kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности по витражу «Роспись по стеклу» (для детей с ОВЗ) (стартовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Рукоделие в программе развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности по витражу «Роспись по стеклу» (для детей с ОВЗ) (стартовый уровень)»











Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

по витражу «Роспись по стеклу» (для детей с ОВЗ)

(стартовый уровень)












Тип программы - авторская

Срок реализации -1 год

Возраст обучающихся – 11-13лет







Составитель: Петрова Анна Георгиевна,

педагог дополнительного образования
















Мирный, 2021


Пояснительная записка

Авторская программа «Роспись по стеклу» (витраж)» соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполняемость объединений, выделение учебных часов на подготовку объединений в зависимости от этапа подготовки, количество и длительность занятий (Приложение СанПиН 2.4.4.3172-14, Постановление от 4 июля 2014 г. N 41 г.). Методическим рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Использована литература для учебно-тематического плана: Роспись по стеклу/самый понятный самоучитель – М.: АСТ-ПРЕСС., 2015.; Декорирование стекла / О. Воронова. - М.: Эксмо, 2011.; Роспись по стеклу/ Хоби клуб. - М.: АСТ-ПРЕСС., 2013.

Программа составлена с учетом индивидуальных психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка в период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении, им трудно дается усвоение материала, появляются значительные сложности в общении не только с ровесниками, но и взрослыми в связи с нарушением высших психических функций. Нарушение умственного развития, замедленный темп познавательной деятельности, нарушение речевой функции и мелкой моторики рук, зрительного восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально-личностной сферы затрудняют развитию личности детей с ограниченными возможностями здоровья, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения. Этому способствует дополнительное образование как система индивидуального образования, позволяющая создавать условия для оказания комплексной дифференцированной помощи посредством индивидуализации процесса воспитания и обучения.

Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Рукоделие в программе развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем.

Форма реализации программы – очная.

Содержание программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и направлено на развитие познавательных процессов, на создание первоначальных основ в области декоративно - прикладного творчества, развитие познавательного интереса, творческих способностей учащегося с учетом уровня его возможностей. Индивидуализация образования позволяет обеспечить социализацию учащегося на формирование устойчивых знаний, трудовых умений и навыков, а также предусматривает расширение кругозора детей в декоративно-прикладном искусстве, привитие их гармонического, умственного, эстетического и нравственного воспитания и развития.

Программа «Роспись по стеклу» (витраж) разработана в соответствии с комплексной программой развития художественно-эстетической направленности дополнительного образования. Витраж является одной из самых древних видов народного рукоделия, в I веке нашей эры ремесленники открыли для мира магию цветного стекла. На протяжении столетий его использовали для украшения церквей и соборов, а с не столь давнего времени - жилых домов. Для разных исторических периодов были характерны особые декоративные стили, которые можно использовать для создания чудесных вещей. Первоначально расписанные изделия из стекла приходилось обжигать, чтобы закрепить краски на поверхности, но сегодня благодаря новым технологиям в нашем распоряжении появился широкий ассортимент красок, высыхающих на воздухе и не требующих обжига в печи, что позволяет детям заниматься этим видом творчества.

Осваивая темы учебно-тематического плана, ребёнок выполняет задания на доступном ему уровне сложности, занимается в меру свойственной ему работоспособности, усидчивости, индивидуального интереса, могут выразить себя и найти применение своим, подчас неординарным, способностям.

Программа «Роспись по стеклу», отвечает запросам детей и их родителей, позволяет всем желающим познакомиться с историей и традициями, получить базовые навыки в этой области. В последующем – при желании – дети могут расширить, углубить свои познания.

Новизна программы - эффективные способы нетрадиционной техники витражного рисования, способствующие возможности проявления собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом с внесением дополнительных материалов (бисер, стеклярус, крупа, стразы и т. д)

При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка (с ограниченными возможностями (инклюзия) к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека, создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.

Актуальность программы

-формирование понимания особой роли искусства в жизни человека, воспитание художественного вкуса, на создание условий для творческих способностей учащихся; на развитие интереса к художественной культуре; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка.

Программа соответствует целям и задачам дополнительного образования. Эта программа обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.

Педагогическая целесообразность

Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей.

Образовательная программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность);

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, занятия, встречи);

- методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов творческих конкурсов);

- средствах обучения.

Цель программы - получение первоначальных знаний, приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

- развивать творческое, образное мышление;

- совершенствовать навык самостоятельного и осмысленного обучения, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы;

- воспитать любовь и уважение к художественным ценностям мировой культуры;

- обучить овладению техникой росписи по стеклу как одного из видов декоративно - прикладного творчества;

- научить создавать композиции рисунка; последовательному изображению предметов и пространства;

- формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка «Роспись по стеклу. Витраж» учащиеся имеют возможность в полном объёме получать теоретические знания, заниматься продуктивной творческой деятельностью (самостоятельное создание творческих авторских произведений, участие в выставках, конкурсах).


Возраст детей 11-13лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы - 1 год.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - индивидуальная. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 45 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут (по необходимости увеличивается количество перерывов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. В учебном году- 30 часов.

Формы и режим занятий

В процессе обучения используются разнообразные формы занятий:

- учебное занятие с группой в мастерской;

- учебное занятие в компьютерном классе;

- экскурсии в музей;

- посещение выставки;

- сетевое взаимодействие со школой;

-творческие встречи с мастерами декоративно-прикладного направления;

- мастер-класс для детей;

- тематические праздники.

Ожидаемые результаты

Личностным результатом является - формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной и творческой личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов.

Метапредметные результаты заключаются:

- в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических действий – умений;

- умении вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- овладении навыками создания собственных творческих работ.

По окончании первого года обучения дети будут знать и уметь:

- название и назначение материалов – бумага, стекло, фольга, пластилин, витражные краски, полиэтиленовая пленка;

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, кисточка для краски, игла;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- основные законы колористики и цветоведения;

- основные орнаментальные стили;

- выполнять работу средней сложности;

- осуществлять поэтапное планирование своей деятельности при выполнении изделия.

Ожидаемые результаты 1 года обучения: знание детей о декоративно-прикладном искусстве, витражном искусстве на территории России, понимание художественной формы в искусстве, художественный вкус. Интерес учащихся к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления разных поделок из разных видов материала. Участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на уровне ЦДО, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление кабинета, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы - проведение контрольно-измерительной промежуточной и итоговой аттестации, состоящей из теоретических (тесты) и практических частей (изготовление творческой работы по изученным приемам и технологиям).

Учебно – тематический план

1 год обучения

раздела

темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.

Общие сведения о витраже 2ч.

2ч.



Тема 1.1

Знакомство с витражным искусством.

2

1

1

Раздел 2.

Характеристика красок. Рисование простейших рисунков.

10ч.



Тема 2.1

«Золотая осень»


2

8

Раздел 3.

Графические материалы в искусстве витража.

8ч.



Тема 3.1

Копия с картины Ван Гога «Подсолнухи»


1

10

Раздел 4.

Раздел 4. Бабочки Якутии 8 ч.

8ч.



Тема 4.1

Порхающий мир природы.


1

7

Раздел 5.

Хранение и восстановление изделий с витражной росписью. 2ч.

2ч.

1

1


Итого количество часов:

30ч.

6

24


Содержание изучаемого курса

1 год обучения

Раздел 1. Общие сведения о витраже 2ч.

Тема 1.1 Знакомство с витражным искусством. Вводное занятие. Организация рабочего места. Подготовка поверхности к работе – дерево, стекло, пластик, металл, ткань, кожа. Знакомство с видами витражных работ. Изучение правил ТБ при работе с инструментами, материалами и оборудованием. Знакомство с основными правилами ЦДО. Роспись на стекле геометрических узоров.

Раздел 2. Характеристика красок. Рисование простейших рисунков. (10ч.)

Тема 2.1 Золотая осень. Краткая беседа о временах года. Знакомство с красками осеннего леса, зарисовка листьев деревьев. Обзор необходимых инструментов и материалов – контуры, глиттеры, перлены, материалы 3D, грунты, лаки, краски и прочее. Организация рабочего места. Подготовка поверхности к работе – стекло, пластик. Зарисовка эскиза «Золотая осень» на бумаге. Перевод эскиза и роспись по стеклу контурами. Роспись картины золотая осень витражными красками.

Раздел 3. Графические материалы в искусстве витража. (8ч.)

Тема 3.1 Копия с картины Ван Гога «Подсолнухи». Знакомство с картиной Ван Гога «Подсолнухи». Рассуждение, перспектива рисунка, характеристика красок. Развитие зрительной памяти, пространственного представления. Знакомство с правилами нанесения краски. Привитие творческого воображения и способности. Поэтапное планирование деятельности при росписи картины. Зарисовка картины «Подсолнухи» контурами. Роспись картины «Подсолнухи» витражными красками.

Раздел 4. Бабочки Якутии 8ч.

Тема 4.1 Порхающий мир природы. Краткая беседа о природе и насекомых России и Якутии. Знакомство бабочками. Зарисовка эскиза бабочек. Поэтапное планирование деятельности при росписи картины контуром. Роспись картины контуром «Порхающий мир» природы. Роспись картины витражными красками в цвете на тему: «Порхающий мир» природы. Анализ работы и исправление ошибок.

Раздел 5. Хранение и восстановление изделий с витражной росписью. 2ч.

Тема 5.1 Основные требования хранения и восстановления изделий с витражной росписью. Общие представление о деформации и восстановлении изделий.

Методические рекомендации

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

• единства обучения, развития и воспитания;

• последовательности: от простого к сложному;

• систематичности;

• активности;

• наглядности;

• интеграции;

• прочности;

• связи теории с практикой.

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная.

- формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита мини проектов, практическое занятие, презентация, экскурсия.

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, игровые технологии, обеспечивающие целостность педагогического процесса и единства обучения, воспитания и развития учащихся, а также способствующие реализации компетентностного, системно – деятельностного, интегративно – технологического подходов.

- алгоритм учебного занятия:

1.Подготовительный этап:

– организационный момент;

- подготовка учащихся к работе на занятии;

- выявление пробелов и их коррекция;

- проверка творческого, практического задания.

2.Основной этап:

- подготовка к новому содержанию;

- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности;

- формулировка темы, цели учебного занятия;

- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность);

- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. 3.Практическая работа.

4.Итоговый этап:

– подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать;

- мобилизация детей на самооценку;

- рефлексия.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Для успешной реализации программы требуется достаточно широкий комплекс оборудования и материалов.

Оборудование:

- просторное, хорошо проветриваемое помещение;

- столы и стулья;

- закрытые шкафы для материала, стеллажи и стенды для выставки;

- литература по профилю деятельности;

- телевизор и видеомагнитофон;

- подборка СD - продукции.

Материалы:

- кисти различных номеров;

- бумага для эскизов, рисунков, тетрадь;

- краски витражные, акриловые;

- для дополнительного декорирования: бисер, стеклярус, рубка, пайетки, бусины, стразы, фурнитура;

- для оформления композиции рамки, тарелки, светильники, камушки, ракушки и т.д.;

Учебно-методическое обеспечение

1. Программа студии «Роспись по стеклу».

2. Календарно — тематический план.

3. Учебные пособия по технологии изготовления изделий для учащихся и педагога.

4. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

5. Учебно-наглядные пособия:

- проектные работы учащихся;

- разработки по охране труда;

- образцы готовых изделий и работ;

- технологические карты;

- журналы;

- книги;

- компьютерные презентации;

- разработки мастер-классов.

Литература для педагогов

1. Березина В.А - «Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования»: Учебно-методическое пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007.

2. Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова - Как организовать дополнительное образование детей в школе? – издательство «Аркти».

3. Интернет сайты – «Роспись по стеклу».

Литература для обучающихся

  1. Роспись по стеклу/самый понятный самоучитель – М.: АСТ-ПРЕСС., 2015;

  2. Декорирование стекла / О. Воронова. - М.: Эксмо, 2011;

  3. Роспись по стеклу/ Хоби клуб. - М.: АСТ-ПРЕСС., 2013

  4. Декоративные бутылки. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

  5. Интернет сайты – «Роспись по стеклу».

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петрова Анна Георгиевна

Дата: 24.02.2021

Номер свидетельства: 574179


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства