kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад«Проблемы модернизации в сфере дополнительного образования детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  о проблемах модернизации в дополнительном образовании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад«Проблемы модернизации в сфере дополнительного образования детей»»

МОБУ ДО ДДТ «Радуга»



Доклад на тему

«Проблемы модернизации в сфере дополнительного образования детей»



















Выполнила: педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории,

Денисенко Вера Владимировна











2017-2018 г.с.Б-Куганак

Актуальность темы исследования.

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, тоталитарной системы образования к системе гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений. Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания образования (ФЯСО), имеющее необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности. Начался процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании - взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности

Учреждение дополнительного образования детей - это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве.

Основная из них - создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно. В Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.

В. А. Березина отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности» [Березина, В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.].

Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И.А. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована»

Система дополнительного образования детей формируется и развивается как многомерное образовательное пространство с взаимопроникающими и расширяющими сферами деятельности воспитанников - такое пространство, которое дополняя функциональность основного образования, расширяет и углубляет знания детей в интересных для них формах, способствует овладению ими различными формами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учебе;

Основные идеи формирования нового содержания дополнительного образования детей

Дополнительные образовательные программы вынесены за пределы государственных стандартов и, тем самым, регулируются Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Образовательная программа определяет содержание образования определённых уровня и направленности.

В нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона РФ «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования».

Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениям дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности (Буйлова Л.Н.).



обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности и, прежде всего, в художественно - творческой;

всемерно способствует самовыражению, развитию творческой активности, самоопределению и ускоряет формирование умений делать осознанный и ответственный выбор;

обеспечивает эффективность воспитательной работы, которая реализуется как системная, целостная деятельность по формированию духовно - нравственной, всесторонне развитой личности;

расширяет сферы практикоориентированной творческой работы детей и обеспечивает совершенствование отношений в звеньях «ребёнок - педагог» и «ребёнок - ребёнок»;

способствует установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива и созданию в нем атмосферы, отвечающей провозглашенной ООН и ЮНЕСКО Программе «На пути к культуре мира»;

повышает эффективность и расширяет возможности спортивно - оздоровительной работы, позволяет интересно и содержательно организовать досуг детей и активно влиять на реализацию их здорового образа жизни.

В настоящее время система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики его свободного времени. В рамках решения проблем организационного характера особое внимание следует уделять сотрудничеству школы с учреждениями дополнительного образования детей, поскольку проблемы взаимодействия решаются и на межучережденческом уровне. Это отвечает требованиям изменившейся социально-экономической, культурной ситуации в стране и требует поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия школы с социокультурной средой.

Для каждой ступени основного образования система дополнительного образования предложила свой содержательно-технологический модуль в условиях определённого возрастного периода. Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, права в культурном контексте отношения к самому себе и окружающему миру, знаний о жизни как предмете познания и пространстве деятельности, способов осуществления различных видов и типов деятельности.

Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности. Обобщая сказанное можно сделать выводы. Учреждения дополнительного образования детей как разновидность воспитательных организаций:

  • представляют собой составную часть государственной системы социального воспитания;

  • по содержанию деятельности и организационной структуре отличаются большим разнообразием;

  • во взаимоотношениях с общеобразовательной школой играют зависимую роль - дополнения;

  • по принципу вхождения ребенка в воспитательную организацию являются добровольными;

  • в урегулировании социализации преобладает опосредованность воздействий детским объединением, сферами его жизнедеятельности;

  • педагог дополнительного образования выступает в специфических социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя.

По отношению к общей системе образования дополнительное выступает подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает необходимыми качествами, целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом, это целостная, разноуровневая, многоступенчатая система, которая отличается открытостью и вариативностью.

В настоящее время система дополнительного образования находится в стадии развития, преодолевая сложности (недостаточное финансирование, нехватка квалифицированных кадров, недостаточная разработанность методического обеспечения и др). Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования, становление активной жизненной позиции.

ВЫВОДЫ

Содержание деятельности УДОД определяется на основе теорий, идей и концепций, центрированных на человеке и утверждающих, что любой человек обладает потенциалом здорового и творческого роста, и все неудачи в реализации этого потенциала могут быть преодолены, если человек получает реальную возможность принять на себя ответственность за собственную жизнь.

Дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления им своего предназначения в жизни, способствует самоопределению в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии.

Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Здесь не может быть стандартов. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания.









Список использованных источников

ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)

Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А.Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.

Бруднов, А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию / А. К. Бруднов // Внешкольник.-1996.-№ 31.- С.2.

Воздвиженский С.Э., Рогаткин Д.В.Дополнительное образование детей: общественно-ориентированный вариант развития / С.Э. Воздвиженский, Д.В. Рогаткин. - Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 192 с.

Железнова, Л. Б. Результативность образовательной деятельности в сфере ДО [Электронный ресурс] / Л. Б. Железнова. - Иваненко, И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей / И. Н. Иваненко //Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23.

Зорина К.В., педагог ДО МБОУ ДОД ЦДТ « Проблемы дополнительного образования» http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/09/17/problemy-v-sfere-dopolnitelnogo-obrazovaniyaсайт.



Иванова, Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей [Текст] / Т. В. Иванова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 84-87.

Краснова, С. Н. Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Бирск, 2004. - 191 с.

Медынский,Е. Н. Внешкольноеобразование, егозначение, организацияитехника / Е. Н. Медынский. - М. : Наука, 1918. - 322 с.

Новичков, В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича / В. Б. Новичков // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997. - 207 с.

Пель, В.С. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе / В. С. Пель // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст.- М., 1999. - С. 50.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Доклад«Проблемы модернизации в сфере дополнительного образования детей»

Автор: Денисенко Вера.

Дата: 29.03.2020

Номер свидетельства: 544605


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства