kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок родного (русского) языка в 1 классе «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родного (русского ) языка в 1 классе по теме "Во что одевались люди в старину" Первый урок в теме. Знакомство с понятиями старинной одежды и обуви. Воспитание ценностных ориентиров, любви и уважения к предметам, сделанным руками человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного (русского) языка в 1 классе «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».»

1 класс
Предмет: Родной (русский) язык.


Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».
Тип урока: конструирование способа действия (краткосрочный проект).

Цель урока-проекта: формирование умения у учащихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач в ходе краткосрочного проекта.

Задачи:

1. Обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость.

2. Развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве.

3. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.

4. Формировать положительно-эмоциональный настрой.

Планируемые результаты.

Предметные - научится: понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект; получит возможность: участвовать в презентации своего проекта, использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности. Вырабатывает умения употреблять новые понятия в своей речи.

Личностные: формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества.

Метапредметные (УУД).

Регулятивные УУД: учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учится работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других, ведёт диалог; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следует им.

Оборудование: Учебник - Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И.. «Русский родной язык.» 1 класс. Предметные картинки с изображением русской народной одежды.

Методы и формы обучения: проблемное изучение материала урока, индивидуальная, фронтальная и групповая работа.











Ход урока.

1.Орг.момент. Настрой на урок.

Здравствуйте! С каким настроением пришли на урок? Улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям, улыбнулись мне. Желаю удачи.

2. Актуализация знаний

Вспомнить материал прошлых уроков. Под названия предметов русской избы и внутреннего убранства найти картинку. (Картинки на другой доске, нужно выбрать соответствующую)

-Определить тему урока нам поможет сказка. (Инсценировка детьми в костюмах)

ЗАСТАВКА НА ЭКРАНЕ

«Сарафан в гостях у Рубахи»

Жил на краю деревни Сарафан-господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да оденет. Скука его одолела и порешил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол. "Попьёшь чайку - забудешь тоску". Сели они рядком, да разговор завели:

-Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

-Меня хозяин на тело надевает, свей душой согревает. А я ему тепло даю, да ворогов и нечисть не пускаю.

-Как же ты нечисть то всякую не пускаешь?

-У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а, чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой. (Л. Сергеева)


3.Самоопределение к деятельности

Вот вы посмотрели сказку, а теперь ответьте:

-О чём мы сегодня будем говорить? (Об одежде.)

- Вы правильно сказали. Но у нас сегодня по родному языку не простой урок, а урок-проект. Каждый проект имеет тему, цель, задачи.

Прочитайте. НА ДОСКУ
Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».

Цель: создание словаря старинной русской одежды в картинках.

Задачи: познакомиться со словами, называющие русскую одежду в старину, рассказать, что они означают, составить словарь в картинках с описанием и изображением одежды в старину.
- Как вы думаете, для чего нам это надо?

Гипотеза-предположение: словарь в картинках поможет нам лучше запомнить новые слова.


Сбор информации.

- Где мы будем искать информацию для нашего проекта? ( в учебнике, в словаре, произведениях искусства – репродукции художников.)


4.Изучение нового материала.

-Какие предметы одежды были героями сказки?(Сарафан и рубаха.)НА ЭКРАН

СООБЩЕНИЯ

Мальчик: ЮЛЯ Т. НА ДОСКУ КАРТИНКИ С НАЗВАНИЯМИ

РУБАХА, САРАФАН, КУШАК

Рубаха-самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаху носили и мужчины, и женщины. Различалась она только длиной: у мужчин была короче. Детская одежда также была одинаковой и для девочек, и для мальчиков и состояла из одной длинной рубахи. Самой первой пелёнкой для младенцев была рубаха матери или отца. Так пытались уберечь ребёнка от порчи и сглаза. Матери старались украсить детскую одежду вышивкой. А когда появился сарафан, рубаху стали одевать под него. Мужские рубахи подпоясывались кушаком.

Работа со словарём

НАЙТИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ КУШАК АНЯ


Девочка:  АНФИСА

А я вам сейчас страшную тайну открою: давным - давно «сарафан» носили мужчины. Так называлась длинная одежда, которая поверх рубахи надевалась. Завезли сарафан в Россию в 14 веке купцы из Азии. Первыми их стали носить богатые и знатные мужчины: воеводы, князья, торговцы. Женщины же смогли носить сарафан лишь спустя 300 лет в 17 веке. Эта одежда стала сразу любимой у бедных крестьянок и богатых барынь. Богатые шили сарафаны из дорогих тканей и украшали вышивкой и камнями, у бедных сарафаны были из домотканой шерстяной ткани.


Сравнение старинной одежды с современной.

-Посмотрите на мальчиков. Чем отличается старинная рубаха от современной рубашки? (Современная короче, пуговицы по всей длине, носят без пояса.)


-Посмотрите на девочек. Чем похожи сарафан старинный и современный? (Это платье без рукавов.) Чем отличается? (Носят без рубахи, без пояса, разный фасон.)


Послушайте загадки:

-Какие непонятные слова встретились?

1. Сам алый, сахарный

Кафтан зелёный , бархатный. (Арбуз)


2.Маленький мальчишка,

в сером армячишке, НА ДОСКУ) КАФТАН, АРМЯК, ТУЛУП

по дворам шныряет, ЛАПТИ

крохи собирает. (Воробей)


3. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт. (Козёл)


-Какие непонятные слова встретились? (Кафтан, армяк, лапти.)

-Это устаревшие слова, сейчас мы их не используем, но можем встретить в сказках и загадках.


5. РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ(УЧЕБНИК).


СО СЛОВАРЁМ НАСТЯ

ТУЛУП В конце XVI в. в письменности появляется слово тулуп. Кто-то считает его исконно славянским и родственным «туловищу». Это долгополая меховая одёжа, похожая на шубу.

-Рассмотрите рисунки с.91. Прочитайте значение слов. Что вы узнали? (Кафтан и армяк-это верхняя мужская одежда.)

-Чем кафтан отличается от армяка? (Кафтан на пуговицах, армяк подвязывается поясом.)

-Почему эти слова перестали использовать? Какая современная одежда заменила кафтан и армяк? (Пальто.)

-Что такое лапти? (Обувь, сплетённая из коры деревьев.) Кора деревьев-лыко.

СЛАЙДЫ


Мужчин с детства учили плести лапти. Изготавливали их по одной колодке, поэтому правый лапоть не отличался от левого. Были они очень грубыми и мозолили ноги, поэтому ноги обматывали тканью-портянками. Также лапти были недолговечными. Мужчине пары лаптей хватало на неделю. Поэтому, отправляясь в дорогу, брали несколько пар лаптей. Стоили они дёшево, потому что их делали из лыка, которого было очень много.


ФИЗМИНУТКА


6. ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

-Запишите в тетрадь слова: рубаха, сарафан, кафтан, армяк, лапти. Поставьте ударение, разделите на слоги.


-На какие группы можно разделить эти слова?

*(Одежда, которую уже не носят, и одежда, которую носят и сейчас.

*Одежда и обувь.

*Женская, мужская и одежда, которую носили все.

*Слова из 2 и 3 слогов.)



ПРОВЕРКА Устно (три пары)


7.Продолжаем работать над нашим проектом, составлять картинный словарь.

Поиск информации.


Прочитайте фрагмент сказки. НА СЛАЙДЕ,





Представь себе то, что увидел старик, вернувшись от золотой рыбки. Найди слова, называющие одежду, которую мы теперь не носим:

-Какие слова тебе неизвестны в сказке? (душегрейка, кичка)


Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ-НАХОДИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ.

Рассмотри картинки:

Душегрея


Душегрея – это короткая тёплая кофта, с рукавами или без рукавов. Надевалась поверх сарафана и рубахи.

Кичка (кика)







Кичка – это женский повседневный головной убор.


А вот на праздники женщины надевали кокошник:



№2 - Физкультминутка — 2 мин.


9. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению

Закрепление изученных определений.


Работа в группах по картинам

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ.
- Рассмотрите внимательно картины. Обсудите с товарищами. Попробуйте вспомнить слова, называющие одежду, которую носили в старину и расскажите, что эти слова означают. (2-3 минуты)

- Какие предметы одежды вы видите на картине

Константина Егоровича Маковского «У околицы»?(Кокошник, сарафан, рубаха, душегрея без рукавов).

- Опишите, во что одеты люди, изображённые на картине Клавдия Васильевича Лебедева «Пляска»?(Кафтан-армяк, порты, кушак, рубаха мужская, кичка, сарафан, рубаха, душегрея).


А.Г.Веницианов «На пашне. Весна» ? (Сарафан, рубаха, кокошник)


И. Богданов «За расчётом» (армяк или тулуп, лапти, рубаха, сарафан


Иллюстрация из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»(Кафтан, порты, лапти, рубаха, сарафан, душегрея,


10. Подводим итог:

-Как вы думаете, какое значение имела одежда для людей в Древней Руси?

1)Сохраняла от холода

2)Оберег-оберегала от темных сил

3)Украшала человека

4)Показывала его место в обществе.

Поэтому люди относились бережно к одежде.

Презентация готового продукта проектной деятельности — 7 мин.

- Мы просмотрели много интересной информации о том , как люди одевались в старину. Подошло время обобщить всю информацию и собрать словарь в картинках. Посмотрите ещё раз на картинки с одеждой, на следующем уроке мы эту работу продолжим и постараемся оформить проект «картинный словарь» в папку.


Итак, для чего мы пытались создать такой мини проект?


Закончить урок Работа с пословицей.
По одежке встречают, по уму провожают.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Первый раз встретив человека, люди оценивают его внешний вид, как он выглядит, во что одет, как ведёт себя. В процессе общения, люди начинают вглядываться во внутренний мир этого человека – как он думает, что он говорит, как поступает с другими людьми. Оценивается его ум, мудрость, воспитание. В итоге, главным фактором, влияющим на мнение о человеке, становится его УМ, а не одежда в которую он одет.







11. Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

-Какую работу мы с вами выполнили?

-Что вы запомнили?

-Что было интересным для вас?

-В чём возникли трудности?

-Для чего нам нужен «Словарь в картинках»?


Оценить себя. (Нарядить ёлочку : если всё было понятно и узнал много нового, то повесить на ёлку красный шар, а если трудно было на уроке и мало что запомнилось, то синий шар). Ну вот ёлочка к Новому году готова.


12. Домашнее задание:

1)Раскрасить картинки с детьми в народных русских костюмах.

Назвать элементы русской народной одежды.

2) Кроссворд «Русский народный костюм»

3) Учебник с.98 задание 6.

Угощение из сундучка за отличную работу на уроке.


Приложение:

1. РУБАХА

Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

1. ПОРТЫ

Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии.

1. ЛАПТИ – плетенная обувь из лыка.

2. КАФТАН

Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Кафтан - это верхняя одежда для мужчины, которая шилась длинной в пол, до колен или выше. Кафтан обязательно кроился с глубоким вырезом и без воротника, чтобы было видно расшитую сорочку .В зависимости от богатства его обладателя кафтан украшался узорами, вышивкой.

Женский костюм

1. СОРОЧКА

Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

1. САРАФАН

:Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

1. ДУШЕГРЕЯ

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

1. ПОНЕВА

Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Беляева Елена Петровна

Дата: 02.01.2022

Номер свидетельства: 596728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства