«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном»
Выполнила: Лапсуй Олеся Сомтеровна,
учитель начальных классов
МКОУ Газ-Салинская средняя
общеобразовательная школа
Урок-игра по русскому языку для 4 класса на тему:
«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном»
Цели:
- усвоить сходства и различия между данными частями речи;
- развивать умение правильно и точно использовать в речи имена существительные и прилагательные.
Ход урока
1. Организационный момент
На слайде изображены две тучки, из которых беспорядочно «капают» капельки дождя, на которых написаны следующие фразы:
ПРЕДМЕТ; ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА; КАКОЙ?; ЧТО?; КАКАЯ?; КАКОЕ?; КТО?; КАКИЕ?; ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ЧИСЛАМ И ПАДЕЖАМ; ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ЧИСЛАМ, РОДАМ, ПАДЕЖАМ.
- Какие две части речи должны быть написаны на этих тучках? (Имя существительное и имя прилагательное.)
2. Проверка домашнего задания.
Упражнение 355, стр. 41.
Что есть особенного у этих птиц? (Эту птицу сразу узнаешь по большому клюву и мешку под ним. Во время охоты пеликан набивает свой мешок рыбой, а потом спокойно поедает добычу.
Под кожей у пеликана есть воздушные мешки, поэтому он не может нырять. Только бурый пеликан может погружаться в воду, пикируя довольно с большой высоты. Вот почему эти птицы охотятся на мелких местах.
Во время охоты пеликаны громко кричат, загоняя рыбу. Но на отдыхе или около своих гнезд, которые птицы устраивают в трудно доступных болотистых местах, они очень осторожны.
Всего на земном шаре живет восемь видом пеликанов.
У всех пеликанов плавательные перепонки обтягивают все четыре пальца: эти птицы гребут ногами, как веслами. Вот и названы все они веслоногими.)
- Назовите прилагательными в творительном падеже. (Громоздкими, неуклюжими, белыми.)
3. Минутка чистописания.
а) Массаж рук.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки
Веселитесь на лужайке.
б) Работа в тетради.
3. Работа по теме урока.
а) Сравнение имен существительных и прилагательных.
Учитель предлагает план ответа.
1.Что такое?
2.Что обозначает?
3.На какие вопросы отвечает?
4.Как изменяется?
5.Каким членом предложения чаще всего бывает?
Учитель обращает внимание на рисунок тучек.
Из какой тучки упала каждая капелька?
На доске появляется запись в два столбика.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1.
Часть речи
1.
Часть речи
2.
Предмет.
2.
Предмет.
3.
Кто? Что?
3.
Какой? Какая? Какое? Какие?
4.
Изменяется по числам и падежам.
4.
Изменяется по родам, числам и падежам.
5.
Главным, второстепенным.
5.
Второстепенным.
- Чем сходны имя существительное и имя прилагательное? (Часть речи; изменяются по числам и падежам; в предложении являются второстепенными членами.)
- Чем различаются эти части? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения.)
б) Работа по учебнику.
Чтение вывода на стр. 43. Упражнение 359, стр. 42.
- Подберите существительные, укажите род и число у прилагательных. (Музыкальный (в м.р., ед.ч.) театр, интересные фильмы (во мн.ч.), добрая фея (в ж.р., ед.ч.), тяжелый (в м.р., ед.ч.) шкаф, высокие (во мн.ч.) деревья, сладкое (в ср.р., ед.ч.) повидло, современный (в м.р., ед.ч.) интерьер.)
- У каких прилагательных вы определили род? Почему? (Интересные, высокие. Данные прилагательные в множественном числе, поэтому род не определяем.)
Упражнение 363, стр. 44.
- Какие окончания пропущены? (У летней тропинки - в родительном падеже, единственном числе, женском роде. Существительное тропинка – 1-го склонения; в овражке – в предложном падеже, в единственном числе. Мужском роде, 2 – го склонения.)
СЕСТРИЦА (Слово разобрано по составу.)
в) Списывание. Упражнение 364, стр. 44.
4. Физкультминутка.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Поглядите, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
5. Словарно-орфографическая работа.
а) Упражнение «Четвертое – лишнее».
На доске написаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Нужно его найти. Ответ обосновать.
1) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ, ПОЕЗД, ПОСЫЛКА, ПОЧТА. (Железнодорожная – это сложное слово, а остальные слова – простые.)
2) ПРИВОЗИЛ, ПРИСЛУШАЛСЯ, ПОСПЕШИЛ, БОЛЕЛИ. (Болели – в этом слове нет приставки, в остальных словах есть приставки.)
3) ШОФЕР, ПОЕЗД, ДВЕНАДЦАТЬ, ВАГОН. (Поезд – в этом слове орфограмма «Проверяемая безударная гласная Е». В остальных словах – «Непроверяемая безударная гласная».)
4) БОЛЕЛИ. СВИСТОК, ПРОВЕРЯТЬ, ОБХОДЧИК. (Обходчик – в этом слове орфограмма «Непроизносимый согласный звук – Д», в остальных словах – «Непроверяемая безударная гласная».)
5) ПРОВЕРЯТЬ, ПОМОЧЬ, ПАЛЬЦЫ, ЗАДЕРЖАЛАСЬ. (Помощь – в этом слове мягкий знак не смягчает согласный звук, а указывает на форму глагола, в остальных словах мягкий знак смягчает.)
б) Упражнение «Найдите в словаре».
- Выпишите из словарика слова на тему Железная дорога». (Адрес, багаж, билет, вагон, вокзал, дежурный, дорога, километр, машина пассажир, путешествие, расстояние, тепловоз, электровоз, электростанция.)
в) Письмо по памяти. Упражнение 366, стр. 45.
- Укажите падеж прилагательных (Золотые – в И.п., речные – в В.п.)
6. Домашнее задание.
Упражнение 361, стр. 43.
7. Итог урока. Рефлексия.
- От чего зависит род прилагательного? (От рода существительного, с которым оно связано.)
- Можно ли определить род прилагательного во множественном числе? (Нет, род прилагательного определяется только в единственном числе.)