Просмотр содержимого документа
«Для проведения занятий с учащимися средних школ по строевой подготовке Тема: «Строевые приемы и движение без оружия»»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Для проведения занятий с учащимися средних школ по строевой подготовке
Тема: «Строевые приемы и движение без оружия»
Учебные и воспитательные цели:
1. Выработать навыки в выполнении строевых приемов и движения без оружия.
2. Дать практику в подаче команд и управлении отделением.
3. Воспитать у учащихся чувство ответственности, собранности при действии в составе подразделения.
Время: 7 часов
Организационно-методические указания:
1. Тема отрабатывается на семи практических занятиях.
2. Каждый строевой прием отрабатывается в следующем порядке:
-образцовый показ преподавателя в выполнении приема в целом;
-разъяснение порядка выполнения приема и команды подаваемые для выполнения данного приема;
-разъяснение и показ выполнения приема по разделениям;
-тренировка в выполнении приема по разделениям;
-тренировка выполнения приема в целом.
В ходе тренировки преподаватель назначает и периодически меняет командиров отделений (взводов) с целью привития практических навыков учащимся в управлении отделением.
В ходе тренировки преподаватель наблюдает за работой учащихся, отмечает ошибки, добивается их устранения, с наиболее слабыми учащимися занимается индивидуально.
Каждый прием отрабатывать многократными тренировками.
3. Перед занятием по строевой подготовке рекомендуется изучить с учащимся требования Строевого устава ВС РК.
4. Полученные навыки совершенствуются на других занятиях по НВП и занятиях по физической подготовке.
3. Воспитать у учащихся чувство ответственности, собранности при действии в составе подразделения.
Время: 1 час
Место: Учебный класс, строевой плац.
Учебно-материальное обеспечение: Плакаты, стенды.
Литература: 1. Строевой устав ВС РК, изд. 2007г., ст. 28-30
2. «Методика строевой подготовки». Воениздат. 1988г. Глава 1
Учебные вопросы и расчет времени:
Вводная часть: -5 мин.
Основная часть: -35 мин.
1-й вопрос: - Строевая стойка -25 мин.
2-й вопрос: - Выполнение приема «Головные уборы - СНЯТЬ», «Головные уборы - НАДЕТЬ» - 10 мин.
Заключительная часть -5 мин.
Вводная часть: -10 мин.
- принять рапорт командира взвода;
- проверить наличие, внешний вид обучаемых и готовность их к занятиям;
-провести контрольную тренировку по предыдущему занятию;
-объявить оценки;
- объявить тему, цели занятия и учебные вопросы.
Основная часть: -35 мин.
1-й вопрос: - Строевая стойка -25 мин.
Строевая стойка (рис. 1) принимается по команде «СТАНОВИСЬ». По этой команде быстро стать в строй, стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
На месте по команде «СМИРНО» быстро принять строевую стойку и не шевелиться.
Строевая стойка на месте принимается и без команды: во время исполнения Государственного Гимна Республики Казахстан, при обращении командира (начальника), отдании и получении приказа, докладе, выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.
Во время исполнения Государственного Гимна Республики Казахстан командиры подразделений от командира взвода и выше прикладывают руку к головному убору.
По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя – за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.
Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО"
Для обучения строевой стойке преподаватель строит взвод в одну шеренгу, и выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку.
Начиная занятие, преподаватель знакомит учащихся с элементами строевой стоики путем образцового ее показа. При этом обучаемые должны видеть преподавателя при показе спереди и сбоку. Затем преподаватель рассказывает и показывает, в каких случаях применяется строевая стойка.
Закончив показ, преподаватель размыкает взвод и приступает к разучиванию строевой стойки по элементам при помощи подготовительных упражнений.
Преподаватель показывает первое подготовительное упражнение –«Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни» и приступает к тренировке.
Выполнение этого упражнения осуществляется по команде «носки свести, делай – РАЗ, носки развести, делай - ДВА»
Подавая команды, преподаватель следит за шириной разведения носков, указывает на ошибки и добивается правильного выполнения приема всеми обучаемыми.
Затем преподаватель показывает второе подготовительное упражнение – приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Для выполнения этого упражнения, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса вперед, необходимо приподняться на носки, а затем, не изменяя наклона корпуса, опустится на всю ступню.
Выполнение этого упражнения осуществляется по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай - РАЗ, принять первоначальное положение, делай - ДВА». Это упражнение отрабатывается в той же последовательности, как и предыдущее.
Отработав подготовительные упражнения, преподаватель приступает к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «Становись», «Смирно» или другие команды, например: «два шага вперед (назад), шагом - МАРШ», «Учащийся Ермалаев. Шаг вперед, шагом - МАРШ» и т. д.
После того как обучаемые научаться принимать строевую стойку, преподаватель учит их выполнять команды «Вольно» и «Заправиться» Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно».
По команде «Вольно» следует стать свободно, ослабить правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свободно, поправить оружие, обмундирование, и снаряжение, не громко разговаривать.
Закончив показ и объяснение, преподаватель приступает к обучению. С этой целью производит различные построения, подавая команды, например: «Отделение – РАЗОЙДИСЬ», «Отделение в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТСЯ» и т. д. При этом он наблюдает за действиями обучаемых, указывает на ошибки и добивается правильного выполнения приемов всеми обучаемыми.
2-й вопрос: - Выполнение приема «Головные уборы - СНЯТЬ», «Головные уборы - НАДЕТЬ» - 10 мин.
Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) – СНЯТЬ», а для надевания – «Головные уборы (головной убор) – НАДЕТЬ».
Снятый головной убор держится в левой согнутой в локте руке кокардой вперед (рис. 2).
Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях «на ремень», «на грудь» и «к ноге» – левой. При снятии головного убора с карабином в положении «на плечо» карабин предварительно берется в положение «к ноге».
Головные уборы надеваются и снимаются в строю по команде. Одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды.
Хотя прием снятия головного убора по своему выполнению несложный, целесообразно вначале изучить его по разделениям, а потом в целом.
Для обучения выполнению приема по разделениям преподаватель подает команду «Головные уборы снять, по разделениям: делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ».
По счету «делай – РАЗ» правой рукой взять головной убор (фуражку за козырек, пилотку и шапку - ушанку за верхнюю часть), по счету «делай – ДВА» снять головной убор, и опустить его на уровень поясного ремня и немного влево, одновременно левой рукой взять фуражку за козырёк, пилотку и шапку за переднюю часть у звезды (кокарды), чтобы четыре пальца левой руки были наружу, а большой палец внутри головного убора, по счёту « делай – ТРИ » левую руку с головным убором согнуть в локте и удерживать под прямым углом звездой (кокардой) вперёд, а правую руку одновременно с этим опустить.
Надевание головного убора надо также выполнять сначала по разделениям, для чего преподаватель подаёт команду «Головные уборы надеть, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ».
По счёту « делай - РАЗ» левую руку с головным убором подать вперёд к поясу и одновременно передать его в правую руку. По счёту «делай - ДВА» опустить левую руку надеть головной убор на голову. По счёту «делай- ТРИ» резко опустить правую руку вниз.
Закончив обучение учащихся снятию и надеванию головного убора по разделениям, преподаватель приступает к тренировке в выполнении приемов в целом, для чего подает команды: «Головные уборы – СНЯТЬ», «Головные уборы – НАДЕТЬ». При этом он наблюдает за действиями обучаемых, указывает на ошибки и добивается правильного выполнения приемов всеми обучаемыми.
Заключительная часть – 5 мин.
- ответить на вопросы учащихся;
- отметить положительные стороны, недостатки, способы их
устранения;
- объявить оценки;
- дать домашнее задание:
1. Изучить: Строевой Устав ВС РК, изд. 2007г., ст. 28-30
- объявить тему следующего занятия
Преподаватель-организатор начальной военной подготовки
Борасинской средней школы сад
Уалиев Е.Е.
Тема: «Строевые приемы и движение без оружия»
Занятие 2 «Повороты на месте»
Учебные и воспитательные цели:
1. Выработать навыки в выполнении поворотов на месте
2. Дать практику в подаче команд.
3. Воспитать у учащихся чувство ответственности, собранности при действии в составе подразделения.
Время: 1 час
Место: Учебный класс, строевой плац.
Учебно-материальное обеспечение: Плакаты, стенды.
Литература: 1. Строевой устав ВС РК, изд. 2007 г. ст. 31
2. «Методика строевой подготовки». Воениздат. 1988г. Глава 1.
Учебные вопросы и расчет времени:
Вводная часть: -10 мин.
Основная часть: -30 мин.
1-й вопрос: - Повороты на месте -30 мин.
Заключительная часть -5 мин.
Вводная часть: -10 мин.
- принять рапорт командира взвода;
- проверить наличие, внешний вид обучаемых и готовность их к занятиям;
-провести контрольную тренировку по предыдущему занятию;
-объявить оценки;
- объявить тему, цели занятия и учебные вопросы.
Основная часть: -30 мин.
1-й вопрос: - Повороты на месте -30 мин.
Повороты на месте выполняются по командам: «Напра - ВО», «Пол-оборота напра - ВО», «Нале - ВО», «Пол-оборота нале - ВО», «Кру - ГОМ».
Повороты кругом, налево, пол-оборота налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; повороты направо, пол-оборота направо – в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.
Повороты выполняются в два приема:
- первый прием – повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на опорную ногу;
- второй прием – кратчайшим путем приставить другую ногу.
Для обучения поворотам на месте преподаватель выстраивает обучаемых в одну шеренгу с интервалом в один шаг и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в установленном темпе. После этого преподаватель показывает прием по разделениям, поясняет порядок его выполнения и переходит к тренировке приема по разделениям, а затем и в целом.
Поворот направо по разделениям разучивается на два счета по команде «Направо, по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По первому счету обучаемые должны резко повернуться в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохранить положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке. По счету «делай – ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене
Поворот налево по разделениям разучивается на два счета по команде «Налево, по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По первому счету обучаемые должны резко повернуться в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке, сохранить положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на левую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке. По счету «делай – ДВА» кратчайшим путем приставить правую ногу, не сгибая ее в колене
Поворот кругом по разделениям разучивается на два счета по команде «Кругом, по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По первому счету обучаемые должны резко повернуться в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке, сохранить положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом не допускается размахивание руками вокруг корпуса. По счету «делай – ДВА» кратчайшим путем приставить правую ногу, не сгибая ее в колене
При выполнении поворотов на месте характерны следующие шибки:
-преждевременный поворот корпуса по предварительной команде,
- сгибание ног в коленях,
- размахивание руками при поворотах,
- наклонение головы вниз,
- опускание груди или выпячивание живота,
- отклонение корпуса назад,
- поворот не на каблуке, а на всей ступне,
- при повороте кругом неполный разворот,
- приставление ноги не кратчайшим путем и при этом качание корпуса.
Заключительная часть – 5 мин.
- ответить на вопросы учащихся;
- отметить положительные стороны, недостатки, способы их
устранения;
- объявить оценки;
- дать домашнее задание:
1. Изучить: Строевой Устав ВС РК, изд. 2007г., ст. 31
- объявить тему следующего занятия
Преподаватель-организатор начальной военной подготовки
Борасинской средней школы сад
Уалиев Е.Е.
ВВЕДЕНИЕ
Огневая подготовка- обучение личного состава применению штатного оружия для поражения различных целей в бою. Она предусматривает изучение материальной части оружия, основ, приемов и правил стрельбы, приемов и правил метания ручных гранат, способов разведки целей и определение дальностей до них, а также проведение стрельб.
Огневая подготовка проводится в неразрывной связи с тактической подготовкой и совершенствуется на тактических занятиях и учениях с боевой стрельбой. Критерием высокой огневой подготовки воинов является умение поражать противника в бою с первого выстрела.
В современном бою стрелковые подразделения решают поставленные им задачи искусным маневром и огнем. Ведению меткого огня они обучаются в основном на занятиях по огневой подготовке. Организация и методика проведения этих занятий довольно сложны, так как необходимо в тесной увязке с тактической подготовкой и другими предметами научить личный состав самостоятельному решению различных огневых задач. Для решения этих огневых задач надо иметь необходимый запас теоретических знаний(основ и правил стрельбы и метания, материальной части оружия и боеприпасов) и практические навыки применения оружия и боеприпасов в разнообразных условиях. При изучении кратких сведений по основам стрельбы или материальной части оружия и боеприпасов обучаемому приходится встречаться с такими вопросами и понятиями, которые подчас невозможно не только осязать, но и видеть. Для успешного усвоения таких понятий служат различные учебные приборы, пособия и макеты.
Твердые навыки владения оружием вырабатываются в результате длительных тренировок(упражнений). При этом должны соблюдаться следующие условия :
упражнения должны проводиться систематически и быть разнообразными, обучаемые должны знать результаты выполнения ими каждого упражнения.
Руководитель занятий не сможет выполнить этих условий, если при обучении личного состава он не будет пользоваться различными учебными приборами и пособиями.
При обучению метания ручных гранат применяются учебно-имитационные ручная наступательная граната (УРГН) и ручная оборонительная граната (УРГ), которые по своей форме и по весу соответствуют боевым гранатам. Эти гранаты при падении имитируют эффект взрыва, что значительно активизирует занятие и повышает заинтересованность, а также ответственность обучаемых. Имитационные гранаты с успехом могут применяться также на боевых стрельбах и на тактических учениях вместо боевых гранат. При выполнении программы начальной военной подготовки молодежи в школах по метанию ручных осколочных гранат на меткость и дальность применяются болванки ручных осколочных гранат.
Разрезные ручные гранаты служат наглядным пособием при изучении их устройства, взаимодействия частей и подготовки гранат к метанию.
По устройству разрезные ручные гранаты представляют собой охолощенные боевые гранаты и запалы к ним. Часть стенок корпуса у гранат и запалов вырезается для изучения их внутреннего устройства.
На разрезных гранатах руководителю можно показать устройство гранаты и ее запала, положение частей и механизмов гранаты до заряжания, в момент броска, в полете, при взрыве, сборку гранаты, осмотр и проверку исправности частей гранаты, заряжание и разряжание гранаты.
При изучении устройства, назначения и положения частей и механизмов ручной гранаты до заряжания обучаемым можно показать:
- на корпусе – толщину стенки корпуса, помещение разрывного заряда и положение холостой пробки;
- на запале – расположение воспламеняющего механизма, капсюля-воспламенителя, порохового замедлителя и капсюля-детонатора.
При показе расположения частей воспламеняющего механизма надо обратить внимание обучаемых на взаимное расположение ударника и боевой пружины со спусковым рычагом у запала УЗРГМ. Положение всех указанных частей хорошо наблюдается в вырезе запала.
Для показа работы частей воспламеняющего механизма в момент броска следует показать выдергивание за кольцо предохранительной чеки, затем при замедленном освобождении спускового рычага показать на запале УЗРГМ соскакивание ударника с вилки спускового рычага и движение его под действием боевой пружины в сторону запала (капсюля-воспламенителя).
Согласно программе начальной военной подготовки учащиеся по разделу «Огневая подготовка» должны:
- знать меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
- знать боевые свойства и материальную часть автомата Калашникова и ручных осколочных гранат;
- иметь навыки в действиях при выполнении приемов и правил стрельбы из автомата и в метании ручных гранат;
- ознакомиться с правилами сбережения и хранения стрелкового оружия;
- получить практику в стрельбе из пневматического оружия.
ТЕМА «Материальная часть автомата и ручных осколочных гранат».
ЗАНЯТИЕ 35. «Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами»
Цель: рассказать об устройстве и боевых свойствах ручных осколочных гранат
Методика проведения: лекция и тренировки учащихся.
Место занятий: кабинет начальной военной подготовки.
Материальное обеспечение: указывается для каждого учебного места.
Наглядные пособия и литература: программа НВП, «Учебное пособие по начальной военной подготовке» издание 5-е город Алма-Ата, «Мектеп» 1983 года, страницы 134-141; «Учебные стрелковые приборы и пособия» военное издательство МО СССР город Москва 1963 года; комплект плакатов по начальной военной подготовке УМЦ город Алматы 1998 года.
Методические указания: при организации и проведении занятия 8 темы 1 раздела «Огневая подготовка» предусмотреть следующие учебные места:
Место № 1 – для изучения боевых свойств ручных осколочных гранат, устройства, принципа действия гранат и запалов, а также мер безопасности при обращении с гранатами.
Место № 2 – для практических тренировок учащихся по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат.
Перед проведением занятия провести тренировку для командиров взводов 10-х классов по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат. Взвод разделить на две группы ( 1 группа- юноши; 2 группа- девушки).
3. Построение взвода, объявление темы и цели занятия.
. Основная часть. Время 35 минут.
1. Разделить взвод на 2-е группы.
2. Направить первую группу на учебное место №1, вторую группу- на учебное место №2. Смена групп на учебных местах произвести через 15 минут по команде преподавателя-организатора начальной военной подготовки.
Место № 1.
Цель: рассказать учащимся о назначении, боевых свойствах ручных осколочных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН); изучить устройство и принцип действия гранат и запалов, меры безопасности при обращении с гранатами.
Учебные вопросы:
1. Назначение и классификация ручных осколочных гранат. Боевые свойства ручных осколочных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН).
2. Устройство гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГН, РГО) и УЗРГМ.
3. Принцип действия УЗРГМ. Меры безопасности при обращении с гранатами.
1-й учебный вопрос—5 мин. Преподаватель-организатор НВП должен рассказать обучаемым о наступательных (РГД-5, РГН) и оборонитель¬ных (Ф-1, РГО) ручных осколочных гранатах, находящихся на воору¬жении армии РК, и об их боевых свойствах.
2-й учебный вопрос—5 мин. Используя имеющиеся учебные гранаты и наглядные пособия, следует показать школьникам со¬ставные части гранат и рассказать об их назначении.
Далее учеников знакомят с назначением и устройством мо¬дернизированного унифицированного запала ручной гранаты (УЗРГМ). Он состоит из ударного механизма и собственно запа¬ла. Следует обратить внимание учащихся на то, что запалы всег¬да находятся в боевом положении. Разбирать их и проверять ра¬боту ударного механизма категорически запрещается.
Для проверки усвоения надо опросить двух-трех учеников.
Вопросы для закрепления
1. Каково назначение и каковы бое¬вые свойства ручных осколочных гранат РГД-5, Ф-1?
2. Каково устройство ручной осколочной гранаты Ф-1?
3. Каково устройство запала УЗРГМ?
3-й учебный вопрос—5 мин.
Изучение вопроса необходимо проводить на макетах гранаты и запала. Руководитель занятия объясняет, что при броске гра¬наты спусковой рычаг под действием боевой пружины поворачи¬вается и освобождает ударник; ударник под действием боевой пружины энергично продвигается вперед и накалывает капсюль воспламенителя. Следует подчеркнуть, что капсюль запала вос¬пламеняется в момент броска гранаты, а взрыв происходит толь¬ко через 3,2—4,2 с после броска. Здесь уместно напомнить уча¬щимся о мерах безопасности во время броска как наступательной, так и оборонительной гранаты, так как при взрыве гранат обра¬зуется большое количество осколков и поражается живая сила в радиусе до 25 м—РГД-5 и до 200 м Ф-1.
Вопросы для закрепления по плану преподавателя-организатора НВП.
Место № 2
Цель: привить практические навыки учащимся по заряжанию и способам применения ручных осколочных гранат.
1-й учебный вопрос—7 мин. Вначале учащимся сообщают, что, для того чтобы подготовить гранату к броску, ее необходимо зарядить. Затем руководитель занятия показывает практически, как это надо сделать: вынуть гранату из гранатной сумки, вывин¬тить пробку из трубки корпуса и ввинтить запал. Граната готова к броску.
Для закрепления изученного целесообразно опросить двух-трех учащихся.
Вопрос для закрепления. Какова последовательность подготов¬ки ручной осколочной гранаты к броску?
2-й учебный вопрос—13 мин.
Метание гранаты производится по команде «Гранатой- ОГОНЬ», а в бою, кроме того, и самостоятельно.
Для метания гранаты выбирается место и принимается такое положение, чтобы можно было сделать бросок без помех, т.е. чтобы на пути полета гранаты не было ветвей деревьев, высокой травы, проводов и других препятствий.
Для метания гранаты необходимо взять гранату в руки и пальцами плотно прижать спусковой рычаг к корпусу гранаты , продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжать (выпрямить) концы предохранительной чеки; удерживая спусковой рычаг в прижатом положении, за кольцо выдернуть предохранительную чеку; размахнуться и бросить гранату в цель (при метании оборонительной гранаты сразу после броска укрыться).
Провести тренировки учащихся по заряжанию ручных гранат. ( Выполнение команды: «Подготовить гранаты») и тренировки учащихся по способам метания ручных гранат. ( Выполнение команды: «Гранатой- ОГОНЬ»)
. Заключительная часть. Время 5 минут.
1. Построение взвода.
2. Проверка материального обеспечения учебных мест.
3. Объявление степени достижения учебной цели.
4. Отметить положительные и отрицательные стороны занятия.
5. Объявить домашнее задание:
- назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат РГД-5, РГ-41, Ф-1., РГО, РГН.
- устройство ручной осколочной гранаты РГД-5.
- назначение и устройство запала УЗРГМ.
- особенности устройства ручной осколочной гранаты РГ-41.
- особенности устройства ручной осколочной гранаты Ф-1.
- особенности устройства ручной осколочной гранаты РГН.
- особенности устройства ручной осколочной гранаты РГО.
- последовательность подготовки ручной осколочной гранаты к броску.
- последовательность выполнения приемов метания ручной осколочной гранаты из положения стоя. - особенности метания ручных осколочных гранат в окна, двери зданий, амбразуры долговременных сооружений.
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
«Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами.»
Специфика данного занятия заключается в том, что учащиеся усваивают как теоритические знания о ручных осколочных гранатах, так и приобретают практические навыки при обращении с гранатами. Это занятие является важной составной частью темы № 1 “Материальная часть автомата и ручных осколочных гранат” программы начальной военной подготовки молодежи, и связано с как предыдущими занятиями (меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами), так и последующими (действия солдата в наступательном и оборонительном бою, метание ручных осколочных гранат на дальность и меткость).
При организации и проведении занятия 8 темы я предусмотрел следующие учебные места:
Место № 1 – для изучения боевых свойств ручных осколочных гранат, устройства, принципа действия гранат и запалов, а также мер безопасности при обращении с гранатами. Руководитель- преподаватель-организатор НВП.
Место № 2 – для практических тренировок учащихся по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат. Руководитель- командир взвода.
Перед проведением занятия необходимо было провести тренировку для командиров взводов 10-х классов по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат. Взвод разделить на две группы ( 1 группа-юноши; 2 группа- девушки). Юноши на учебном месте № 1 занимаются 15 минут, а на учебном месте № 2- 20 минут, а девушки- наоборот. Таким образом юношам было дано больше времени на отработку практических навыков по обращению с гранатами, чем девушкам.
На этом занятии я ставил следующие задачи: повышение уровня дисциплины и строевой выправки, ответственности за себя и других, получение учащимися а) твердых знаний по материальной части ручных осколочных гранат, мерам безопасности при обращении с ними; б) практических навыков при применении гранат.
При проведении занятий я пользуюсь технологией Фирсова “Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов”, особенности которой являются:
- блочная подача материала ;
- работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения ;
- наличие учебно-методического комплекса : банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся был проведен на последующих занятиях.
Занятие проводилось в учебном кабинете начальной военной подготовки, где использовалось материальное обеспечение для 1-го учебного места: РГД-5 разрезная (1шт.), РГ-42 разрезная (1шт.), Ф-1 разрезная (1шт.), гранатная сумка (1шт.), РГД-5 учебная (1шт.), УЗРГМ учебный (1шт.), холостая пробка (1шт.), бумага или ветошь, плакат по теме «Ручные осколочные гранаты», стол (1шт.); материальное обеспечение для 2-го учебного места: подстилка (3шт.), гранатные сумки (3шт.), РГД-5 учебная (3шт.), УЗРГМ учебный (3шт.), холостая пробка (3шт,), бумага или ветошь, стол (3шт.).
Хорошая психологическая атмосфера и высокая работоспособность учащихся поддерживались на протяжении всего занятия благодаря тематически подобранной наглядности и проведении комбинированной формы занятия (теоретическая в сочетании с практической) с разделением учащихся на группы. Поэтому все поставленные задачи были реализованы полностью.