Просмотр содержимого документа
«Таланты наши для тебя, россия! гордись и славься, мой родной донбасс!»
Ряднина Наталья Евгеньевна
МОУ «УВК № 244 ГОРОДА ДОНЕЦКА» 2021
Тема урока:
ТАЛАНТЫ НАШИ ДЛЯ ТЕБЯ, РОССИЯ!
ГОРДИСЬ И СЛАВЬСЯ, МОЙ РОДНОЙ ДОНБАСС!
Цели:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, содействующих патриотическому воспитанию школьников; знакомство с матрешкой, как предметом народного творчества.
Обучение взаимодействию друг с другом.
Формирование исследовательских и творческих форм мышления.
Задачи:
Образовательные
Формирование понятия о малой родине, как будущей части большой страны России.
Развивающие
Развитие наблюдательности; умения добывать информацию из иллюстраций;
развитие умения обобщать полученную информацию.
Воспитательные
Воспитание любви к своей родине, чувства гордости за свою страну;
развитие умения оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;
воспитание уважительного отношения к себе, к людям, к творчеству, к тому, что сделано руками человека.
Планируемые результаты:
Предметные
Учащиеся узнают о малой родине; научатся составлять устный рассказ.
Метапредметные
Учащиеся научатся соблюдать простейшие нормы речевого этикета; сотрудничать при выполнении задания в паре.
Коммуникативные
Будут учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные: научатся использовать свою речь для регуляции своего действия.
Познавательные: научатся соотносить понятия с примерами из реальной жизни.
Личностные: смогут осуществить самооценку на основе критерий успешной учебной деятельности и этических чувств.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
Психологический настрой на урок. Создание условий для возникновения внутренней потребности учащихся для включения в учебную деятельность.
Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете!
Музыка всюду, улыбки и смех!
Школа открыла двери для всех!
Учитель.
– Дорогие ребята! Сегодня у вас торжественный и важный день. Ещё вчера вас называли малышами, а сегодня вы – ученики и школьники.
– Сегодня в школе - праздник. Как он называется? ( День знаний)
Вас много знаний новых ждёт.
Успешным будет школьный год.
– Вместе нам предстоит учиться не только читать, писать и считать, но ещё и радоваться своим успехам, успехам своих товарищей, думать, размышлять.
– А чтобы со всем этим мы смогли справиться, надо друг с другом познакомиться.
– А как мы это можем сделать? (варианты детей)
2. Знакомство.
– Давайте все дружно назовем каждый своё имя (называют) – Не получилось.
– Давайте шёпотом назовём свои имена (называют) – Снова не получилось.
– Да, ребята. Вместе хорошо играть, петь, а вот говорить лучше по одному.
Это первое школьное правило.
– Человеку становится особенно приятно, когда его слушают. Если мы научимся друг друга слушать, всем нам станет тепло и уютно.
Учитель: Ребята, мне хочется, чтобы наш класс был очень дружный. Я очень хочу с вами дружить. Вот вам моя рука. Кто хочет со мной подружиться, протяните мне свои руки. Учитель проходит по классу, прикасаясь к каждому ученику. Чтобы эти руки дружбы были всегда со мною, обведите ладошку на листе бумаги, подпишите на ней свое имя. Дети работают, звучит музыка.
Актуализация опорных знаний
– Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
Ученик 1
Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Ученик 2
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Учитель
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы,
Там холмик зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.
– Мы будем говорить о родном крае, о Донбассе, о России.
Сообщение темы урока
Тема нашего урока звучит так:
«Таланты наши для тебя, Россия! Гордись и славься, мой родной Донбасс!»
Работа по теме урока.
«Доскажи родное словечко»
– Назовите столицу нашей Родины, Донецкой Народной Республики г.Донецк
– Назовите столицу Российской федерации – ……..г. Москва
– Главная улица нашего города – ……… ул. Артёма
– Какая река протекает через наш город? – р. Кальмиус
- Ребята, как называется край, в котором мы живем? (Донбасс)
2. «Таланты Донбасса»
- Ребята, а вы обращали внимание на то, что у нас часто можно встретить флаги и символику России? Как вы думаете, почему? (ответы детей)
На самом деле, несмотря на то, что у нас разные флаги, мы всегда были братскими народами. В одном строю шли в бой, пели одни и те же песни и даже готовили одни и те же блюда на праздник
Когда-то давно мы были одной страной. Именно поэтому наша история, культура и творчество так тесно переплелись.
Донецкий край подарил миру много выдающихся людей, творчеством которых восхищались и жители России. С Донбассом связаны имена героев войны и труда. Своим творчеством, любовью к краю, наши соотечественники прославляли свою Родину.
Давайте обратим внимание на некоторых из них:
Мы славимся великими спортсменами нашего края, это-
Самый сильный человек Дмитрий Халаджи
Донецкий богатырь Дмитрий Халаджи – один из самых сильных людей планеты и единственный человек, способный установить пять рекордов за один час. Халаджи может поднять пять пудов одной рукой, выполняет «крест» с гирями на мизинцах и жим двух гирь в одной руке. Коронный номер Халаджи – завязать узлом несколько 20-с антиметровых гвоздей за минуту. Один из знаменитых подвигов Дмитрия – преодоление рекорда древнегреческого атлета Бибона, который поднял одной рукой снаряд весом почти 144 кг. Снаряд сохранился до наших дней, а вот поднять его под силу пожалуй только Дмитрию. Халаджи изготовил собственный снаряд весом 152 кг и поднял его одной рукой, причем дважды – второй раз для тех, кто не успел сфотографировать. Дмитрий Халанджи внесён в Книгу рекордов Гиннесса как автор шестидесяти трех рекордов. Написал несколько рассказов о знаменитых богатырях, за которые в 2010 году был награждён литературной премией «Золотое перо Руси».
Человек-птица Сергей Бубка
Один из самых известных в мире легкоатлетов Сергей Б убка родился в Ворошиловграде (теперь это Луганск), однако спортивную карьеру сделал в Донецке и тем самым украсил созвездие спортивной плеяды Донецка. Гармоничное развитие силы, скорости и техники превратили Сергея в чемпиона, который устанавливал рекорд за рекордом в течение всей спортивной карьеры. Сергей установил 35 мировых рекордов, причем его достижения по прыжкам в высоту (6 м 14 см на открытом стадионе и 6 м 15 см в зале). Серге́й Наза́рович Бу́бка — 6-кратный чемпион мира по прыжкам с шестом. Первый в мире человек, прыгнувший выше шести метров. На счету Сергея Бубки 35 мировых рекордов. Сергей первым в истории прыжков с шестом преодолел шестиметровую планку. А всего за свою спортивную карьеру он выше шести метров он перелетал 44 раза. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса как обладатель самого большого количества мировых достижений.
Л илия Александровна Подкопаева (род. 1978) — украинская гимнастка, заслуженный мастер спорта Украины (1994), судья международной категории.
Мы славимся великими певцами, композиторами и артистами
В адим Писарев родился в городе Донецк в семье рабочего. Он поступает в Донецкую хореографическую школу, где получает первые уроки танца. Танцевальная карьера Вадима начинается в малоизвестном ансамбле “Зарница”. Художественный руководитель Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко, основатель и директор международного фестиваля «Звёзды мирового балета».
С оловьяненко Анатолий Борисович (1932—1999) — советский и украинский оперный певец, лирико-драматический тенор, народный артист СССР, Герой Украины, лауреат Ленинской и Государственной премий им. Т. Г. Шевченко, Кавалер Ордена Итальянской республики.
Кобзон Иосиф Давидович (11.09.1937) родился в городе Часов Яр Донецкой области, народный артист СССР (1987), народный артист Украины (1991), советский и российский э страдный певец (баритон), музыкально-общественный деятель, педагог, герой ДНР. Иосиф Кобзон известен своей неутомимой работоспособностью и необыкновенным мужеством. Иосиф Кобзон провел самое рекордное количество концертов в день — 12. Он занесен в «Книгу рекордов России» — певец признан самым титулованным артистом страны.
В историю мировой культуры как композитор, который создавал классическую музыку, вошел наш земляк Сергей Прокофьев. Прокофьев Сергей Сергеевич (1891—1953) — русский и советский композитор, народный артист РСФСР.
Мы славимся великим человеком-космонавтом
Георгий Тимофе́евич Береговой (1921 - 1995) – первый космонавт Донбасса. Ч еловек-легенда, лётчик-космонавт, человек с большой буквы, дважды Герой Советского Союза, внёс большой вклад в освоение небесного пространства. Есть среди наших земляков космонавты. В 1968 году Георгий Береговой совершил полет на космическом корабле «Союз – 3». Летчик – космонавт СССР, дважды герой Советского Союза Г. Береговой провел первый космический репортаж.
- Список наших знаменитых земляков можно продолжать бесконечно. Надеюсь, что и ваши имена когда-то прославят наш Донецкий край.
Говорят, талант-это ценный дар. А каждый ребёнок — это целый мир. Одни любят петь, танцевать, другие — мастерить, рисовать, сочинять. Я уверена, что каждый из вас обязательно раскроет свой талант в нашей школе и подарит его всей планете.
Давайте начнем открывать свои таланты прямо сейчас и немного разомнемся.
Физминутка (волшебные слова)
• поднимите руки
• поднимите руки вверх, пожалуйста
• будьте добры, наклонитесь вперед
• присядьте
• выполните, пожалуйста, повороты в стороны
• наклонитесь вправо – влево, пожалуйста
• пошагайте
• будьте любезны, попрыгайте и т. д.
Сюрпризный момент с матрешкой.
- Ребята, у меня для вас сюрприз. Кто-то спешит к нам в гости на первый урок, попробуйте отгадать.
Прячутся от нас с тобой одна куколка в другой,
На косыночках горошки, что за куколки …(матрешки)
- Сегодня матрёшку знают во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. Матрешка – желанная гостья в каждом доме. Этот год в России и в нашей Республики назвали годом русской культуры, поэтому Матрешка и пришла к нам в гости, как символ русской культуры.
- Но откуда же в России появилась Матрешка? Хотите узнать? Я расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. В одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то все ее звали Матрёшкой.
С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
А матрешка не одна -
С ней приехала сестра.
Ты большую открывай
И сестричку вынимай.
- Что-то не получается у нас открыть Матрешку.
Нужно значить постараться и еще позаниматься.
Выполнив лишь все секреты мы поможем кукле этой.
- Постараемся, друзья?
5. Сказочные поздравления.
- Вы знаете, что вам прислали поздравления сказочные герои? Да-да, ведь все сказочные герои тоже когда-то чему-то учились, они окончили сказочную школу и умеют читать и писать. И теперь многие сказочные персонажи рады поздравить вас с вашим первым учебным днём и передают свои советы. Отгадайте, кто вам их прислал.
Е сли вы идёте по полю и находите денежку, то не спешите покупать самовар, как это сделала я. Лучше купите новую интересную книжку. (Муха-цокотуха)
Мы, все три весёлых братца, спешим поздравить вас с началом учебного года. Учитесь лучше, и тогда сможете построить такой же прочный дом из камней, как и наш братец Наф-Наф! (Три поросёнка)
Не бегайте по классу на переменках, а то можете нечаянно разбить вазу или уронить золотое яичко. И мне тогда придётся высиживать новое яичко, не золотое, а простое. (Курочка Ряба)
Поздравляю всех первоклассников! Желаю набираться ума и обязательно научиться читать. А то когда папа Карло подарил мне азбуку, я променял её на билет в кукольный театр, о чём очень жалею. Берегите ваши учебники! (Буратино)
К ак можно усерднее учитесь в школе, и не только наукам, но и вежливости. А то к нам однажды в гости пришла девочка Маша. Она съела нашу кашу, сломала стульчик Мишутки и даже валялась на наших кроватях! (Три медведя)
Я тоже мечтаю пойти в школу, как вы! Если бы я училась в школе, то узнала бы, что Волк - это хитрый хищник, и с ним никогда нельзя разговаривать и, тем более, говорить, где живёт моя бабушка. (Красная Шапочка)
- Молодцы! Вы замечательно знаете сказки и сказочных героев! А ведь в школе учатся не только писать и читать, решать примеры и задачки. В школе учатся петь песни, потому что без музыки жизнь грустная. Учатся рисовать, потому что без красок жизнь будет неяркой. Учатся трудиться, потому что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. А на занятиях по физкультуре учатся бегать и прыгать, чтобы быть ловкими и крепкими. Давайте и мы с нашей матрешкой попляшем немножко.
Физминутка с Матрешкой.
«Что с собою мы берем»
- Наша Матрешка хочет узнать, какие школьные принадлежности будут помогать нам открывать свои таланты. Какие же вещи можно приносить в школу? Я прочитаю стихотворение. А вы хлопнете в ладоши, если такие вещи в школе нужны, если же какие – то вещи в школе не нужны, покажите движениями головы. Посмотрим, кто самый внимательный из вас…
Если в школу ты идёшь, То в портфель с собой берёшь: - В клеточку тетрадку? - Новую рогатку? - Веник для уборки? - Дневник для пятёрки? - Альбом и краски? - Карнавальные маски? - Азбуку в картинках? - Рваные ботинки? - Фломастеры и ручку? - Гвоздиков кучку? - Карандаши цветные? - Матрасы надувные? - Ластик и линейку? - В клетке канарейку? - Альбом, чтоб рисовать? - Жвачек, чтоб жевать? - Учебники в обложке? - Тарелки, вилки, ложки? - Диванчик, чтоб лежать? - Картон, чтоб вырезать?
8. «Как мы в школе себя ведем» - Как учиться будем, узнали, что можно в ранце носить вспомнили, а как себя вести в школе будем? Если вы согласны с утверждением, то громко говорите «Да», а если в предложении говорится что-то не так, то говорите «Нет»
Все домашние заданья Буду четко выполнять. да На уроки с опозданьем Буду утром прибегать. нет Дома ручку не забуду И тетрадь, и карандаш. да А забыл — реветь я буду На весь класс, на весь этаж. . нет На уроках обещаю Не шуметь и не болтать. да Если и ответ не знаю, Буду руку поднимать. . нет А во время перемены Обещаю не шуметь, да Не сбивать людей и стены, Не толкаться, как медведь. да Буду ловким, буду смелым, Буду я в футбол играть. да Значит, буду то и дело Мячик в окна забивать. . нет Буду умным и веселым, Делать добрые дела, да Чтоб меня родная школа Как родного, приняла. Да.
- Молодцы ребята, вы славно справились со всеми заданиями. Как вы думаете, смогли ли мы помочь Матрешке? Покажет ли она нам своих сестричек? (открывается Матрешка)
Оказывается чудо и в школе случается,
Сестрички-Матрешки у нас появляются.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
(шаблоны матрешек у детей на партах)
- Наш первый урок подходит к концу. Если вам было хорошо и интересно на уроке, раскрасьте своих матрешек яркими цветами. Если были отдельные моменты, когда испытывали трудности – используйте темные цвета карандашей.
Итог урока
- Вот и закончился наш 1-й урок.
Я желаю всем сохранить полученный эмоциональный настрой на весь учебный год!