2.Актуализация знаний. -Вспомним, что такое лексика? -Некоторых разделов лексики мы уже коснулись. - Как называются слова, пришедшие к нам из других языков? -Что такое устаревшие слова? -Какие слова и сочетания слов еще входят в раздел «Лексика?» -Как вы думаете, изменяется ли словарный состав языка или остается постоянным? -Сформулируйте вывод об изменчивости словарного состава языка. 3.Постановка учебной цели. -Посмотрите , пожалуйста, на слайд. -Что вы можете сказать по этому поводу? -О чем пойдет речь на уроке? Тема урока: Эмоционально-оценочная и глагольная лексика, или еще говорят-эмоционально-экспрессивная лексика. -Давайте подумаем, что значит эмоциональная? -Что значит оценочная? 4. Исследовательская работа в парах. 1.Разряды слов с эмоциональной окраской. -Условиями для формирования эмоционально-оценочных суждений являются произведения художественной литературы. -Что можно сказать об Иване? -Итак, эмоционально – оценочная лексика-это слова, которые одновременно с выражением чувств, эмоций, выражают оценку. -Перед вами таблица. -Прочитайте слова ,что вы заметили? Одинаковую или разную эмоциональную окраску имеют слова? -Запишите слова в две группы. -Сделайте вывод. 2.Оттенки эмоционально-окрашенных слов. -А теперь поработаем с примерами - сравнениями. -Сравните словосочетания - похожи они или различны? (На доске запись). -Распределите их на группы. Упрямый как баран Толстый, неуклюжий как медвежонок Толстый как бочка Прыгать как козлик -Оценка происходит по-разному потому, что различны оттенки оценивания. Вывод: слова с эмоциональной окраской могут иметь различные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественный и др. Физминутка. 3.Глагольная лексика. -Оценочная лексика присутствует на всех уровнях языка словообразовательными, синтаксическими, лексическими средствами, включая фразеологию. -Перед вами задание: -замените фразеологизмы глаголами. -Рассмотрите картинку – почему глагол так изобразили? -Прочитайте глаголы , дайте название каждой группе. -Таким образом , мы перешли к глагольной лексике. -Например, За домом, едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, Другой - засучив рукава. (В. Викторов) - Вешать можно на гвоздь Полотенце и трость, Лампу, плащ или шапку, И верёвку, и тряпку: Но никогда и нигде Не вешайте носа в беде! 5.Включение нового знания в систему знаний и повторение. -Что такое сквернословие? Вывод: сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, нецензурной бранью, непечатными выражениями , матерщиной. Все это называется ненормативной лексикой. 7.Итог урока: -Вспомните тему урока и выполните задание: Обычно Витя Перепелкин … на уроках. Но в этот день он прибежал в школу… . Витя … , глядя на двойки в своем дневнике. Он решил их исправить. У доски он долго………. , но потом рассказал все домашнее задание. Витя был …….. . На седьмом небе от счастья; без сучка, без задоринки; собираться с мыслями; сгорать от стыда; ни свет, ни заря; считать ворон. -Найдите выражения с положительной и отрицательной эмоциональной окраской. 8.Домашнее задание. -Подобрать по 5 слов или сочетаний слов с различной эмоциональной окраской. 9. Рефлексия. | Мнения. (Лексика-это словарный состав языка.) Мнения (Заимствованные.) Мнения. Это слова, которые не употребляются в современном русском языке.) Мнения. (Это антонимы, синонимы, фразеологизмы.) Мнения. (Изменяется, так как меняется наша жизнь, технический прогресс не стоит на месте.) Мнения. (Вывод: лексика постоянно пополняется, возникает необходимость в новых словах. Для человека важно пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя новое слово, тем самым приумножая свои знания). ( Слайд 2.) Мнения . Вывод.(Высказывания о ком-то с помощью эмоций.) (Слайд 3) Мнения. Мнения . (Слайд 4) Эмоциональная лексика Эмоциональная лексика - слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие характеристику кого-то с различными оттенками чувств. Оценочная лексика Оценочная лексика – это слова и фразеологизмы , которые включают в себя элемент оценки. Работа в парах. (Слайды 5, 6.) Честный , открытый человек. Мнения. (Разную.) Одни выражают положительное отношение, другие - отрицательное.) Мнения. Слайд 8). (Слова с эмоциональной окраской бывают 2 разрядов: слова с положительной характеристикой и с отрицательной характеристикой.) Мнения. 1 группа - упрямый как баран, толстый как бочка 2 группа - прыгать как козлик, неуклюжий, толстый как медвежонок (Слайд 8- 2 часть). Слайд 9, 10.. Слайд 9, 10.. Слайд 11. Мнения. Слайд 12. Глагольная лексика важна, т.к. без нее не развивается сюжет. Работа в парах. Вывод. (С положительной окраской, с отрицательной окраской). Мнения. Знак согласия или несогласия | Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, необходимых для выполнения задания. УУД: познавательные (обще учебные - выделение необходимой информации), логические ( построение цепочки рассуждений, доказательство); коммуникативные (оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в совместном решении задачи) Цель: организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания, организовать уточнение и согласование темы урока УУД: познавательные (постановка и формулирование проблемы) Цель: организовать усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи логические ( анализ, обобщение) УУД: познавательные ( общеучебные извлечение необходимой информации из выполненных заданий; логическое построение цепочки рассуждений) коммуникативные ( планирование сотрудничества с учителем, умение наблюдать и делать свои выводы, умение выражать свои мысли) регулятивные (определять план выполнения заданий) УУД: Познавательные ( обще учебные извлечение необходимой информации из выполненных заданий; логическое построение цепочки рассуждений ) коммуникативные ( планирование сотрудничества с учителем, умение наблюдать и делать выводы, умение выражать свои мысли) регулятивные (определять план выполнения заданий) коммуникативные ( планирование сотрудничества с учителем, умение наблюдать и делать свои выводы, умение выражать свои мысли) регулятивные (определять план выполнения заданий) коммуникативные ( планирование сотрудничества с партнером, умение наблюдать и делать свои выводы, умение выражать свои мысли) регулятивные (определять план выполнения заданий) коммуникативные (оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в совместном решении задачи) |