kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по теме "Подвиг Ивана Сусанина" (К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин", 4 класс, УМК "Планета знаний" )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Подвиг Ивана Сусанина"(К.В.Рылеев "Иван Сусанин", 4 класс, УМК "Планета знаний")

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Подвиг Ивана Сусанина" (К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин", 4 класс, УМК "Планета знаний" )»

Тема « Подвиг Ивана Сусанина» (4класс, УМК «Планета знаний»)

Цель урока: познакомить учащихся с подвигом Ивана Сусанина.

Задачи:

  1. Познакомить с литературным произведением К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин».

  2. Учить детей вдумчивому чтению художественного произведения с целью осознания образа главного героя, развивать умение выразительного чтения, чтения по ролям.

  3. Развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к историческому прошлому русского народа.

  4. Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма,  культуру слушателя.

Формируемые УУД

1.Личностные УУД

Формирование: положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения, любовь и уважение к большой и малой Родине, формирование патриотических чувств;

мотивации к обучению и познанию литературы; адекватной самооценке;

готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное

понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Развивать умение ориентироваться в тексте, выполнять учебные действий в устной и письменной форме.

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее

результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей

деятельности, аргументировать своё мнение и позицию; умения осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3.Познавательные УУД

знать биографию автора произведения;

самостоятельно находить значения слов в словарях;

знать, что такое дума.

4.Коммуникативные УУД

Формирование умения работать в паре, умения слушать и слышать, понимать собеседника.


Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, музыкальный центр, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.


Музыкальный материал: М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»(эпилог «Славься»)

Информационные источники:

  1. Э.Э.Кац «Литературное чтение», Москва АСТ «Астрель» 2014г.

  2. Методическое пособие Э.Э.Кац «Обучение в 4 классе»  по учебнику «Литературное чтение», Москва АСТ «Астрель» 2014г.











Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний. Мотивация.

-Мы продолжаем работать в разделе «О прошлом Родины». Что мы с вами узнали из этого раздела о прошлом нашей Родины?( о событиях, которые происходили на русской земле на протяжении многих лет; это было давно, около 800 лет назад )


- Такую книгу создал монах Нестор и записи эти назывались летописями.

-С записью о ком мы познакомились на первом уроке по теме «О прошлом Родины»? ( о князе Олеге, имя которого прославлено победами и который умер нелепой неожиданной для него смертью, но предсказанной кудесником)

- Какой это был князь?(одержал много побед, могучий, великий, смелый беспощадный).

-Познакомились с песней «Сборы польского короля на Русь», в которой о чём рассказывается? (как на Русь пришли завоеватели, русский народ встал на защиту свое родины и бежал король заклинал сам себя «Не дай, боже, ходить на святую Русь. Ни мне, королю, ни брату моему»).


-Как вы думаете, мы познакомились со всеми важными событиями в жизни нашей страны и героями того времени?(нет)

-Прежде, чем продолжим знакомиться со следующим произведением из раздела «О прошлом Родины », я предлагаю выполнить задание.

Задание на интерактивной доске.

Какими качествами обладал князь Олег? Какими качествами обладал Иван Сусанин? Сравните.

Слова-помощники:

мужество, самоуверенность, гордость, грубость, уверенность, высокомерие, жестокость, эгоизм, самоотверженность, преданность, трусость, бесстрашие, любовь к Родине, великий могущественный, имя прославлено победами.

Учащиеся работают в паре, 1 человек на интерактивной доске.

3.Постановка учебной задачи(3мин)

Проверка выполненного задания. Зачитываются качества князя Олега.

-Кто задание выполнил полностью? Почему? (Потому что мы не знаем ничего об Иване Сусанине)

-Хотите узнать?(да)

Тема «Подвиг Ивана Сусанина» ( на слайде).

-Какую цель поставим?(узнать о подвиге Ивана Сусанина, чем прославлено его имя в истории нашей страны и какими качествами обладал этот человек).


-Ребята, давайте составим план по достижению нашей цели.

-Что нам в этом поможет в достижении цели?(учебник)

-Что ещё поможет нам в достижении нашей цели. С чего мы всегда начинаем работать над произведением? (со словарной разминки)

-Ответы на вопросы после знакомства с произведением нам помогут?(да)

-Кто согласен, что по такому плану мы будем с вами работать?

-Как будет происходить первое знакомство с произведением, читать произведение буду я или вы хотите самостоятельно познакомиться с произведением?

-Кто согласен?

4.Решение УЗ

1.Работа с эпиграфом.

-Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Давайте прочитаем его.

«Напоминать юношеству о подвигах предков - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине». К.Ф. Рылеев.

-Как вы понимаете эти строки?

-А вы знаете, кто такой Кондратий Фёдорович Рылеев?

-Это автор произведения «Иван Сусанин».

-Как вы думаете это произведение нам может помочь ответить на наши вопросы?

2. Об авторе .

-Кто же он, К.Ф. Рылеев?

Современник Александра Сергеевича Пушкина, он прожил недолгую жизнь- 31 год, родился в 1795году и умер в 1826 году.

Это молодой, блестящий офицер, который сам был героем Отечественной войны 1812года. Поэт, философ, высокообразованный человек, участвовал в декабрьском восстании, цель которого была облегчить жизнь простого человека. Восстание было разгромлено, а Рылеева и других декабристов арестовали и приговорили к смерти. В 1826году приговор был приведён в исполнение.

Размышляя о настоящем, мечтая о будущем, Рылеев часто обращался к прошлому русского народа, к прошлому своей страны. Он написал цикл исторических стихотворений, названных думами.

Дума - это большое стихотворение на историческую тему.

Каждая дума Рылеева посвящена отдельному герою и озаглавлена его именем: Олег Вещий, Дмитрий Донской, Иван Сусанин.

3.Чтение предисловия (с.84 )

4.Словарная разминка(с.85 )

-Для чего мы обращаемся к словарям?

5. Чтение думы учителем с одновременным разбором слов ( обращение к сноске).

6.Первичное восприятие текста.

-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этой думы?(гордость за героя произведения, в то же самое время грусть, жалость за то, что человек погиб)

-Почему это стихотворение заставляет нас так волноваться, сопереживать герою, вызывает чувство грусти, тоски, скорби?

-Это трудный вопрос. Чтобы ответить на него, надо глубже проникнуть в тайну стихотворения.

7.Беседа с элементами выборочного чтения.

-С чего начинается повествование? Прочитайте.

-Как вы понимаете «ни зги не видно»?

- Что означают слова «с сердцем вскричали враги»?

-В чём упрекают ляхи старого Ивана?

-Уверены ли они в своей победе? Докажите словами из текста.

-Кого защищает Сусанин?

-Куда он приводит неприятеля?

-Как он приглашает поляков отдохнуть? Какие слова говорит и каким тоном? Найдите и прочитайте их.

-Как вы думаете, поверили поляки Сусанину? Какими строчками вы это подтвердите?

-С кем разговаривал Сусанин ночью?

-Что мы узнаём из этого диалога о Сусанине?

-Итак, наступает утро. Сусанин ведёт поляков в лес.

-Как здесь ведёт себя Сусанин?

-Понимает ли он, что погибнет?

-С каким чувством звучат последние его слова? Прочитайте их выразительно.

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 148. Кого вы видите на ней?

Отражает ли иллюстрация строки из текста. Докажите.

-А зачем художники иллюстрируют произведения?

-Какими словами автор заканчивает думу?

-Ведёт ли Сусанин себя, как настоящий герой, защитник земли русской?

7.Произведения художников.

-Сила духа русского народа, патриота, защитника Отечества вдохновляли во все времена не только поэтов, писателей, но и художников и композиторов. Этот подвиг вдохновил не только Рылеева на создание произведения «Иван Сусанин», но подвиг этого человека вдохновлял и художников(обращение к картине М.Фаюстова «Иван Сусанин»).

8.Прослушивание оперы композитора Михаила Ивановича Глинка «Иван Сусанин».

9. Возвращаемся к заданию на доске.

-Можем мы применить наши знания и дать сравнительную характеристику Ивану Сусанину?

5.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

-Что нового узнали по теме «О прошлом Родины»?

-Кто согласен?

-Это произведение правильно подобрано в разделе?


6. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

-Какую цель мы поставили?

-Мы достигли цели урока?

-Какие знания получили?

-Знания, которые вы получили на уроке, они вам полезны? Где они вам пригодятся?

-Это знание можно использовать на других уроках?


7.Оценка.

Раздать листы самооценки.

Организую итоговую самооценку усвоения и применения знаний.



Домашнее задание: с.89 зад. № 4, №5.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ткаченко Мария Петровна

Дата: 30.04.2020

Номер свидетельства: 548439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства