kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Равнины и горы России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • формировать представления о равнинах и горах России.
  • сформировать у учащихся представление о равнинах и горах;
  • познакомить с равнинами и горами на территории России;
  • развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом – определителем, дополнительной литературой, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать культуру общения, умение выслушивать и уважать мнение других;
  • воспитывать любовь Родине, к родной природе.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Равнины и горы России»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мещерская средняя общеобразовательная школа















Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Равнины и горы России».














Подготовил:

учитель начальных классов

Букин Иван Игоревич










2012 – 2013 учебный год

Цели урока:

  • формировать представления о равнинах и горах России.

  • сформировать у учащихся представление о равнинах и горах;

  • познакомить с равнинами и горами на территории России;

  • развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом – определителем, дополнительной литературой, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;

  • воспитывать культуру общения, умение выслушивать и уважать мнение других;

  • воспитывать любовь Родине, к родной природе.


Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.


Ход урока.


I. Орг. момент.

Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку в книге знаний.

Не бойтесь проявлять любознательность, задавать вопросы.


II. Проверка домашнего задания.

- Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить.

1. Самостоятельная работа.

Вопросы к самостоятельной работе:

Что такое астрономия?

Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их.

Назовите самую яркую звезду. В каком созвездии она находится?

Что изучает наука география?

Закончи предложение: «Глобус – это ...»

Закончи предложение: «Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков- это…»

Что изучает история?

Приведите примеры исторических источников.

Что изучает археология?

10. Запишите 2-3 экологические проблемы

2. Самопроверка.

- Я читаю правильные ответы. Если ответ близок или точно совпадает с моим ответом, ставите +.

- Посчитайте количество плюсов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. 10 баллов – «5», 9-8 баллов – «4», 6-7 баллов – «3».

- Поднимите руки, кто получил отметку 5. Вы – молодцы.

- Поднимите руки, кто получил отметку 4. Вы тоже работали над разделом добросовестно.

- Поднимите руки, кто получил отметку 3. К сожалению, вам некоторые моменты необходимо повторить.


Ш. Постановка учебной задачи.

1.Определение темы раздела.

Сегодня мы продолжим путешествие по планете Земля. А исследовать будем территорию нашей с вами страны, которую называем Россия.

- Над Россией солнце светит

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны родней!

- Почему же нет родней страны для нас? (Россия – это наша родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)

- Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела.

Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.

- Чему вас научит раздел « Природа России»?

2. Определение темы и цели урока.

-Дети прочитай четверостишье, которое написано на доске.

Вижу горы и долины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это Родина моя.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. (слайд)

-В чем же заключается цель нашего урока? (мнения детей)

- Цель нашего урока:

- Формирование представлений о равнинах и горах России.

- План нашего урока (слайд).

 Общая характеристика рельефа России и его особенности.

 Знакомство с равнинами и горами нашей страны.

 Практическая работа «Изготовление шкалы высот»

- В плане звучит слово «рельеф», а что оно значит?

( рельеф- совокупность неровностей земной поверхности )

- Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по просторам нашей Родины. Мы увидим, как выглядит поверхность нашей страны, исследуем её, сделаем правильные выводы.

IV. Приобретение новых знаний.

1 Работа по физической карте России.

-Что такое карта?

Карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. На физической карте к условным обозначениям относится и цвет. Посмотрите на диаграмму.

-Обратите внимание, как изменяется цвет земной поверхности в зависимости от высоты расположения местности над уровнем моря?

- Какой цвет на карте будет иметь самая низкая поверхность земли?

- Как будет называться такая поверхность?

- Какой цвет имеют возвышенности?

- Каким цветом на карте показаны горы?

- Исследуйте физическую карту России.

- Какой вывод сделаем о поверхности России? (разная, есть и равнины и горы)

-Что такое равнина? Что такое горы? Чтобы дать точное определение, поработайте со словарями, которые лежат на ваших партах. (Дети дают определения)

- Исследуйте атлас. Покажите на карте равнинные территории и горные (ученик у доски).

- Как на карте показаны неровности? (при помощи цвета)

Закрашены одинаковым цветом? Почему?

- Наше путешествие начинаем с западных границ, первое знакомство с равнинами (слайд).

2. Просмотр, фронтальная беседа.

( слайд) Восточно – Европейская равнина.

Перед вами раскрылась Восточно – Европейская или Русская равнина России. Это одна из самых крупных равнин мира. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных километров. Она имеет очень холмистый рельеф, здесь растут леса, есть степи, где растят хлеба, и даже есть полупустыни. (исследуем слайд,стр. 66 учебника,1 абзац,

- Какая же поверхность данной равнины?

-Формируем вывод: равнина холмистая

(Слайд) Западно – Сибирская равнина

Равнина расположена сразу за Уралом. Это огромная низменность, и её поверхность действительно очень ровная, её называют «плоская равнина». Много болот и озёр. Вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли. (исследуем слайд стр. 66-67 учебника, абзац 2)

- Какую поверхность имеет Западно – Сибирская равнина?

- формируем вывод: равнина плоская

(Слайд) Средне – Сибирское плоскогорье (исследуем слайд, стр.67 учебника, абзац 3)

А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье – это плоская гора)

Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. (Слайд)

- Какую поверхность имеет эта равнина?

-вывод: возвышенное пространство, напоминающее горную местность.

- Когда- то, миллионы лет назад, здесь были горы, которые устарели и разрушились. Лишь только возвышенности сейчас напоминают о них.

Вывод: Равнины делятся на 3 группы: плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье (слайд). При помощи каких цветов на карте показаны равнины, ведь они разные? (дети дают объяснения)

- В начале урока вы получили шаблоны шкалы высот, мы сделали выводы о равнинных территориях, закрасьте в нужные цвета шкалу высот равнин. (Дети закрашивают полученные в начале урока шаблоны шкалы высот)

- Равнины составляют большую часть территории нашей страны, значит, мы преодолели уже большой путь. Пора отдохнуть. Объявляю привал.


V. Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!


VI. Работа по теме урока.

- Продолжаем работу. Дальнейшее наше знакомство будет с горами России. Внимательно исследуйте карту, определите местоположение горных территорий, назовите их. (Дети называют, показ у карты, слайд ).

- Ребята, скажите, в природе чаще мы видим одиноко стоящую гору или целую горную цепь?

-Цепь из гор называется горной системой.

-Первое знакомство с самой высокой горной системой – Кавказскими горами. (слайд)

Самые высокие горы России – Кавказские, до 5000 м и даже больше. Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом.

- Исследуйте учебник на стр. 68.

- Что можете сказать о Кавказских горах?

- Вывод: горы высокие, более 5000 метров, вершины покрыты льдом и снегом, горы остроконечные, молодые, продолжают расти. Высочайшая точка России г. Эльбрус имеет 2 вершины. ( 5642м., 5621м.) (слайд)

Там у подножия гор очень красивая природа. В горах течет большое количество быстрых рек.

- Уральские горы. ( слайд)

Исследуйте материал о них на стр. 67 учебников

- Что можно рассказать об этих горах?

- Вывод: горы низкие, до 2000 метров, называют каменным поясом русской земли, так как делят Россию на европейскую часть и азиатскую (показ учителя), старые горы с тупыми вершинами. Наивысшая точка – гора Народная, её высота 1895 метров (слайд).

- Урал – это кладезь полезных ископаемых. Чего здесь только нет! Есть железо и медь, алюминий и цинк, золото и платина, а ещё есть драгоценные камни: изумруды, рубины, сапфиры и еще много других.

- Алтайские горы (слайд).

Об Алтайских горах мы уже говорили на прошлых уроках. Вспомните, куда включены горы Алтай, как переводится это слово. Чем привлекает Алтай? Какова же высота гор? Высшая точка? (слайд) гора Белуха (4506 м )

-Как вы думаете, а почему гору назвали Белухой?

- г. Белуха, как и г.Эльбрус тоже имеет 2 вершины: восточную и западную. Восточная -4506 м., а западная – 4460 м. ребята, когда горы растут, то случаются землетрясения. Так в алтайских горах два года назад было сильное землетрясение. Это говорит о чем? Да, горы растут, они молодые.

- Исследуйте атлас и найдите горную систему, расположенную рядом с Алтайскими горами. Саяны (слайд) Это небольшая горная система средней высоты, с тупоконечными вершинами. Высота гор - до 4000 м. Наивысшая точка 3956 метров.

- Нам предстоит еще одно знакомство с очень интересной горной системой, о которой мы уже говорили. Я загадаю вам, а вы узнайте о каких горах идет речь.

- Есть гора, а на её вершине огнедышащая яма, называем гору мы (вулканом)

- Где в России много вулканов?

- Конечно, это горы полуострова Камчатка. Найдите их на своих картах.

(Слайд)

- Исследуйте учебник на стр. 69. 2 абзац и карту. Что интересного узнали о горах Камчатки ? ( там 28 действующих вулканов, самый высокий – Ключевская Сопка - 4750 м) Интересное зрелище извержение вулкана. (слайд)

- Извержение вулкана на Камчатке зрелище достаточно частое. Вулканы могут долго –долго спать, но для каждого действующего вулкана наступает час, когда под раскаты подземного гула высоко в небо поднимается черный столб дыма, газов, шлака, освещенный багровым пламенем. (слайд)

- Еще раз взгляните на карту. Какой вывод сформулируем о горах?

( Слайд) Есть молодые горы, они высокие, остроконечные. Есть старые, тупоконечные, средние или низкие по высоте.

Какой вывод можно сделать, глядя на карту?Горы показаны при помощи коричневых оттенков цвета. Чем выше, тем темнее цвет.

- Закончим практическую работу, закрасив последние клетки в графе «горы».

VII. Гимнастика для глаз.


VIII. Закрепление полученных знаний

- Мы прошагали с запада на восток по равнинам и горам России.

Какой же общий вывод о рельефе нашей страны мы можем сделать?(ответы детей, слайд)

- Вернемся к карте. При помощи чего на карте мы показываем неровности? ( При помощи цвета)

- Какими цветами изображаем равнины?( от темно – зеленого до светло – желтого)

-На какие виды делятся равнины? (холмистая, плоская, плоскогорье)

- Какими цветами изображаем горы?( от светло- коричневого до темно – коричневого).

- Чтобы закрепить полученные вами знания, проведем небольшую географическую игру, которая называется «Соедини». Каждый получает карточку, где нужно верно соединить географический объект с видом его рельефа

Карточка

«Каменный пояс земли Русской» Эльбрус


Равнина, раскинувшаяся от западных границ Уральские горы


до Уральских гор.


Самая высокая гора России. Западно-Сибирская равнина


Равнина, расположенная к востоку от Восточно- Уральских гор Европейская равнина


IX. Итог урока. Домашнее задание.

- Молодцы! А теперь вернемся к плану нашего урока. ( слайд)

Справились ли мы с ним?

- Чем понравился урок?

Запишите домашнее задание: учебник стр. 64-70, ответить на вопросы (стр 70), тетрадь на печатной основе стр. 21-22.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Равнины и горы России»

Автор: Букин Иван Игоревич

Дата: 22.09.2016

Номер свидетельства: 345178

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методическая разработка урока окружающего мира по программе "Школа России". "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-proghrammie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "107834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403459653"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Равнины и горы России" урок окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(51) "ravniny-i-ghory-rossii-urok-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "128095"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415436823"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Равнины и горы России»"
    ["seo_title"] => string(77) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_v_4_klasse_po_teme_ravniny_i_gory_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "492524"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545664084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация по окружающему миру " Равнины и горы России" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-ravniny-i-ghory-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "136378"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417098376"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Открытый урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Равнины и горы России»"
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi_urok_okruzhaiushchego_mira_v_3_klasse_po_teme_ravniny_i_gory_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "555800"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597511859"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства