kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуализация процесса самостоятельной работы студентов с помощью инновационных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многообразие используемых в обучении новых методов и технологий приводит к проблеме определения инновационных образовательных технологий. Под ними подразумеваются технологии создания, распространения, внедрения, использования и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов услуг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуализация процесса самостоятельной работы студентов с помощью инновационных технологий»

Актуализация процесса самостоятельной работы студентов с помощью инновационных технологий



Кардинальные изменения в экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества неизбежно затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека и в значительной степени определяют масштабы инновационных процессов, охвативших сферу образования. Сегодня очевидна необходимость принципиально нового подхода к образованию как к сверхсложной самоорганизующейся системе, взаимодействующей с другими социальными системами и составляющей с ними единый организм. Вот почему XXI век это не только век информатики, глубоких технологий, творчества, это еще и век гармонизации и интеграции и, прежде всего, в самом образовании.

Под инновациями понимается то новое, что соответствует требованиям рынка. В науке – новые научные разработки, в образовании – новые технологии, методы обучения, образовательные программы.

Многообразие используемых в обучении новых методов и технологий приводит к проблеме определения инновационных образовательных технологий. Под ними подразумеваются технологии создания, распространения, внедрения, использования и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов услуг. В.Ф. Мануйлов, И.В.Федоров, М.М. Благовещенская выделяют три типа таких технологий:

1. Радикальные (перестройка процесса обучения или его крупной части).

2. Комбинированные (соединение ряда известных элементов или технологий в новую технологию или метод обучения).

3. Модифицирующие (улучшение метода или технологии обучения без существенного их изменения).

Развитие инновационных технологий происходит по следующим направлениям:

1) поиски по линии репродуктивного обучения («индивидуально – предписанного» обучения, персонифицированного, а также «бригадно-индивидуального» обучения);

2) поиски по линии исследовательского обучения (процесс обучения выстраивается как поиск познавательно-прикладных, практических сведений);

3) разработка моделей учебной дискуссии;

4) организация обучения на основе игровых моделей (включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования).

Популярные в настоящее время социальные сети (Вконтакте, Facebook, Соратники, LinkedIn, Friendster, RuSpace, Webby, TooDoo, MySpace и др.) позволяют устанавливать личные и деловые контакты, расширять круг профессионального общения, создавать профессиональное портфолио, организовывать обсуждения, высказать свое мнение по самым острым и важным темам, делиться впечатлениями о самых разных мероприятиях и явлениях, смотреть видео, передавать файлы и т.д.

Нами проведен опрос. Участники опроса отметили, что в процессе обучения можно широко использовать различные функции социальных сетей, а именно (см. рисунок 1):

– возможности чата для групповой работы – 48 %;

– комментирование работы преподавателя и учеников – 47 %;

– просмотр и подготовку презентаций – 47 %;

– публикацию сообщений в тематических группах и постов– 44 %;

– прослушивание аудиолекций – 44 %;

– участие в видеоконференциях и вебинарах – 42 % и ряд других.


Одним из способов реализации инновационных образовательных технологий, по моему мнению, является самостоятельная работа студентов. Эффективность процесса обучения зависит не только от педагогического мастерства и знания предмета, но и от умения преподавателя организовать самостоятельную работу студента (СРС).

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния. В этих условиях на первый план при подготовке специалистов выходит направляемая работа по самообучению. Огромное значение при внедрении современных технологий в образование имеет педагогическая содержательность обучающего материала и создание условий для самообучения. Имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение не просто автоматизированных обучающих программ, а интерактивных информационных сред, целостное взаимосвязанное функционирование всех процессов познания и управления им. Другими словами, эффективность и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов.

Основными нормативными документами регламентирующими положения о самостоятельной работе студентов являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказ Минобрнауки от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО рассматривает самостоятельную работу как важный элемент в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста среднего звена.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

- Аудиторная (во взаимодействии с преподавателем) самостоятельная работа по дисциплине, МДК, и ПМ предусматривается в плане урока преподавателем, выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

- Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Важнейшими направлениями реализации самостоятельной работы студентов являются: 1) Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях, при участии студентов в работе студенческих предметных кружков. 2) В контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. 3) В библиотеке, дома, в общежитии, на занятиях при выполнении студентом конкретных заданий по самостоятельной работе.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

• уровень освоения учебного материала,

• умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач, • полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

• обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

• оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Виды внеаудиторной работы определяются достигнутым уровнем активности и самостоятельности студентов. Особо следует выделить следующие:

• Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, причём студенту предоставляется право выбора темы.

• Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов.

• Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

• Выполнение курсовых и дипломных работ.

• Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне вуза.

• Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, актуальной тематики, слайдового сопровождения докладов на заседаниях предметного кружка.

• Подготовка бесед-лекций по актуальным темам инновационного развития современной России.

• Разработка сценариев деловых игр.

Внеаудиторная деятельность, инициируемая педагогическим коллективом или творческой активностью самих студентов, осуществляется на основе современных технологий, активных методов обучения и является важным элементом их профессиональной подготовки.

Однако контроль выполнения СРС, отчет по СРС должны быть сугубо индивидуальными. Таким образом, для выполнения требований образовательного стандарта и соответствующей организации внеаудиторной СРС необходимо:

• сформировать достаточную степень подготовленности студентов к самостоятельному труду, определенный уровень самодисциплины студентов;

• разработать нормативы по определению объемов внеаудиторной СРС для преподавателя и для студента, осуществлять календарное планирование хода и контроля выполнения СРС;

• наличие специальной учебно-методической литературы. Наряду с конспектами лекций, сборниками задач и другими традиционными материалами, необходимы их электронные версии, тем более, что многие студенты сегодня имеют домашние компьютеры. Необходимы новые поколения тренажеров, автоматизированных обучающих и контролирующих систем, которые позволяли бы студенту в удобное время и в привычном для него темпе самостоятельно приобретать знания, умения, навыки.

• высокая обеспеченность вычислительной техникой, множительной техникой, доступной для преподавателей и студентов;

• усиление консультационно-методической роли преподавателя;

• возможность свободного общения между студентами, между студентами и преподавателем;

• перестройка традиционных форм учебных занятий, освободив их от школярских приемов обучения.

Инновационным направлением в развитии самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин является выполнение творческих и исследовательских проектов. Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Они не имеют заранее определенной и проработанной структуры. Преподаватель определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач.

Возрастание роли информационных технологий (ИТ) в профессиональной подготовке современного специалиста, как в области естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, способствует росту интереса студентов к информационным технологиям и различным аспектам их применения. Появляется возможность использования средств ИТ для решения широкого круга исследовательских, учебных и внеучебных задач. Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализацию конкретных проектов. Внеаудиторная деятельность студентов с использованием информационных технологий способствует не только более качественной подготовке выпускников к профессиональной деятельности в условиях интенсивно развивающейся информатизации общества, но и формированию информационной культуры специалиста.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пономарева Марина Александровна

Дата: 27.11.2019

Номер свидетельства: 528944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Методическая разработка практического занятия  по дисциплине ОХРАНА ТРУДА  Тема занятия: Оформление акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1"
    ["seo_title"] => string(153) "mietodichieskaiarazrabotkapraktichieskoghozaniatiiapodistsiplinieokhranatrudatiemazaniatiiaoformlieniieaktaonieschastnomsluchaienaproizvodstviepoformien1"
    ["file_id"] => string(6) "259495"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448781000"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства