Дискуссия «Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры»
Дискуссия «Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры»
Цель: оказать учащимся помощь в осознании мотивов выбора профессии.
Задачи:
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дискуссия «Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры»»
Цель: оказать учащимся помощь в осознании мотивов выбора профессии.
Задачи:
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Ход занятия
I. Организационный момент
Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжелые камни. Подошел он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой».
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю».
А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!»
--- О чем эта притча?
--- Как вы ее понимаете?
--- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
II. Новый материал
Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. На этот счет существует много поговорок, пословиц, сказок и притч. Вот только одна из них.
Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики.
- Положим мы их лучше обратно».
И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»
Это только в сказке бывает «По-Щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать. Поэтому так важно выбрать дело по душе. И чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать счастливым.
III. Дискуссия.
1. Обсуждение высказывания И. Канта
Прочитайте записанное на доске знаменитое высказывание Иммануила Канта: «Годы юности – самые трудные годы. Ибо это годы выбора». Часть учащихся должна подтвердить, а часть – опровергнуть это высказывание.
2. Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии».
Участники методом «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.
3. Рынок труда
В наши дни существует понятие «рынок труда». Что вы понимаете под этим выражением?
--- Что значит «дефицитная профессия»? Какие профессии можно отнести, с вашей точки зрения, к дефицитным?
--- Существуют ли профессии, которые оплачиваются не очень высоко, но являются востребованными в нашем обществе?
--- Приведите примеры подобных профессий.
4. Термин «избыточное образование»
Сегодня социологи много говорят о новом явлении в российской жизни - избыточном образовании.
Суть проблемы:
В общей численности безработных увеличивается число людей с высшим образованием. Растет число выпускников вузов, работающих не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования.
Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть.
--- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема?
--- Можно ли ее решить?
5.Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим образованием. И многие выпускники вузов не могут найти ту работу по специальности, которая их устраивает. Означает ли это, что положение безнадежно?
--- Какие предъявляются требования к тому, кто устраивается на работу? (Обсуждение)
6.Мотивы выбора профессии
Вспомните, что такое «мотив»? (Мотив - это внутреннее побуждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувства и мысли.)
--- Итак, чем вы руководствуетесь при выборе будущей профессии? (Наличие способностей; престижность профессии; материальная обеспеченность; привлекательность содержания образования; желание родителей; традиции семьи; интерес к данной профессии.)
--- Насколько важен правильный выбор профессии для человека?
--- А всегда ли правильно люди делают свой выбор?
--- Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?
7. «Определение мотивации» (Методика Е. А. Головахи).
Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.
3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.
5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.
6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.
Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).
Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.
8. Рефлексия.
Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы ….» «Я хочу получить профессию… чтобы…»
Осознание мотивов поведения — дело важное, но трудное. Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются. Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).
Дискуссия
«Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры»