kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие профессионально-творческой деятельности студентов на уроках инженерной графики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях качество подготовки специалиста определяется не столько уровнем и объемом знаний, которым он владеет, сколько интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом, нестандартностью мышления, умением ориентироваться в потоке информации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие профессионально-творческой деятельности студентов на уроках инженерной графики»

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









Доклад

Тема: «Развитие профессионально-творческой деятельности студентов на уроках инженерной графики»











Выполнил:

преподаватель профессионального цикла

Носова И.Б.









г. Мичуринск

2017 г.

 Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой



В современных условиях качество подготовки специалиста определяется не столько уровнем и объемом знаний, которым он владеет, сколько интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом, нестандартностью мышления, умением ориентироваться в потоке информации.

Инженерная графика занимает особое место в формировании профессиональных компетенций инженера. Между тем, ситуация, сложившаяся с преподаванием инженерной графики за последние годы, отнюдь не способствует даже традиционному репродуктивному усвоению знаний, а тем более решению подобных задач. Практически полное отсутствие графической подготовки в школе, малое количество часов на аудиторные занятия в колледже привело к формированию у студентов отношения к инженерной графике как к второстепенной дисциплине и негативно сказывается на их готовности по ее усвоению. Изучение правил выполнения и оформления чертежей, выполнения изображений различных соединений, сборочных чертежей, т.е. непосредственное изучение и применение теоретического материала классической инженерной графики, которые надо усвоить, воспринимается студентами неохотно. Что такое чертеж? Какие изображения содержатся на чертеже? Как классифицируются чертежи? И т. д. Эти и многие теоретические основы инженерной графики вызывают трудности в понимании, тем самым охлаждение к процессу изучения предмета. Таким образом, я поставила перед собой задачу активизировать процесс усвоения дисциплины через творческую деятельность и найти соответствующие средства и технологии.

Большие возможности для развития творческой активности студентов имеют:

1. конференции; 

2. методы проектов;

3. деловые игры;

4. графические диктанты;

5.  творческие задания;

6. использование компьютерной графики.

Конференция по инженерной графике – одна из форм активизации учебного процесса, которая пробуждает не только интерес к изучению дисциплины, но и творческие начала студентов.

Темы для реферата или доклада на конференции выбираются самостоятельно. Это могут быть исторические сведения о развитии графики, история чертежа на Руси, перспективы развития чертежной техники в союзе с компьютеризацией и т.д. При подготовке к конференции студенты должны самостоятельно изучить дополнительную литературу, отобрать самое интересное, продумать доклады, чтобы представить их как можно более эффективно.

В ходе конференции можно провести конкурсы, участвуя в которых студенты будут использовать свои знания по дисциплине. Элемент игры при проведении конференции, дух соревнования избавит её от сухости, академичности.

Конференция по инженерной графике полезна в процессе обучения, прививает самостоятельность в работе с литературой, повышает заинтересованность в изучении дисциплины, активизирует процесс обучения, улучшает подготовку студентов по дисциплине.

Для развития личности играет большую роль коллективная деятельность. В коллективной деятельности формируются такие важнейшие качества личности: независимость суждений, критичность к чужому мнению, самостоятельность поступков, готовность оказать помощь и т.п.

Наиболее продуктивным в организации коллективной работы студентов является формирование микрогрупп и использование метода проектов.

Формирование коллективов происходит на основе взаимной симпатии и психологической совместимости. В микроколлективе различия в знаниях и способностях не препятствуют учебным занятиям. То, что не осуществимо в полной мере для одного, может быть реализовано с помощью согласованной коллективной работы. Студенты совместно решают возникающие вопросы и тем самым учатся. Каждый становится и учеником, и учителем.

Важным этапом формирования микрогрупп является выбор лидера из числа наиболее способных студентов, который является организатором учебно-воспитательного процесса внутри своей микрогруппы. Он осуществляет общее руководство по выполнению учебных задач и практических работ, получает задание от преподавателя и совместно с членами своей группы распределяет его с учетом возможностей студентов.

Работа студентов в малых группах, деловое общение с товарищами в трудовой среде, резко повышает коммуникативные умения, развивает способности работать и решать проблемы в команде. Возникает потребность в более высоком уровне профессиональной подготовки для успешной конкуренции на рынке труда. Возникает постоянная ориентация студента на достаточно критичную самооценку своего результата, что, в свою очередь, подталкивает его к поиску внутренних механизмов и резервов саморазвития.

Такое обучение, когда внимание на определенном отрезке времени сосредотачивается на микрогруппе, более эффективно, располагает к доброжелательности и взаимному доверию.

Работа с микрогруппами дает возможность выработать у студентов самостоятельность мышления и творческую активность.

Использование метода проектов на занятиях инженерной графики позволяет сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, получить навыки обработки информации, выработать навыки проведения исследования, организовать коллективную работу в группе, научить самостоятельному достижению намеченной цели.

В учебном проекте заключается воспитывающее, обучающее и развивающее воздействие. Проект способствует повышению уверенности в собственных силах, в своих знаниях, мотивирует на изучение предмета и развивает чувство коллективизма, имеет творческую и исследовательскую направленность.

Под проектом в инженерной графике понимается расчетно-графическое задание с элементами теоретических выкладок, геометрического моделирования, проектно-конструкторских решений, в результате выполнения которого студенты создают продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Приведем примеры проектных заданий одинаковой направленности:

  1.  Построение моделей сложных геометрических объектов по предложенным изображениям - индивидуальным заданиям. Индивидуальные задания могут варьироваться как по степени сложности, так и по тематике, в зависимости от индивидуальных предпочтений учащегося.

  2.  Построению моделей объектов, созданных или придуманных самими студентами. В этом случае преподаватель предлагает тему и накладывает условия.

  3.  Создание трехмерных моделей сборок.

  4.  Разработку лабораторных работ по дисциплине.

  5.  Углубленную проработку теоретического материала с созданием электронных моделей.

Каждый студент выбирает тему проекта из предложенных преподавателем. Но проект может быть выполнен группой студентов, при этом для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта. В завершении оформляются результаты проектных исследований, а затем проект защищается перед группой. Лучшие проекты рекомендуется для участия в конференциях и конкурсах.

Одной из наиболее эффективных форм являются также  деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Они позволяют соединить знания и умения, превратить знания из предпосылки действий в сами действия.

Деловые игры позволяют студентам быть причастными к функционированию систем, быть ответственными за принятие самостоятельных решений, выполнять различные должностные обязанности.

В процессе обучения с помощью деловых игр повышается интерес к занятиям вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе; изменяется самооценка студентов; повышается познавательность; изменяются взаимоотношения студентов и преподавателей.

Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создаётся конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряжённостью, что повышает интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых зависит ход игры.

Деловая игра представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Она направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Во время игры развиваются творческое мышление (способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант) и профессиональные умения специалиста, деятельность которого в конечном счёте сводится к принятию решений.

В зависимости от предмета, темы и целей, формы и методы деловых игр многообразны и чаще всего носят межпредметный характер. Так устраняется противоречие между предметным характером преподавания и необходимостью интегрированных профессиональных знаний для выполнения трудовой деятельности.

При разработке системы творческих задач по инженерной графике преподавателю следует ввести графические диктанты, которые предопределяют возникновение творческих проблем обучения. Творческие задания предназначены для выработки сознательных и прочных навыков применения графических знаний и качественного усвоения теоретических правил при выполнении чертежа. При решении творческих задач по инженерной графике достигается важнейшая цель современного обучения - развитие пространственного, творческого мышления учащихся. Подобные задачи исключительно важны для развития графических способностей и формирования пространственных представлений и творческого мышления студента на уроках инженерной графики. Для решения творческих задач недостаточно только знаний, нельзя обойтись только логическим мышлением, требуется еще проявлять находчивость, изобретательность, сообразительность и гибкость мышления. Графические диктанты решаются при повторении, для закрепления пройденного материала, их целесообразно провести после изучения, например, таких тем, как "Геометрические тела", "Сечения и разрезы", "Резьба".

После усвоения теоретических знаний, и закрепления навыков работы с чертёжными инструментами, практикуется выполнение студентами творческих работ по конструированию плоского контура, составленного из лекальных и коробовых кривых, уклонов и конусности. Особенность данного задания заключается в том, что студенты выполняют указанные кривые не каждую в отдельности, а развивая творческую мыследеятельность  и пространственное представление, вычерчивают некий реальный или фантастический контур, составленный, например, из завитков, овалов, эллипсов, эвольвенты и других кривых линий. 

Творческие работы студенты выполняют по своему замыслу, но под руководством преподавателя. Из выполненных работ организуется выставка. Авторы наиболее значимых  работ награждаются грамотами, что стимулирует в дальнейшем их активное отношение к учёбе по изучаемой дисциплине.

 Информационные технологии повсеместно вошли в нашу жизнь, в образовательную среду и применение компьютерной графики стало неотъемлемой частью учебного процесса. На первом этапе применяется графический редактор КОМПАС. Он позволяет выполнять как простейшие геометрические построения, так и машиностроительные чертежи и схемы по специальности.

 В течение всего времени изучения дисциплины практикуется параллельное выполнение графических заданий, как в ручной, так и в машинной графике.

Студенты осознают, что работа по выполнению эскиза или чертежа на компьютере отличается высокой степенью скорости и автоматизации процесса. Здесь нет той утомительной работы, например, по нанесению штриховки или вычерчивания сложного контура - всё может выполнить программа, в которой выполняется чертёж. Но, выполнив наугад, с помощью компьютера, несколько самых простых построений, например контур крышки, студенты понимают, что  по инженерной графике знания остаются  главными.

В компьютерной графике, как и в ручной, основной акцент делается на развитие точности, аккуратности, внимательности и применении полученных теоретических знаний на практике, при выполнении графических построений. 

В заключении необходимо отметить, что инженерная графика достаточно сложная дисциплина, требующая от обучаемых с различными психологическими особенностями, большого трудолюбия, усидчивости, глубоких знаний. А всё это  может быть достигнуто студентом при рациональном использовании учебного времени и регулярным посещением занятий.

Вывод.

1. Развитие творческих способностей студентов возможно лишь при разноплановой и продуманной организации занятий, где можно научиться, не только грамотно чертить эпюры и комплексные чертежи моделей, но и выполнять эту работу с интересом и творчески, что даст удовлетворённость выполняемой работы, сделает процесс обучения интересным, творческим и необходимым.

2. Использование компьютерных технологий на уроках инженерной графики должно стать социально-экономической потребностью, реализовываться на практике и способствовать творческому развитию личности обучаемых.

ЛИТЕРАТУРА

1        Боголюбов, С.К. Инженерная графика [Текст]: учебник для средних     специальных учебных заведений / С.К. Боголюбов. – 3-е изд., испр. и  доп. - М.: Машиностроение, 2006. – 392 с.: ил.

2        Ярошевич О.В. Инновации в графической подготовке студентов на современном этапе / О.В. Ярошевич // Образовательные технологии в преподавании графических дисциплин: материалы II Республиканской научно - практ. конф., Брест, 18-19 мая 2007 г. – Брест, 2007. – С. 89-92.

     3 Новые педагогические и информационные технологии в системе        образования/ под редакцией Е.С. Полат, и др. - М.: "Академия”, 2005. – 272 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Носова Ирина Борисовна

Дата: 18.11.2017

Номер свидетельства: 439432


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства