Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение подростков»
Под девиантным поведением подростков понимаются такие действия и поступки, которые не умещаются в рамки принятых обществом норм и правил. Зачастую проявляется агрессией, воровством, ложью, тревожностью, гиперобщительностью, депрессией, суицидальными наклонностями, различными зависимостями, навязчивыми страхами, нарушением питания и др.
Каждый вид девиации – это отдельное психическое расстройство. Лечение основано на психокоррекции, психотерапии и социальной реабилитации с применением лекарственной терапии. Девиация дословно трактуется как отклонение. Чаще всего недугу подвержены молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет. Такая предрасположенность основана на возрастных особенностях психики, которая еще недостаточно зрелая, а также социальных и физиологических воздействиях на нее.
Причины проявления заболевания
Причины девиантного поведения подростков делятся на две большие группы – социальные и физиологические. К группе социальных причин относятся:
неполные семьи – в данном случае не формируется образец поведения с противоположным полом. Кроме того, один родитель, воспитывая ребенка, часто требует слишком сильного подчинения, послушания, не додает ребенку внимания и участия;
ошибки учебно-воспитательного процесса приводят к конфликтам с учебным коллективом и педагогами, как следствие неуспеваемости;
конфликтные или асоциальные семьи – конфликты между родителями приводят к упущениям в воспитательном процессе и отстраненности ребенка, а паразитический образ жизни, антиобщественное поведение родителей или алкоголизм вообще становятся примером к действию.
Среди физиологических причин девиантного поведения подростков можно выделить следующие:
патологии центральной нервной системы формируются в результате черепно-мозговых травм или тяжелых заболеваний в первые годы жизни ребенка, а проявляются в неустойчивости эмоционального проявления и снижением возможностей к адаптации;
особенности переходного возраста – под воздействием гормонального всплеска в организме происходит созревание некоторых отделов головного мозга и формирование ряда психических функций высшего типа, в результате которых у ребенка происходит обострение черт характера и появление асоциальных поступков;
наследственные признаки умственной недостаточности, склонностей к зависимостям от алкоголя или наркотиков, аномальные черты характера.
Патогенез
Течение девиантного поведения подростков довольно сложное. Отклонения развиваются ввиду нарушения ориентации ребенка в системе общественных ценностей, норм и правил.
Если в период возрастного кризиса, когда обострены потребности самоопределения и самовыражения, отсутствуют устойчивая система ценностей, качественные социальные условия и поддержка близкого круга людей, то у подростка формируются патологии поведенческих отклонений. В этот период противоправные и аморальные поступки продиктованы желанием привлечь внимание, доказать свою силу, независимость и значимость, самостоятельность.
Классификация видов девиантного поведения
Существует достаточное количество классификаций девиантного поведения. Здесь мы рассмотрим применяемую в медицине, в основе которой лежат способы нарушения установленных общественных норм. Формы девиантного поведения подростков:
делинквентая. Проявляется в воровстве, насилии и разбое;
аддиктивная. Проявляется в уходе от реальности и поддержке интенсивных эмоций. Достигнуть изменений психического состояния подросткам удается за счет приема химических веществ – алкоголя, наркотиков, токсичных веществ или путем фиксации внимания на конкретных действиях – мастурбации, трансе;
патохарактерологическая. Основана на психопатиях разных форм: шизоидная, истероидная и другие;
психопатологическая. Основана на симптомах психических заболеваний, например, депрессии;
гиперспособности в лице талантов, одаренностей, гениальности в результате дают отклонения от средних поведенческих норм.
Симптомы девиантного поведения подростков
Особенностью девиантного поведения подростков является отсутствие четко выраженных стадий течения болезни и сопутствующих ей симптомов. Развитие недуга проходит периоды единичных поступков, переходящих к регулярным действиям и организованной деятельности, составляющей образ жизни. Этот процесс может занимать различный временной промежуток, от пары недель до нескольких лет. За основу клинического проявления девиантного поведения берется сложность социальной адаптации. Она выражается в частой смене друзей, регулярными конфликтами со сверстниками в школе и педагогами, а также тягой к плохим компаниям.
Сложности общественной адаптации часто характеризуется уходами из дома, прогулами уроков, отказом от посещения школы, увлеченностью жизни в интернете или компьютерными играми. При этом подросток характеризуется как рассеянный, невнимательный, непостоянный или ветреный (регулярно бросает незаконченные дела и постоянно меняет свои увлечения). Учебная же деятельность не вызывает у него интереса, поэтому успеваемость низка и учеба дается с трудом.
В эмоциональной сфере подросток характеризуется как инфантильный, что выражается в отсутствии ответственности и самоконтроля, не приспособленностью к бытовой жизни и хозяйству. В результате проявляются такие черты как неряшливость, непунктуальность, неумение планировать и действовать по плану. В эмоциональном отношении подросток становится неустойчивым, он подвержен частым переменам настроения, в результате депрессии, навязчивые страхи, истерики, агрессия, упрямство, замкнутость или подчеркнутое равнодушие, жестокость.
В плане физиологии наблюдается нарушение аппетита и сна, снижение иммунитета, иные психосоматические реакции. В результате появляется избыточный вес или признаки анорексии, повышенная склонность к инфекционным заболеваниям и прочие функциональные расстройства – головные боли, давление, повышенная температура тела и другие.
Необычные способности также могут быть расценены как симптомы патологического поведения. Однако зачастую остаются в стороне, так как одаренные подростки редко нуждаются в медицинской помощи. При этом учебные заведения стараются создать для них максимально комфортные условия
Психика – материя тонкая. Психические отклонения невозможно диагностировать лабораторными исследованиями. Поэтому психологи и психиатры проводят следующие клинические и психологически мероприятия:
изначально необходимо наблюдение и проведение беседы, целью которой является установление условий проживания и внутрисемейных отношений, привычек подростка и наличия у него хобби, а также оценка общего состояния, поведенческих ответных реакций и эмоциональных особенностей;
следующим этапом становится опрос родителей и близких родственников. Ввиду того, что самокритика подростков с отклонениями поведения зачастую отсутствует вообще или сильно занижена, крайне важны мнение и жалобы окружающих и близкоконтактирующих с пациентом людей;
психологические тесты и личностные опросники позволяют установить превалирующие особенности личности и характерологические черты. При этом проводится несколько видов тестирования для получения более объемной картины;
проективные методы направлены на получение сведений о вытесненных эмоциях: страхах, агрессии или тревогах. Они основаны на специфических тестах с цветом и формой.
Для полноты формирования клинической картины психиатру требуются дополнительные сведения:
выписки из амбулаторной карты детских врачей педиатра, невролога и других узких специалистов.
следующим этапом становится опрос родителей и близких родственников. Ввиду того, что самокритика подростков с отклонениями поведения зачастую отсутствует вообще или сильно занижена, крайне важны мнение и жалобы окружающих и близкоконтактирующих с пациентом людей;
психологические тесты и личностные опросники позволяют установить превалирующие особенности личности и характерологические черты. При этом проводится несколько видов тестирования для получения более объемной картины;
проективные методы направлены на получение сведений о вытесненных эмоциях: страхах, агрессии или тревогах. Они основаны на специфических тестах с цветом и формой.
Для полноты формирования клинической картины психиатру требуются дополнительные сведения:
выписки из амбулаторной карты детских врачей педиатра, невролога и других узких специалистов.
Результатом применения такой терапии становится поиск возможных методов разрешения конфликтов, наблюдение за реакциями и их последствиями, а также обучение построению продуктивных взаимоотношений с окружающим миром.
Профилактика девиантного поведения подростков
Профилактика девиантного поведения подростков по большому счету сводится к раннему выявлению признаком регулярных поведенческих девиаций – проблем с учебой, патологий внутрисемейных отношений. Здесь немаловажное значение имеет внимание и бдительность не только со стороны родителей и близких родственников, но и друзей, и школьных педагогов, и даже соседей.
Молодые люди наделены гибкими приспособительными механизмами, поэтому проводимые комплексные реабилитационные и коррекционные мероприятия приносят благоприятный результат, за счет чего лечение поведенческих отклонений имеет хорошие положительные прогнозы. Тяжелому лечению поддается развитие девиаций из-за неврологических или психотических заболеваний. Лучшей профилактикой девиаций является здоровая атмосфера в семье, ощущение нужности подростком, помощь и поддержка близких.