kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях (профильный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для обучающихся 2 курса Новочеркасского суворовского военного училища МВД России, обучающихся по программе профильного уровня (10 класс). Она расчитана на 2 урока. Цель уроков - сформировать у обучающихся целостное представление о человеке и обществе в контексте мифологического мировоззрения и древних китайских, индийских и греко-римских философских учений. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях (профильный уровень)»

Тема 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях Презентация разработана преподавателем НСВУ Гуськовым Виктором Анатольевичем

Тема 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Презентация разработана преподавателем НСВУ Гуськовым Виктором Анатольевичем

Мифология – форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Мифология

– форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Миф  (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание) – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека. Черты мифа: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком; направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; однообразие и поверхностность мифологических сюжетов. очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком; направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание)

– повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы:

  • происхождение Вселенной, Земли и человека;
  • объяснение природных явлений;
  • жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека.

Черты мифа:

  • очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком; направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.
  • очеловечивание природы;
  • наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком;
  • направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;
  • однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.
Первые философские учения Древнекитайская философия Древнеиндийская философия Античная философия

Первые философские учения

  • Древнекитайская философия
  • Древнеиндийская философия
  • Античная философия
Древнекитайская философия: общие черты Сочетание космоцентризма и антропоцентризма . Человек являет­ся сгустком трех видов космической энергии ( цзин (материальная энергия зарождения), ци (духовно-материальная энергия), шэнь (духовная энергия)). Дополнительно выделяют два вида сексуальной энергии ( ян – мужская и инь – женская ); отсюда все сущее делится на два противоположных начала мужское и женское. В основе всей ок­ружающей действительности лежит « Тай-цзи» – единство, борь­ба, взаимопроникновение и взаимодополнение  ян и инь . Отсчет человеческой жизни начинается с момента зачатия . После смерти человек (его « шэнь ») остается в системе человеческих отношений наравне с живыми людьми . В качестве духовного центра человека выделяется сердце . Призывается ценить земной отрезок жизни , максимально про­длить его продолжительность. Признается приоритет коллективных ценностей .

Древнекитайская философия: общие черты

  • Сочетание космоцентризма и антропоцентризма .
  • Человек являет­ся сгустком трех видов космической энергии ( цзин (материальная энергия зарождения), ци (духовно-материальная энергия), шэнь (духовная энергия)).
  • Дополнительно выделяют два вида сексуальной энергии ( янмужская и иньженская ); отсюда все сущее делится на два противоположных начала мужское и женское.
  • В основе всей ок­ружающей действительности лежит « Тай-цзи» – единство, борь­ба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь .
  • Отсчет человеческой жизни начинается с момента зачатия .
  • После смерти человек (его « шэнь ») остается в системе человеческих отношений наравне с живыми людьми .
  • В качестве духовного центра человека выделяется сердце .
  • Призывается ценить земной отрезок жизни , максимально про­длить его продолжительность.
  • Признается приоритет коллективных ценностей .
Древнекитайская философия:  основные направления направления Даосизм основатели Лао Цзы Конфуцианство периоды   Легизм  Конфуций кон. VI –    Шан Ян нач. V вв. до н. э. кон. VI – пер. IV-III вв. до н. э. пол. V вв. до н. э.

Древнекитайская философия: основные направления

направления

Даосизм

основатели

Лао Цзы

Конфуцианство

периоды

 

Легизм

Конфуций

кон. VI –

 

Шан Ян

нач. V вв. до н. э.

кон. VI – пер.

IV-III вв. до н. э.

пол. V вв. до н. э.

Даосизм Существует два типа энергии : 1) « дао » (путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту) и 2) « дэ » (благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало «дао» преобразовалось в окружающий мир). Все в мире взаимосвязано . Существует круго­оборот материи в природе . Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние . Особа императора священна , через императора на все человечество сходит «дэ». Путь к счастью, познанию истины – освобождение от жела­ний и страстей . Необходимо во всем уступать друг другу .

Даосизм

  • Существует два типа энергии : 1) « дао » (путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту) и 2) « дэ » (благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало «дао» преобразовалось в окружающий мир).
  • Все в мире взаимосвязано .
  • Существует круго­оборот материи в природе .
  • Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние .
  • Особа императора священна , через императора на все человечество сходит «дэ».
  • Путь к счастью, познанию истиныосвобождение от жела­ний и страстей .
  • Необходимо во всем уступать друг другу .
Конфуцианство Человек – прежде всего , участник социальной жизни . Принципы : жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человечным. Основные вопросы : 1. Как необходимо управлять людьми?  Ответы на вопросы : Управлять обществом следует мягко. 2 . Как вести себя в обществе?   Золотое правило поведения людей в общест­ве: «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Конфуцианство

  • Человек – прежде всего , участник социальной жизни .
  • Принципы :
  • жить в обществе и для общества;
  • уступать друг другу;
  • слушаться старших по возрасту и по званию;
  • подчиняться императору;
  • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
  • быть человечным.

Основные вопросы :

1. Как необходимо управлять людьми?

Ответы на вопросы :

Управлять обществом следует мягко.

2 . Как вести себя в обществе?

Золотое правило поведения людей в общест­ве: «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Легизм Человек  обладает изначально злой природой . Движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы . Как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны . Чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения.  Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся . Основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием. Основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы . Законы должны быть одинаковы для всех , а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы. Государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству). Государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан .

Легизм

  • Человек обладает изначально злой природой .
  • Движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы .
  • Как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны .
  • Чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения.
  • Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся .
  • Основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием.
  • Основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы .
  • Законы должны быть одинаковы для всех , а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы.
  • Государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству).
  • Государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан .
Древнеиндийская философия: общие черты Существует три вида сознания : материальное («пракрити»), чистое сознание («пуруша» – первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди), сознание сновидения , мираж («майя»). Душа состоит из двух начал : атмана (частица Бога-Брахмы в человеческой душе) и манаса (душа человека, возникающая в процессе жизни). Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Реинкарнация – система перерождений бессмертной души. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достиже­ния которого эволюция души прекращается. Души, достигшие мокши, становятся Махатмами – Великими Душами. Ахимса – единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает.

Древнеиндийская философия: общие черты

  • Существует три вида сознания : материальное («пракрити»), чистое сознание («пуруша» – первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди), сознание сновидения , мираж («майя»).
  • Душа состоит из двух начал : атмана (частица Бога-Брахмы в человеческой душе) и манаса (душа человека, возникающая в процессе жизни).
  • Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
  • Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы.
  • Реинкарнация – система перерождений бессмертной души.
  • Мокша – высшее нравственное совершенство, после достиже­ния которого эволюция души прекращается.
  • Души, достигшие мокши, становятся Махатмами – Великими Душами.
  • Ахимса – единство всех форм жизни на земле.
  • Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает.
Древнеиндийская философия:  основное направление направления основатели Буддизм Гаутама периоды Будда кон. VI – нач. V вв. до н. э.  

Древнеиндийская философия: основное направление

направления

основатели

Буддизм

Гаутама

периоды

Будда

кон. VI – нач. V вв. до н. э.

 

Буддизм Главная идея – « Средний путь » жизни (путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования) между двумя крайними: «путем удовольствия» и «путем аскетизма». Ко­нечная цель среднего пути – Нирвана (высшая благодать). Благородные (арийские) истины: 1) земная жизнь полна страданий; 2) страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; 3) от страданий можно избавиться; 4) существует путь, освобождающий от страданий, – отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. Для достижения Нирваны предлагается план личностного самосовершенствования: (« Восьмеричный путь »), пре­дусматривающий соблюдение следующих принципов: правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни; правильная мысль; правильная речь; правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; правильный образ жизни – соблюдение буддистских запове­дей в каждом поступке; правильное умение – усердие и трудолюбие; правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуще­ствляющие связи с космосом. Заповеди буддизма: не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Буддизм

  • Главная идея – « Средний путь » жизни (путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования) между двумя крайними: «путем удовольствия» и «путем аскетизма». Ко­нечная цель среднего пути – Нирвана (высшая благодать).
  • Благородные (арийские) истины: 1) земная жизнь полна страданий; 2) страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; 3) от страданий можно избавиться; 4) существует путь, освобождающий от страданий, – отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
  • Для достижения Нирваны предлагается план личностного самосовершенствования: (« Восьмеричный путь »), пре­дусматривающий соблюдение следующих принципов:
  • правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
  • правильная мысль;
  • правильная речь;
  • правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
  • правильный образ жизни – соблюдение буддистских запове­дей в каждом поступке;
  • правильное умение – усердие и трудолюбие;
  • правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
  • правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуще­ствляющие связи с космосом.
  • Заповеди буддизма:
  • не убий;
  • не укради;
  • будь целомудренным;
  • не лги;
  • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Античная философия:  основные направления Направления Основатели, представители Софизм Киники Протагор, Периоды Диоген Синопский Сократ V – пер. пол. IV вв. до н. э. Стоицизм Идеализм Сенека,   V-IV вв. до н. э. Марк Аврелий Платон Материализм III в. до н. э. – III в. н. э. Аристотель кон. V – пер. пол. IV вв. до н. э.  Эпикур IV в. до н. э. Перипате́тики – школа Аристотеля Эпикуреизм втор. пол. IV – пер. пол. III вв. до н. э.  

Античная философия: основные направления

Направления

Основатели, представители

Софизм

Киники

Протагор,

Периоды

Диоген Синопский

Сократ

V – пер. пол. IV вв. до н. э.

Стоицизм

Идеализм

Сенека,

 

V-IV вв. до н. э.

Марк Аврелий

Платон

Материализм

III в. до н. э. – III в. н. э.

Аристотель

кон. V – пер. пол. IV вв. до н. э.

Эпикур

IV в. до н. э. Перипате́тики – школа Аристотеля

Эпикуреизм

втор. пол. IV – пер. пол. III вв. до н. э.

 

Софизм Софизмы – логические приемы, уло­вки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак­лючение оказывалось, в итоге, ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Особенности софизма: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Сократ отошёл от софизма. «Майевтика» Сократа – метод диалога, построенный на основе логических приемов с наводящими вопросами и последовательными соглашениями собеседника, подводящий его к самостоятельному нахождению истины . Сократ был сторонником этического реализма , согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ занимался просвещением толпы, что не понравилось правителям Афин, его объявили смутьяном, судили и казнили.

Софизм

  • Софизмылогические приемы, уло­вки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак­лючение оказывалось, в итоге, ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Особенности софизма: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
  • Сократ отошёл от софизма. «Майевтика» Сократа – метод диалога, построенный на основе логических приемов с наводящими вопросами и последовательными соглашениями собеседника, подводящий его к самостоятельному нахождению истины . Сократ был сторонником этического реализма , согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ занимался просвещением толпы, что не понравилось правителям Афин, его объявили смутьяном, судили и казнили.
Киники Главная цель школы киников – философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) и проверка данного образа жизни на себе. Особенности : асоциальная свобода (то есть свободы вне общества); добровольный разрыв социальных связей; отсутствие постоянного места жительства; паразитический образ жизни, попрошайничество; предпочтение наихудшим условиям жизни, пренебрежение гигиеной; восхваление физической и духовной бедности; крайний аскетизм; замкнутость; критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических; непризнание авторитетов; воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни; отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам; концентрация внимания на пороках общества, худших чело­веческих чертах; радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

Киники

  • Главная цель школы киников – философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) и проверка данного образа жизни на себе.
  • Особенности :
  • асоциальная свобода (то есть свободы вне общества);
  • добровольный разрыв социальных связей;
  • отсутствие постоянного места жительства;
  • паразитический образ жизни, попрошайничество;
  • предпочтение наихудшим условиям жизни, пренебрежение гигиеной;
  • восхваление физической и духовной бедности;
  • крайний аскетизм;
  • замкнутость;
  • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
  • непризнание авторитетов;
  • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;
  • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
  • концентрация внимания на пороках общества, худших чело­веческих чертах;
  • радикализм, парадоксальность, скандальность.
  • Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
Стоицизм Школа стоиков возникла как реакция философию киников относительно отношения культуре, при этом разделяя их аскетизм и критику человеческих пороков. Главная идея этики стоиков – телеологически (божественной созидательной волей) и каузально (причинно-следственными связями) предустановленный ход мировых событий. Особенности : призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом); признание добродетели высшим благом, а порока – единст­венным злом; определение добродетели как знания о добре и зле и следо­вания добру; призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; оправдание самоубийства, если оно совершено в знак про­теста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро; восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры; высокий эстетизм в мыслях и поступках; осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; признание стремления к счастью высшей целью человека.

Стоицизм

  • Школа стоиков возникла как реакция философию киников относительно отношения культуре, при этом разделяя их аскетизм и критику человеческих пороков.
  • Главная идея этики стоиков – телеологически (божественной созидательной волей) и каузально (причинно-следственными связями) предустановленный ход мировых событий.
  • Особенности :
  • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);
  • признание добродетели высшим благом, а порока – единст­венным злом;
  • определение добродетели как знания о добре и зле и следо­вания добру;
  • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
  • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
  • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
  • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак про­теста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;
  • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;
  • высокий эстетизм в мыслях и поступках;
  • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
  • признание стремления к счастью высшей целью человека.
Идеализм (линия Платона) Типы государства : 1) монархия – справедливая власть одного человека; 2) тирания – несправедливая власть одного человека; 3) аристократия – справедливая власть меньшинства; 4) олигархия – несправедливая власть меньшинства; 5) демократия – справедливая власть большинства; 6) тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии; 7) идеальное «госу­дарство будущего» , которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах. Двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. План государственного устройства Платона : все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники; работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости – участвуют в военных действиях; философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины должны иметь лишь небольшую долю личной частной собственности; жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; не существует брака, все жены и дети общие; допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

Идеализм (линия Платона)

  • Типы государства :

1) монархия – справедливая власть одного человека;

2) тирания – несправедливая власть одного человека;

3) аристократия – справедливая власть меньшинства;

4) олигархия – несправедливая власть меньшинства;

5) демократия – справедливая власть большинства;

6) тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии;

7) идеальное «госу­дарство будущего» , которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах. Двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

  • План государственного устройства Платона :
  • все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
  • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
  • воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости – участвуют в военных действиях;
  • философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
  • философы и воины должны иметь лишь небольшую долю личной частной собственности;
  • жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
  • не существует брака, все жены и дети общие;
  • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.
Материализм  (линия Демокрита)  Аристотель Человек : по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе). Потребность жить в коллекти­ве приводит к возникновению общества – большого коллек­тива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объ­единенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство. Типы государства : « дурные » (тирания, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия)) и « хорошие » (монархия, аристократия, полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии – идеальное государство «среднего класса»).

Материализм (линия Демокрита) Аристотель

Человек :

  • по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных;
  • отличается от животных наличием мышления и разума;
  • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе). Потребность жить в коллекти­ве приводит к возникновению общества – большого коллек­тива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объ­единенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.

Типы государства : « дурные » (тирания, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия)) и « хорошие » (монархия, аристократия, полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии – идеальное государство «среднего класса»).

Материализм   (Эпикуреизм) Основные положения «Эстетики» Эпикура: своим появлением на свет человек обязан самому себе (ро­дителям); человек есть результат биологической эволюции; боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; душа является особым видом материи, поэтому она смертна, как и тело; человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; счастье человека состоит в удовольствии (отсутствие страданий, здоро­вье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия)); нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

Материализм (Эпикуреизм)

  • Основные положения «Эстетики» Эпикура:
  • своим появлением на свет человек обязан самому себе (ро­дителям);
  • человек есть результат биологической эволюции;
  • боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
  • судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
  • душа является особым видом материи, поэтому она смертна, как и тело;
  • человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
  • счастье человека состоит в удовольствии (отсутствие страданий, здоро­вье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия));
  • нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
Подведение итогов темы Первые философские учения исходят из тесной связи человека с природой . Находясь с гармонии с природой, человек самостоятельно не находит её во взаимодействии с другими людьми. Государство берёт на себя эту функцию, тем самым подчиняя первозданную природу человека. При этом философы древности описывают человека и общество с разных сторон: человек – носитель бессмертной души (даосизм, буддизм, Платон); человек – существо социальное и политическое (Конфуций, легизм, Платон, Аристотель, стоицизм); человек – существо материальное и биологическое (Аристотель, Эпикур, киники); человек – существо этическое, имеющее связь с богом (буддизм, стоицизм). Проблема человеческого общества в первых философских учениях неотделима от проблемы государства (конфуцианство, легизм, Платон, Аристотель, поздний стоицизм). При этом человек находится в подчинённом положении и его интересы не могут быть выше коллективных и государственных.

Подведение итогов темы

  • Первые философские учения исходят из тесной связи человека с природой . Находясь с гармонии с природой, человек самостоятельно не находит её во взаимодействии с другими людьми. Государство берёт на себя эту функцию, тем самым подчиняя первозданную природу человека. При этом философы древности описывают человека и общество с разных сторон:
  • человекноситель бессмертной души (даосизм, буддизм, Платон);
  • человексущество социальное и политическое (Конфуций, легизм, Платон, Аристотель, стоицизм);
  • человексущество материальное и биологическое (Аристотель, Эпикур, киники);
  • человек – существо этическое, имеющее связь с богом (буддизм, стоицизм).
  • Проблема человеческого общества в первых философских учениях неотделима от проблемы государства (конфуцианство, легизм, Платон, Аристотель, поздний стоицизм). При этом человек находится в подчинённом положении и его интересы не могут быть выше коллективных и государственных.
В эпоху Средневековья философы сместили акцент на теоцентризм , в котором проблемам человека и общества уделяется внимание лишь по причине того, что человек – творение бога (склонное грешить (не подчиняться богу), а общество должно быть выстроено по идеальному образу «Божьего Царства».

В эпоху Средневековья

философы сместили акцент на теоцентризм , в котором проблемам человека и общества уделяется внимание лишь по причине того, что человек – творение бога (склонное грешить (не подчиняться богу), а общество должно быть выстроено по идеальному образу «Божьего Царства».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях (профильный уровень)

Автор: Гуськов Виктор Анатольевич

Дата: 22.09.2016

Номер свидетельства: 345160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства