kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад:"Результаты работы на темой:"Художественно-творческая деятельность воспитанников во внеурочное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество-это деятельность,результатом которого является создание материальных и духовных ценностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад:"Результаты работы на темой:"Художественно-творческая деятельность воспитанников во внеурочное время"»


По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей, присущи любому человеку, любому ребенку.

Воспитанник, растущий в интернате, как правило, отстает от эмоционального развития. Что является особенно важным, поскольку мир чувств беден в своих проявлениях. Учащиеся коррекционной школы не умеют эмоционально общаться, недостаточно понимают чужие эмоции, красоту окружающего мира, отсутствует у них художественный вкус. Все формы детского художественного творчества для детей с нарушением интеллекта - это шанс реализоваться в этом мире.

Творчество-это деятельность, результатом которого является создание материальных и духовных ценностей.

Художественно-творческая деятельность включает следующее: 1. Изобразительное искусство.

2. Декоративно-прикладное искусство.

3. Вышивка, мягкая игрушка.

4. Дизайн, конструирование.

Педагогическая работа по развитию художественно-творческой деятельности воспитанников во внеурочное время требует создания определенных, материальных условий, творческой, радостной атмосферы на занятиях, душевного контакта между воспитателем и воспитанниками.

Материальные условия - это подготовка необходимого оборудования для данной работы, качественных инструментов, материалов (бисера, сбросового материала, цветной бумаги, и др.), живописных произведений, технических средств обучения с набором записей музыкальных произведений. За последние годы я работаю над проблемой «Художественно-творческий труд в процессе эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта».

Большое значение имеют занятия художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью развиваться. Дети с интеллектуальной недостаточностью на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствия уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвития мелкой моторики рук, плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, процессы сравнения и обобщения затруднены, отличается несовершенство логического анализа и синтеза, снижение познавательных интересов.

Особое место в развитии и воспитании детей с нарушением интеллекта занимает изобразительная деятельность. Она способствует раскрытию потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Занятия детей рисованием совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. В основе творческой деятельности детей лежат впечатления о прослушанном музыкальном произведении.

Рисунки, выполненные учеником по впечатлениям от только что прослушанного произведения, красивы и своеобразны. Дети могут изобразить любой фрагмент, который больше всего запомнился. Например, прослушав «Осеннюю песню» П.Чайковского, предложила нарисовать рисунок на тему: «Пейзаж родной природы. Осень». Рисунки у детей получились разные. Им помогла предварительная беседа о том чувстве, которое вызвала у них явление, изображенное в музыке. Такие мои занятия пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку, развивает образное мышление, слуховую память. Воспитанники стараются рисовать красочные открытки к праздникам, плакаты, рисунки о природе. Они приобретают практические умения и навыки в области художественного творчества. Воспитанники получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание создавать нечто новое. Все это важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка.

В современной медицине все большее распространение получает термин «изотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья при помощи занятий изобразительного искусства. На внеклассных занятиях давала задания изображать свои переживания. Результат: воспитанник как бы заново проживал и «выплескивал» свои отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя свои чувства он таким образом может откорректировать свое отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции. Помогаю воспитанникам освободиться от гнетущих мыслей, снимаю стрессовое состояние, под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную обстановку. Мною были использованы следующие методики. 1. Свободное рисование. Каждый рисует, что хочет. Дается ограниченное количество времени, каждый участник рисования самостоятельно выбирает тему рисунка и работает по собственно ориентиру, но иногда тему задавала сама. Затем проводили обсуждение. 2.Совместное рисование. Несколько человек начинают рисовать на большом листе. После завершения работы происходит обсуждение и выявление сложности во взаимоотношениях. Для эффективных результатов в изотерапии применяю различные техники. Например, пальцевая живопись, рисунок создается с помощью пальцев. Эта работа приносит положительный результат- снимает страх перед ошибкой, напряжение.

В школе-интернате изотерапевтическая работа играет немаловажную роль и носит профилактический или развивающий характер. Ребенок использует изодеятельность как некий способ для осмысления окружающей действительности и своих взаимоотношений с нею.

Результаты:

1.Воспитанники выпустят накопившую агрессию социально-полезным способом.

2.Настрояться на позитивный лад, проанализируют свои чувства, эмоции.

3.У детей развиваются самоконтроль и рефлексия.

Художественная деятельность помогает налаживать отношения между детьми, развивает художественный вкус и способности. Если у воспитанника получается хорошая работа,то это вызовет положительные эмоции.

Декоративно-прикладное искусство - это художественно выполненные предметы быта, убранства, а также предметы, предназначенные для украшения человека.

В наши дни приобщение детей к определенному виду рукоделия, развитие у них навыков в творчестве декоративно-прикладного искусства в целом влияет на формирование личности школьника.

Творчество-это врожденное качество из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Специфика занятий по декоративному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, для воспитания эстетического отношения к действительности. Декоративно-прикладное искусство очень разнообразно и включает в себя много жанров. Эта работа с бумагой, бисером, пластилином, кожей, деревом, сбросовым материалом и т.д.



При организации внеклассных занятий по изготовлению поделок из бумаги учитываю:

  1. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.

  2. Занятия должны нести детям положительный эмоциональный настрой,

воспитывать у детей нравственные понятия.

  1. К занятиям нужно приступать в хорошем настроении, иначе у детей возникает стойкое отрицательное отношение к труду.

В процессе воспитательной работы при изготовлении поделок из бумаги для реализации цели поставила перед собой ряд задач.

Обучающие:

  1. Обучать различным приемам работы с бумагой.

  2. Формировать умения следовать устным инструкциям.

Развивающие:

1.Развивать внимание, память логическое и пространственное воображения.

2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитывающие:

1.Воспитать интерес к работе с бумагой.

2.Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

А также использую различные методы, в основе которых лежит способ организации занятий: словесный (беседа, рассказ), наглядный (показ иллюстраций, наблюдения, работа по образу и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

а) объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

б) репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

в) частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поисковых задач совместно с педагогом.

г) исследовательский – самостоятельная работа.

Методы, в основе которых лежит форма организация деятельности детей на занятиях:

а) фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

б) индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий;

в) групповой – коллективные работы в группах.

Особенно создание коллективных работ приносит детям огромное удовольствие. Повышается эмоциональность, отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Они подолгу рассматривают получившуюся картину, смеются, вспоминают, кто что вырезал. Дети учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу. В результате расширяется словарный запас, совместная деятельность сближает ребят, делает отношение между ними добрыми, ласковыми. Кроме того, большой формат позволяет чувствовать пространство, постигать законы композиции.

В процессе создания коллективных работ каждый ребенок старается лучше вспомнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарищей, чтобы результат порадовал всех. Таким образом, у детей воспитывается нравственность, углубляются благородные чувства.

В работе с детьми по изготовлению поделок из бумаги больше уделяю внимание на коррекционную работу. Учу воспитанников самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам склеил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь, при выполнении поделок из бумаги детьми понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Учу детей бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Не упускаю случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка.

Каждая поделка- это художественно-творческая работа школьника. Это проблема, которая требует усилий для решения ее, да еще является средством развития творчества. Интересны и богаты в творческом отношении занятия, на которых воспитанники знакомятся с плетением из трех, четырех прядей. Говорю: «Представьте, что каждый из вас мастер-умелец. Создайте из косичек какой-то предмет, а может быть и целое произведение искусства». В конце занятия на партах детей можно было увидеть коврик, корзинку, лебедя и др. Эти поделки воспитывают трудолюбие и любознательность, чувство прекрасного.

Простор для художественного творчества это на тех внеклассных занятиях, где надо изготовить подарочные открытки, валентинки, сувениры к праздникам, елочные игрушки. Мои воспитанники участвовали в конкурсе «Изумрудный город» в номинации «Декоративно прикладное творчество». За работу «Елочные игрушки» занял 1 место Панфилов Сергей. Зайцев Влад 1 место занял в конкурсе «Педагогика 21 века» в номинации «Моя валентинка самая красивая». Валентинка сделана в технике квиллинг.

Дети очень любят коллективные работы, когда фантазии всех участников сливаются воедино и создается свой добрый, фантастический мир. Группа воспитанников выполнила в технике квиллинг аппликации «Подводный мир», «Букет сирени» и др. Украшали в этой же технике картины, выполнили объемные работы «Шляпа», «Мишка», «Фруктовые часы». Они были очень довольны своими работами. Каждый ученик внес свой труд в эти работы.

Осень! Сколько дивного можно увидеть вокруг! Сколько материала подарит нам для внеклассных занятий. Труд с использованием природного материала- это один из путей формирования творческого мышления детей. Так ежегодно для праздника «Золотая осень» изготавливаем различные поделки из овощей, ягод, зерен.

Мои воспитанники уже почти взрослые. Приходится искать новые интересные занятия для них. Захотелось с ними сделать мебель для кукол из деревянных прищепок. Изготовили оригинальную поделку из этого же материала «Избушку на курьих ножках». Свою композицию выставили на выставку прикладного творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «МастерОК» и заняли 3 место в номинации «Дизайн, конструирование».

Бросовый материал дает огромные возможности для занятий художественным творчеством, осуществления фантазии. Самое интересное, что такой материал для творчества находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Все необходимое можно найти у себя дома: пробки от бутылок, пластмассовые стаканчики, скорлупа и многое другое, являются прекрасным бесплатным поделочным материалом. Под руководством воспитателя воспитанники изготовили различные интересные поделки.

В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. С помощью различных инструментов учу обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнавать их свойства. Это содействует развитию у детей воображения и технических навыков, способствует развитию конструкторской деятельности.

Поделки из бросового материала помогают воспитанникам ценить каждую мелочь. Самое главное для меня научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучать преодолевать трудности. Из разговоров с родителями убеждаюсь, что занятия не проходят даром, дети гордятся своими поделками. Создание прекрасного - это творческий праздник для детей, творческое вдохновение его души, реализация его мысли.

Одна из интересных форм стимулирования детей к занятиям – организация выставок. Детям не безразлично, как относятся к результату их творческой деятельности сверстники, воспитатели, родители. Они стремятся показать свою работу, вызвать интерес окружающих к изображенному. Стараюсь правильно с уважением относиться к творчеству своих воспитанников, поэтому в спальне имеется постоянно действующая выставка детских поделок не только из бумаги, но еще из других материалов. Ведь, для каждого ребенка чрезвычайно важно, чтобы именно его работы, независимо от

их качества, совершенства, время от времени участвовали в выставках. И не только потому, что это труд, и к тому же нелегкий, в своих работах весь ребенок со своими взглядами. Это повышает самооценку ребенка, а коллективные просмотры приучают детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Работы моих воспитанников выставлялись на школьных, районных, республиканских выставках прикладного творчества воспитанников детских домов. Награждали их грамотами и дипломами за призовые места. Воспитанники 4 группы участвовали в разных дистанционных конкурсах декоративно- прикладного искусства «Изумрудный город», «Талантоха», «Педагогика 21 века», «Золотая рыбка», «Солнечный свет» и др. Они получали грамоты. Ежегодно дети участвуют в конкурсе декоративно-прикладного искусства «На берегах Волги семьей единою живем». Иногда их работы были награждены дипломами и ценными призами. Подводя итоги воспитательной работы, направленной, на развитие художественно творческих способностей детей с ОВЗ можно отметить такие результаты: у детей повысился не только, уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника: 1. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом.

2.Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

3.Воспитанники научились использовать элементы новых технологий по обработке бумаги, бросового материала, картона и т.д, старались придать образу выразительности при помощи формы, цвета, композиции.

4.Их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.

В развитии творчества у детей заложены больше и подчас нераскрытые еще возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача воспитателя. Мне очень хочется, чтобы мои воспитанники были всегда в состоянии эмоционального комфорта, ощущали радость детства.



Список литературы

1.Д.В.Григорьев, П.В. Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.

2.Рубинштейн С.Я. «Психология умственно-отсталого школьника»1986 г.,

3.Коняева Н.П. «Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития» 2010 г., Владос.

4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, 1967г.









4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Щанкина Ирина Павловна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439313


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства