Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях (профильный уровень)
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях (профильный уровень)
Презентация разработана для обучающихся 2 курса Новочеркасского суворовского военного училища МВД России, обучающихся по программе профильного уровня (10 класс). Она расчитана на 2 урока. Цель уроков - сформировать у обучающихся целостное представление о человеке и обществе в контексте мифологического мировоззрения и древних китайских, индийских и греко-римских философских учений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях (профильный уровень)»
Тема 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях
Презентация разработана преподавателем НСВУ Гуськовым Виктором Анатольевичем
Мифология
– форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание)
– повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы:
происхождение Вселенной, Земли и человека;
объяснение природных явлений;
жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека.
Черты мифа:
очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком; направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.
очеловечивание природы;
наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком;
направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;
однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.
Первые философские учения
Древнекитайская философия
Древнеиндийская философия
Античная философия
Древнекитайская философия: общие черты
Сочетание космоцентризма и антропоцентризма .
Человек является сгустком трех видов космической энергии ( цзин (материальная энергия зарождения), ци (духовно-материальная энергия), шэнь (духовная энергия)).
Дополнительно выделяют два вида сексуальной энергии ( ян – мужская и инь – женская ); отсюда все сущее делится на два противоположных начала мужское и женское.
В основе всей окружающей действительности лежит « Тай-цзи» – единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнениеян и инь .
Отсчет человеческой жизни начинается с момента зачатия .
После смерти человек (его « шэнь ») остается в системе человеческих отношений наравне с живыми людьми .
В качестве духовного центра человека выделяется сердце .
Призывается ценить земной отрезок жизни , максимально продлить его продолжительность.
Признается приоритет коллективных ценностей .
Древнекитайская философия:основные направления
направления
Даосизм
основатели
Лао Цзы
Конфуцианство
периоды
Легизм
Конфуций
кон. VI –
Шан Ян
нач. V вв. до н. э.
кон. VI – пер.
IV-III вв. до н. э.
пол. V вв. до н. э.
Даосизм
Существует два типа энергии : 1) « дао » (путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту) и 2) « дэ » (благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «дао» преобразовалось в окружающий мир).
Все в мире взаимосвязано .
Существует кругооборот материи в природе .
Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние .
Особа императора священна , через императора на все человечество сходит «дэ».
Путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей .
Необходимо во всем уступать друг другу .
Конфуцианство
Человек – прежде всего , участник социальной жизни .
Принципы :
жить в обществе и для общества;
уступать друг другу;
слушаться старших по возрасту и по званию;
подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
быть человечным.
Основные вопросы:
1. Как необходимо управлять людьми?
Ответы на вопросы:
Управлять обществом следует мягко.
2 . Как вести себя в обществе?
Золотое правило поведения людей в обществе:«не делай другим того, чего не желаешь себе».
Легизм
Человекобладает изначально злой природой .
Движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы .
Как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны .
Чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения.
Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся .
Основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием.
Основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы .
Законы должны быть одинаковы для всех , а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы.
Государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству).
Государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан .
Древнеиндийская философия: общие черты
Существует три вида сознания : материальное («пракрити»), чистое сознание («пуруша» – первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди), сознание сновидения , мираж («майя»).
Душа состоит из двух начал : атмана (частица Бога-Брахмы в человеческой душе) и манаса (душа человека, возникающая в процессе жизни).
Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы.
Реинкарнация – система перерождений бессмертной души.
Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается.
Души, достигшие мокши, становятся Махатмами – Великими Душами.
Ахимса – единство всех форм жизни на земле.
Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает.
Древнеиндийская философия:основное направление
направления
основатели
Буддизм
Гаутама
периоды
Будда
кон. VI – нач. V вв. до н. э.
Буддизм
Главная идея – « Средний путь » жизни (путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования) между двумя крайними: «путем удовольствия» и «путем аскетизма». Конечная цель среднего пути – Нирвана (высшая благодать).
Благородные (арийские) истины: 1) земная жизнь полна страданий; 2) страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; 3) от страданий можно избавиться; 4) существует путь, освобождающий от страданий, – отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Для достижения Нирваны предлагается план личностного самосовершенствования: (« Восьмеричный путь »), предусматривающий соблюдение следующих принципов:
правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
правильная мысль;
правильная речь;
правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
правильный образ жизни – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
правильное умение – усердие и трудолюбие;
правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
Заповеди буддизма:
не убий;
не укради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Античная философия:основные направления
Направления
Основатели, представители
Софизм
Киники
Протагор,
Периоды
Диоген Синопский
Сократ
V – пер. пол. IV вв. до н. э.
Стоицизм
Идеализм
Сенека,
V-IV вв. до н. э.
Марк Аврелий
Платон
Материализм
III в. до н. э. – III в. н. э.
Аристотель
кон. V – пер. пол. IV вв. до н. э.
Эпикур
IV в. до н. э. Перипате́тики – школа Аристотеля
Эпикуреизм
втор. пол. IV – пер. пол. III вв. до н. э.
Софизм
Софизмы – логические приемы, уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось, в итоге, ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Особенности софизма: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
Сократ отошёл от софизма. «Майевтика» Сократа – метод диалога, построенный на основе логических приемов с наводящими вопросами и последовательными соглашениями собеседника, подводящий его к самостоятельному нахождению истины . Сократ был сторонником этического реализма , согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ занимался просвещением толпы, что не понравилось правителям Афин, его объявили смутьяном, судили и казнили.
Киники
Главная цель школы киников – философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) и проверка данного образа жизни на себе.
Особенности :
асоциальная свобода (то есть свободы вне общества);
добровольный разрыв социальных связей;
отсутствие постоянного места жительства;
паразитический образ жизни, попрошайничество;
предпочтение наихудшим условиям жизни, пренебрежение гигиеной;
восхваление физической и духовной бедности;
крайний аскетизм;
замкнутость;
критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
непризнание авторитетов;
воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
радикализм, парадоксальность, скандальность.
Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
Стоицизм
Школа стоиков возникла как реакция философию киников относительно отношения культуре, при этом разделяя их аскетизм и критику человеческих пороков.
Главная идея этики стоиков – телеологически (божественной созидательной волей) и каузально (причинно-следственными связями) предустановленный ход мировых событий.
Особенности :
призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;
определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
признание стремления к счастью высшей целью человека.
Идеализм (линия Платона)
Типы государства :
1) монархия – справедливая власть одного человека;
2) тирания – несправедливая власть одного человека;
3) аристократия – справедливая власть меньшинства;
4) олигархия – несправедливая власть меньшинства;
5) демократия – справедливая власть большинства;
6) тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии;
7) идеальное «государство будущего» , которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах. Двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
План государственного устройства Платона :
все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
философы и воины должны иметь лишь небольшую долю личной частной собственности;
жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
не существует брака, все жены и дети общие;
допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Материализм (линия Демокрита) Аристотель
Человек :
по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
отличается от животных наличием мышления и разума;
имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе). Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.
Типы государства : « дурные » (тирания, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия)) и « хорошие » (монархия, аристократия, полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии – идеальное государство «среднего класса»).
Материализм (Эпикуреизм)
Основные положения «Эстетики» Эпикура:
своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);
человек есть результат биологической эволюции;
боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
душа является особым видом материи, поэтому она смертна, как и тело;
человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
счастье человека состоит в удовольствии (отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия));
нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
Подведение итогов темы
Первые философские учения исходят из тесной связи человека с природой . Находясь с гармонии с природой, человек самостоятельно не находит её во взаимодействии с другими людьми. Государство берёт на себя эту функцию, тем самым подчиняя первозданную природу человека. При этом философы древности описывают человека и общество с разных сторон:
человек – носитель бессмертной души (даосизм, буддизм, Платон);
человек – существо социальное и политическое (Конфуций, легизм, Платон, Аристотель, стоицизм);
человек – существо материальное и биологическое (Аристотель, Эпикур, киники);
человек – существо этическое, имеющее связь с богом (буддизм, стоицизм).
Проблема человеческого общества в первых философских учениях неотделима от проблемы государства (конфуцианство, легизм, Платон, Аристотель, поздний стоицизм). При этом человек находится в подчинённом положении и его интересы не могут быть выше коллективных и государственных.
В эпоху Средневековья
философы сместили акцент на теоцентризм , в котором проблемам человека и общества уделяется внимание лишь по причине того, что человек – творение бога (склонное грешить (не подчиняться богу), а общество должно быть выстроено по идеальному образу «Божьего Царства».