Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Подвиг Ивана Сусанина" (К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин", 4 класс, УМК "Планета знаний" )»
Тема « Подвиг Ивана Сусанина» (4класс, УМК «Планета знаний»)
Цель урока: познакомить учащихся с подвигом Ивана Сусанина.
Задачи:
Познакомить с литературным произведением К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин».
Учить детей вдумчивому чтению художественного произведения с целью осознания образа главного героя, развивать умение выразительного чтения, чтения по ролям.
Развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к историческому прошлому русского народа.
Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.
Формируемые УУД
1.Личностные УУД
Формирование: положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения, любовь и уважение к большой и малой Родине, формирование патриотических чувств;
мотивации к обучению и познанию литературы; адекватной самооценке;
готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Развивать умение ориентироваться в тексте, выполнять учебные действий в устной и письменной форме.
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее
результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей
деятельности, аргументировать своё мнение и позицию; умения осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3.Познавательные УУД
знать биографию автора произведения;
самостоятельно находить значения слов в словарях;
знать, что такое дума.
4.Коммуникативные УУД
Формирование умения работать в паре, умения слушать и слышать, понимать собеседника.
Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, музыкальный центр, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Музыкальный материал:М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»(эпилог «Славься»)
Информационные источники:
Э.Э.Кац «Литературное чтение», Москва АСТ «Астрель» 2014г.
Методическое пособие Э.Э.Кац «Обучение в 4 классе» по учебнику «Литературное чтение», Москва АСТ «Астрель» 2014г.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний. Мотивация.
-Мы продолжаем работать в разделе «О прошлом Родины». Что мы с вами узнали из этого раздела о прошлом нашей Родины?( о событиях, которые происходили на русской земле на протяжении многих лет; это было давно, около 800 лет назад )
- Такую книгу создал монах Нестор и записи эти назывались летописями.
-С записью о ком мы познакомились на первом уроке по теме «О прошлом Родины»? ( о князе Олеге, имя которого прославлено победами и который умер нелепой неожиданной для него смертью, но предсказанной кудесником)
- Какой это был князь?(одержал много побед, могучий, великий, смелый беспощадный).
-Познакомились с песней «Сборы польского короля на Русь», в которой о чём рассказывается? (как на Русь пришли завоеватели, русский народ встал на защиту свое родины и бежал король заклинал сам себя «Не дай, боже, ходить на святую Русь. Ни мне, королю, ни брату моему»).
-Как вы думаете, мы познакомились со всеми важными событиями в жизни нашей страны и героями того времени?(нет)
-Прежде, чем продолжим знакомиться со следующим произведением из раздела «О прошлом Родины », я предлагаю выполнить задание.
Задание на интерактивной доске.
Какими качествами обладал князь Олег? Какими качествами обладал Иван Сусанин? Сравните.
Слова-помощники:
мужество, самоуверенность, гордость, грубость, уверенность, высокомерие, жестокость, эгоизм, самоотверженность, преданность, трусость, бесстрашие, любовь к Родине, великий могущественный, имя прославлено победами.
Учащиеся работают в паре, 1 человек на интерактивной доске.
3.Постановка учебной задачи(3мин)
Проверка выполненного задания. Зачитываются качества князя Олега.
-Кто задание выполнил полностью? Почему? (Потому что мы не знаем ничего об Иване Сусанине)
-Хотите узнать?(да)
Тема «Подвиг Ивана Сусанина» ( на слайде).
-Какую цель поставим?(узнать о подвиге Ивана Сусанина, чем прославлено его имя в истории нашей страны и какими качествами обладал этот человек).
-Ребята, давайте составимплан по достижению нашей цели.
-Что нам в этом поможет в достижении цели?(учебник)
-Что ещё поможет нам в достижении нашей цели. С чего мы всегда начинаем работать над произведением? (со словарной разминки)
-Ответы на вопросы после знакомства с произведением нам помогут?(да)
-Кто согласен, что по такому плану мы будем с вами работать?
-Как будет происходить первое знакомство с произведением, читать произведение буду я или вы хотите самостоятельно познакомиться с произведением?
-Кто согласен?
4.Решение УЗ
1.Работа с эпиграфом.
-Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Давайте прочитаем его.
«Напоминать юношеству о подвигах предков - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине». К.Ф. Рылеев.
-Как вы понимаете эти строки?
-А вы знаете, кто такой Кондратий Фёдорович Рылеев?
-Это автор произведения «Иван Сусанин».
-Как вы думаете это произведение нам может помочь ответить на наши вопросы?
2. Об авторе .
-Кто же он, К.Ф. Рылеев?
Современник Александра Сергеевича Пушкина, он прожил недолгую жизнь- 31 год, родился в 1795году и умер в 1826 году.
Это молодой, блестящий офицер, который сам был героем Отечественной войны 1812года. Поэт, философ, высокообразованный человек, участвовал в декабрьском восстании, цель которого была облегчить жизнь простого человека. Восстание было разгромлено, а Рылеева и других декабристов арестовали и приговорили к смерти. В 1826году приговор был приведён в исполнение.
Размышляя о настоящем, мечтая о будущем, Рылеев часто обращался к прошлому русского народа, к прошлому своей страны. Он написал цикл исторических стихотворений, названных думами.
Дума - это большое стихотворение на историческую тему.
Каждая дума Рылеева посвящена отдельному герою и озаглавлена его именем: Олег Вещий, Дмитрий Донской, Иван Сусанин.
3.Чтение предисловия (с.84 )
4.Словарная разминка(с.85 )
-Для чего мы обращаемся к словарям?
5.Чтение думы учителем с одновременным разбором слов ( обращение к сноске).
6.Первичное восприятие текста.
-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этой думы?(гордость за героя произведения, в то же самое время грусть, жалость за то, что человек погиб)
-Почему это стихотворение заставляет нас так волноваться, сопереживать герою, вызывает чувство грусти, тоски, скорби?
-Это трудный вопрос. Чтобы ответить на него, надо глубже проникнуть в тайну стихотворения.
7.Беседа с элементами выборочного чтения.
-С чего начинается повествование? Прочитайте.
-Как вы понимаете «ни зги не видно»?
- Что означают слова «с сердцем вскричали враги»?
-В чём упрекают ляхи старого Ивана?
-Уверены ли они в своей победе? Докажите словами из текста.
-Кого защищает Сусанин?
-Куда он приводит неприятеля?
-Как он приглашает поляков отдохнуть? Какие слова говорит и каким тоном? Найдите и прочитайте их.
-Как вы думаете, поверили поляки Сусанину? Какими строчками вы это подтвердите?
-С кем разговаривал Сусанин ночью?
-Что мы узнаём из этого диалога о Сусанине?
-Итак, наступает утро. Сусанин ведёт поляков в лес.
-Как здесь ведёт себя Сусанин?
-Понимает ли он, что погибнет?
-С каким чувством звучат последние его слова? Прочитайте их выразительно.
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 148. Кого вы видите на ней?
Отражает ли иллюстрация строки из текста. Докажите.
-А зачем художники иллюстрируют произведения?
-Какими словами автор заканчивает думу?
-Ведёт ли Сусанин себя, как настоящий герой, защитник земли русской?
7.Произведения художников.
-Сила духа русского народа, патриота, защитника Отечества вдохновляли во все времена не только поэтов, писателей, но и художников и композиторов. Этот подвиг вдохновил не только Рылеева на создание произведения «Иван Сусанин», но подвиг этого человека вдохновлял и художников(обращение к картине М.Фаюстова «Иван Сусанин»).
8.Прослушивание оперы композитора Михаила Ивановича Глинка «Иван Сусанин».
9. Возвращаемся к заданию на доске.
-Можем мы применить наши знания и дать сравнительную характеристику Ивану Сусанину?
5.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.
-Что нового узнали по теме «О прошлом Родины»?
-Кто согласен?
-Это произведение правильно подобрано в разделе?
6.Итог занятия. Рефлексия деятельности.
-Какую цель мы поставили?
-Мы достигли цели урока?
-Какие знания получили?
-Знания, которые вы получили на уроке, они вам полезны? Где они вам пригодятся?
-Это знание можно использовать на других уроках?
7.Оценка.
Раздать листы самооценки.
Организую итоговую самооценку усвоения и применения знаний.