kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс на тему «Продуктивные приёмы и средства, направленные на формирование УУД у младших школьников на уроках окружающего мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен мастер-класс по предмету окружающий мир, тема "М.В. Ломоносов". В материале есть некоторые формы работы на уроках окружающего мира. Выбирая любую из них, учитель всегда имеет в виду основные требования, предъявляемые к уроку. Важно не усложнять, а облегчать усвоение изучаемого материала. Само занятие, типы и формы его проведения, задания должны быть посильными и интересными для учащихся. Познание становится более качественным и глубоким, если каким-либо выводам урока и обобщениям предшествуют предметные действия учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему «Продуктивные приёмы и средства, направленные на формирование УУД у младших школьников на уроках окружающего мира»»

Мастер-класс

на тему

«Продуктивные приёмы и средства, направленные на формирование УУД у младших школьников на уроках окружающего мира»

Добрый осенний день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать в нашей мастерской на мастер-классе под названием

«Продуктивные приёмы и средства, направленные на формирование УУД у младших школьников на уроках окружающего мира»


Возьмите лист бумаги. Сложите его дважды пополам.

-Что у вас получилось? На какой предмет похоже? (на книгу, тетрадь)

- Действительно, похоже на тетрадь.

- Почему же тетрадь назвали тетрадью?

-Слово тетрадь древнерусское, заимствованное из греческого языка. Образовано оно от слова «тетрос»- четвёртая часть листа, «тетро»-сложенный вчетверо. А почему такое название?

-Дело в том, что раньше тетради имели всего 4 листка: один большой лист складывали пополам, разрезали, сшивали посередине и тетрадь готова.

-В нашем классе сегодня собрались те, кто имеет непосредственное отношение к школе.

- Уважаемые коллеги, с чего начинается школа? (со школьного звонка, с тетрадки, с учебника).

-Действительно, школа начинается со школьного звонка, с тетрадки, с учебника, с портфеля….)

- Попробуйте все тетради сложить вместе.

-Что у вас получилось? (книга).

-Книга-источник знаний, учебная книга. С неё тоже начинается школа.

-Дайте, пожалуйста, название самой первой учебной книге первоклассника. (Букварь, Азбука)

-Вспомните имя героя, которому папа купил азбуку, но герой не дошёл до школы. Мало того, он продал книгу, чтобы попасть на представление в театр.

- Конечно, же, это Буратино!

- Как вы думаете, почему этого героя больше привлек театр? (у него не было необходимой информации о заведении - школа, не было мотивации к учёбе, не были сформированы навыки труда)

-Каждый день, приходя в класс, мы ставим перед собой цель не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т. е. научить его учебной деятельности.

-А ученик какую цель перед собой ставит? (овладеть умениями учиться)

-Что же учителю и ученику поможет в достижении этих целей ( конечно же сами учебные предметы)


-Сами учебные предметы выступают как средство достижения этих целей.

- И как вы уже догадались, в процессе изучения учебных дисциплин у ребят формируются различные умения.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику, сегодня на 1 место ставится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Ради детей мы приходим на урок и наша задача их научить.


Напишите, пожалуйста, слово дети. В слове дети 4 буквы, УУД тоже 4 , назовём каждую букву в слове.

Буква Д- будет отвечать за личн. УУД,

буква Е- за регул.,

букваТ-за познават.,

буква И-за коммун.


Две главные фигуры в школе: учитель и ученик. Учитель и ученик –рука к руке. Их общение на уроке, во внеклассной работе становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности.

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию на уроках системы УУД.


Слайд УУД.


УУД подразделяются на 4 вида:

  • Личностные

  • Регулятивные

  • Познавательные

  • Коммуникативные


Итак, давайте рассмотрим некоторые приёмы работы на уроках окружающего мира. У вас на столах есть информационные листы с описанием УУД. 1 колонка обозначает личностные УУД, 2 колонка - регулятивные, 3 колонка – познавательные, коммуникативные - коммуникативные. По мере выполнения задания мы будем комментировать вид УУД.


-Прочитайте, пожалуйста, запись на листочке. (ФГОС)

- Сегодня вы без труда прочитали эти буквы и смогли их расшифровать. Несколько лет назад вы не слышали о таких буквах и тем более не знали, что они обозначают.

-Какие вопросы возникают у человека, когда он видит что-то незнакомое?

(Что это? О чём?, Про кого написано? О ком?)


Слайд с вопросами


- Вот и у маленьких любознательных детей часто возникают такие вопросы.

На каждом уроке происходит работа с научным текстом. Остановимся на текстах, которые используем на уроках окружающего мира. Итак, уважаемые коллеги приглашаю вас на урок окружающего мира.

После того как прозвучала тема урока «М. В. Ломоносов», я предлагаю ребятам таблицу.


М. В. Ломоносов


Я знаю

Я хочу узнать




Итак, уважаемые коллеги, пожалуйста, заполните колонки таблицы.


Вопрос к учителям.

-Как вы думаете, работа с этой таблицей, которую я вам предложила какие УУД развиваются у ребёнка? (познавательные)

-На каких уроках, по вашему мнению, можно использовать этот вид работы? (на любых, при объяснении новой темы)


Для себя каждый из детей определил, что он ждёт от урока.



Этот приём - заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.

- Итак, переходим к знакомству со статьёй.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно, благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Считаю целесообразным использование технологии критического мышления. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Сформированное критическое мышление – это результат хорошо спланированных уроков, имеющих свои правила и свою структуру.



Технология развития критического мышления.


Приёмы ТРКМ

1. «Верные, неверные высказывания»

2. Игра «Верите ли вы?»

3. «Корзина идей»

4. «Кластеры»

6. «Инсерн»

7. «Синквейн»



Одним из моих любимых приемов на этом этапе урока является использование приёма «Инсерн»-чтение с пометками.

Эффективность применения приема в моей практике повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений.

Слайд «Инсерн»


На данном этапе я использую приём «инсерн» - чтение с пометками.


Условные знаки при работе со статьёй. (Приём «Инсерн»-чтение с пометками)

V - это я знал + - это новое для меня

! - очень важно ? - об этом я подумаю

Уважаемые коллеги, перед вами текст из учебника «Окружающий мир» 4 класс 2 часть автора Плешакова. (Текст М. В. Ломоносов) С помощью знаковых символов поработайте с текстом.

Вопрос для учителей.

- Как вы думаете, какие виды УУД здесь развиваются у детей. Познавательные - извлечение необходимой информации из текстов, определение основной и второстепенной информации, использование знаково-символических средств.

Регулятивные- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Личностные - самоопределение.

После работы со статьёй идёт опрос участников по обозначению условными знаками.

Итак, ребята обозначили и выделили для себя главное. Работа с данным текстом продолжается.


Работа по группам.

-Теперь поработаем более подробно со статьёй.

-Работая в группах, вы будете искать ответы в тексте учебника на определённые вопросы, которые записаны на карточках, а затем один представитель ответы будет озвучивать.

1 группа

  1. Где родился М. В. Ломоносов?

  2. Чем занимался М. В. Ломоносов в детстве?

2 группа

  1. В каком возрасте М. В. Ломоносов начал постигать грамоту?

  2. Дайте названия первых учебных книг, с которыми познакомился М. В. Ломоносова.

  3. Чем его заинтересовали эти книги?



3 группа

  1. Куда решил отправиться М. В. Ломоносов.

  2. Где ему удалось учиться?

  3. Какое название имела Славяно-греко-латинская академия?

  4. Каким учеником был М. В. Ломоносов?



4 группа

  1. В каких науках раскрылся талант М. В. Ломоносова?

  2. Что он организовал при Академии наук?

- Как вы думаете, какие виды УУД здесь развиваются у детей во время работы в группе?

Коммуникативные - дети планировали учебное сотрудничество со сверстниками, учились высказывать свои мысли, учитывали разные мнения, разрешение конфликтов.

Познавательные - дети анализировали, сравнивали и обобщали, классифицировали информацию.

Регулятивные - работа по инструкции.



5 группа искала ответ на вопрос в дополнительных источниках.

1. Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры

Какие виды УУД развивались у представителей 5 группы?

Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие виды УУД здесь развиваются у детей?

Познавательные –

  • дети искали информацию,

  • анализировали,

  • сравнивали и обобщали,

  • классифицировали информацию,

  • выполняли действия по алгоритму

Коммуникативные

  • учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

  • использование критериев для обоснования своего суждения

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой точностью

Личностные

  • Осознание ответственности за общее дело

Регулятивные

  • Познавательная саморегуляция

Вывод

Работая в группе, учащиеся решают не только задачу моделирования. Они, прежде всего, согласуют свои усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, решают задачи по отображению содержания совершаемых действий в речевом высказывании. Причем высказывание реализуется в жанре «представление».

После работы в группах.

Посмотрите внимательно на листок. Для какого вида работы он приготовлен, спрашиваю я детей?

М. В. Ломоносов.

Работа со статьёй учебника.

Вопросы по работе со статьёй.

Полу-чил (а) инфор-ма-цию

Недостаточно информации.

  1. группа


1.Где родился М. В. Ломоносов?

2.Чем занимался М. В. Ломоносов в детстве?




  1. группа


1.В каком возрасте М. В. Ломоносов начал постигать грамоту?

2.Дайте названия первых учебных книг, с которыми М. В. Ломоносов.

3.Чем его заинтересовали эти книги?




  1. группа


1.Куда решил отправиться М. В. Ломоносов.

2.Где ему удалось учиться?

3. Какое название имела Славяно-греко-латинская академия?

4.Каким учеником был

М . В. Ломоносов?



4 группа

1.В каких науках раскрылся талант

М. В. Ломоносова?

2.Что он организовал при Академии наук?

3. Какие открытия он сделал в разных областях наук?

5 группа

Открытия в разных областях наук.






Пожалуйста, представители групп озвучьте свои ответы. ( учителя отвечают)

В это время остальные дети фиксируют условными знаками в таблице получение полной или недостаточной информации из материала учебника.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие виды УУД здесь развиваются у детей?

Познавательные

  • анализ, синтез, сравнение

  • структурирование знаний

Личностные

  • чувство удовольствия от умственной деятельности,

  • формируется познавательная потребность



Загадки



На уроках окр. мира мы часто используем загадки.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие виды УУД здесь развиваются у детей?

Познавательные - построение логической цепи рассуждения и доказательства, установление причинно-следственных связей.

Личностные

Я предлагаю вашему вниманию применение таких загадок.

Составь дату из пропущенных в пословицах цифр. Что обозначает эта дата?

…..в поле не воин.

Семь раз отмерь,….. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

У … нянек дитя без глазу.



-Вспоминая эти пословицы, какие УУД развивались у детей?

Личностные - смыслообразование

Познавательные- поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Получился год 1147.

-Кто из вас знает, что эта дата обозначает? (год основания Москвы)

И если дети не знают значение слов, даты и многое другое.

-Какой вопрос мы им задаём? Где можно найти информацию?

Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие виды УУД здесь развиваются у детей? (Личностные, познавательные)

Интересным считаю приём «Кластер»



Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.







Экологические проблемыпроблемы











-

Как вы думаете, на каких этапах урока можно использовать этот приём?

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

  • На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

  • На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

  • На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

  • Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются солнышка, грозди и т. д.


-Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие виды УУД здесь развиваются у детей? (Личностные, познавательные)

-Как же завершить любой устный урок?

-Что вы предлагаете?

Выразить эмоции, чувства, и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих не так богата как устная. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Стихи нам позволяют выразить то, что не всегда удаётся передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать эффективной формой рефлексии. В технологии критического мышления есть приём написания синквейнов.

Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с таким приёмом?

Это стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

-В чем смысл этого методического приема? (Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.)


Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной. М

Попробуйте составить синквейн на тему «Учитель» и «Ученик»


Учитель
Добрый, знающий
Учит, воспитывает, 
помогает
Старый друг лучше 
новых
Мастер



Синквейн позволяет решить сразу несколько задач

Ученики
Шумные, активные
Учатся, занимаются, 
познают
Без труда не выловишь рыбку
Подопечные




Такие приёмы дают положительные результаты, а именно:

  1. развивают мыслительную деятельность учащихся начальной школы;

  2. способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала;

  3. активизируют коммуникативную способность младших школьников;

  4. учат формулировать вопросы, развивая, тем самым, познавательную деятельность учащихся.

  5. Изменяет атмосферу в классе, атмосфера становится более творческой

  6. Ребятам нравится сочинять


Какие УУД развиваются у детей?

Познавательные

  • извлечение необходимой информации

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение

Регулятивные

  • развитие готовности к самостоятельной учебной деятельности;


Вывод: Я показала вам некоторые формы работы на уроках окружающего мира. Выбирая любую из них, учитель всегда имеет в виду основные требования, предъявляемые к уроку. Важно не усложнять, а облегчать усвоение изучаемого материала. Само занятие, типы и формы его проведения, задания должны быть посильными и интересными для учащихся. Познание становится более качественным и глубоким, если каким-либо выводам урока и обобщениям предшествуют предметные действия учеников.

Рефлексия.

Человек должен верить, что непонятное можно понять;, иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. В Гёте.)

-Уважаемые коллеги, как вы поняли, что мы сегодня рассматривали?

- С какой целью?

-Где вы оставляли свои выводы? 9 в памяти , на листочках, в чувствах)

И конечно, постарались ответить на главный вопрос как мы можем это сделать.

- У вас на партах лежат абсолютно чистые листочки, точно такие же чистые как и наше знакомство когда мы не знали друг друга.

Если в течение всего нашего общения вы услышали меня,нарисуйте уши.

Если вы внимательно смотрели, нарисуйте глаза.

Если вы сегодня говорили нарисуйте широко раскрытый рот.

А если промолчали по какой-то причине нарисуйте ниточку.

Чего не хватает на нашем изображении?

- С чего мы начинали, с какой фразы? (Учитель и ученик рука к руке)

Что же не хватает? ( руки)

- Если мы с вами сегодня сотрудничали нарисуйте руку.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Деребизова Оксана Николаевна

Дата: 06.01.2022

Номер свидетельства: 596953


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства