Разработка урока русского языка с аспектным анализом по теме "Состав слова" 2 класс
Разработка урока русского языка с аспектным анализом по теме "Состав слова" 2 класс
Разработка содержит УУД, аспектный анализ. Задача учителя - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Используются различные приемы и формы работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка с аспектным анализом по теме "Состав слова" 2 класс»
Конспект урока русского языка с аспектным анализом
во 2 классе
Тема: « Состав слова»
Цель: упорядочить знания учащихся о составе слова;
учить наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие-либо
части.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Состав слова»;
- сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- формировать навык грамотного написания слов;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- воспитывать интерес к предмету.
УУД:
Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: вступление в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказание взаимопомощи, осуществление взаимоконтроля, высказывание собственного мнения, формулирование своих мыслей, своего отношении к чему-либо.
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
Оборудование: компьютерная презентация, листы для самооценки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Проверьте свою посадку. Не забывайте об осанке.
- II. Сообщение темы и цели урока.
- Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: «Он знает русский язык». Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.
1) На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ (слайд 3)
- Если вы уберёте непарные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.
- Какое значение может иметь слово «состав»? (слайд 4)
- В словаре Ожегова сказано: состав – это: (слайд 5)
- Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?
- Тема нашего урока – состав слова.
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
- Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу и даже сможем научить других ребят (взрослых) разбирать слова по составу.
2.Таблица (начало – конец урока). Заполняет каждый ребёнок.
III. Актуализация знаний.
- Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне. Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Корень.)
- Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка.
- Кто знает, как она называется? (Приставка.)
- Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс.)
- А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?
- Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей.)
IV. Минутка чистописания.
- Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать, кто они такие, нам нужно правильно вставить букву и прочитать слово, а вставленную букву запишем на минутке чистописания.
– Догадайтесь, какие слова написаны.
– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (К, р, н, е, о, ь). Прочитайте:
– Чем похожи слова? (Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос кто?)
– Составьте из данных букв слово, начиная с буквы к. (Корень).
– Напишем слово корень без отрыва три раза.
V. Словарная работа: город , видеть, готовить , желать , рисовать, ш ё л.
- Назовите новое словарное слово. Определите орфограмму. Постарайтесь запомнить это слово. Запишите его несколько раз.
VI Закрепление изученного.
1. Состав слова (памятка в учебнике).
2. Устная работа:
- Что мы должны знать по теме урока? (Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.)
- В каком порядке следует выполнять разбор по составу.
- Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс?
3. Разбор одного слова по составу, используя памятку.
4. Работа по учебнику (№ 533, 534, правило с. 106).
5. Повторение о предложении (слайд 6-9):
– Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.
– В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов (слайд 10).
(Меткая пословица научит мудрости.)
– Вспомните пословицы про учение. (Ответы учащихся).
6. Повторение об однокоренных словах.
– В каждой группе слов найдите лишнее и разберите его по составу (слайды 11–12).
Водитель, водичка, водить.
Пёсик, песок, пёс.
Газетный, газ, газовый.
Листок, лисичка, лисонька.
Горе, горевать, пригорок.
(Учащиеся записывают слова в тетрадях: водичка, песок, газетный, листок, пригорок.)
7. Работа с тестом 1.
- Ответьте на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
1. Часть, без которой слово не может существовать:
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2. Родственные слова это:
У) слова, которые сходны по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов:
А) нет;
Е) да.
4. Суффикс служит для связи слов в предложении:
М) да;
Т) нет.
5. Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6. Открытие нового знания. Разбор слова по составу надо начинать с:
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7. Приставка служит для образования новых слов:
И) да;
Н) нет.
- Какое слово у нас получилось? (слайд 13)
- ЗНАТОКИ. Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока (Ответы детей.)
VII. Итог урока.
- А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?
- Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?
- Кто из вас для се6я решил поставленные задачи?
- Кто самостоятельно может разбирать слова по составу?
- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?
VIII. Рефлексия.
- Ребята, а кто может сказать о себе также: «Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня».
- Заполните таблицу «Конец урока».
IX. Домашнее задание.
- Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:
1) Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово.
2) Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме.
Аспектный анализ урока русского языка «Состав слова»
Аспект: роль компьютерных технологий в формировании УУД.
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует УУД с помощью компьютерных технологий.
Учитель: Марных Лариса Владимировна
Класс: 2.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации материала с использованием мультимедийной технологии на всех этапах урока.
Цель: упорядочить знания детей о составе слова; учить наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Состав слова»;
- сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- формировать навык грамотного написания слов;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- воспитывать интерес к предмету.
Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо.
Регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
Введение в анализ урока.
Урок русского языка по теме «Состав слова» проведен в соответствии с тематическим планированием. Использование компьютерной презентации и интерактивной доски позволило учителю достичь цели и решить все задачи урока в плане формирования УУД учащихся.
Этапы урока
I. Организационный момент.
Мотивация к работе, правильной посадке.
II. Сообщение темы и цели урока (работа по словарю Ожегова).
III.Актуализация полученных ранее знаний. Повторение пройденного о строении слова.
Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний. (Р)
Работа с разными источниками информации (П)
Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться. (Л)
Умение обосновывать свои суждения. (П)
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (Р)
(Компьютер используется учителем для проецирования иллюстративного ряда, для повторения материала)
V.Словарная работа (включение нового словарного слова в письменную речь учащихся).
VI.Закрепление изученного.
Обеспечение прочности и систематизации знаний пройденного материала (работа по учебнику, повторение об однокоренных словах, открытие нового знания – слово знатоки, его значение узнают из сети Интернет)
VII Итог урока
(формирование вывода по данной теме)
Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р)
(Использование интерактивной доски, компьютера. Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего.)
Находить из учебника информацию и новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения (П).
Работа с разными источниками информации (П)
(Использование интерактивной доски, компьютера. Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего.)
Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, осознанно выполнять задания (Р)
Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П)
Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л)
Способность к контролю, самоконтролю и коррекции. (Р)
VIII. Рефлексия.
Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р)
Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения. (К)
Понимать перспективы дальнейшей учебной работы. (Р)
IX. Домашнее задание (на выбор: традиционное и творческое).
Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П)
(Компьютер помогает учителю объяснить творческое задание, делает доступным изучаемый материал)
Роль компьютера на уроке:
Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока.
Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер (учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнивать, анализировать, делать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации).
Учителю компьютер – подсказчик (позволяет реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, иллюстратор, аниматор, повышающий уровень усвоения материала учащимися).
Компьютер позволяет сделать урок динамичным (способствует здоровьесбережению детей).