Задачи урока | УУД | Планируемые результаты |
1.рассмотреть строгий логический смысл союзов « и» , «или» при построении математических предложений. | Познавательные действия: - на этапе актуализации знаний- (общеучебные действия) применение правил и использование инструкций ; - на этапе актуализации знаний- (знаково-символические действия) использование знаково-символических средств для решения учебных задач . Коммуникативные действия: - (управление коммуникацией) осуществлять взаимный контроль. Познавательные действия: -на всех этапах урока (общеучебные действия) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. | Предметные результаты : - на этапе актуализации знаний –осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату и по способу действия в объяснении орфогр - на этапе целеполагания -ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; |
2. научить учащихся воспринимать союз «или» так, как это принято в математике; | Познавательные действия: - на этапе актуализации знаний- (информационные действия) поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах | регулятивные: планирование, прогнозирование, познавательные: моделирование, решение проблемы ,рассуждение, доказательство, выдвижение гипотезы, обоснование; коммуникативные-сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3. привести в некоторую систему те интуитивные логические знания и умения, которыми обладают учащиеся на уровне «естественной» логики; | Познавательные действия: - (логические действия) анализ, синтез, сравнение, подведение под правило. | познавательные: моделирование, решение проблем ы,рассуждение, доказательство, выдвижение гипотезы, обоснование; |
4. развитие речи и мышления учащихся. | Познавательные действия: - на этапе актуализации знаний- (информационные действия) поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах | Личностные УУД: -готовность и способность к саморазвитию; |
5 Формирование умения осуществлять самоконтроль результата деятельности. | Познавательные действия: - (логические действия) анализ, синтез, сравнение, подведение под правило. Коммуникативные действия: -(инициативное сотрудничество) обращаться за помощью, ставить вопросы, предлагать помощь и сотрудничество. | Метапредметные результаты: (контроль) - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Личностные результаты (нравственно этическая сторона) - уважительное отношение к иному мнению; -навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
6Формирование коммуникативных умений (организация групповой, парной работы). | Коммуникативные действия: - (планирование учебного сотрудничества) определять цели, функции участников, способы взаимодействия. - (взаимодействие) строить монологическое высказывание, строить понятные для партнёра высказывания. - (управление коммуникацией) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, аргументировать своё решение | Метапредметные результаты: (коррекция) - адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок; (оценка) -выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; - определять качество и уровень усвоения. |
Этапы урока / время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы | Результат |
1 этап - организация направленного внимания на начало учебного занятия. | Дисциплинарный момент (приветствие учителя) -Здравствуйте, ребята! Можно занять свои рабочие места. Работа с учебным пособием . - Запишите в рабочих тетрадях дату. | Дисциплинарный момент (приветствие учащихся) + Дети приветствуют учителя. Работа с учебным пособием . +Дети записывают дату. | Объяснительно –иллюстративный. | Каждый учащийся оценил свою готовность, почувствовал личную ответственность за общее благополучие на уроке, сконцентрировал волю для преодоления интеллек- туальных затруднений. |
2этап - актуализация знаний | 1.Предварительная работа. - Каждый из нас в жизни стоит перед выбором: -учиться старательно и с радостью или лениться и огорчаться по поводу плохих отметок; заниматься спортом и быть физически выносливым или часами сидеть перед компьютером и портить зрение и осанку; питаться правильной и полезной пищей и быть стройным или объедаться сладостями и быть толстым и т.д. Как видите, у каждого есть выбор. Приведите свои примеры из своей жизни -Когда вы составляли фразы, какие союзы (вспомним русский язык) при составлении использовали? - С работой этих союзов мы знакомились на уроках русского языка, а сегодня мы узнаем о работе данных союзов в математике | + ребята приводят свои примеры + Союзы «и» и «или» | Практический . | Проведена предварительная работа, которая позволила вспомнить значение союзов «и» и «или», данная работа была пропедевтической перед выполнением основного этапа урока. Учащиеся справлялись с заданием, контролировали процесс его выполнения, исправляли допущенные словесные ошибки, комментируя своё мнение. |
3 этап - целеполагание | Определение темы урока и постановка цели . .Работа по учебнику По содержанию ребята находят интересующую нас тему и ставят перед собой задачи данного урока: 2.Работа над №227(учебник) - Прочитайте жизненную ситуацию, происходящей в семье Ивановых. Выясните в каком смысле употребляются союзы «и» и «или» (При этом знакомим их не с обыденным смыслом этих союзов, а с математическим, но на примере ситуации из повседневной жизни :В повседневной речи союз «или» употребляется, как правило, в разделительном смысле, т. е. его употребляют в том же смысле, что и союз «либо». Например, фраза: «Я сегодня вечером пойду в кино или в театр» означает, что «Я сегодня вечером пойду либо в кино, либо в театр») -Из текста выберете утверждения. Сколько вы их нашли? - С помощью какого союза можно показать, что должны выполняться оба утверждения? - С помощью какого союза можно показать, что должно выполняться хотя бы одно из высказываний? | Определение темы урока и постановка цели . Задачи данного урока: Выяснить как применяются союзы «и» и «или» в математике. Выяснить сходство и отличие применение данных союзов в науке – математике и в повседневной жизни. + Два: «Зубы нужно чистить утром и вечером», «Зубы нужно чистить или утром или вечером» + С помощью союза «и». + С помощью союза «или» | Частично-поисковый | Учащимися была определена тема урока, самостоятельно выделена и сформулирована познавательная цель, составлен план своей работы. |
4 этап – первичное усвоение нового теоретического учебного материала. | При выполнении задания 228 учащиеся получают возможность продемонстрировать то, как они понимают смысл союзов «и» и «или» на основе их сопоставления. Следует обратить внимание учащихся на то, что все числа из первого столбика обязательно должны входить во второй столбик. При этом во втором столбике записаны и другие числа (35 471 и 8 946), которые не входили в первый столбик, так как эти числа удовлетворяют только одному из двух данных условий: число 35 471 – пятизначное, но не является четным; число 8 946 – не пятизначное, но четное Ребята повторяют понятие «неравенства» и способы их составления с помощью заданных чисел и знаков . Использование союза при составлении двойного неравенства. Групповая работа. №231,232 - В нем учащимся предлагается самостоятельно сформулировать условие, которое учитывает все возможные случаи получения числа 0 при умножении двух чисел. Сложность этого задания заключается в том, что в этом условии нужно учесть сразу три случая: Все эти три случая легко объединить с помощью союза «или». Именно такой логический смысл и заключает в себе этот союз. № 232 учащиеся имеют возможность познакомиться со знаками «нестрогого» неравенства («≤», «≥»), смысл которых заключается в соединении соответствующего случая «строгого» неравенства («»)и случая равенства (« = ») с помощьюсоюза | + 25698 25698 54718 54718 23564 23564 35471 8946 №229 568897 568935 №230 896353 +1) первый множитель равен 0, а второй – не равен 0; 2) второй множитель равен 0, а первый – не равен 0; 3) оба множителя равны 0.Искомое условие формулируют следующим образом: «Значение произведения двух множителей равно 0, если первый множитель равен 0 или второй множитель равен 0(хотя бы один из двух множителей равен 0)». №232 + Ответы: нет, да, да, да. Каждый ответ обоснуется : «Я считаю…, потому что…» | Наблюдение, частично-поисковыйобъяснительно-иллюстративный. | Учащиеся встретились с проблемной ситуацией, провели поиск необходимой информации обработали информацию, подвели её под правило, построили рассуждение и сделали обобщение. Помогли друг другу справиться с поставленной перед ними проблемой. Предвидели уровень усвоения знаний. |
5 этап - первичное закрепление | 1.Самостоятельная работа №233 Предлагается выписать все натуральные числа, которые удовлетворяют данному «нестрогому» неравенству(фактически речь идет о решении данного неравенства в натуральных числах).. - Какие выписали числа? На какие группы можно разделить все записанные числа? Почему нет в записи числа 0? | + Х= 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 + группы: Однозначные и двузначные Четные и нечетные Круглые и не круглые | Практический. | Учащиеся получили возможность проверить уровень усвоения нового материала, осуществить самоконтроль, оценить результативность своей работы, сделать выводы о своих учебных умениях, поставить перед собой задачи в корректировке знаний и умений. |
6 этап - обобщение усвоенного, контроль за процессом и результатом деятельности. | -№ 235 предлагается решить сюжетную арифметическую задачу, но ответ ее записать в виде «нестрогого» неравенства. + Рассуждать учащиеся должны таким образом: если дачник окажется на платформе к моменту отправления электропоезда, то он успеет на эту электричку. Но он тем более успеет на нее, если будет двигаться с большей скоростью, чем в первом случае. Поэтому нужно найти эту минимально возможную скорость и записать ответ в виде «нестрогого» неравенства со знаком «≥». Чтобы пройти за полчаса (30 минут) расстояние в 2 км нужно двигаться со скоростью 4 км/ч .Ответ на данное задание будет выглядеть следующим образом: v ≥ 4 км/ч. №236 индивидуальный опрос (обратить внимание на задание, заданное автором, вспомнить , что число 0 не является натуральным, даже если стоит знак больше или равно нуля) | Рассуждать учащиеся должны таким образом: если дачник окажется на платформе к моменту отправления электропоезда, то он успеет на эту электричку. Но он тем более успеет на нее, если будет двигаться с большей скоростью, чем в первом случае. | Практический. | Учащиеся смогли самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении задачи, осуществили взаимный контроль с использованием установленных правил контроля, предвидели уровень усвоения знаний. |
7 этап - оценка деятельности (рефлексия) | -С какими новым математическим термином познакомились -Как воспринимать союз «или» так, как это принято в математике? | +Двойное неравенство + Знаки в «нестрогих» неравенствах: «больше или равно», «меньше или равно». | Наблюдение . | Учащиеся выделили и сформулировали то, что нужно усвоить, определили качество и уровень усвоения, установили соответствие полученного результата поставленной цели, определили свою готовность и способность к саморазвитию, провели самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. |
8 этап - завершение урока. | Задание на дом Оценка деятельности на уроке отдельных учащихся- устно, выставление отметок. Завершение урока. | +Учащиеся записывают домашнее задание, если есть необходимость , то учитель даёт комментарий на вопросы учащихся. | Объяснительно-иллюстративный. | Подвели итог деятельности класса, отдельных учащихся, поставили учебную задачу на следующий урок и на домашнюю работу. |