2. Середина урока. 35 мин | Актуализация ЗУНов: - Ребята, перед вами древо казахского народа, давайте вспомним его корни – предков казахов. Учитель закрепляет карточки к корню дерева: саки, гунны, тюрки. Целеполагание. - Тюркское племя объединяло много народов, самыми многочисленными были кипчаки. Тема нашего урока: «Мои предки – кипчаки». - Прочитайте тему урока. Попробуйте определить цели нашего урока. – Мы узнаем, как жили кипчаки и чем они занимались. – Мы научимся сравнивать язык, одежду, внешний облик казахов и кипчаков. - Мы отправляемся в прошлое, сегодня будут работать в лабораториях исторических исследований: археологи, историки, этнографы, лингвисты, летописцы. Учитель предлагает вспомнить правила группы: - Для эффективной работы в лабораториях давайте вспомним Правила работы в группах: 1. Проявляй активность. 2. Слушай говорящего, не перебивая. 3. Говори спокойно, ясно и только по делу. 4. Выполняй свою роль в группе. 5. Придерживайся регламента. Учитель раздаёт задания по группам. 1. Историки – рассказывают о происхождении кипчаков, территория, работа с картой. Кипчаки в средние века – это многочисленное и сильное тюркское племя. Именем этого народа стала называться вся Великая Степь – Дешт-и кипчак («Степь кипчаков»). Она простиралась от Алтайских гор до Дуная. На севере она граничила с Русью, Булгарией, на западе с Венгрией, на юге с Хорезмшахтарской империей. Основную часть территории Дешт-и кипчака составлял современный центральный Казахстан. С древних времен называемый Сарыарка. На этой территории сейчас проживает множество народов: казахи, татары, башкиры, кумыки, балкарцы, карачаевцы и др. Все они своими предками считают кипчаков. Выход – карта. 2.Археологи – приём «Инсерт», заполняют таблицу: знали, новое для нас, думали иначе, узнать больше. Работа по учебнику Выход – таблица «Инсерт» 3. Этнографы – быт, образ жизни У кипчаков было многоотраслевое хозяйство. Кипчаки занимались скотоводством, земледелием, горнорудным промыслом, металлургией и различными ремеслами. Скотоводство составляло ведущую отрасль хозяйства. Кипчаки выращивали четыре вида скота: верблюды, овцы, лошади и быки. Кипчаки занимались земледелием сеяли пшеницу, ячмень, просо и овёс. У кипчаков было орошаемое земледелие, что освобождало их зависимость от погодных условий. Чаще всего у них встречается просо. Им они питаются, в нем заключается их главная еда. Из проса кипчаки готовили пшено.Из пшена мололась мука, приготавливались лепешки. Одним из изысканных лакомств у кипчаков являлся жент из талкана с сахаром и маслом. Если рассмотреть одежду казахов и кипчаков, можно заметить схожесть в головных уборах, чапаны, платья свободного кроя, камзолы, штаны-шалбары, пояс, вся одежда украшена орнаментом. Выход - постер Физ.минутка «Кара жорга» 4. Лингвисты – Слово кипчак на казахском звучит қыпшақ, на английском – kipchak, кипчакская степь – Қыпшақ даласы, Steppe of the kipchaks. Казахский язык возник на основе кипчакского. Сравним слова в таблице и сделаем выводы об особенностях кипчакского языка. В кипчакском языке вместо «с» в словах типа «тас», «бес» произносили «ш»: «таш», «беш». в начале слова вместо «ж» употребляли «й». Выход - синквейн 5. Летописцы – приём «Круговое письмо», обращение к предкам кипчакам. Индивидуальное итоговое задание Задания онлайн мектеп | Рассказывают о саках, гуннах, тюрках Формулируют тему урока, определяют цель урока Рассаживаются по группам Работают в группах, выполняют задания под руководством учителя. Спикеры групп выходят по очереди и представляю материал, передают информацию по уроку, согласно заданию. Выполняют физминутка Выполняют задания Выполняют задания Онлайн мектеп | Самооценивание ФО ФО Самооценивание | Картинка -Древо казахского народа, таблички: саки, гунны, тюрки, кипчаки. Презентация: тема, цели урока Таблички: археологи, историки, этнографы, лингвисты, летописцы Правила работы в научных лабораториях на доске. Учебник, текст-информация, листы А3, физическая карта, картинки. Видео Карточки, смартфоны |