kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку на тему "Написание Ы после Ц в окончаниях слов- названий предметов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку на тему "Написание Ы после Ц в окончаниях слов- названий предметов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Написание Ы после Ц в окончаниях слов- названий предметов»

Дата: 24.01.2018

Урок: русский язык

Тема: НАПИСАНИЕ ЫПОСЛЕ Ц В ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ

Цели деятельности учителя: дать понятие «общая часть (корень)»; учить применять основное правило написания бу­квы и и ы после ц в корне слова; формировать умение пользоваться обратным словарем.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно применять основное правило написания гласных после ц в корне и окончании слов; находить необходимую информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

// г /

  1. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: прини­мают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; дей­ствуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно вос­принимают оценку учителя. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собствен­ное мнение.)

  • Какую букву надо писать после ц в корне? Какую букву надо писать после ц в окончаниях слов-названий предметов? Прочитайте правило Летучей Мыши.

  • В окончаниях слов-названий предметов после ц всегда пи­шется ы?

  • Прочитайте, какое стихотворение сочинил Миша.

  • Все ли слова (упражнение 16), выделенные цветом, стоят в форме множественного числа? (Все.)

  • Какой звук вы произносите и слышите на конце этих слов? (Звук [ы].)

  • Придумайте с этими словами словосочетания: слово-назва­ние признака + слово-название предмета. (Черные скворц |ы]; хо­рошие певц\ы\, голодные птенц\ы\; соленые огурц|ыЦ

  • Выделите окончания.

  1. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и пред­ставления о правилах орфографии. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют итого­вый и пошаговый контроль.)

  • Прочитайте задание (упражнение 17). Откройте обратный словарь на букву ц. Прочитайте список слов-названий предметов.

  • Поставьте слово «пловец» в форму множественного числа. (Пловец - пловцы.)

  • Какой звук вы произносите на конце слова? (Звук [ы].) Какую букву напишете? (Букву ы.)

  • Запишите пять слов, стоящих после слова «пловец», в форме множественного числа. А сосед - следующие пять слов в этой же форме.

  • Выделите окончания. (Молодец — молодц\ы\; стрелец - стрель- ц 0; кузнец - кузнец [ы]; конец - конц [ы]; тунец - тунц [ы]; юнец - юнц\ы\; храбрец - храбрец|ы]; дворец - дворц\ы\; скворец - скворца- огурец - огурц \ы\.)

  • Прочитайте сочетания слов (упражнение 18). Сколько разных правил надо знать, чтобы после ц написать нужную букву? (Три правила.)

  • Проверьте написание слов в каждом словосочетании. После ц пишется ы в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множественном числе: ресницы, голубцы, китайцы и немцы. По­сле ц пишется и в корнях слов-названий предметов, если звук [ц] находится под ударением, например: цифры, цинковый, цитру­сы, циркуль, цикл. После ц пишется ы в корнях слов-названий пред­метов, если это слова-исключения или родственные им слова, на­пример цыплячий, цыкать, на цыпочках, цыганочка, цыпки.

  • Прочитайте задание (упражнение 19). Откройте обратный словарь на букву а.

  • Найдите группу слов на -ица.

  • Запишите каждое из них в форме множественного числа.

  • Выделите окончание -ы. (Девиг^ певиг^ львиг^ медведи- гу(ы[ верблюды!^, таблшQ улиг^)

(Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят по­нятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

Работа в печатной тетради: задания 18, 19.

Задание 18.

  • Прочитайте. Сравните звуковые схемы слова лото и слова, которое должно получиться. (Общее: четыре звука, два гласных и два согласных. Отличия: в слове лото первый звук [л] - соглас­ный, звонкий, твердый. Во втором слове первый звук — согласный, звонкий, мягкий.)

  • Назовите буквы, которые на письме обозначают гласный звук и показывают мягкость предшествующего согласного. (Это буквы- гласные: е, е, и, ю, я.) Если в слове лото изменить букву гласного звука после буквы л, то мы получим слово, которое соответствует данной звуковой схеме. Поставив после буквы л букву е, получаем слово лето.

Слова: лето, миска, пар, форма, белка, леска, слива, кот.

  • Выполните задание 19 (аналогично).

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Работа в печатной тетради: задание 20.

  • Форма огурцы - это форма множественного числа слова огу­рец. В форме огурцы -ы - окончание. Правило: в окончаниях слов- названий предметов во множественном числе после ц пишется ы. Слово цыкнул - родственное слову цыц (цыкнул - сказал цыц). В словах цыпленок, цыган, цыц, цыпочки в корне слова после ц пи­шется ы. Эти слова надо запомнить. Следовательно, в словах цып­ленок и цыкнул после ц пишется ы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Гордиенко Диана Анатольевна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 452999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_napisanie_y_posle_ts_v_okonchaniiakh_s"
    ["file_id"] => string(6) "513053"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559411935"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока русского, презентация "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-russkogho-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "176037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424352989"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-m-klassie-po-tiemie-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "192685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427486076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок русского языка в 3 классе по теме: «Работа Ь после шипящих» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) "
    ["seo_title"] => string(107) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-rabota-poslie-shipiashchikh-sistiema-d-b-el-konina-v-v-davydova"
    ["file_id"] => string(6) "170851"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589625"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства