Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Прежде чем раскрывать содержание новой темы, надо выяснить с учениками, что они уже знают. Отвечают на вопросы. – Как называется и из чего состоит каменная оболочка Земли? – Какие бывают вещества и материалы? Приведите примеры. – Какими свойствами обладают твёрдые тела? – У меня на столе разложены гранит, уголь, мел, стекло, песок, глина, кирпич, цемент, бетон. Как их назвать – тела, вещества, материалы? (Тела, состоящие из веществ или искусственно созданных материалов.) – Опишите их свойства. – Это всё тела. Гранит, уголь, мел, песок, глина – природные; стекло, кирпич, цемент, бетон – искусственно созданные. (Описывают свойства.) – Прочитайте диалог на с. 92. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос? – Как из камня делают вещи? – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. – «Горные породы и минералы». – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План. Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 1. Беседа. – Где применяются горные породы? Какие их свойства при этом используют? (В строительстве. Они бывают прочные, а бывают пластичные, мягкие.) Записывает на доске: гранит – твёрдость глина – пластичность, мягкость – Можно ли изменить свойство горной породы? Как? (Да. Обжечь или расплавить.) – Где применяются горные породы с изменёнными свойствами? (В случае затруднения можно обратиться к учебнику.) (В строительстве, при изготовлении посуды.) – Вода и воздух при нагревании расширяются, а как себя ведут горные породы? Какие у вас будут гипотезы? Высказывают предположения, но к единому мнению не приходят. – Проверим на опыте (наливает кипяток в стакан). Наблюдают. – Почему стакан лопнул? Какое свойство стекла вы наблюдали? (Стекло расширилось при нагревании, но дно и стенки нагревались с разной скоростью, поэтому стакан лопнул.) 2. Работа в учебнике. – Выполните задание на с. 94. Какие вещи человек получает, расплавляя горную породу? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) Выполняют задание. – Какой материал самый твёрдый на Земле? Где он применяется? (Это алмаз. Его используют в медицине, в технике, для изготовления ювелирных украшений.) – Горная порода состоит из одного минерала или из нескольких? (В случае затруднения можно обратиться к учебнику.) (Может состоять из одного, а может из нескольких). 3. Работа с коллекцией «Гранит и его состав». Рассматривают образцы, определяют состав гранита, свойства гранита и его составных частей. – Из каких частей состоит гранит? Гранит – твёрдый. А его составные части? – Минералы состоят из неорганических веществ. Если раскрошить минерал, то будут его частицы сохранять его свойства или нет? Наблюдают и делают вывод. Проводит опыт с солью (при размельчении минерала галита солёность сохранится). – Как мы ответим на вопрос урока? – Человек научился обрабатывать камень и использовать его в жизни. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 1. Работа в учебнике. Вопросы на с. 97. 2. Работа в рабочей тетради. Задания из рабочей тетради (одно-два на выбор). 3. Проверочная работа № 13. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
V. Итог урока. | Обмен мнениями по результатам выполнения заданий. – Что нового вы узнали на уроке? – За какие качества человек ценит горные породы? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? | |