Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе ПНШ. Тема: «Решение задач на движение в разных направлениях. Закрепление».»
Урок математики в 4 классе ПНШ
Тема: «Решение задач на движение в разных направлениях. Закрепление».
Цель урока: совершенствовать навыки решения задач на нахождение скорости, времени, расстояния
Задачи:
1. Учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
2. Развивать вычислительные навыки.
3.Формировать способы учебного сотрудничества
4.Развивать умения анализировать, синтезировать, осуществлять рефлексию собственной деятельности, наблюдательности, внимания, коммуникативных навыков.
5.Прививать интерес к математике, воспитывать чувство дружбы и товарищества на основе работы в парах, умения адекватно оценивать свой труд и труд своего одноклассника.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД.
1.Организовывать рабочее место, свою деятельность.
2.Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
3.Строить логические рассуждения.
4.Планировать свои действия.
Познавательные УУД.
Использовать схемы при решении задач, обобщать полученные знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные УУД.
1.Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.
2.Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Актуальность содержания урока :
Предлагаемый урок призван обеспечить пропедевтику математических компетенций, необходимых для решения следующих типов задач :
работа по формулам;
взаимосвязь скорости, пути и времени, выраженных числами;
взаимосвязь скорости , пути и времени при различных типах движения;
использование математических знаний для решения жизненных (наблюдаемых в жизни) задач.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова венгерского математика Д. Пойа
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!».
3. Актуализация знаний.
Итак, тема урока «Решение задач».
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться? ( решать задачи)
- А вот какие задачи мы будем решать вы узнаете, если выполните следующее задание.
« Закончи предложение».
а) Для того, чтобы найти расстояние, нужно …
б) Для того, чтобы найти скорость, нужно …
в) Для того, чтобы найти время, нужно …
г) Единицы измерения времени:…
д) Единицы измерения скорости: …
е) Единицы измерения расстояния: …
Самопроверка.
Оценивание.
0 ош.- 5
1-2 ош.- 4
3-4 ош. – 3
5 и более – не справился
- ТАК какие задачи мы будем решать? (на движение)
- Какие цели поставим, работая по данной теме?
- Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение? (вжизни. Чтобы не опаздывать на встречи, спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы на дорогах не было аварий).
- Какие существуют виды задач на движение,
- Вы мне сейчас расскажите, поработав в парах.
- Ваша задача, соотнести схему с верным ответом и записать ёё формулу. Работа в паре.
СХЕМА 1
Движение с отставанием
СХЕМА 2
Движение
вдогонку
СХЕМА 3
Движение в противоположных направлениях
СХЕМА 4
Встречное движение
4. Физминутка.
-Что помогает человеку быть здоровым? (движение, прогулка…)
-Люди с самого рожденья жить не могут без движенья.
- Нам тоже нужно подвигаться и отдохнуть.
-Если называю единицу измерения расстояния -весело шагаем
скорости- прыгаем, ВРЕМЕНИ СТОИМ НА МЕСТЕ.
км, м/мин, час, м, м/сек, см, км/ч, сек.
5. Обобщение актуализированных знаний.
- Сейчас я предлагаю вам поработать по вариантам.
1в- №1
2в.-№2
- Вам необходимо указать вид этой задачи, соотнести со схемой, выполнить её решение.
- Два человека решают у доски из разных вариантов.
Итак,
Задача
Действия
От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда.
Скорость одного из них 60 км/ч, а другого- 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга
будут находиться поезда через 5 часов ?
1.60+80=140
2. 140·5=700
Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел
со скоростью 70 км/ч, другой – со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся
друг от друга города, если поезда встретились через 5 часов?
1. 70+80=150
2. 150·5=750
Проверка.
- Во ВПКР вам могут встречаться не только текстовые задачи, но и задачи в виде диаграмм.
- Рассмотрите диаграммы и ответьте на поставленные вопросы.
По диаграмме определи:
1) На сколько скорость поезда больше скорости моторной лодки? (35 км/ч)
2) Во сколько раз скорость велосипедиста меньше скорости автомобиля? (в 4 раза)
3) На сколько скорость поезда больше скорости автомобиля? ( на 15 км/ч)
4)За сколько часов моторная лодка пройдёт 320 км? (8часов)
Проверочная работа (на выбор ученика):
Карточка №1 (на «3»)
За какое время мотоцикл догонит грузовой автомобиль, если расстояние между ними 45 км, а скорость мотоцикла больше скорости грузовика на 15 км/ч?
Движение вдогонку
2. От одной станции в одном направлении вышли одновременно два поезда. Скорость первого поезда – 60 км/ч, скорость второго – 75 км/ч. Найдите расстояние, которое будет между поездами через 3 часа пути.
Движение с отставанием.
Движение с отставанием.
3. Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 600 км. Скорость первого поезда 70 км/ч, а скорость второго поезда 80 км/ч . Какое расстояние было между поездами через 3 часа после выхода?
Движение на встречу друг другу.
- Объединяются в группы для проверки задач. Кто решили правильно выходят к доске.
Ответ: через 3 часа пути расстояние между поездами составит 45 километров
№3.
70 + 80 = 150 км/ч скорость сближения 150 * 3 = 450 км проехали за 3 часа 600 - 450 = 150 км было между поездами через 3 часа
6. Итог урока. Рефлексия обучающегося.
Подведем итоги урока.
- Вернёмся к эпиграфу «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!».
- Научились ли вы решать задачи на движение?
- На этот вопрос нам ответит лестница успеха, которая лежит на парте. Вам нужно нарисовать человечка на той ступеньке, которая соответствует уровню вашей успешной работы на уроке.