- Давайте проверим, все ли необходимое мы взяли в путешествие. Другими словами: с чего мы начнем работу? Повторение о слове. Блиц-опрос - Ребята, у которых были карточки-части пословицы, выйдите к доске. Смогли составить пословицу? Прочитаем: Слово – речи основа. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - На уроке рус.языка мы работаем со словами и уже успели убедиться, как интересен мир слов. А сколько загадок возникает при записи слов! - Что это за загадки? - Что такое орфограмма? - 1-ая главная орфограмма - это буквы …. (безуд. гл.) - 2-ая главная орфограмма - это буквы …. (парных согл.) - Решить орфографическую задачу- это значит …. (сделать выбор). - Выберешь не ту букву, значит…(допустишь орфографическую ошибку) - Я знаю правило: сочетания чк,чн пишется без ь. А какое правило знаете вы? - Возможно, некоторые правила вам сейчас пригодятся. Решение знакомых орфографических задач Ч..йк…, лет…, мыл..ниц…, ч..д…, букв… - Каким приёмом я пользовалась при записи этих слов? Зачем его используем? -Закройте «окошки» там, где мы можем решить орфографические задачи. Пробное действие - Все ли «окошки» мы закрыли? Почему? - Итак, у нас остались «окошки», но мы не можем объяснить написание этих букв. С чем вы столкнулись? - Что должен сделать ученик в такой ситуации? Итак, корабль делает остановку. Место и причина затруднения. Цель урока - Давайте подумаем. Какое задание выполняли? - Что называют слова, с которыми мы работали? С какой опасностью письма вы не справились? - Где находится орфограмма безударного гласного, которую мы не смогли объяснить? - почему мы не можем закрыть «окошки» в этих словах? - Молодцы! Мы поняли, в чем наше затруднение. Какова роль затруднения в учебной деятельности? - Так что же новое мы должны сегодня узнать? Узнать, как решить орфографическую задачу на месте безударного гласного в конце слов-названий предметов. - Уточняю: слова-названия предметов должны отвечать на вопросы кто? Или что? - Продолжаем путь. Знакомство со способом решения новой орфографической задачи - чтобы сделать даже самое маленькое открытие нужно провести наблюдения. - За чем будем наблюдать? (За словами.) - А точнее: за буквой безударного гласного в конце таких слов. - Прочитайте слова. На доске: карточки со словами слива дерево вишня сливы море деревья девочка яблоко яблоки - Подходят эти слова к теме нашего урока? (Да.) Почему так считаете? (Это слова-предметы, в них орфограмма безударного гласного в конце слова.) - Посмотрите, какие буквы могут обозначать безударный гласный звук в конце слов, называющих предметы? (А, я, о, ё, и, ы, я) - В чём следует разобраться? (Когда, какую букву писать.) - Чтобы это выяснить, предлагаю разбить все слова на 3 группы. - По какому признаку можно провести группировку слов? - Вот вам подсказка. (Учитель прикрепляет на доску карточки со словами ОНА, ОНО, ОНИ.) - С помощью каких слов будем распределять слова на группы? (С помощью слов- указателей.) На доске: ОНА ОНО ОНИ Дети по очереди выходят к доске и карточку-слово заносят в нужный столбик. Слива – она, заношу слово в первый столбик и т.д. - Буквы гласных в словах-указателях помогают писать букву гласного в словах-предметах. Почему? (Гласный в конце слова в словах-указателях находится под ударением.) - Посмотрите на слова, к которым подходит слово-указатель ОНА. Какую букву написали на месте безударного гласного в конце слова? (А и Я.) - Какой вывод можно сделать? (В словах-предметах, отвечающих на вопросы кто? или что?, к которым подходит слово-указатель ОНА, на месте безударного гласного в конце слова пишутся буквы А или Я. ) - Какая буква в слове-указателе даёт нам подсказку? (Буква А.) - Посмотрите на слова второго столбика. Что скажете? (Если к слову-предмету подходит слово-указатель ОНО, значит, в конце слова пишется буква О или Е.) - Расскажите о написании третьей группы слов. (Если к слову, называющему предмет, подходит слово-указатель ОНИ, то пишутся буквы: ы, я, и.) На доске: Слова-предметы (кто? что?) ОНА ОНО ОНИ А (Я) О И Е Ы А (Я) 2) вывод -Проговорите вывод в группах. (Если подходит слово…, пишем … или …) 3) чтение вывода в учебнике стр. 69 - Сравним наш вывод с объяснениями в учебнике. Чтение вывода. - Что скажете? (Мы сделали правильный вывод.) - Поработайте в парах, верните пропущенные буквы в алгоритм определения буквы безударного гласного в словах-предметах. Заполняют алгоритм. - Что получилось? Зачитайте. (Одна пара озвучивает результаты работы.) - У остальных пар есть исправления или добавления? - Можем ли мы теперь решить орфографические задачи, которые остались у нас в начале урока? Попробуем. Правило работает? -Молодцы! Мы справились с затруднением, и оно привело нас к новому знанию. - Посмотрите на с. 68 учебника, как называются эти орфографические задачи? Первичное закрепление. - Вот и оказались мы на острове орфографических задач, которые … (легко решать). А почему их легко решать? - Мы открыли новое правило, у нас в руках надежный план действий. Думаю, можно совершить экскурсию по острову и познакомиться с его жителями. - Посмотрите на пословицу, с которой начали урок. Какие в ней слова подходят к уроку? (Слово, основа.) Почему? - Объясните букву безударного гласного в конце этих слов. Упр. 144 (1-2 строки). - Потренируемся в решении новой орфографической задачи? - Какие слова нам будут в этом помогать? (Слова-указатели: она, оно, они.) - Каким еще способом проверки нам пришлось воспользоваться, чтобы решить орфографические задачи? (словарь). - Почему мы не применяли в некоторых случаях новое правило? (гласные были не на конце слов). Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу - Ребята, как вы считаете, усвоили вы правило проверки безударных гласных на конце слов-названий предметов? - Как это проверить? Упр. 145 – 2-я рамочка. -Попробуйте записать эти слова правильно, используя новое правило. Индивидуальная работа Самопроверка по слайду-образцу - Кто справился с работой без ошибок? - Кто ошибся, поняли свою ошибку? - Оцените свою работу (в баллах). - Что показала самостоятельная работа? *Включение в систему знаний – упр. 40 – тетрадь «Потренируйся». - Назвать слова, в которых есть орфограммы гласных. Какие из них с новой орфограммой? Рефлексия учебной деятельности на уроке. - К концу подходит наш урок, пора нам подвести итог. - Как назывался наш урок? Какую цель перед собой ставили? Справились ли мы с затруднением? - В упр. 145, часть которого вы выполнили самостоятельно, осталась еще группа слов. Можем ли мы решить эти задачи? Почему? - Какую цель поставим на следующий урок? - Когда мы справимся и с этими задачами, мы сможем подружить слова этого упражнения друг с другом. - Оцените свою работу на уроке: продолжите одну из фраз: Мне удалось… Мне понравилось… Я порадовался… Я могу похвалить себя … - Слово. Казалось бы, пустяк! Но как много значит слово! Словом можно помочь, а можно и обидеть. Стремитесь к тому, чтобы ваши слова приносили людям радость и добро. Эдуард Асадов. Слово может согреть, окрылить и спасти, Осчастливить и льды протаранить. Слово может нам тысячи бед принести, Оскорбить и безжалостно ранить. А поэтому скажем себе сурово: "Чтобы не было в жизни ненужных бед Надо думать, ребята, над каждым словом, Ибо слов невесомых на свете нет!" Я благодарю вас за урок. Я думаю, он получился таким, как мы хотели! |