kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку на тему "Как делаются слова. Слова суффиксы слов, называющих предметы"4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку на тему "Как делаются слова. Слова суффиксы слов, называющих предметы"4

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Как делаются слова. Слова суффиксы слов, называющих предметы"4»

Урок 117. Типы текстов: описание и повествование. Работа с картиной К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»


Цели: познакомить детей с понятием «натюрморт»; обратить внимание учащихся на то, какими средствами достигается ощу­щение присутствия людей в картине К.С. Петрова-Водкина «Ут­ренний натюрморт».

Ход урока

    1. Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

    1. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с натюрмортом и узнаем о творчестве художника Кузьмы Петрова-Водкина.

    1. Работа по теме урока

  • Как вы думаете, можно ли передать присутствие людей в картине, если на ней нарисованы только предметы?

  • Найдите и рассмотрите в учебнике «Литературное чтение» картину Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

  • Выясните в Толковом словаре учебника, что такое натюр­морт.

Дополнительный материал

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) родился на Волге н небольшом городке Хвалынске Самарской губернии в семье сапож­ника. Учился в школах живописи в Петербурге и в Москве. Наиболь­шее влияние на него оказал художник и преподаватель В.А. Серов, о котором он с любовью и уважением вспоминал всю жизнь. С 1901 по 1908 г. Петров-Водкин много путешествовал за границей, был в Ита­лии, Германии, Греции, Турции, Алжире и возвратился оттуда с боль­шим багажом картин, этюдов, набросков. С 1918 г. он преподавал в пе­троградской Академии художеств, создал много живописных полотен: «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге», «Петроград», «За самоваром» и др.

В 1918—1919 гг. К.С. Петров-Водкин много и напряженно работал и создал целую серию великолепных натюрмортов, достигнув в них боль­шой философской и художественной глубины. В его натюрмортах пора­жают предельная достоверность отдельных деталей, точная очерченность форм, насыщенность цвета. Одной из лучших работ художника является картина «Утренний натюрморт», которая вызывает у зрителя радостное и взволнованное чувство.

Учебник: № 42 (ч. 2, с. 66).

  • Чувствуется ли, что люди где-то рядом? (Примерный ответ. Да. Стакан с чаем еще полный: такое впечатление, что в нем только что размешивали ложечкой сахар. Спичечный ко­робок как будто кто-то небрежно бросил на стол. На столе также лежат яйцо и картофелина: похоже, люди еще не по­завтракали.)

  • На кого смотрит собака? (В зеркальной грани самовара можно рассмотреть отражение рыжей кошки. Судя по этому отра­жению, сама кошка сидит как раз там, куда направлен взгляд собаки.)

  • Кого ждет собака? (Собака, скорее всего, дожидается, когда люди сядут завтракать, и надеется, что ее тоже чем-нибудь угостят.)

  • Цветы в баночке на столе полевые или садовые? (Это си­ние лесные колокольчики и желтые полевые цветы, похожие на ромашки.)

  • Когда был собран букет: накануне вечером или утром пе­ред завтраком? (Баночка только наполовину заполнена водой: цветы, наверное, уже выпили часть воды. Значит, они, скорее всего, были сорваны накануне, вчера.)

  • Видно ли, что о самоваре заботятся, следят за его состоя­нием? (Примерный ответ. Да, самовар тщательно начищен, его грани блестят, словно зеркало. Это особый самовар в форме чайника: вместо краника у него чайный носик, есть ножки, труба открыта и лежит на столе, как и кры­шечка от трубы.)

  • Стол находится в городской квартире, или это дачный стол? (Стол, скорее всего, дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся (от старости или от дождя) краской.)

  • Где он стоит: в комнате или на веранде, на открытом возду­хе? (Возможно, стол стоит на открытой веранде. Картина передает ощущение мягкого утреннего освещения и свежего воздуха.)

  • Люди еще вернутся к столу? (Конечно, ведь они еще не по­завтракали, да и собака с кошкой, наверное, знают привычки своих хозяев и ждут у стола не напрасно.)

IV. Физкультминутка

Ѵ.Закрепление изученного материала

      1. Беседа по тексту

А теперь послушайте, как описал этот натюрморт писатель В. Порудоминский.

Свою работу Петров-Водкин назвал «Утренним натюрмортом». На простом деревянном столе, не покрытом скатертью, стоит в стеклян­ной банке с водой букет полевых цветов. Цветы свежие; наверно, только что сорваны во время ранней прогулки. В стакан налит чай. На блюдце лежит серебряная ложечка. Мы видим ее сквозь стеклянные грани ста­кана. Приготовлены для завтрака два куриных яйца. Яйцо отражается, как в зеркале, на стенке никелированного чайника.

Мы разглядываем простые предметы, словно видим их в первый раз. Даже спичечный коробок кажется красивой и серьезной вещью. Это от­того, что и художник писал все предметы удивленно и радостно. (Пору­доминский В. Счастливые встречи. М., 1989.)

  • Соответствует ли этот текст тому, что изображено на кар­тине? (Да, соответствует, в нем описывается натюрморт Петрова - Водкин а.)

  • Как вы думаете, для кого написан этот текст? Он вам по­нятен или нет? (Для детей. Он очень простой и нам хорошо понятен.)

  • А с какой целью создан этот текст? (Описать натюрморт, помочь детям лучше понять изображенное на картине, со­здать приятное впечатление.)

  • К какому же типу речи можно отнести этот текст и почему? (Текст представляет собой описание, в нем говорится о при­знаках предметов, которые мы рассматриваем, преобладают имена существительные и прилагательные.)

  • В каком абзаце автор текста особенно ярко выразил свое отношение к натюрморту? (В третьем, в заключительной части, где он говорит о том, что художник писал все пред­меты удивленно и радостно.)

    1. Сочинение — описание натюрморта К.С. Петрова-Водкина

  • Попробуйте написать сочинение по картине К.С. Петрова- Водкина, используя текст-образец.

(Зачитывание нескольких работ учащихся. Проверка в парах.)

  1. Подведение итогов урока

  • С творчеством какого художника мы познакомились на уроке?

  • Что такое натюрморт?

  • Какие трудности были?

  • Кто доволен своей работой на уроке?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гордиенко Диана Анатольевна

Дата: 16.02.2018

Номер свидетельства: 457917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "УМК «Перспективная начальная школа». Тема урока: «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»"
    ["seo_title"] => string(80) "umk_pierspiektivnaia_nachal_naia_shkola_tiema_uroka_kak_dielaiutsia_slova_snova_"
    ["file_id"] => string(6) "419829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496240597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Обозначение суффикса на письме"
    ["seo_title"] => string(34) "oboznachieniie-suffiksa-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "320125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461012837"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-m-klassie-po-tiemie-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "192685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427486076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок русского языка  по теме «Приставка как часть слова» "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pristavka-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "107136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403172692"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "116378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412438658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства