kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе "Орфографические задачи, которые легко решать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания в технологии деятельностного метода в форме путешествия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе "Орфографические задачи, которые легко решать"»


Урок русского языка во 2 классе

"Орфографические задачи, которые легко решать"

Предмет: Русский язык. УМК «Гармония».

Класс: 2 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: «Орфографические задачи, которые легко решать».

Время реализации урока: 45 минут

Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник по русскому языку для 2 класса М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»


Цели урока:

  • Привлечь внимание к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами

определенных сочетаний звуков в словах-названиях предметов;

  • научить решению новой орфографической задачи;

  • помочь запомнить слова-подсказки для решения орфографической задачи;


Задачи:

  • Образовательная: формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Орфографичечские задачи, которые легко решать» для правильного использования в письменной речи.

  • Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса, грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

  • Формировать УУД:

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Ход урока



Этапы урока

Цель этапа


Деятельность педагога

Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне

- Здравствуйте, девочки!

- Здравствуйте, мальчики!

- Возьмитесь за руки, посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому.

Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах

друзьям подарить.



- Каким вы хотите видеть наш урок?

- Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился именно таким.

- Желаю вам хорошего настроения! А вы пожелайте удачи друг другу!

Мотивация к учебной деятельности


Цель: Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность



- «Ужасно интересно все то, что неизвестно!»

- Вы согласны? Хотелось бы вам сегодня на уроке узнать то, что нам пока неизвестно?

Тогда отправляемся в путь!

- Сегодня мы начнем морское путешествие на корабле.


- Издавна отважные мореплаватели отправлялись в дальние плавания, чтобы открыть новые земли, страны, моря и океаны.

-А что откроем мы с вами?

- Напомните, что это значит?


- Давайте запишем дату начала нашего путешествия. Пишем чисто и красиво!

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выполнение задания пробного действия для выявления затруднения







Выявление места и причины затруднения


































Построение проекта выхода из затруднения







































- Давайте проверим, все ли необходимое мы взяли в путешествие.

Другими словами: с чего мы начнем работу?


Повторение о слове. Блиц-опрос


- Ребята, у которых были карточки-части пословицы, выйдите к доске. Смогли составить пословицу? Прочитаем:

Слово – речи основа.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- На уроке рус.языка мы работаем со словами и уже успели убедиться, как интересен мир слов. А сколько загадок возникает при записи слов!

- Что это за загадки?

- Что такое орфограмма?

- 1-ая главная орфограмма - это буквы …. (безуд. гл.)
- 2-ая главная орфограмма - это буквы …. (парных согл.)
- Решить орфографическую задачу- это значит …. (сделать выбор).

- Выберешь не ту букву, значит…(допустишь орфографическую ошибку)
- Я знаю правило: сочетания чк,чн пишется без ь. А какое правило знаете вы?

- Возможно, некоторые правила вам сейчас пригодятся.


Решение знакомых орфографических задач


Ч..йк…, лет…, мыл..ниц…, ч..д…, букв…


- Каким приёмом я пользовалась при записи этих слов? Зачем его используем?

-Закройте «окошки» там, где мы можем решить орфографические задачи.


Пробное действие

- Все ли «окошки» мы закрыли? Почему?


- Итак, у нас остались «окошки», но мы не можем объяснить написание этих букв. С чем вы столкнулись?

- Что должен сделать ученик в такой ситуации? Итак, корабль делает остановку.


Место и причина затруднения. Цель урока

- Давайте подумаем. Какое задание выполняли?

- Что называют слова, с которыми мы работали? С какой опасностью письма вы не справились?

- Где находится орфограмма безударного гласного, которую мы не смогли объяснить?

- почему мы не можем закрыть «окошки» в этих словах?

- Молодцы! Мы поняли, в чем наше затруднение. Какова роль затруднения в учебной деятельности?


- Так что же новое мы должны сегодня узнать?

Узнать, как решить орфографическую задачу на месте безударного гласного в конце слов-названий предметов.


- Уточняю: слова-названия предметов должны отвечать на вопросы кто? Или что?

- Продолжаем путь.



Знакомство со способом решения новой орфографической задачи

- чтобы сделать даже самое маленькое открытие нужно провести наблюдения.

- За чем будем наблюдать? (За словами.)

- А точнее: за буквой безударного гласного в конце таких слов.

- Прочитайте слова.


На доске: карточки со словами слива дерево вишня

сливы море деревья

девочка яблоко яблоки


- Подходят эти слова к теме нашего урока? (Да.) Почему так считаете? (Это слова-предметы, в них орфограмма безударного гласного в конце слова.)

- Посмотрите, какие буквы могут обозначать безударный гласный звук в конце слов, называющих предметы? (А, я, о, ё, и, ы, я)

- В чём следует разобраться? (Когда, какую букву писать.)

- Чтобы это выяснить, предлагаю разбить все слова на 3 группы.

- По какому признаку можно провести группировку слов?

- Вот вам подсказка. (Учитель прикрепляет на доску карточки со словами ОНА, ОНО, ОНИ.)

- С помощью каких слов будем распределять слова на группы? (С помощью слов- указателей.)


На доске: ОНА ОНО ОНИ


Дети по очереди выходят к доске и карточку-слово заносят в нужный столбик. Слива – она, заношу слово в первый столбик и т.д.

- Буквы гласных в словах-указателях помогают писать букву гласного в словах-предметах. Почему? (Гласный в конце слова в словах-указателях находится под ударением.)

- Посмотрите на слова, к которым подходит слово-указатель ОНА. Какую букву написали на месте безударного гласного в конце слова? (А и Я.)

- Какой вывод можно сделать? (В словах-предметах, отвечающих на вопросы кто? или что?, к которым подходит слово-указатель ОНА, на месте безударного гласного в конце слова пишутся буквы А или Я. )

- Какая буква в слове-указателе даёт нам подсказку? (Буква А.)

- Посмотрите на слова второго столбика. Что скажете? (Если к слову-предмету подходит слово-указатель ОНО, значит, в конце слова пишется буква О или Е.)

- Расскажите о написании третьей группы слов. (Если к слову, называющему предмет, подходит слово-указатель ОНИ, то пишутся буквы: ы, я, и.)


На доске: Слова-предметы (кто? что?)

ОНА ОНО ОНИ



А (Я) О И

Е Ы

А (Я)

2) вывод

-Проговорите вывод в группах. (Если подходит слово…, пишем … или …)

3) чтение вывода в учебнике стр. 69

- Сравним наш вывод с объяснениями в учебнике.

Чтение вывода.

- Что скажете? (Мы сделали правильный вывод.)

- Поработайте в парах, верните пропущенные буквы в алгоритм определения буквы безударного гласного в словах-предметах.

Заполняют алгоритм.

- Что получилось? Зачитайте. (Одна пара озвучивает результаты работы.)

- У остальных пар есть исправления или добавления?



- Можем ли мы теперь решить орфографические задачи, которые остались у нас в начале урока? Попробуем. Правило работает?

-Молодцы! Мы справились с затруднением, и оно привело нас к новому знанию.

- Посмотрите на с. 68 учебника, как называются эти орфографические задачи?



Первичное закрепление.


- Вот и оказались мы на острове орфографических задач, которые … (легко решать). А почему их легко решать?

- Мы открыли новое правило, у нас в руках надежный план действий. Думаю, можно совершить экскурсию по острову и познакомиться с его жителями.


- Посмотрите на пословицу, с которой начали урок. Какие в ней слова подходят к уроку? (Слово, основа.) Почему?

- Объясните букву безударного гласного в конце этих слов.


Упр. 144 (1-2 строки).

- Потренируемся в решении новой орфографической задачи?

- Какие слова нам будут в этом помогать? (Слова-указатели: она, оно, они.)


- Каким еще способом проверки нам пришлось воспользоваться, чтобы решить орфографические задачи? (словарь).

- Почему мы не применяли в некоторых случаях новое правило? (гласные были не на конце слов).


Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу


- Ребята, как вы считаете, усвоили вы правило проверки безударных гласных на конце слов-названий предметов?

- Как это проверить?

Упр. 145 – 2-я рамочка.

-Попробуйте записать эти слова правильно, используя новое правило.


Индивидуальная работа


Самопроверка по слайду-образцу


- Кто справился с работой без ошибок?

- Кто ошибся, поняли свою ошибку?

- Оцените свою работу (в баллах).


- Что показала самостоятельная работа?


*Включение в систему знаний – упр. 40 – тетрадь «Потренируйся».


- Назвать слова, в которых есть орфограммы гласных. Какие из них с новой орфограммой?


Рефлексия учебной деятельности на уроке.


- К концу подходит наш урок, пора нам подвести итог.

- Как назывался наш урок? Какую цель перед собой ставили? Справились ли мы с затруднением?

- В упр. 145, часть которого вы выполнили самостоятельно, осталась еще группа слов. Можем ли мы решить эти задачи? Почему?

- Какую цель поставим на следующий урок?

- Когда мы справимся и с этими задачами, мы сможем подружить слова этого упражнения друг с другом.


- Оцените свою работу на уроке: продолжите одну из фраз:

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я порадовался…

Я могу похвалить себя …


- Слово. Казалось бы, пустяк! Но как много значит слово! Словом можно помочь, а можно и обидеть. Стремитесь к тому, чтобы ваши слова приносили людям радость и добро.

Эдуард Асадов.
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"


Я благодарю вас за урок. Я думаю, он получился таким, как мы хотели!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка во 2 классе "Орфографические задачи, которые легко решать"

Автор: Иванова Ольга Владимировна

Дата: 29.12.2019

Номер свидетельства: 533985

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка, презентация для урока. "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "111179"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407167476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока русского языка по теме "Число имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "207322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430401301"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(85) "aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414083676"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка и презентация "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "190347"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427135496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства