kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект. Мой метапредметный урок литературного чтения в 1 классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказы для детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение в 1 классе темы "Л.Н. Толстой. Рассказы детям" является важной составляющей в период становления личности ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект. Мой метапредметный урок литературного чтения в 1 классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказы для детей"»





Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе


по теме: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей»


по учебнику «Азбука» авторов В.Г Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной,


УМК «Школа России»


Мамуровой Ларисы Николаевны, учителя начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5" Рузаевского муниципального района


I. Введение

В проекте представлен урок литературного чтения в 1 классе по теме "Л. Н. Толстой. Рассказы для детей", выполненный в рамках ФГОС.

В методической разработке выделены требования к уровню знаний обучающихся по данной теме: учащиеся научатся, учащиеся учатся (имеют возможность научиться). Данная работа может быть интересна и полезна учителям, работающим по УМК "Школа России"

II. Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражает весь процесс достижения планируемых результатов.

Изучение в 1 классе темы "Л.Н. Толстой. Рассказы для детей" является важной составляющей в период становления личности ребенка. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Рассказы, написанные Л.Н.Толстым, богаты и разнообразны по содержанию. Они являются ценным вкладом в литературу для детей. Каждое произведение Л.Толстого, включенное в программы начальной школы по чтению, направлено на воспитание гуманных качеств в ребенке.

III. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Разработка технологической карты урока по литературному чтению.

Задачи проекта:

– изучить требования ФГОС НОО и рекомендации к разработкам методического обеспечения современного урока;

– определить содержание технологической карты по заданной структуре в рамках УМК «Школа России»;

– провести урок с использованием материала по программе.

1. Целевая группа проекта: учащиеся 1 класса.

2.Объект и предмет исследования.

Объект исследования: методическое обеспечение урока литературного чтения в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Предмет исследования: технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей».

IV. Сроки реализации проекта:

1. Подготовительный. 06.02.2020-07.02.2020

2. Основной. 10.02.2020

3. Заключительный.11.02.2020

V. Проектное решение

Тема урока: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями, совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления

Задачи:

Образовательные: формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний.

Развивающие: развитие доброжелательности, умение соотносить поступки с моральными нормами, оценивать свои и чужие поступки, способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь.

Воспитательные: формировать культуру общения, навыки коллективного труда, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися;

Планируемые результаты:

Регулятивные: способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнѐров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические соотносят поступки героев со своими собственными поступками.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.

Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний, соотносить поступки с моральными нормами, оценивать свои и чужие поступки, формировать культуру общения, навыки коллективного труда, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Предметные результаты: уметь самостоятельно читать рассказы Л.Н.Толстого, определять смысл поступков героев, приводить примеры (составлять небольшие рассказы) на определенные жизненные ситуации.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, коллективная.

Методы: наглядные, практические, решение проблемных задач, самоконтроля и взаимоконтроля, словесный,

Ресурсы: компьютер, проектор, экран, портрет Л.Н. Толстого, дерево (картинка), зеленые и красные яблоки, карточки с пословицами, учебник « Азбука» 2 ч, Москва, «Просвещение», 2016 г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др., книги для детей Л. Н. Толстого, презентация о жизни Л.Н. Толстого.









Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе

по теме "Л.Н. Толстой. Рассказы для детей"



Этапы урока и виды деятельности

Ресурсы

Деятельность учащихся

Форма

организации

УД

Содержание

учебного

материала

Формируемые

УУД

1.

Организационный

Этап.

Мотивация к учебной деятельности




Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Показывают готовность к началу учебной деятельности.

Быстро включаются в деловой ритм.

Фронтальная

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку

Всем-всем добрый день!

Я рада встрече с вами!

Надеюсь, сегодня вы порадуете меня.

А с каким настроением вы пришли на урок?


Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя, учатся самоорганизации.

Личностные: развитие самостоятельности.

Коммуникативные:

учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им

2.

Целеполагание

Компьютер, проектор, экран

Слушают учителя. Высказывают предположения.

- Учиться четко и правильно говорить.

- Учиться выразительно читать и говорить.

- Узнаем мудрость.

- Думать над прочитанным.

Фронтальная

- Сегодня на уроке чтения мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках. Определите по символам, над чем еще будем работать.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Познавательные: выдвигают гипотезы, осознанно и произвольно строят речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях.

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.

Актуализация знаний. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.

1. Речевая разминка.

Компьютер, проектор, экран

Читают чистоговорки , сначала хором, затем по одному.













Работают над скороговоркой в паре.

Фронтальная,

индивидуальная,

работа в парах

1. Речевая разминка

Учись отчетливо произносить звуки.

Та-та-та- у нас дома чистота;

Ты-ты-ты- сметану съели все коты;

Ти-ти-ти- съели

кашу всю почти;

Тё-тё-тё- отложили мы шитьё;

То-то-то- стали мы играть в лото;

Ат-ат-ат- берем с собой самокат.

2. Речевая разминка. Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

Личностные:

развитие самостоятельности.

Коммуникативные:

учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

.

Физкультминутка

Компьютер

Выполняют упражнения под музыку, осуществляют пошаговый контроль своих действий.: Подскоки на правой ноге. Подскоки на левой ноге. Бег на месте. Бег продолжается. Прыжки на месте на обеих ногах. Присели. Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох. Сесть за парту.


По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежили. До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немного отдохнем И домой пешком пойдем.



2.Работа с выставкой книг

Книги Л.Н. Толстого

Отвечают на вопросы учителя.

– У них один автор.


– В них разные рассказы, шрифт.


-У них разная толщина.





Рассматривают книги.

Различают книги, написанные для детей и взрослых, сравнивают их и находят различия. По внешнему виду распознают детскую книгу. Определяют отличительные признаки детских книг.


Фронтальная


- Что общего у

книг нашей выставки?

- Чем они различаются?

- Что ещё вы книги в заметили?

- Давайте найдем на выставке книги в тонкой обложке.

А теперь в толстой.

- Для кого предназначены книги с яркими иллюстрациями и в тонкой обложке?

Такие книги написаны для детей. А вот книги для взрослых, как правило, не имеют картинок.

Найдите эти книги на выставке.

Личностные: формирование познавательного мотива. формирование ценности "чтение".

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, что ещё не известно.

Коммуникативные:

Умение договариваться, находить общее решение. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос.

Познавательные: различают книги, написанные для детей и взрослых, сравнивают их и находят различия, Находят ответы на вопросы.


3. Постановка учебной задачи и определение темы урока.

Компьютер, проектор, экран

Слушают педагога .

-Книги Л.Н. Толстого.


Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.

-Будем читать рассказы Л.Толстого для детей.




Фронтальная

Книги, какого писателя представлены на нашей выставке?

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством великого писателя Л.Толстого и его рассказами для детей.

Познавательные: формулирование темы,, постановка проблемы, Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Регулятивные:

Соотнесение того, что известно и того, что предстоит узнать.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать других.

IV

Усвоение новых знаний и способов групповой деятельности.


1. Жизнь и творчество Л. Н. Толстого

Компьютер, проектор, экран, презентация.

Внимательно слушают и воспринимают рассказ, рассматривают портрет писателя, проявляют интерес и задают вопросы

Фронтальная

Рассказ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого

Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии — умер 7 ноября 1910.

Всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей.

Он написал "Азбуку" и четыре "русские книги для чтения". Рассказы из «Азбуки» мы сегодня будем читать, а некоторые уже читали.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и четко отвечать на вопросы.

Познавательные: внимательно слушать и воспринимать рассказ учителя, задавать вопросы.

Личностные: помочь учащимся осознавать социальную, практическую и личную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.



2. Работа с рассказом (учебник, с. 94)

Учебник "Азбука"

2 ч

В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин

Слушают педагога.

Отвечают на вопрос.

- В скороговорке говориться о коне.












Рассматривают иллюстрацию. Обсуждают проблему: действительно ли мальчики товарищи? Высказывают свое мнение, аргументируют его. Определяют нравственный смысл поступка героев.

Отвечают на вопросы

-Конь был у Пети и Мити.

-Мальчики поспорили.



-Их спор решила мама.



- Мама отобрала коня, потому что мальчики спорили.


-Мальчики могли играть вместе.







-Не надо жадничать, в игрушки лучше играть вместе, так веселее и интереснее..




Петя, Миша, автор.

Читают в группах.

Коллективная, фронтальная.

- О каком животном мы прочитали сегодня в скороговорке?

- У кого ещё из домашних животных есть копыта?

- А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но игрушечном.

- Рассмотрите картинку. Прочитайте рассказ про коня.





- У кого был конь?



- Что произошло между Петей и Митей?

- Кто решил их спор?

- Почему мама отобрала коня?

-Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали?

- А с вами происходили такие ситуации?

- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа.

Прочитайте текст по ролям. Сколько человек нам понадобиться?

Познавательные:

Учатся искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций

Регулятивные:

учатся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, с помощью учителя.


Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность , осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению.


Физкультминутка


Выполняют упражнения. Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя


Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре! – руки шире.

Пять! – руками помахать.

Шесть! – за парту тихо сесть

Личностные:

Осуществляют профилактику переутомления. ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке


3. Чтение рассказа "Помню я была мала.." с 94 учебника

Учебник "Азбука"

2 ч

В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин

Читает рассказ, хорошо читающий ученик. Находят ответ в тексте, выборочное чтение.

- Этот рассказ о девочке.


- Девочка.

Читают.




-Сумка получилась плохая?


-Девочка сама сшила сумку.


-Девочка хотела быть трудолюбивой.



Высказывают свое мнение, аргументируют его. Определяют нравственный смысл поступков героев

Фронтальная,

коллективная





- О чем этот рассказ?

- Кто герой рассказа?

Почему вы так решили?

- Зачитайте это предложение.

- Какая получилась сумка у девочки?

- Почему девочка гордилась своей работой?

- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть?


Поступки и поведение, кого вам больше понравились?

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Ориентация в учебнике, умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом нормы речевого поведения, культуры речи, задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого.

Личностные:

помочь учащимся осознавать социальную, практическую и личную значимость учебного материала, нравственный смысл поступков.

V

Этап закрепления знаний и способов действия

1. Творческая работа.

Работа в группах.

























2. Работа в парах. Читают и обсуждают рассказ.







3. Обобщающая беседа.

Учебник "Азбука"

2 ч

В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин

Читают рассказ "Два товарища"

Учебник с. 68











Высказывают свое мнение, аргументируют его примерами из произведения.


Соотносят поступки героев со своими поступками. Высказывают свое мнение, аргументируют его примерами из прочитанных произведений.

Вспоминают, и приводят примеры.













-Учат быть добрыми, не жадничать, вместе дружно играть, не бросать друзей в беде, быть трудолюбивыми и не лениться.

Фронтальная , коллективная.

- С некоторыми рассказами Л.Н. Толстого мы с вами уже были знакомы.

Поработайте в группах, вам нужно собрать рассыпавшиеся пословицы и попробовать объяснить их смысл.

- А к какому рассказу подойдут пословицы?

Сам погибай, а товарища выручай.

Без беды друга не узнаешь.

Можно ли назвать этих мальчиков товарищами ? Почему?

Придумайте свои рассказы или вспомните такие случаи из жизни.



1 ряд. Читают рассказ "Отец и сыновья"

2 ряд. Читают рассказ "Лгун"

3 ряд Читают рассказ "Старик и яблони"


– Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л. Н. Толстой?



– Чему же учат нас произведения Толстого

Регулятивные:

Умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и деятельность партнеров, учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Учатся оформлять свои мысли в устной форме, придумывать рассказы на на определенные жизненные ситуации, слушать и понимать речь других, вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению.

Личностные:

помочь учащимся осознавать социальную, практическую и личную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности,

нравственный смысл поступков.

VI

Подведение итогов учебного занятия.

Рефлексивно-оценочный. Самооценка.

Картинка дерева,

зеленые яблоки,

красные яблоки

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке.





















- Сегодня на уроке я узнал…


-Я хотел бы ещё узнать….

Фронтальная

– А теперь давайте вернёмся
к тому, что мы хотели узнать
на уроке.

- Обо всём узнали?

– Какой вид работы понравился больше?

- О чём хотели бы узнать подробнее?

Кто захотел взять в библиотеке книгу Толстого и прочитать ещё что-то? Оцените свою работу на уроке, ребята:

если вам все было понятно и урок понравился – поднимите зеленое яблочко;

если вы что-то не поняли и урок вам не понравился – поднимите красное яблочко.

А теперь прикрепите их на наше дерево!

Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.

Спасибо за урок!

Регулятивные:

Соотносят задачу, план урока и совершенные операции, учатся устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.

Познавательные:

Учатся использовать речь для регуляции своего действия, анализируют работу на уроке, учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные:

Учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учатся учитывать разные мнения.




VI. Урок литературного чтения разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Технологическая карта урока содержит следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, постановка учебной задачи, открытие нового знания, закрепление знаний и способов действия, рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока взаимосвязаны и последовательны.

Организационный этап- направлен на формирование регулятивных, коммуникативных, личностных УУД.

Целеполагание - направлено на формирование регулятивных, познавательных УУД.

Речевая разминка- направлена на формирование личностных, коммуникативных УУД.

Работа с выставкой книг- направлена на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных УУД.

Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого - направлено на формирование познавательных, коммуникативных, личностных УУД.

Работа с рассказами Л.Н. Толстого -направлены на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных УУД.

Творческая работа- направлена на формирование регулятивных, познавательных, личностных УУД.

Работа в паре- направлена на формирование регулятивных, коммуникативных, личностных УУД.

Рефлексия- направлена на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

На уроке использованы разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.

Методы работы: решение проблемных задач, словесные, наглядные, практические, самоконтроля и взаимоконтроля.

VII. Список литературы.

1. О.Е. Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте, Новое издание, Москва, «ВАКО», 2012.

2. Учебник « Азбука»ч.2 , Москва, «Просвещение», 2016г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др .

Использованные интернет- ресурсы:

1. https://s.11klasov.ru/9635-literaturnoe-chtenie-1-klass-pourochnye-razrabotki-tehnologicheskie-karty-urokov-bojkina-mv-iljushin-ls-i-dr.html

2. https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-obucheniia-gramote-l-n-tolstoi-rass.html

3. https://urok.1sept.ru/статьи/680220/

4. https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-klass-na-temu-lev-nikolaevich-tolstoy-rasskazi-dlya-detey-3606649.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Мамурова Лариса Николаевна

Дата: 26.09.2020

Номер свидетельства: 558483


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства