Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока по литературному чтению, 3класс ТЕМА: С. Чёрный "Воробей", "Слон".»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс
Тема: Саша Черный «Воробей», «Слон» »
Цели: 1)образовательные: продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»; обучить анализировать лирическое произведение; в) учить находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль;2)развивающие: развивать технику выразительного чтения; б) расширять словарный запас;
3) воспитывающие: а) воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.
Планируемые результаты:Предметные: познакомятся с произведениями Саши Черного; научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; понимать содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; осмыслять специфику стихотворений
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают произведения литературы; создают свой текст на основе ключевых слов и выражений; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы. Личностные: осуществляют эмоциональный отклик на лирическое произведение.
Оборудование: проектор, компьютер, диск
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
Очень рада видеть вас - за работу, в добрый час!
Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей.
Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку. Слайд 1
Огорчённая сорока Возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой, И домой вернулась с двойкой.
Понравилась ли вам скороговорка?
А что нельзя делать?
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
• Воробей влетел в веранду и выхватил у Вари вареник.
• Свиристель свиристит свирелью.
• Страус на стратостате осваивал стратосферу.
- Что объединяет эти скороговорки?
Прочитайте медленно (выразительно, по слогам, плаксиво, хитро)
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
- Вы вчера познакомились с одним из произведений Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка? ». Чем оно вас заинтересовало? Откройте это стихотворение, повторите. А сейчас будем читать наизусть.
- Закроем свои книги.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. Чёрного.
А сейчас отгадайте загадку.
Маленький мальчишка В сереньком армячишке, По дворам шныряет, Крохи собирает.
— О ком идёт речь? (о воробье).
- Определите цели урока, используя опорные слова: слайд 2
• Мы познакомимся с....
• Мы узнаем...
• Мы вспомним...
• Мы будем уметь...
• Мы сможем поразмышлять...
Изучение нового материала.
— Следующее стихотворение так и называется – “Воробей”. На эти слова была написана замечательная детская песенка.
Послушайте, я прочитаю его вам.(чтение учителем)
Понравилось ли вам это стихотворение?
1Первичное чтение
Чтение учащимися.
Какие слова вам были непонятны? (называют)
2Словарная работа. Слайд 3
Юркий - быстрый, увертливый.
Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием.
Врозь - отдельно, не вместе.
Вкось - не прямо.
Пичужка - птичка.
Вьюшка - крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла
— Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника.
ВЬЮШКА – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу, для сохранения тепла.
Физкультминутка слайд 4
Птички в гнёздышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят.
3. Вторичное чтение.
Чтение самостоятельно.
4.Анализ стихотворения «Воробей»
— Перечитайте первые четыре строчки стихотворения «Воробей».
— Каким вы представили себе воробья? (маленький, серенький, юркий).
— С кем его сравнивает автор? (с мышкой).
— Как понимаете выражение “глазки – бисер”? (Маленькие, блестящие).
— Как поэт относится к воробью? Докажите. (Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка”).
— Прочитайте стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём.
— Можно ли воробья назвать беззащитным? В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? Как вы им помогаете в зимний период времени? (делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц).
Перечитайте второе четверостишие.
Какую картину вы себе представили? Какое чувство автор выражает в первых двух строчках?(просьба)А почему он предлагает двинуть клювом ворону? (не хочет, чтобы вороне достались все крошки)
Меняется ли настроение автора? Какое чувство автор выражает в последних двух строчках?(досада)
Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью.
- Прочитайте третье четверостишие.
Какую картину вы себе представили?
Какое чувство в первых двух строчках?(просьба) Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки?(появляется недовольство)
Как автор называет ветер?(злюка)
Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. Попробуем прочитать это четверостишие, выражая настроение автора.
- Прочитайте четвёртое четверостишие.
Какую вы представили себе картину?
Ребята, вьюшка- это крышка в деревенской избе, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.
Какое здесь чувство выражает автор?( он просит воробья подружиться с ним)
Что он предлагает воробью?(остаться зимовать в его доме)
Он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку.
Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья.
- Прочитайте последнее четверостишие. Какую картину вы себе представили?
Какое здесь чувство выражает автор?(досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал)
Как автор называет воробья?(нахал) Он серьезно его так называет или с юмором?
А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы?(Фурх!)
Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора.
- А помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? Давайте, например, прочитаем третье четверостишие. Попробуйте почувствовать этот ритм.
- А теперь попробуйте прочитать всё стихотворение, передав интонацию строк и ритм.(сначала читает это стихотворение заранее подготовленный ученик, а потом пробуют и остальные ученики) Удалось ли ребятам передать настроение этого стихотворения?
- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
А теперь давайте послушаем это стихотворение ещё раз (диск)
Физкультминутка
Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (посмотреть вправо, влево) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти стряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели, Заниматься тихо сели.
5. Первичное чтение стихотворения «Слон»
Отгадайте загадку, о ком идёт речь?
Некрасивый он, пожалуй... Вместо носа — шланг пожарный, Уши вроде опахал, Ростом с башню отмахал.(слон) слайд 5
Прочитайте стихотворение «Слон» самостоятельно. Подумайте, как его надо читать?
А теперь давайте послушаем это стихотворение ещё раз (диск)
6. Проверка первичного восприятия.
- Кто с кем разговаривает?
Прочитайте в лицах разговор слона с малышом.
- Рассмотрим рисунки в учебнике. Подходят ли они к данному произведению? Докажите.
7. Анализ стихотворения «Слон»
- Одинаковая ли интонация передана в строках этого стихотворения?
Давайте прочитаем первую часть стихотворения- слова мальчика и слона. Какая интонация в словах мальчика? (удивление)
А какое настроение у слона? (грусть) А какие слова говорят, что ему грустно?
Прочитайте эту часть, передав и эмоции мальчика, и эмоции слона.
- Прочитайте вторую часть. Как вы думаете, мальчику жалко слона? Он, наверное, даже сочувствует ему, надеется на лучшее.
А что мальчик дарит слону? Он дарит ему слона, чтобы слонику было веселее. Прочитайте эту часть, передав настроение мальчика.
- Определите тон всего стихотворения: шутливый или серьёзный?
- Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. 1 вариант читает за мальчика, 2 – за слона.
V. Рефлексия. (синквейн) слайд 6
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть (по выбору)
VII. Итог урока.
- Вы прочитали три стихотворения Саши Черного. О чем они: о животных или о людях? Какое стихотворение вы бы хотели выучить наизусть?