревнованиям по спортивной аэробике.
Программа базируется на следующих принципах:
- системности;
- доступности;
- постепенности;
- учёта возрастных особенностей.
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера;
- высокая организация тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
- торжественный приём вновь поступивших;
- проводы выпускников;
- просмотр (в том числе и телевизионных) соревнований и их обсуждение;
- соревновательная деятельность детей и её анализ;
- регулярное подведение итогов учебной и спортивной деятельности детей;
- проведение тематических праздников;
- экскурсии, культпоходы в театры, на выставки;
- тематические беседы, инструктажи.
Обучение детей 5-6- лет при всём многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид
физкультурной деятельности. К ним относятся:
- методы формирования знаний;
- методы обучения двигательным действиям;
- методы развития физических способностей;
- методы воспитания личности;
- методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;
- методы регулирования психического состояния детей.
В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.
Метод формирования знаний должен осуществляться следующими направлениями: закрепление знаний о строении тела и его частях (руки - плечо, локоть, кисть, пальцы); знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе (вход, середина); название спортивного инвентаря и оборудования; знания об исходных положениях; знание понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение выполнять их по словесной инструкции (ловить, бросать, идти, бежать); знание пространственных ориентиров (направление движений тела и его частей, построения); знание о гигиенических требованиях к спортивной форме, одежде, обуви для занятий). В работе с детьми с задержкой психического развития для формирования знаний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.
Методы обучения двигательным действиям включают: последовательное освоение частей упражнения; обучение целостному упражнению; создание облегчённых условий выполнения упражнений; использование подводящих и имитационных упражнений; усложнение условий выполнения упражнений; варьирование техники физических упражнений; изменение внешних условий выполнения упражнения; использование помощи, страховки; создание положительного эмоционального фона.
Метод воспитания личности включает: приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендации, требование, суждение), личный пример педагога, специальные тренинги, позитивные виды оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность), общение в коллективе, создание благоприятного позитивного климата.
Взаимодействие педагога и занимающихся осуществляется следующими способами: индивидуальные занятия, индивидуально-групповые занятия, малогрупповые занятия (наиболее распространённый вид занятий).
Метод психического регулирования: доброжелательный стиль общения, доверие, открытость педагога, выраженное внимание к каждому ученику; позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности; постановка общей цели, объединение общими интересами; адекватность средств, методов и методических приёмов реальному состоянию и индивидуальным возможностям детей; примирительные акты в случае конфликтов; использование музыки с целью снятия нервно-мышечного напряжения, ускорения восстановительных процессов, ритмической и эмоциональной настройки; игровые методы организации занятий, активизирующие внимания, память, воображение создающие ощущения удовольствия, радости; театрализованные формы занятий, связанные с передвижением, воспроизведением положительных образов, совместной деятельностью, которые могут стать опорой для подражания, источником двигательной, психомоторной, социальной активности.
Основу любой тренировки составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, скачках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений.
Выбор упражнений для конкретной тренировки зависит в первую очередь от возраста и уровня подготовленности занимающихся. В аэробике различают упражнения, выполняемые с низкой (ударной) нагрузкой (Low impact или Lo) и высокой (ударной) нагрузкой (High impact или Hi). В данном случае слово «impact» обозначает толчковую нагрузку, оказываемую на суставы и позвоночник при выполнении разных вариантов ходьбы, бега и прыжков (М. П. Шерстанова, 2002).
При выполнении упражнений с низкой (ударной) нагрузкой (Lo) одна стопа обязательно должна быть на полу. Амплитуда движений руками ограничивается высотой уровня плеч (горизонтали). При движениях с высокой (ударной) нагрузкой (Hi) обе ноги на короткое время могут не соприкасаться с полом (т.е. упражнение выполняется с фазой полета), а руки могут подниматься выше уровня плеч (горизонтали).
Занятия спортивной аэробикой проводятся в виде тренировки. Преимущества данной формы проведения занятий заключаются в том, что тренировочный процесс возглавляет квалифицированный тренер (преподаватель), обеспечивающий решение задач и максимальную продуктивность занятий.
При разработке тренировочных программ, прежде всего, нужно определить цели, продумать направленность и подобратьсодержание занятий на различные по длительности циклы (год, полугодие, квартал, месяц, ежедневные занятия). Как и в любом виде двигательной активности, в занятиях аэробикой решаются три основных типа педагогических задач - воспитательные, оздоровительные и образовательные. В адаптивном физическом воспитании решаются также коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи. Объем средств (содержание и виды движений), используемых в конкретных уроках для решения этих задач, зависит от основной цели занятий и контингента занимающихся.
Технология конструирования программы занятий аэробикой:
- подготовка к тренировкам с учетом интересов занимающихся и их подготовленности;
- подбор музыки с определенным числом ритмичных ударов в минуту для каждого упражнения;
- запись фонограммы для всего урока (без перерывов в звучании музыки);
- конструирование упражнений и хореографических соединений для разных частей тренировки;
- распределение в тренировки различных по нагрузке упражнений и соединений;
- разучивание тренером разработанной программы (самотренировка);
- обучение занимающихся упражнениям и хореографическим соединениям оздоровительной программы;
- управление нагрузкой на последующих занятиях и т. д. Представленная ниже общая структура урока аэробики может иметь разные варианты по содержанию и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия. С детьми 5-6 лет рекомендуется общая продолжительность тренировки 90 минут. В отдельных типах тренировок может отсутствовать силовая серия упражнений и за счет ее удлиняться аэробная часть. Для начинающих рекомендуется удлинять разминку и силовую (партерную) часть урока, при этом уменьшая аэробную («аэробный пик»).