Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 3 классе. Юрий Пусов сказка «Найти Деда Мороза»»
Урок внеклассного чтения в 3 классе
Тема. Юрий Пусов сказка «Найти Деда Мороза»
Цель: на примере произведения Ю.Пусова «Найти Деда Мороза» воспитывать бережное отношение к домашним животным, ответственность за их содержание и понимание того, что они – «братья наши меньшие», а не объект развлечения.
Задачи: Образовательные: познакомить с творчеством курского писателя-сказочника Юрия Пусова Развивающие: - развивать познавательную активность детей. - развивать речь, мышление. Воспитательные: - воспитывать гуманные общечеловеческие качества – заботу, сострадание, неравнодушие; - воспитывать чувство ответственности за прирученных животных.
Личностные УУД:
прививать чувство прекрасного на основе знакомства с произведениями курских писателей;
формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач.
Регулятивные УУД:
научить принимать и сохранять учебную задачу;
развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные УУД:
научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ;
развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
Коммуникативные УУД:
развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Оборудование: выставка книг писателя, фотография писателя, хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка», текст сказки «Найти Деда Мороза» (на каждого)
1 Подготовительная беседа
- Сегодня, ребята, вы познакомитесь с творчеством одного из курских писателей. Это детский писатель - сказочник Юрий Пусов. Он родился в Днепропетровске в 1978 году. Сейчас проживает в Курской области в городе Железногорске. По образованию Юрий Николаевич филолог, преподаватель русского языка. Он пишет для детей и подростков рассказы, сказки, миниатюры, ироническую прозу, фентези. Произведения Юрия Пусова печатаются в различных журналах и сборниках Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Орла, Минска и др. городах.
Перед вами представлены некоторые книги Юрия Николаевича: «Как воробей орлом был», «Принцесса и рыцари», «Волшебные конфеты», «Хобби. Смотреть на облака», «Закадычные друзья», в этой книге пять весёлых увлекательных рассказов о приключениях двух друзей, прочитайте, не пожалеете. Произведения Ю.Пусова читаются легко. Они увлекательны, познавательны, жизнерадостны.
Сегодня вы познакомитесь с одним из произведений Юрия Николаевича Пусова «Найти Деда Мороза». Это произведение можно найти в хрестоматии, которая называется «Соловушка» (рассматривание обложки). Хрестоматия представляет собой сборник произведений курских писателей, имеет пять разделов: «С кем я рос», «Добрая планета сказок», «Не наступить», «А вы знаете что?», «К малой родине любовь». В каком из разделов находится наше произведение, вы определите сами после прочтения.
2.Первоначальное понимание произведения
а) Прогнозирование примерного содержания по названию произведения.
- Прочитайте название и предположите, о чём пойдёт речь в произведении (про Новый год, Деда Мороза, зиму, приключения и т.д.).
б) Комбинированное чтение произведения учителем и хорошо читающими учениками.
-В каком из разделов хрестоматии расположено это произведение? («Добрая планета сказок»)
- Почему? (жанр произведения – сказка)
-Какая это сказка? (литературная, бытовая)
- Назовите героев произведения (Тобик, пудель, старик, прохожие)
-Кто является главным героем сказки? (Тобик)
- Что о нём можно сказать? (бездомный щенок)
-Как вы думаете, почему он оказался бездомным? (бросили, потерялся)
-Совпали ваши предположения по названию о содержании сказки или нет? (ответы детей)
3. Повторное чтение
а) Целевой вопрос: Почему автор так назвал сказку?
б) Чтение текста
-Какое название сказке дали вы? ( «Тобик нашёл хозяина»)
в) Коллективное воссоздание содержания
-Какой приближался праздник? (Новый год)
-Почему вы так решили? ( радостные лица людей, спешка, коробка с ёлочными игрушками у пуделя)
-Где был Тобик? (на обочине тротуара)
-От кого он узнал о празднике, про Деда Мороза? (от пуделя)
-О чём забыл спросить Тобик? (Когда наступит праздник ? Как узнать Деда Мороза ?)
-Что он решил сделать? (« Я буду всем петь!»)
-Все ли прохожие поняли Тобика? («Люди стали обходить его стороной. Один дядька даже топнул на него» .)
-Кто оказался Дедом Морозом для Тобика? (старик)
-Почему? (он такой же одинокий «Я тоже проснусь утром один в пустой квартире и аж выть хочется».)
-А ещё этот человек неравнодушный к чужой беде. Это, пожалуй, одно из главных человеческих качеств.
-Как у всякой сказки здесь тоже счастливый конец. Какие чувства испытывал Тобик ? Прочитайте.
4.Работа с текстом после чтения
- Что хотел сказать автор своим произведением?
-Какова основная мысль сказки? (брошенные животные, одинокие старики )
- Что для Тобика стало лучшей наградой?
-Почему люди в старости остаются одни?
-Почему на улицах наших городов, деревень так много бездомных животных? Кто в этом виноват?
-Как часто мы проходим по улице и видим маленького котенка, или большую красивую собаку с жалобными глазами, которые лишены своих хозяев? Я думаю достаточно часто. Голодные, тоскливо бродят в поисках пропитания и тепла. Они заглядывают нам в глаза, как будто спрашивая: «Почему у нас такая участь?» Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам. Международный день домашних животных отмечают 30 ноября во многих странах мира. Это день тех, за кого мы все в ответе, потому что когда-то взяли их под свое покровительство.
Разыгрывание сценки с последующим обсуждением
Сценка «Разговор с кошкой» (А. Дмитриев)
Мальчик: Однажды я встретил бездомную кошку.
- Как ваши дела?
Кошка: - Ничего, понемножку.
Мальчик:- Я слышал, что вы тяжело заболели?
Кошка: - Болела.
Мальчик:- Так значит, лежали в постели?
Кошка: - Бездомной, мне некуда ставить постель.
Мальчик: - Как странно, - я думал, -
Что в мире огромном,
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо, и смело –
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
Домашние животные – наши добрые друзья, наши помощники и защитники, наши лекари. Они дарят нам радость и счастье. 5.Рефлексия
Составьте синквейн по сказке
Тобик
Бездомный, жалкий
Ищет, ждёт, надеется
Тобик нашёл своего Деда мороза.
Щенок
-Будьте внимательны к окружающему миру, и тогда ваша жизнь будет комфортной и гармоничной. После сегодняшнего разговора , я думаю, никто из вас, не пройдет мимо жестокости, не будет равнодушным и всегда встанет на защиту слабого. А домашние животные, которые есть у вас никогда не станут бездомными.
6. Домашнее задание
Напишите письмо доброты одинокому старому человеку или бездомному животному.