kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика деятельности педагога-организатора в детском творческом коллективе. Функциональный подход к деятельности педагога-организатора, позволяющий наиболее полно раскрыть его потенциал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе.»







Методическое пособие





Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе.













АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

Мельник Ирина Валерьевна–

педагог дополнительного образования,

педагог-организатор











Методическое пособие

по теме:

Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе

Мельник Ирина Валерьевна, педагог-организатор

МОУ «Лицей № 26»


Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их готовности к организации разнообразной образовательной деятельности обучающихся.

Деятельность педагога-организатора, одной из ключевых фигур в системе дополнительного образования, в организационном плане является наиболее разнообразной и сложной, как по содержанию, формам, технологиям, методам, связанным с осуществляемой работой, так и по решаемым проблемам.

В центре деятельности педагога-организатора – проведение воспитательно-развивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерами и пр. Всё это требует от педагога-организатора высокой профессиональной и личностной готовности, владением универсальными (многообразными) компетенциями, которые способствуют свободному владению различными формами организации образовательно-развивающей деятельности обучающихся не только в условиях учреждения дополнительного образования, но и вне него.

Однако, проблема деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования мало разработана и практически не исследована. В предлагаемом проекте представлен вариант целостного рассмотрения и анализа деятельности педагога-организатора, ранее не встречавшийся ни в теоретических, ни в практических разработках.

Поскольку методологически корректным является целостный анализ профессиональной деятельности в многообразии ее целей, задач, содержания, форм и пр., то, применительно к педагогу-организатору, таким подходом может быть комплексно-функциональный, как охватывающий многообразие и целостность его (педагога-организатора) деятельности.

Цель данной методической разработки:

Обосновать комплексно-функциональный подход к рассмотрению деятельности педагога-организатора, как позволяющий наиболее полно раскрыть его потенциал, профессионально-личностный ресурс, проанализировать основные направления и особенности деятельности в системе дополнительного образования.

Задачи:

  • проанализировать существующие подходы к работе педагога-организатора в детском творческом коллективе

  • раскрыть сущность комплексно-функционального подхода к работе педагога-организатора системы дополнительного образования

  • рассмотреть основные направления (как функции) деятельности педагога-организатора в их целостности, взаимосвязанности и разнообразии.

В данной методической разработке представлен ранее не применявшийся, не разработанный ни теоретически, ни практически комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования.

До сих пор работа педагога-организатора рассматривается на основе субъективных представлений об основных направлениях и особенностях его деятельности, что связано, прежде всего, с отсутствием научно обоснованных разработок вопроса.

Неразработанность представлений о специфике и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога-организатора дополнительного образования ведет к стихийности в определении ее целей, направлений, содержания, технологий, форм и пр. По этим причинам снижается эффективность организации и осуществления досуговой деятельности обучающихся, как главная, ключевая задача работы педагога-организатора.

Предлагаемый в проекте новый, ранее не применявшийся, комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования способствует: формированию современного, целостного, научно обоснованного взгляда на его деятельность, способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного глубинного анализа основных ее направлений, функций, специфики и особенностей.

Основное содержание:

Специфика деятельности педагога-организатора в детском творческом коллективе заключается в разнообразии направлений его работы и выполняемых им функций.

Особенности и специфика деятельности педагога-организатора зависит от направленности деятельности коллектива, в котором он работает. Он должен обладать компетенциями, достаточными для выполнения различных функций: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования - границы его компетенций достаточно широки.

Целостное видение, рассмотрение и анализ разнообразных компетенций педагога - организатора возможно через дифференцирование выполняемых им функций, как основных направлений и компонентов деятельности. Поэтому в основе содержания проекта – раскрытие функций педагога- организатора в их целостности, системности и взаимосвязанности.

Организационно-управленческая функция - как ведущая в деятельности педагога-организатора. Это направление работы связано с: постановкой целей, задач, планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности в коллективе. В основе этого направления работы – проектирование способов проведения организационной и воспитательной работы.

Гуманистическая функция – отвечает позиции и ведущей ориентации педагога-организатора. В ее основе: проведение просветительской работы, пропаганды здорового образа жизни, осуществление социального взаимодействия коллектива с различными организациями.

Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление обучающихся; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение обучающихся к ду­ховным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; реализацию потенциала, творческих возможностей, склонностей, талантов детей; удовлетворения их стремлений, потребностей в самостоятельной деятельности, рефлексии, а также в побуждении к самовоспитанию.

Технолого-методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня педагогов коллектива, оказывать им консультативную помощь.

Диагностическая функция связана с выявлением и оцениванием состояния обучающихся; выявлением возможных отрицательных на них влияний; предупреждением и преодолением негативных проявлений учащихся. Выполнение этой функции предполагает проведение просветительской работы с родителями, совершенствование взаимодействия систем коллектив-семья.


Основное содержание работы педагога-организатора в соответствии с функциональным подходом

Главным в работе педагога-организатора является корректное планирование своей деятельности. Необходимо четко сформулировать цели и задачи работы на текущий учебный год, обозначить основные направления.

Содержание организационно-управленческой функции связано с планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности:

  • организация взаимодействия с педагогами, воспитанниками и родителями;

  • комплектование состава учащихся коллектива;

  • планирование концертной и гастрольной деятельности коллектива;

  • организация календарных праздников;

  • организация каникулярного отдыха обучающихся:

  • обобщение опыта своей работы, предоставление материалов в методический кабинет; оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.

Выполнение гуманистической функции педагогом-организатором предполагает:

  • формирование у учащихся основ здорового образа жизни, воспитание стремления к этому;

  • приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • развитие гуманистических отношений к окружающему миру;

  • воспитание ответственности, гражданского самосознания;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;

  • контроль выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности при проведении мероприятий коллектива;

  • осуществление социального взаимодействия с различными организациями, с другими образовательными учреждениями;

  • органи­зация досуговой деятельности совме­стно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка.

Реализация воспитательной функции педагога- организатора предполагает:

    • содействие раскрытию и развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся;

    • создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников;

    • воспитание культуры общения, поведения, речи; гуманности, толерантности;

    • формирование навыков социально приемлемых способов организации досуга;

    • обучение детей основам культуры быта: формирование основ культуры быта в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования;

    • обеспечение участия воспитанников в концертных программах, праздниках и других массовых мероприятиях.

Технолого-методическая функция педагога-организатора предполагает проведение, совместно с педагогами коллектива, ряда организационных мероприятий, направленных на эффективную образовательную и воспитательную деятельность обучающихся:

    • планирование деятельности коллектива (концертная и гастрольная деятельность, каникулярный отдых обучающихся, комплектование групп, составление расписания, организация учебного процесса);

    • анализ достижений обучающихся, оценка эффективности их обучения;

    • организационная и методическая работа с родителями обучающихся, проведение родительских собраний;

    • участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы;

    • оказание консультативной помощи педагогам коллектива, с целью повышения их профессионального уровня;

    • оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.

Диагностическая работа - важное направление деятельности педагога-организатора

В работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции:

Информационную:

- получение информации об участниках педагогического процесса;

- выявление относительного уровня развития ребенка;

- выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;

- организации работа  с частью родителей по налаживанию конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

Прогнозирующую:

- выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;

- прогнозирование результативности воспитательного процесса.

- определение эффективности использования различных средств и методов.

Воспитательную:

- создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;

- выявление роста, достижений в образовании, самопознании и саморазвитии обучающегося:

- проведение мониторинга возрастных проявлений, интересов, потребностей обучающихся;

  • выявление и анализ достижений обучающихся;

Просветительскую:

- организация работы  с частью родителей по налаживанию конструктивного взаимодействием в системе родитель-ребёнок;

  • проведение индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, на которых родителям предоставляется информация об успехах и динамике развития детей, их поведении и проблемах;

  • разработка памяток для родителей в печатном и электронном виде;

  • организация совместной деятельности родителей и детей: участие родителей ансамбля в работе родительского комитета; совместная подготовка к гастрольным поездкам; совместное участие родителей с детьми в игровых программах, летних и зимних творческих сменах.


Важными аспектами работы педагога-организатора являются приведенные ниже принципы и правила взаимодействия педагогов между собой и с занимающимися в творческом коллективе

Принципы работы педагогического коллектива с детьми:

  • установление личного эмоционального контакта с каждым ребенком;

  • уважение самоценности личности ребенка и его человеческого достоинства;

  • оптимистичность педагогов в отношении развития творческих возможностей каждого ребенка;

  • регулирование оптимальной нагрузки и равномерный темп работы;

  • формирование у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, поддержки во взаимоотношениях со сверстниками;

  • опора на традиции коллектива;

  • стимулирование самовоспитания, трудолюбия и дисциплины.

Особенности взаимодействия педагога-организатора с родителями:

  • проявление искреннего уважения к родителям каждого ребёнка;

  • общение с родителями во благо обучающегося;

  • тактичное и объективное изучение семей воспитанников для дальнейшего просвещения.


Основные результаты деятельности педагога-организатора в детском творческом коллективе.

Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора позволяет:

  • целенаправленно планировать деятельность творческого коллектива;

  • существенно повысить эффективность образовательно - воспитательной работы в творческом коллективе;

  • создавать условия для раскрытия, развития и реализации творческого потенциала обучающихся;

  • стимулировать образовательно-личностный рост занимающихся;

  • способствовать совершенствованию взаимодействия систем: педагогический коллектив – коллектив обучающихся - семья.



Литература:

    1. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: Издательство «Народная АСВЕТА», 1969.- 120 с.

    2. Маишева В.А. Работа с родителями. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с.

    3. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.

    4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва. Педагогика, 1989.;

    5. Волохов А.В. детские организации: возможности выбора. Методическое пособие для организаторов детского движения. Москва. 1996. Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.


Электронные ресурсы:

    1. www.academia-moscow.ru

    2. www.akmeo.ru

    3. www.planetadisser.com

    4. www.spbniifk.ru

    5. www.teoriya.ru

    6. www.navigator.ru

    7. www.schola1.by.ru

    8. www.znanie.org/jornal/

    9. http://www.pandia.ru

    10. http://www.proshkolu.ru

    11. http://educontest.net


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе.

Автор: Мельник Ирина Валерьевна

Дата: 24.09.2018

Номер свидетельства: 478658


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства