kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Девиантное поведение подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное поведение подростков. Профилактика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение подростков»

Под девиантным поведением подростков понимаются такие действия и поступки, которые не умещаются в рамки принятых обществом норм и правил. Зачастую проявляется агрессией, воровством, ложью, тревожностью, гиперобщительностью, депрессией, суицидальными наклонностями, различными зависимостями, навязчивыми страхами, нарушением питания и др.

Каждый вид девиации – это отдельное психическое расстройство. Лечение основано на психокоррекции, психотерапии и социальной реабилитации с применением лекарственной терапии. Девиация дословно трактуется как отклонение. Чаще всего недугу подвержены молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет. Такая предрасположенность основана на возрастных особенностях психики, которая еще недостаточно зрелая, а также социальных и физиологических воздействиях на нее.

Причины проявления заболевания

Причины девиантного поведения подростков делятся на две большие группы – социальные и физиологические. К группе социальных причин относятся:

неполные семьи – в данном случае не формируется образец поведения с противоположным полом. Кроме того, один родитель, воспитывая ребенка, часто требует слишком сильного подчинения, послушания, не додает ребенку внимания и участия;

ошибки учебно-воспитательного процесса приводят к конфликтам с учебным коллективом и педагогами, как следствие неуспеваемости;

конфликтные или асоциальные семьи – конфликты между родителями приводят к упущениям в воспитательном процессе и отстраненности ребенка, а паразитический образ жизни, антиобщественное поведение родителей или алкоголизм вообще становятся примером к действию.

Среди физиологических причин девиантного поведения подростков можно выделить следующие:

патологии центральной нервной системы формируются в результате черепно-мозговых травм или тяжелых заболеваний в первые годы жизни ребенка, а проявляются в неустойчивости эмоционального проявления и снижением возможностей к адаптации;

особенности переходного возраста – под воздействием гормонального всплеска в организме происходит созревание некоторых отделов головного мозга и формирование ряда психических функций высшего типа, в результате которых у ребенка происходит обострение черт характера и появление асоциальных поступков;

наследственные признаки умственной недостаточности, склонностей к зависимостям от алкоголя или наркотиков, аномальные черты характера.

Патогенез

Течение девиантного поведения подростков довольно сложное. Отклонения развиваются ввиду нарушения ориентации ребенка в системе общественных ценностей, норм и правил.

Если в период возрастного кризиса, когда обострены потребности самоопределения и самовыражения, отсутствуют устойчивая система ценностей, качественные социальные условия и поддержка близкого круга людей, то у подростка формируются патологии поведенческих отклонений. В этот период противоправные и аморальные поступки продиктованы желанием привлечь внимание, доказать свою силу, независимость и значимость, самостоятельность.

Классификация видов девиантного поведения

Существует достаточное количество классификаций девиантного поведения. Здесь мы рассмотрим применяемую в медицине, в основе которой лежат способы нарушения установленных общественных норм. Формы девиантного поведения подростков:

делинквентая. Проявляется в воровстве, насилии и разбое;

аддиктивная. Проявляется в уходе от реальности и поддержке интенсивных эмоций. Достигнуть изменений психического состояния подросткам удается за счет приема химических веществ – алкоголя, наркотиков, токсичных веществ или путем фиксации внимания на конкретных действиях – мастурбации, трансе;

патохарактерологическая. Основана на психопатиях разных форм: шизоидная, истероидная и другие;

психопатологическая. Основана на симптомах психических заболеваний, например, депрессии;

гиперспособности в лице талантов, одаренностей, гениальности в результате дают отклонения от средних поведенческих норм.

Симптомы девиантного поведения подростков

Особенностью девиантного поведения подростков является отсутствие четко выраженных стадий течения болезни и сопутствующих ей симптомов. Развитие недуга проходит периоды единичных поступков, переходящих к регулярным действиям и организованной деятельности, составляющей образ жизни. Этот процесс может занимать различный временной промежуток, от пары недель до нескольких лет. За основу клинического проявления девиантного поведения берется сложность социальной адаптации. Она выражается в частой смене друзей, регулярными конфликтами со сверстниками в школе и педагогами, а также тягой к плохим компаниям.

Сложности общественной адаптации часто характеризуется уходами из дома, прогулами уроков, отказом от посещения школы, увлеченностью жизни в интернете или компьютерными играми. При этом подросток характеризуется как рассеянный, невнимательный, непостоянный или ветреный (регулярно бросает незаконченные дела и постоянно меняет свои увлечения). Учебная же деятельность не вызывает у него интереса, поэтому успеваемость низка и учеба дается с трудом.

В эмоциональной сфере подросток характеризуется как инфантильный, что выражается в отсутствии ответственности и самоконтроля, не приспособленностью к бытовой жизни и хозяйству. В результате проявляются такие черты как неряшливость, непунктуальность, неумение планировать и действовать по плану. В эмоциональном отношении подросток становится неустойчивым, он подвержен частым переменам настроения, в результате депрессии, навязчивые страхи, истерики, агрессия, упрямство, замкнутость или подчеркнутое равнодушие, жестокость.

В плане физиологии наблюдается нарушение аппетита и сна, снижение иммунитета, иные психосоматические реакции. В результате появляется избыточный вес или признаки анорексии, повышенная склонность к инфекционным заболеваниям и прочие функциональные расстройства – головные боли, давление, повышенная температура тела и другие.

Необычные способности также могут быть расценены как симптомы патологического поведения. Однако зачастую остаются в стороне, так как одаренные подростки редко нуждаются в медицинской помощи. При этом учебные заведения стараются создать для них максимально комфортные условия

Диагностика заболевания патологий поведения подростков

Психика – материя тонкая. Психические отклонения невозможно диагностировать лабораторными исследованиями. Поэтому психологи и психиатры проводят следующие клинические и психологически мероприятия:

изначально необходимо наблюдение и проведение беседы, целью которой является установление условий проживания и внутрисемейных отношений, привычек подростка и наличия у него хобби, а также оценка общего состояния, поведенческих ответных реакций и эмоциональных особенностей;

следующим этапом становится опрос родителей и близких родственников. Ввиду того, что самокритика подростков с отклонениями поведения зачастую отсутствует вообще или сильно занижена, крайне важны мнение и жалобы окружающих и близкоконтактирующих с пациентом людей;

психологические тесты и личностные опросники позволяют установить превалирующие особенности личности и характерологические черты. При этом проводится несколько видов тестирования для получения более объемной картины;

проективные методы направлены на получение сведений о вытесненных эмоциях: страхах, агрессии или тревогах. Они основаны на специфических тестах с цветом и формой.

Для полноты формирования клинической картины психиатру требуются дополнительные сведения:

характеристики от учителей из школы;

характеристика уполномоченного детской комнаты полиции;

выписки из амбулаторной карты детских врачей педиатра, невролога и других узких специалистов.

следующим этапом становится опрос родителей и близких родственников. Ввиду того, что самокритика подростков с отклонениями поведения зачастую отсутствует вообще или сильно занижена, крайне важны мнение и жалобы окружающих и близкоконтактирующих с пациентом людей;

психологические тесты и личностные опросники позволяют установить превалирующие особенности личности и характерологические черты. При этом проводится несколько видов тестирования для получения более объемной картины;

проективные методы направлены на получение сведений о вытесненных эмоциях: страхах, агрессии или тревогах. Они основаны на специфических тестах с цветом и формой.

Для полноты формирования клинической картины психиатру требуются дополнительные сведения:



характеристики от учителей из школы;

характеристика уполномоченного детской комнаты полиции;

выписки из амбулаторной карты детских врачей педиатра, невролога и других узких специалистов.

Результатом применения такой терапии становится поиск возможных методов разрешения конфликтов, наблюдение за реакциями и их последствиями, а также обучение построению продуктивных взаимоотношений с окружающим миром.

Профилактика девиантного поведения подростков

Профилактика девиантного поведения подростков по большому счету сводится к раннему выявлению признаком регулярных поведенческих девиаций – проблем с учебой, патологий внутрисемейных отношений. Здесь немаловажное значение имеет внимание и бдительность не только со стороны родителей и близких родственников, но и друзей, и школьных педагогов, и даже соседей.

Молодые люди наделены гибкими приспособительными механизмами, поэтому проводимые комплексные реабилитационные и коррекционные мероприятия приносят благоприятный результат, за счет чего лечение поведенческих отклонений имеет хорошие положительные прогнозы. Тяжелому лечению поддается развитие девиаций из-за неврологических или психотических заболеваний. Лучшей профилактикой девиаций является здоровая атмосфера в семье, ощущение нужности подростком, помощь и поддержка близких.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Девиантное поведение подростков

Автор: Зайкова Оксана Валерьевна

Дата: 10.02.2023

Номер свидетельства: 625274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Причины девиантного поведения подростков"
    ["seo_title"] => string(46) "prichiny_dieviantnogho_poviedieniia_podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "424771"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1501655951"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Девиантное поведение. Понятие, причины, признаки девиантного поведения подростков."
    ["seo_title"] => string(80) "deviantnoe_povedenie_poniatie_prichiny_priznaki_deviantnogo_povedeniia_podrostko"
    ["file_id"] => string(6) "541006"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582611281"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростка "Девиантное поведение, учимся говорить – нет""
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatie_s_elementami_treninga_po_profilaktike_deviantnogo_povedeniia_podrostka_"
    ["file_id"] => string(6) "595778"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1640151203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Презентация. Девиантное поведение подростков."
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia_dieviantnoie_poviedieniie_podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "356686"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478613598"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ"
    ["seo_title"] => string(80) "korriektsiia_dieviantnogo_poviedieniia_podrostkov_vospityvaiushchikhsia_v_zamies"
    ["file_id"] => string(6) "364520"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480571423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства