kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дисграфия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если ваш ребенок не может написать без ошибок простое предложение, не спешите обвинять его в лени и незнании простейших грамматических правил. Причиной может быть дисграфия – недуг, который по разным статистическим данным встречается у детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия»

Что такое дисграфия?

В своей практике я часто встречаю школьников с дисграфией. Их с каждым годом становиться всё больше и больше.

С начала обучения в школе родители сталкиваются с проблемами в затруднения чтения и письма. Дети оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются по другим предметам, где нужна сообразительность. Родители заставляют зубрить правила, переписывать текст неоднократно. Но количество ошибок становиться не меньше, а наоборот больше. У ребёнка появляется ненависть к русскому языку. Родители считают, что их чадо лодырь не поддающееся обучению и машут на них рукой. Это не правильное рассуждение. Таким детям лишенным речевой одаренности нужна помощь специалиста т.е. логопеда, но никак не психолога. Давайте разберёмся в терминологии.

Дисграфия - что это такое? Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учеником грамоты и грамматики языка.

Причины диграфии.

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психического развития.

К последующему проявлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребёнка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечёткая и неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание со стороны родителей к речи ребёнка, неоправданно раннее обучение грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с различными речевыми нарушениями, ЗПР

Чтобы понять механизм развития дисграфии начнём издалека. Известно, что человек обладает, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет различать нам шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а так же урбанистические звуки: гул авиалайнера, тук колёс поезда, шуршание колёс автомобиля и т.д.

Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни, прекрасной музыкой известных композиторов.

Третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и неважным речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребёнка нарушен речевой слух ему очень трудно научиться читать и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется ещё тем, что ребёнок должен правильно уловить определённый звук и предоставить его в виде буквы в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Например, сравните слова «дочка - точка», «коза - коса», «уголь - угол», «чашка - Сашка» и т.д. Замена глухого звука звонким звуком, твердого – мягким, шипящего – свистящим придаёт слову новое содержание. Наряду с речевым с речевым слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко успеваемость ребёнка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист.
Выделяют пять видов дисграфии:

Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.

Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).

Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).

Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)

Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Кто может помочь ребёнку? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помочь специалиста – логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Если ваш ребенок не может написать без ошибок простое предложение, не спешите обвинять его в лени и незнании простейших грамматических правил. Причиной может быть дисграфия – недуг, который по разным статистическим данным встречается у детей. Задача родителей и учителей – выявить проблему, определить причины дисграфии у детей и помочь справиться с ней, что вполне реально при правильном подходе.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Дисграфия

Автор: Шагманова Сауле Анатольевна

Дата: 09.06.2017

Номер свидетельства: 421151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Родительское собрание в 3 классе по теме “Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?” "
    ["seo_title"] => string(105) "roditiel-skoie-sobraniie-v-3-klassie-po-tiemie-chto-takoie-disghrafiia-i-kak-pomoch-riebionku-disghrafiku"
    ["file_id"] => string(6) "175463"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424272426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Памятка для родителей "Что вы должны знать о дисграфии". "
    ["seo_title"] => string(59) "pamiatka-dlia-roditieliei-chto-vy-dolzhny-znat-o-disghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "145753"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418986701"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(20) "Дисграфия. "
    ["seo_title"] => string(11) "disghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "130443"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415899123"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ"
    ["seo_title"] => string(82) "profilaktikaakustichieskoidisgrafiiudietieidoshkolnogovozrastasnarushieniiemriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270357"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451073648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Дисграфия у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(35) "disghrafiia-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "128920"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415608229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства