Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Как делаются слова. Слова суффиксы слов, называющих предметы"4»
Урок 117. Типы текстов: описание и повествование. Работа с картиной К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»
Цели: познакомить детей с понятием «натюрморт»; обратить внимание учащихся на то, какими средствами достигается ощущение присутствия людей в картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».
Ход урока
Организационный момент
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с натюрмортом и узнаем о творчестве художника Кузьмы Петрова-Водкина.
Работа по теме урока
Как вы думаете, можно ли передать присутствие людей в картине, если на ней нарисованы только предметы?
Найдите и рассмотрите в учебнике «Литературное чтение» картину Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».
Выясните в Толковом словаре учебника, что такое натюрморт.
Дополнительный материал
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) родился на Волге н небольшом городке Хвалынске Самарской губернии в семье сапожника. Учился в школах живописи в Петербурге и в Москве. Наибольшее влияние на него оказал художник и преподаватель В.А. Серов, о котором он с любовью и уважением вспоминал всю жизнь. С 1901 по 1908 г. Петров-Водкин много путешествовал за границей, был в Италии, Германии, Греции, Турции, Алжире и возвратился оттуда с большим багажом картин, этюдов, набросков. С 1918 г. он преподавал в петроградской Академии художеств, создал много живописных полотен: «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге», «Петроград», «За самоваром» и др.
В 1918—1919 гг. К.С. Петров-Водкин много и напряженно работал и создал целую серию великолепных натюрмортов, достигнув в них большой философской и художественной глубины. В его натюрмортах поражают предельная достоверность отдельных деталей, точная очерченность форм, насыщенность цвета. Одной из лучших работ художника является картина «Утренний натюрморт», которая вызывает у зрителя радостное и взволнованное чувство.
Учебник: № 42 (ч. 2, с. 66).
Чувствуется ли, что люди где-то рядом? (Примерный ответ. Да. Стакан с чаем еще полный: такое впечатление, что в нем только что размешивали ложечкой сахар. Спичечный коробок как будто кто-то небрежно бросил на стол. На столе также лежат яйцо и картофелина: похоже, люди еще не позавтракали.)
На кого смотрит собака? (В зеркальной грани самовара можно рассмотреть отражение рыжей кошки. Судя по этому отражению, сама кошка сидит как раз там, куда направлен взгляд собаки.)
Кого ждет собака? (Собака, скорее всего, дожидается, когда люди сядут завтракать, и надеется, что ее тоже чем-нибудь угостят.)
Цветы в баночке на столе полевые или садовые? (Это синие лесные колокольчики и желтые полевые цветы, похожие на ромашки.)
Когда был собран букет: накануне вечером или утром перед завтраком? (Баночка только наполовину заполнена водой: цветы, наверное, уже выпили часть воды. Значит, они, скорее всего, были сорваны накануне, вчера.)
Видно ли, что о самоваре заботятся, следят за его состоянием? (Примерный ответ. Да, самовар тщательно начищен, его грани блестят, словно зеркало. Это особый самовар в форме чайника: вместо краника у него чайный носик, есть ножки, труба открыта и лежит на столе, как и крышечка от трубы.)
Стол находится в городской квартире, или это дачный стол? (Стол, скорее всего, дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся (от старости или от дождя) краской.)
Где он стоит: в комнате или на веранде, на открытом воздухе? (Возможно, стол стоит на открытой веранде. Картина передает ощущение мягкого утреннего освещения и свежего воздуха.)
Люди еще вернутся к столу? (Конечно, ведь они еще не позавтракали, да и собака с кошкой, наверное, знают привычки своих хозяев и ждут у стола не напрасно.)
IV. Физкультминутка
Ѵ.Закрепление изученного материала
Беседа по тексту
А теперь послушайте, как описал этот натюрморт писатель В. Порудоминский.
Свою работу Петров-Водкин назвал «Утренним натюрмортом». На простом деревянном столе, не покрытом скатертью, стоит в стеклянной банке с водой букет полевых цветов. Цветы свежие; наверно, только что сорваны во время ранней прогулки. В стакан налит чай. На блюдце лежит серебряная ложечка. Мы видим ее сквозь стеклянные грани стакана. Приготовлены для завтрака два куриных яйца. Яйцо отражается, как в зеркале, на стенке никелированного чайника.
Мы разглядываем простые предметы, словно видим их в первый раз. Даже спичечный коробок кажется красивой и серьезной вещью. Это оттого, что и художник писал все предметы удивленно и радостно. (Порудоминский В. Счастливые встречи. М., 1989.)
Соответствует ли этот текст тому, что изображено на картине? (Да, соответствует, в нем описывается натюрморт Петрова - Водкин а.)
Как вы думаете, для кого написан этот текст? Он вам понятен или нет? (Для детей. Он очень простой и нам хорошо понятен.)
А с какой целью создан этот текст? (Описать натюрморт, помочь детям лучше понять изображенное на картине, создать приятное впечатление.)
К какому же типу речи можно отнести этот текст и почему? (Текст представляет собой описание, в нем говорится о признаках предметов, которые мы рассматриваем, преобладают имена существительные и прилагательные.)
В каком абзаце автор текста особенно ярко выразил свое отношение к натюрморту? (В третьем, в заключительной части, где он говорит о том, что художник писал все предметы удивленно и радостно.)
Сочинение — описание натюрморта К.С. Петрова-Водкина
Попробуйте написать сочинение по картине К.С. Петрова- Водкина, используя текст-образец.
(Зачитывание нескольких работ учащихся. Проверка в парах.)
Подведение итогов урока
С творчеством какого художника мы познакомились на уроке?