Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
Пономаренко А.С.
МАОУ «Гимназия №31» г. Саратова
Методист: _________Старичкова Н.И.
Учитель: _________Галушкина Е.С.
Ф.И.О. студента: Пономаренко Алина Сергеевна
Класс, УМК: 2 «Б», Система Л.В. Занкова
Цель урока: создание условий для формирования представлений о связях между живой и неживой природой.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
1.Мотивация и самоопределение к учебной деятельности | Словесный метод (беседа) | - Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Приветствие - Здравствуйте, ребята. (Меня зовут Алина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира). | - Приветствуют учителя. | Ф | Интерактивная доска | Педагогический контроль |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии | Словесный метод (беседа). | - Что вы изучали на прошлом уроке? - А чтобы мне лучше понять, как вы усвоили пройденный материал, давайте заполним таблицу со стадиями развития. - Сейчас я раздам вам карточки, на которых вы заполните таблицу со стадиями развития от названия до получения взрослого организма. - Идём дальше. - Послушайте небольшое стихотворение – загадку и скажите о чём оно: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года - Это всё вокруг… (природа) - А можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? - Что же такое природа? - Если углубляться и найти значение этого слова в словаре то, значение его будет таким: 1. Природа - все существующее во Вселенной. 2. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). - Ребята, а на какие две группы делят объекты природы? - Приведите примеры объектов неживой природы. - Приведите примеры объектов живой природы. - Скажите, а чем отличается живая природа от неживой? | - Особенности размножения разных групп животных. - Выполняют задание. - Это стихотворение о природе. - Нет. - Всё живое. - Живая и не живая природа. - Воздух, солнце, горы. - Человек, животные, грибы, растения. - Дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. | Ф | Интерактивная доска | Педагогический контроль. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный метод (беседа). | - Бытует мнение, что живая природа может существовать без неживой природы. Например, скалистая белка может обходиться без воды 100 дней, а песчаный удавчик и степная черепаха вообще не пьют воду. Согласны ли вы с этим мнением? - Ребята, между неживой и живой природой существуют определенные связи. Что это за связи, вы узнаете сегодня на уроке, и сможете определить, неверное ли ранее озвученное мнение или же все-таки верное. | - Ответы детей | Ф | Интерактивная доска. | Педагогический контроль. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный метод. | - Скажите, а как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? - Теперь давайте поставим цель урока. - Я подготовила план работы на урок, но в нем появились лишние пункты. Определите, какие пункты не подходят для достижения цели занятия. - Верно, лень и отсутствие дисциплины не позволить качественно усвоить материал урока и научиться строить предложения. Поэтому я предлагаю исключить эти пункты из нашего занятия и заменить их трудолюбием и дисциплинированностью. - Наш план на урок: 1. Узнать, что такое связи между неживой и живой природой; 2. Определить роль связи между неживой и живой природой; 3. Научиться устанавливать связи между живой и неживой природой. | - Связи между живой и неживой природой. - Узнать о связях между живой и неживой природой. - Разговаривать с соседом по парте, лениться и не выполнять задания. | Ф | Интерактивная доска. Листы с планом. | |
5.Реализация построенного проекта. | Словесный метод (учебный диалог) | - Приступим к выполнению первого пункта плана - узнать, что такое связи между неживой и живой природой. - Прочитайте определение с доски. - Чтобы разобраться, какая природа зависит от другой, я предлагаю рассмотреть иллюстрации. Разберем первую иллюстрацию. Какие объекты неживой природы вы видите? - Какие объекты живой природы вы заметили? - Как взаимодействуют друг с другом объекты живой и неживой природы? - Какая природа от какой зависит, исходя из содержания иллюстрации? - Рассмотрите вторую иллюстрацию. Можно ли сказать, что и здесь живая природа зависит от неживой? - Как вы думаете, почему дельфины выпрыгивают из воды во время того, как плавают? - Ранее было известно, что дельфины выпрыгивают из воды, чтобы вдохнуть кислород. В ходе исследований выяснилось, что дельфины выпрыгивают из воды, чтобы увеличить скорость движения. - Итак, рассмотрев данные иллюстрации, какой вывод вы можете сделать? - Вернемся к определению понятия «связи между живой и неживой природой». Измените определение таким образом, чтобы оно стало более точным. - Cвязи между неживой и живой природой – это такие связи, которые помогают существовать живой природе благодаря неживой природе. - Подумайте и скажите, какова же роль связи между неживой и живой природой. - Объекты неживой природы необходимы для жизни живых организмов. - Ребята, какие пункты плана вы выполнили? - Итак, приступим к выполнению третьего пункта плана - научиться устанавливать связи между живой и неживой природой. Для этого я предлагаю вам поработать в парах. Напомните правила работы в парах. - Итак, я предлагаю вам рассмотреть схему. Определите, какой объект неживой природы каким образом влияет на объект живой природы. Устно составьте как можно больше вариантов связи между живой и неживой природой. Например, воздух необходим сове для дыхания. Приступайте к выполнению. - Итак, назовите по цепочке по одной связи между объектами живой и неживой природы. - Итак, какой пункт плана вы сейчас выполнили? - Предлагаю вернуться к мнению о том, что живая природа может существовать без неживой природы. Это правда? | - Связи между неживой и живой природой – это такие связи, которые помогают существовать одному типу природы благодаря другому типу природы. - Солнце, небо, вода. - Олень, котенок, растения. - Олень пьет воду, растения поливают водой, Солнце светит, что обеспечивает жизнь растениям. - Живая зависит от неживой, так как олень не может долго прожить без воды, растения без воды и Солнца погибнут. - Да, так как дельфины живут в воде, без нее они погибнут. - Не знаем. - Живая природа не может существовать без неживой. - Связи между неживой и живой природой – это такие связи, которые помогают существовать живой природе благодаря неживой природе. - Объекты неживой природы необходимы для жизни живых организмов. 1. Узнать, что такое связи между неживой и живой природой; 2. Определить роль связи между неживой и живой природой. - Работать сообща, не мешать другим, уважать партнера, не перебивать товарища, выслушивать друг друга. - Солнце нужно …, чтобы … . Воздух нужен …, чтобы … . Вода нужна …, чтобы … . - 3. Научиться устанавливать связи между живой и неживой природой. - Нет, живая природа не может существовать без неживой природы. | Ф | Интерактивная доска. | Педагогический контроль. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный метод (учебный диалог). Практический метод (напиши-ка) | - Итак, сейчас я предлагаю вам выполнить задание – определить, истинное или ложное высказывание. Если истинное – поднимите вверх ладонь, если ложное – кулак. 1. Живые существа не могут жить без неживой природы. - Почему это истинное утверждение? 2. Солнце не является источником тепла для всего живого на Земле. - Почему это утверждение ложно? 3. Без воздуха могут обойтись большинство живых существ. - Почему это утверждение ложно? 4. Вода необходима всем живым существам. - Почему это истинное утверждение? 5. Насекомым, которые умеют летать, нужен воздух только для того, чтобы по нему летать. - Почему это утверждение ложно? - Вы справились с заданием. | Поднимают ладони. - Объекты неживой природы необходимы для жизни живых организмов. Поднимают кулаки. - Солнце – основной источник не только света, но и тепла для всех живых организмов. Поднимают кулаки. - Каждое живое существо дышит. Воздух необходим для дыхания. Поднимают ладони. - Вода является средой обитания многих живых существ, является средством утоления жажды. Вода – составляющая живых организмов. Каждое живое существо на определенную часть состоит из воды. Поднимают кулаки. - Насекомые – живые существа, значит, для жизни им необходимо дышать. Именно воздух необходим для дыхания. | Ф | Интерактивная доска. | Самоконтроль |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический метод (упражнение) | - Итак, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Выполните задание на карточках. Ваша задача выбрать ту букву, ответ который вы считаете правильным. Проверочная работа _________________________________ 1. Что такое природа? а) Всё, что окружает человека б) Всё, что создал человек в) Всё, что окружает человека и не создано его руками 2. Какая бывает природа? а) Живая и мёртвая б) Живая и неживая в) Живая и сделанная человеком 3.Что не относится к живой природе? а) солнце б) дерево в) собака 4. Что не относится к неживой природе? а) камень б) рыба в) машина 5. Найди правильное высказывание. а) Звёзды, воздух, лиса, ракета – неживая природа. б) Солнце, воздух, вода, камни – неживая природа в) Лодка, заяц, вода, лёд – неживая природа. 6. Найди неправильное высказывание. а) Растения, грибы, звери, человек – неживая природа б) Птицы, звери, звёзды, насекомые – живая природа в) Растения, рыбы, вода, птицы – живая природа 7. Найди группу, в которой все предметы относятся к живой природе. а) Стрекоза, гриб, камень, рыба б) Цветок, заяц, муравей, осадки, человек в) Лиса, рыба, муха, курица 8. Найди группу, в которой все предметы относятся к неживой природе. а) Подберёзовик, воздух, известняк, звезда, вода б) Планета, вода, бактерии, небо, град в) Солнце, море, дом, дождь, Земля 9. Найди группу, в которой указаны правильные признаки живых существ. а) Дышат, питаются, двигаются б) Дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают в) Дышат, растут, общаются друг с другом 10. Продолжи фразу: «Живая и неживая природа …» а) не связаны друг с другом б) иногда связаны друг с другом в) всегда связаны друг с другом - После окончания работы проверяем её по эталону. - Кто справился с заданием без ошибок? - У кого есть ошибки? - Какие трудности у вас возникли? | - Выполняют самостоятельную работу. - Проверяют работу по эталону. - Обсуждение проделанной работы. | И | Карточки с заданием. Интерактивная доска. | Самоконтроль при выполнении индивидуального задания и его проверке. |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Словесный метод (учебный диалог). | - Сейчас я предлагаю вам рассмотреть картины художников и найти на них связи между живой и неживой природой. 1. «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» Илья Ефимович Репин. 2. «Корабельная роща» Иван Иванович Шишкин. 3. «На водопое» Томас Гейнсборо. 4. «Рыбки» Дмитрий Спирос. | - Человек пашет землю, чтобы засеять поле и вырастить урожай. - Деревья растут в почве, получают из нее питательные вещества, вода необходима для питания деревьев. - Коровы пьют воду, которая необходима, чтобы утолить жажду. Виден свет Солнца, он дает тепло и свет для ориентирования. Деревья растут в почве. - Рыбы плавают в воде, она является их средой обитания. Кувшинки тоже находятся в воде, которой они питаются и в которой живут. | Ф | Интерактивная доска | Педагогический контроль. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Словесный метод (беседа). | - Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока. - Какую цель вы поставили на урок? - Достигли мы этой цели? - Есть ли у кого то вопросы? - А сейчас оцените свою работу на уроке. «Продолжи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете: Я узнал(а)… Мне было трудно… Я понял(а), что… - На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен. | - Связи между живой и неживой природой. - Узнать о связях между живой и неживой природой. - Да. - Нет. - Оценивают степень достижения цели. | Ф | | Самоконтроль при доказательстве достижения цели и проверке выполнения всех пунктов плана. |