kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики по теме «Как в математике применяют союз «и» и союз «или»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Тема : «Как в математике применяют союз «и» и союз «или»»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме «Как в математике применяют союз «и» и союз «или»»»

Урок математики в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Тема : «Как в математике применяют союз «и» и союз «или»»

Задачи урока:


Задачи урока

УУД

Планируемые результаты

1.рассмотреть строгий логический смысл союзов « и» , «или» при построении математических предложений.



Познавательные действия:

- на этапе актуализации знаний- (общеучебные действия) применение правил и использование инструкций ;


- на этапе актуализации знаний- (знаково-символические действия)

использование знаково-символических средств для решения учебных задач .


Коммуникативные действия:

- (управление коммуникацией)

осуществлять взаимный контроль. Познавательные действия:

-на всех этапах урока (общеучебные действия) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.



Предметные результаты :

- на этапе актуализации знаний –осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату и по способу действия в объяснении орфогр

- на этапе целеполагания -ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;


2. научить учащихся воспринимать союз «или» так, как это принято в математике;


Познавательные действия:

- на этапе актуализации знаний- (информационные действия) поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах


регулятивныепланирование, прогнозирование,

познавательные: моделирование, решение проблемы ,рассуждение, доказательство, выдвижение гипотезы, обоснование;

коммуникативные-сотрудничество в поиске и выборе информации.

3. привести в некоторую систему те интуитивные логические знания и умения, которыми обладают учащиеся на уровне «естественной» логики;


Познавательные действия:

- (логические действия)

анализ, синтез, сравнение, подведение под правило.


познавательные: моделирование, решение проблем ы,рассуждение, доказательство, выдвижение гипотезы, обоснование;


4. развитие речи и мышления учащихся.


Познавательные действия:

- на этапе актуализации знаний- (информационные действия) поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах


Личностные УУД:

-готовность и способность к саморазвитию;



5 Формирование умения осуществлять самоконтроль результата деятельности.










Познавательные действия:

- (логические действия)

анализ, синтез, сравнение, подведение под правило.


Коммуникативные действия:

-(инициативное сотрудничество)

обращаться за помощью, ставить вопросы, предлагать помощь и сотрудничество.


Метапредметные результаты: (контроль)

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.


Личностные результаты

(нравственно этическая сторона)

- уважительное отношение к иному мнению;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях.


6Формирование коммуникативных умений (организация групповой, парной работы).




Коммуникативные действия:

- (планирование учебного сотрудничества)

определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

- (взаимодействие)

строить монологическое высказывание, строить понятные для партнёра высказывания.

- (управление коммуникацией)

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, аргументировать своё решение



Метапредметные результаты:

(коррекция)

- адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок;


(оценка)

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

- определять качество и уровень усвоения.


















Ход урока :


1 этап - организация направленного внимания на начало учебного занятия.


Содержание

Формирование УУД

1 Дисциплинарный момент.

  • Приветствие учителя.

  • Знакомство с гостями.


2 Работа с учебным пособием.

  • Запись даты в рабочих тетрадях.






Личностные УУД:

-готовность и способность к саморазвитию;

- личная ответственность за общее благополучие на уроке.

РегулятивныеУУД(саморегуляция):

- концентрация воли для преодоления интеллектуаль-

ных затруднений и физических препятствий;

- активизация сил и энергии.



2 этап - актуализация знаний ( в предварительной работе, создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний ).


Содержание

Формирование УУД

1.Предварительная работа.

- Каждый из нас в жизни стоит перед выбором:

-учиться старательно и с радостью или лениться и огорчаться по поводу плохих отметок; заниматься спортом и быть физически выносливым или часами сидеть перед компьютером и портить зрение и осанку; питаться правильной и полезной пищей и быть стройным или объедаться сладостями и быть толстым и т.д. Как видите, у каждого есть выбор. Приведите свои примеры из своей жизни

+ Ребята приводят примеры

-Когда вы составляли фразы, какие союзы (вспомним русский язык) при составлении использовали7

+ Союзы «и» и «или»

- С работой этих союзов мы знакомились на уроках русского языка, а сегодня мы узнаем о работе данных союзов в математике


Познавательные УУД:

- применение правил и инструкций;

- контролировать процесс и результат деятельности;

- использование знаково-символических средств для решения учебных задач .













3 этап - целеполагание

Содержание

1.Работа по учебнику

По содержанию ребята находят интересующую нас тему и ставят перед собой задачи данного урока:

  • Выяснить как применяются союзы «и» и «или» в математике.

  • Выяснить сходство и отличие применение данных союзов в науке – математике и в повседневной жизни.

2.Работа над №227(учебник)

- Прочитайте жизненную ситуацию, происходящей в семье Ивановых. Выясните в каком смысле употребляются союзы «и» и «или» (При этом знакомим их не с обыденным смыслом этих союзов, а с математическим, но на примере ситуации из повседневной жизни:В повседневной речи союз «или» употребляется, как правило, в разделительном смысле, т. е. его употребляют в том же смысле, что и союз «либо». Например, фраза: «Я сегодня вечером пойду в кино или в театр» означает, что «Я сегодня вечером пойду либо в кино, либо в театр») -Из текста выберете утверждения. Сколько вы их нашли? + Два: «Зубы нужно чистить утром и вечером», «Зубы нужно чистить или утром или вечером»

- С помощью какого союза можно показать, что должны выполняться оба утверждения?

+ С помощью союза «и».

- С помощью какого союза можно показать, что должно выполняться хотя бы одно из высказываний?

+ С помощью союза «или»



Формирование УУД


Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (,текст, таблица – рисунок);

-обработка информации;

- подведение информации под правило;

- построение рассуждения: обобщение.











































4 этап – первичное усвоение нового теоретического учебного материала.


Содержание

Формирование УУД


1

  • Групповая работа №228

При выполнении задания 228 учащиеся получают возможность продемонстрировать то, как они понимают смысл союзов «и» и «или» на основе их сопоставления.

Следует обратить внимание учащихся на то, что все числа из первого столбика обязательно должны входить во второй столбик. 

При этом во втором столбике записаны и другие числа (35 471 и 8 946), которые не входили в первый столбик, так как эти числа удовлетворяют только одному из двух данных условий: число 35 471 – пятизначное, но не является четным; число 8 946 – не пятизначное, но четное

  • Работа в парах №229,230

Ребята повторяют понятие «неравенства» и способы их составления с помощью заданных чисел и знаков . Использование союза при составлении двойного неравенства.

  • Групповая работа. №231,232

- В нем учащимся предлагается самостоятельно сформулировать условие, которое учитывает все возможные случаи получения числа 0 при умножении двух чисел. Сложность этого задания заключается в том, что в этом условии нужно учесть сразу три случая: Все эти три случая легко объединить с помощью союза «или». Именно такой логический смысл и заключает в себе этот союз.

+1) первый множитель равен 0, а второй – не равен 0; 2) второй множитель равен 0, а первый – не равен 0; 3) оба множителя равны 0.Искомое условие формулируют следующим образом: «Значение произведения двух множителей равно 0, если первый множитель равен 0 или второй множитель равен 0(хотя бы один из двух множителей равен 0)».

№ 232 учащиеся имеют возможность познакомиться со знаками «нестрогого» неравенства («≤», «≥»), смысл которых заключается в соединении соответствующего случая «строгого» неравенства («»)и случая равенства (« = ») с помощьюсоюза «или».



РегулятивныеУУД:

-составление плана и последовательности действий;

- предвосхищение результата (поняли сами).



Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

-обработка информации;

- подведение информации под правило;

- построение рассуждения: обобщение.

Коммуникативные УУД:

- аргументация своей позиции и её координация с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

-строить монологическое высказывание.


Познавательные УУД:

-передача информации устным способом;

- построение рассуждения: обобщение;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


Коммуникативные УУД:

-задавать вопросы, обращаться за помощью;

-предлагать помощь и сотрудничество.

РегулятивныеУУД:

-предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.






5 этап - первичное закрепление( применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений ).


Содержание

Формирование УУД


1.Самостоятельная работа №233

Предлагается выписать все натуральные числа, которые удовлетворяют данному «нестрогому» неравенству(фактически речь идет о решении данного неравенства в натуральных числах). Этими числами будут все натуральные числа от 1 до 12 включительно.

РегулятивныеУУД:

-предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.



Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль.

















6 этап - обобщение усвоенного, контроль за процессом и результатом деятельности.


Содержание

Формирование УУД

-№ 235 предлагается решить сюжетную арифметическую задачу, но ответ ее записать в виде «нестрогого» неравенства.

+ Рассуждать учащиеся должны таким образом: если дачник окажется на платформе к моменту отправления электропоезда, то он успеет на эту электричку. Но он тем более успеет на нее, если будет двигаться с большей скоростью, чем в первом случае.

Поэтому нужно найти эту минимально возможную скорость и записать ответ в виде «нестрогого» неравенства со знаком «≥». Чтобы пройти за полчаса (30 минут) расстояние в 2 км нужно двигаться со скоростью 4 км/ч .Ответ на данное задание будет выглядеть следующим образом: v ≥ 4 км/ч.

№236 индивидуальный опрос (обратить внимание на задание, заданное автором, вспомнить , что число 0 не является натуральным, даже если стоит знак больше или равно нуля)

 







Познавательные УУД:

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении задач.


Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль.




РегулятивныеУУД:

-использовать установлен-

ные правила в контроле;

-предвидеть уровень усвоения знаний.


7 этап - оценка деятельности (рефлексия)


Содержание

Формирование УУД

-С какими новым математическим термином познакомились

+Двойное неравенство

-Как воспринимать союз «или» так, как это принято в математике?

+ Знаки в «нестрогих» неравенствах: «больше или равно», «меньше или равно».


Личностные УУД:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- учебно-познавательная мотивация;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.


РегулятивныеУУД:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить , определять качество и уровень усвоения;


- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.





8 этап - завершение урока.


Содержание

Формирование УУД

  • Задание на дом №237

  • Оценка деятельности на уроке отдельных учащихся- устно, выставление отметок.

  • Завершение урока.


РегулятивныеУУД:

- адекватно воспринимать предложения учителя .


















Организационная структура урока

Этапы урока / время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Результат

1 этап - организация направленного внимания на начало учебного занятия.


Дисциплинарный момент (приветствие учителя)

-Здравствуйте, ребята! Можно занять свои рабочие места.

Работа с учебным пособием .

- Запишите в рабочих тетрадях дату.


Дисциплинарный момент

(приветствие учащихся)

+ Дети приветствуют учителя.


Работа с учебным пособием .

+Дети записывают дату.

Объяснительно –иллюстративный.

Каждый учащийся оценил свою готовность, почувствовал личную ответственность за общее благополучие на уроке, сконцентрировал волю для преодоления интеллек-

туальных затруднений.

2этап - актуализация знаний

1.Предварительная работа.

- Каждый из нас в жизни стоит перед выбором:

-учиться старательно и с радостью или лениться и огорчаться по поводу плохих отметок; заниматься спортом и быть физически выносливым или часами сидеть перед компьютером и портить зрение и осанку; питаться правильной и полезной пищей и быть стройным или объедаться сладостями и быть толстым и т.д. Как видите, у каждого есть выбор. Приведите свои примеры из своей жизни

-Когда вы составляли фразы, какие союзы (вспомним русский язык) при составлении использовали?

- С работой этих союзов мы знакомились на уроках русского языка, а сегодня мы узнаем о работе данных союзов в математике













+ ребята приводят свои примеры




+ Союзы «и» и «или»


Практический .

Проведена предварительная работа, которая позволила вспомнить значение союзов «и» и «или», данная работа была пропедевтической перед выполнением основного этапа урока. Учащиеся справлялись с заданием, контролировали процесс его выполнения, исправляли допущенные словесные ошибки, комментируя своё мнение.



3 этап - целеполагание

Определение темы урока и постановка цели .

.Работа по учебнику

По содержанию ребята находят интересующую нас тему и ставят перед собой задачи данного урока:




2.Работа над №227(учебник)

- Прочитайте жизненную ситуацию, происходящей в семье Ивановых. Выясните в каком смысле употребляются союзы «и» и «или» (При этом знакомим их не с обыденным смыслом этих союзов, а с математическим, но на примере ситуации из повседневной жизни :В повседневной речи союз «или» употребляется, как правило, в разделительном смысле, т. е. его употребляют в том же смысле, что и союз «либо». Например, фраза: «Я сегодня вечером пойду в кино или в театр» означает, что «Я сегодня вечером пойду либо в кино, либо в театр»)

-Из текста выберете утверждения. Сколько вы их нашли?



- С помощью какого союза можно показать, что должны выполняться оба утверждения?

- С помощью какого союза можно показать, что должно выполняться хотя бы одно из высказываний?


Определение темы урока и постановка цели .

Задачи данного урока:

Выяснить как применяются союзы «и» и «или» в математике.

Выяснить сходство и отличие применение данных союзов в науке – математике и в повседневной жизни.


















+ Два: «Зубы нужно чистить утром и вечером», «Зубы нужно чистить или утром или вечером»


+ С помощью союза «и».



+ С помощью союза «или»


Частично-поисковый

Учащимися была определена тема урока, самостоятельно выделена и сформулирована познавательная цель, составлен план своей работы.

4 этап – первичное усвоение нового теоретического учебного материала.


  • Групповая работа №228

При выполнении задания 228 учащиеся получают возможность продемонстрировать то, как они понимают смысл союзов «и» и «или» на основе их сопоставления.

Следует обратить внимание учащихся на то, что все числа из первого столбика обязательно должны входить во второй столбик. 

При этом во втором столбике записаны и другие числа (35 471 и 8 946), которые не входили в первый столбик, так как эти числа удовлетворяют только одному из двух данных условий: число 35 471 – пятизначное, но не является четным; число 8 946 – не пятизначное, но четное

  • Работа в парах №229,230

Ребята повторяют понятие «неравенства» и способы их составления с помощью заданных чисел и знаков . Использование союза при составлении двойного неравенства.

  • Групповая работа. №231,232

- В нем учащимся предлагается самостоятельно сформулировать условие, которое учитывает все возможные случаи получения числа 0 при умножении двух чисел. Сложность этого задания заключается в том, что в этом условии нужно учесть сразу три случая: Все эти три случая легко объединить с помощью союза «или». Именно такой логический смысл и заключает в себе этот союз.



№ 232 учащиеся имеют возможность познакомиться со знаками «нестрогого» неравенства («≤», «≥»), смысл которых заключается в соединении соответствующего случая «строгого» неравенства («»)и случая равенства (« = ») с помощьюсоюза


+ 25698 25698

54718 54718

23564 23564

35471

8946











№229

568897

568935


№230

896353






+1) первый множитель равен 0, а второй – не равен 0; 2) второй множитель равен 0, а первый – не равен 0; 3) оба множителя равны 0.Искомое условие формулируют следующим образом: «Значение произведения двух множителей равно 0, если первый множитель равен 0 или второй множитель равен 0(хотя бы один из двух множителей равен 0)».





№232

+ Ответы: нет, да, да, да. Каждый ответ обоснуется : «Я считаю…, потому что…»

Наблюдение, частично-поисковыйобъяснительно-иллюстративный.

Учащиеся встретились с проблемной ситуацией, провели поиск необходимой информации обработали информацию, подвели её под правило, построили рассуждение и сделали обобщение. Помогли друг другу справиться с поставленной перед ними проблемой. Предвидели уровень усвоения знаний.

5 этап - первичное закрепление

1.Самостоятельная работа №233

Предлагается выписать все натуральные числа, которые удовлетворяют данному «нестрогому» неравенству(фактически речь идет о решении данного неравенства в натуральных числах)..

- Какие выписали числа? На какие группы можно разделить все записанные числа? Почему нет в записи числа 0?




+ Х= 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12


+ группы:

Однозначные и двузначные

Четные и нечетные

Круглые и не круглые

Практический.

Учащиеся получили возможность проверить уровень усвоения нового материала, осуществить самоконтроль, оценить результативность своей работы, сделать выводы о своих учебных умениях, поставить перед собой задачи в корректировке знаний и умений.

6 этап - обобщение усвоенного, контроль за процессом и результатом деятельности.


-№ 235 предлагается решить сюжетную арифметическую задачу, но ответ ее записать в виде «нестрогого» неравенства.

+ Рассуждать учащиеся должны таким образом: если дачник окажется на платформе к моменту отправления электропоезда, то он успеет на эту электричку. Но он тем более успеет на нее, если будет двигаться с большей скоростью, чем в первом случае.

Поэтому нужно найти эту минимально возможную скорость и записать ответ в виде «нестрогого» неравенства со знаком «≥». Чтобы пройти за полчаса (30 минут) расстояние в 2 км нужно двигаться со скоростью 4 км/ч .Ответ на данное задание будет выглядеть следующим образом: v ≥ 4 км/ч.

№236 индивидуальный опрос (обратить внимание на задание, заданное автором, вспомнить , что число 0 не является натуральным, даже если стоит знак больше или равно нуля)



Рассуждать учащиеся должны таким образом: если дачник окажется на платформе к моменту отправления электропоезда, то он успеет на эту электричку. Но он тем более успеет на нее, если будет двигаться с большей скоростью, чем в первом случае.


Практический.

Учащиеся смогли самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении задачи, осуществили взаимный контроль с использованием установленных правил контроля, предвидели уровень усвоения знаний.

7 этап - оценка деятельности (рефлексия)


-С какими новым математическим термином познакомились

-Как воспринимать союз «или» так, как это принято в математике?


+Двойное неравенство

+ Знаки в «нестрогих» неравенствах: «больше или равно», «меньше или равно».


Наблюдение .

Учащиеся выделили и сформулировали то, что нужно усвоить, определили качество и уровень усвоения, установили соответствие полученного результата поставленной цели, определили свою готовность и способность к саморазвитию, провели самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

8 этап - завершение урока.


  • Задание на дом

  • Оценка деятельности на уроке отдельных учащихся- устно, выставление отметок.

  • Завершение урока.


+Учащиеся записывают домашнее задание, если есть необходимость , то учитель даёт комментарий на вопросы учащихся.

Объяснительно-иллюстративный.

Подвели итог деятельности класса, отдельных учащихся, поставили учебную задачу на следующий урок и на домашнюю работу.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики по теме «Как в математике применяют союз «и» и союз «или»»

Автор: Чалая Марина Валерьевна

Дата: 12.04.2020

Номер свидетельства: 546217

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "262201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292625"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "262202"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292631"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "262203"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292638"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока -технологическая карта урока "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "238457"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444569294"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". "
    ["seo_title"] => string(146) "stat-ia-na-tiemu-innovatsionnyie-podkhody-k-sozdaniiu-obrazovatiel-noi-sriedy-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "239946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444908590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства