kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - проект (Окружающий мир, 4 класс). Тема: "Москва: память о войне 1812 года".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории.

Задачи:

1. Сформировать представление о войне 1812 года, героизме русских солдат.

2. Развивать ключевые компетенции учащихся в проектной деятельности.

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за ее исторические победы

Планируемые результаты:

Предметные: узнают об Отечественной войне 1812 года, его славных героях.

Метапредметные:  научатся планировать свою деятельность в группе, работать с источниками информации, представлять результат работы, участвовать в учебном диалоге

Личностные: осознают значимость войны 1812 года, собственную причастность к истории страны, гордость за соотечественников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Москва. Память о войне 1812 года»

Ефремова Е.Г.,

учитель начальных классов


Урок-проект (Окружающий мир, 4 класс)

Тема: «Москва: память о войне 1812 года»


Цель: Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории.

Задачи:

1. Сформировать представление о войне 1812 года, героизме русских солдат.

2. Развивать ключевые компетенции учащихся в проектной деятельности.

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за ее исторические победы

Планируемые результаты:

Предметные: узнают об Отечественной войне 1812 года, его славных героях.

Метапредметные: научатся планировать свою деятельность в группе, работать с источниками информации, представлять результат работы, участвовать в учебном диалоге

Личностные: осознают значимость войны 1812 года, собственную причастность к истории страны, гордость за соотечественников.

Оборудование: портреты М. И. Кутузова и Наполеона Бонапарта, иллюстрации, учебники, Детская энциклопедия.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация

-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам много интересного и увлекательного.

Начать я хочу со стихотворения Карамзина «К Отечеству». Послушайте внимательно!

Цвети, Отечество святое,
Сынам любезное, драгое!
Мы все боготворим тебя
И в жертву принести себя
Для пользы твоея готовы.

- Как вы понимаете слово Отечество?



- О чем это говорится «И в жертву принести себя…готовы»?

- Действительно, Россия пережила не одну войну. И победу над врагом обеспечивали люди, способные за Родину отдать свою жизнь.

- Скажите, ребята, о каких войнах вы знаете?


Приветствуют учителя









Внимательно слушают






Высказывают свое мнение: Родина, своя страна Россия.

-Готовы на подвиг в трудную минуту.





Называют Великую Отечественную войну, гражданскую войну.

Личностные УУД: смыслообразование














Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей


2.Актуализация и фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии

- Как вы думаете, ребята, какому событию посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова?

Дети читают «Бородино».


- А что вы знаете об этом событии?

Частью какой великой битвы оно было?

Высказывают предположения, в том числе – Бородинское сражение.


Высказывают мнения, о том, что знают очень мало или не знают совсем.

Познавательные УУД:

общеучебные, логические действия


Коммуникативные УУД: сотрудничество со всерстниками, высказывание суждений


3.Постановка проблемы

- Ребята, а нужно ли знать о великих исторических моментах своей Родины? Почему?

-Действительно, истинный гражданин своей страны должен знать историю и гордиться победами Отечества.

- Какую цель вы поставите сегодня на уроке?( прикрепляются на доске опорные сигналы)


- Какие вопросы у вас возникли?

- Почему эта война называлась Отечественной?









-О каком событии пойдет речь на нашем уроке?

На доске появляется тема «Отечественная война 1812 года».

Высказывают суждения.






– Познакомиться с историей Отечественной войны 1812г.

- Узнать, какие исторические личности участвовали в Отечественной войне 1812г.

- Узнать о решающих сражениях Отечественной войны 1812г.

- Узнать, почему, война 1812г. называется Отечественной?



Личностные УУД: нравственно-этическое рценивание



Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование деятельности



Познавательные УУД:

общеучебные, логические действия


4.Построение проекта выхода из затруднения.


-Можете ли ответить на вопрос: В чем особенность этой войны? Можете ли рассказать о ней младшим братьям и сестрам?

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Сегодня мы начинаем изучение большой темы, и результатом нашей работы будет небольшая книга истории, которую мы составим и оформим сами. Сегодня мы познакомимся с событиями 1812 года, каждая группа представит подобранный ими материал и создаст свою страничку.

-А теперь определим основные направления нашего исследования.








Формулируют цель предстоящей деятельности, определяют способ её достижения.







Определяют круг вопросов, необходимых для изучения.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической речью









Регулятивные УУД:

планирование деятельности



.

Отечественная война

1812 года







- Кто принял командование русскими войсками? Прочитаем в учебнике с.97.

- Когда Кутузов принял командование войсками, ему было уже 67 лет. (Демонстрируется портрет).

- Первая группа, тема вашего исследования – военная биография Кутузова.

- Кто командовал французскими войсками? Посмотрим на слайде:

В конце 18 века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором. С этого времени события в Западной Европе связаны с его именем и войнами.

- Вторая группа, тема вашего исследования – военная биография Наполеона.

Третьей группе предлагаем оформить страничку о Бородинском сражении.

Четвертой группе – об известных и неизвестных героях того времени.

-Перед началом работы определим критерии, по которым вы будете оценивать представления результатов своих исследований:

1.Соответствие материала выбранной теме.

2. Содержательность

3.Четкость, ясность изложения.

4.Краткость, соблюдение регламента.


-Откуда мы можем почерпнуть нужную информацию?













Читают материал, обсуждают.





Записывают тему на листке, обдумывают план действий.









Записывают тему на листке, обдумывают план действий.







Дети предлагают критерии оценки выступлений, учитель фиксирует на доске



В качестве источников предлагают заготовки










































5.Реализация построенного проекта. Работа в группах.

Организация работы групп. Оказание консультационной помощи.








Во время работы звучит симфоническая увертюра«1812 год» П.И.Чайковского.

Первое исполнение увертюры "1812 год" состоялось 8 августа 1882 г. в Москве, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки (дирижер И.К.Альтани).

- Почему так тревожно звучала музыка?

Работают в группах: изучают информацию по учебнику, тексты на печатной основе, энциклопедии.

Готовятся к выступлению, работают на альбомных листах.

Регулятивные УУД:

планирование деятельности

контроль


Познавательные УУД:

общеучебные, логические действия


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Выступление групп.

-Группы готовы выступить и послушать товарищей? Вам слово.

Представляют результаты групповой работы. Учащиеся из других групп задают вопросы, оценивают выступления по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической речью


После выступления 3 группы

- Итак, какое решение принял Кутузов? (мнения детей)

- Действительно, Кутузов сказал, что с потерею Москвы не потеряна ещё Россия. И приказал отступать.


- Отметьте те чувства, которые должен быть испытывать в эту минуту каждый русский человек:

а) чувство горечи;

б) чувство стыда;

в) чувство страха;

г) чувство равнодушия.

2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город.

  • Как вы думаете, почему, непобедимый Наполеон, мечтавший о мировом господстве, потерпел поражение в России?



- Кто такие партизаны?

Партизаны – народный вооружённый отряд, самостоятельно действующий в тылу врага.

- Кто возглавил партизанское движение? (Денис Васильевич Давыдов)

- Уточните определение.

Отечественная война – это война, в которой на защиту Отечества поднимается весь народ.(запись в тетрадь)


Отечественная война 1812г.










Отечественная война




За героизм и мужество воины были награждены медалями:

« Медаль 1812 года», « За любовь к Отечеству 1812 года», « За веру и Отечество земскому войску».

7. Подведение итогов урока

-Наполеон стремился захватить Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову; если я возьму Москву – поражу ее в самое сердце».

- Ребята, подумайте, почему он так считал? Согласны ли вы с тем, что Москва - сердце России?

- Подвиги и беспримерное мужество защитников Отечества в дни войны 1812 года не забыты потомками.

Прочитаем о памятниках, посвящённых защитникам русской земли.

- Не каждый может посмотреть это полотно, но мы побываем в виртуальном музее и увидим его.

3.Возведён Храм Христа Спасителя.

4. В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года.

5.В Санкт – Петербурге – Казанский собор.

-Какие крылатые выражения дошли до нашего времени с тех времён?


1.Пришел Кутузов бить французов..

2«За нами Москва!» Ф.Н.Гланка запомнил точные слова Д.С.Дохтурова, с которыми он обращался к солдатам: «За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад!»

3. «Француз вступил в Москву в гости да оставил там свои кости»

4. «От бородинской пушки под Москвой земля дрожала»

5. «Был Наполеон, а из Москвы вышел опалён»


8. Рефлексия


- Чем для вас был интересен сегодняшний урок?

- Какие чувства возникли у вас?

- Над какой темой мы работали?

- Какие цели ставили? Достигли ли мы поставленных целей?

- О каких исторических личностях узнали на уроке?

- С каким событием можно соотнести дату 26 августа 1812г.?

- Почему война 1812г. называется Отечественной?

- Ребята, вы молодцы: были активны, целеустремлённы. Поэтому я награждаю класс орденом «Знатоки Отечественной войны 1812 года».


- В честь великого сражения осталась память. Еще одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб - бородинский.

Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом,  вспомните добрым словом русских  воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.


Д.З. 1. Учебник: стр. 98-99.

2.Подготовить сообщение, почему бородинский хлеб назван именно так?

Учащиеся подводят итоги, отвечают на вопросы.









Чтение учебника на странице 96-97, 99





Музей-панорама



Высказывают свои оценочные суждения.




Иногда, вы слышите от взрослых такое выражение «наполеоновские планы». Как вы думаете, что оно означает?

(Это такие большие, грандиозные планы, которые иногда невозможно выполнить.)


Коммуникативные УУД: высказывание суждений


Регулятивные УУД: оценка и самооценка



1.Во Франции в XVIII веке власть захватил полководец:


а) Багратион,


б) Наполеон,


в) Барклай- де- Толли.

2.Французская армия вторглась в Россию:


а) 1 сентября 1812 года,


б) 14 ноября 1812 года,


в) 12 июня 1812 года.

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:


а) М. И. Кутузов,


б) А. В. Суворов,


в) Ф. Ф. Ушаков.

4.Бородинская битва произошла:


а) 26декабря 1812 года,


б) 26 ноября 1812 года,


в) 26 августа 1812 года.

5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:


а) оставить Москву,


б) дать еще одно сражение под Москвой,


в) признать Наполеона победителем.

6.Война 1812 года называется Отечественной, потому что


а) главное сражение произошло под Москвой



б) на войну поднялся весь народ


в) вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие





Материалы к уроку

Михаил Илларионович Кутузов

Единственный сын генерал-поручика и сенатора Иллариона Матвеевича Голенищева. Общепринятым годом рождения Михаила Кутузова, утвердившимся в литературе до последних лет, считался 1745 год, указанный на его могиле.

С семи лет Михаил обучается дома, в июле 1759 отдан в Дворянскую Артиллерийскую и Инженерную школу, где преподавал артиллерийские науки его отец. С 1764 года находился в распоряжении командующего русскими войсками в Польше генерал-поручика И. И. Веймарна, командовал мелкими отрядами, действовавшими против польских конфедератов.

В 1770 переведён в 1-ю армию генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева, находившуюся на юге, и принял участие в начавшейся в 1768 г. войне с Турцией.


Наполео́н I Бонапа́рт — император Франции в 1804—1815 годах, великий французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

Бонапарт за 10 лет прошёл всю иерархию чинопроизводства в армии тогдашней Франции. В 1788 году, будучи поручиком, пытался поступить на русскую службу, но получил отказ руководившего набором волонтёров для участия в войне с Турцией генерал-поручика Заборовского. Буквально за месяц до прошения Наполеона о принятии в Русскую армию был издан указ о принятии иноземцев на службу чином ниже, на что Наполеон не согласился. Первый боевой опыт Бонапарта — участие в экспедиции на Сардинию. Десант, высаженный с Корсики, оказался быстро разгромлен, однако командовавший небольшой артиллерийской батареей из четырёх орудий подполковник Буонапарте отличился: он приложил максимум усилий для спасения орудий, однако их пришлось все же заклепать, так как к моменту их подвода к побережью там уже оставались только малые суда. Уже в Тулоне в октябре 1793 года Бонапарт получил должность батальонного командира . Тулон был взят, а сам он получил в 24 года звание бригадного генерала — нечто среднее между чинами полковника и генерал-майора. Новый чин был присвоен ему 14 января 1794 г.

Политика Наполеона в первые годы его правления пользовалась поддержкой населения — не только собственников, но и малоимущих (рабочих, батраков). Дело в том, что оживление в экономике вызвало рост зарплаты, чему способствовали и постоянные наборы в армию. Наполеон выглядел спасителем отечества, войны вызывали национальный подъём, а победы — чувство гордости. Но постепенно народ начинал уставать от войны, длившейся уже около 20 лет. Наборы в армию стали вызывать недовольство. К тому же в 1810 году вновь разразился экономический кризис. Войны на просторах Европы теряли смысл, затраты на них стали раздражать буржуазию. Безопасности Франции, казалось, ничто не угрожало, а во внешней политике всё большую роль играло стремление императора укрепить обеспечить интересы династии, не допустив, в случае своей смерти, как анархии, так и реставрации Бурбонов.

Историческая справка

В ночь на 24 июня 1812 г., нарушив договор о мире между Россией и Францией, «Великая армия» Наполеона переправилась через реку Неман и вторглась на территорию России.

К русскому походу Наполеон готовился с особой тщательностью, стремясь обеспечить быстрое достижение победы над русской армией. Создавалась огромная т. н. «Великая армия», в которой числилось около 610 тыс. чел. и 1372 орудия, причём более половины составляли воинские контингенты союзников Франции — прусские, австрийские, баварские, саксонские, итальянские, польские, испанские и др. части

Отступая под натиском вражеской сил, две русские армии под командованием М.Б.Барклая-де-Толли и П.И.Багратиона соединились под Смоленском. В начале августа здесь произошел бой у села Красного, а затем кровопролитная битва за Смоленск.

Несмотря на героизм российских воинов, победу одержала армия Наполеона. Русские войска с болью в сердце отступали к Москве.


В этот опасный для страны момент император России Александр I назначает главнокомандующим русских армий Михаила Илларионовича Кутузова.

Кутузов начал подготовку к решительному бою Оно произошло на поле в 110 км от села Бородина 26 августа 1812 года. Яростные атаки французов следовали одна за другой. Русские войска героически противостояли врагу. Из-за больших потерь Кутузов приказал отступить к Москве. Наполеон вошел в город, но вскоре был изгнан с российской земли.

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - проект (Окружающий мир, 4 класс). Тема: "Москва: память о войне 1812 года".

Автор: Ефремова Елена Геннадьевна

Дата: 06.11.2020

Номер свидетельства: 562683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Воспитание любви и уважения к своему Отечеству на занятиях кружка   «Уроки нравственности» "
    ["seo_title"] => string(100) "vospitaniie-liubvi-i-uvazhieniia-k-svoiemu-otiechiestvu-na-zaniatiiakh-kruzhka-uroki-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "174412"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424116296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1900 руб.
2370 руб.
1820 руб.
2270 руб.
2110 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства