Оборудование: компьютер, раздаточный материал, картинки с цветами и деревьями, схема растения, живое комнатное растение, белые листы.
Ход занятия:
Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок! Ребята, давайте посмотрим все ли на месте. Пожмем друг другу руки и улыбнемся. У всех сегодня хорошее настроение? Ну и славно! Значит можно начинать урок!
Учитель: Давайте сначала назовем, какое сегодня число? Кто скажет, какое число было вчера, а какое будет завтра? Кто сможет назвать какой сейчас месяц? И последнее давайте все вместе назовем, какое сейчас время года! Молодцы!
Учитель: Ребята давайте узнаем, о чем же мы сегодня будем говорить. А поможет нам в этом загадка!
Учитель:
Эти чудеса природы
Любят теплую погоду,
Солнце, воду и росу,
И жужжащую осу.
Что за диво на поляне,
Соберем в подарок маме?
(Ответ: Цветы)
Ученики отгадывают.
Учитель: Умницы! Правильно это цветы! Но мы сегодня будем говорить не только про цветы, но ещё и про деревья, кустарники, траву. Как это все вместе называется?
Дети: Растения.
Учитель: Правильно! Давайте каждый назовет, какие растения знает.
Дети называют одно растение по очереди, вместе с учителем уточняя, что это цветок, дерево, куст или трава.
Учитель: Какие вы молодцы! Много растений знаете!
Учитель: Давайте посмотрим на себя. Мы с вами люди и у нас есть руки, ноги, голова, туловище. Это все наши части тела. Как вы думаете, какие части есть у растения?
Дети делают предположения. Учитель прикрепляет к доске схему растения.
Учитель: Давайте с вами посмотрим на схему. У растения есть цветок, стебель, лист и корень. Это части растения.
Учитель показывает части растения на схеме и проговаривает их с детьми.
Физкультминутка:
Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Конец физкультминутки.
Учитель: У нас в классе тоже есть растения. Давайте посмотрим на одно из них.
Учитель ставит перед учениками живое растение в горшке. Все вместе называют части растения. Каждый ученик может потрогать части живого растения.
Учитель: Скажите, мы все части растения видим на нашем цветке? Нет? А какую не видим?
Учитель с детьми обращается к схеме растения в поисках недостающей части.
Учитель: Мы не видим корень, потому что корень находится в земле. Корень держит растение и не дает ему упасть, даже когда дует сильный ветер. А ещё через корень растение берет воду и питательные вещества из земли.
Учитель: У всех растений, и у цветов, и деревьев, есть корень, стебель и листья. Стебель дерева – это ствол. Это то, чем они похожи. Давайте посмотрим на наши картинки цветов и деревьев, и каждый покажет, где стебель (ствол), листья и корни.
Учитель прикрепляет к доске картинки цветов и деревьев, вместе с детьми проговаривая их названия. Каждый называет и показывает части растений.
Физкультминутка.
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
Конец физкультминутки.
Учитель: Вы большие молодцы! Давайте повторим, что сегодня узнали. О чем мы сегодня говорили? (О растениях) Какие части растений есть? (цветок, стебель, листья, корень) Для чего нужен корень? (Чтобы удерживать растение и получать воду и полезные вещества из земли) Чем все растения похожи? (У всех растений есть корень, стебель и листья.) Как называется стебель дерева? (Ствол).
Учитель: Давайте нарисуем цветок со всеми частями растения.
Учитель раздает всем по чистому листу бумаги. Дети рисуют любимый цветок, прорисовывая части растений (цветок, стебель, листья и корень), называя их.
Учитель: Вы большие молодцы сегодня, ребята. Хорошо поработали! Давайте каждый расскажет, что сегодня нового узнал и что больше всего понравилось!