kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок проводится  в игровой форме. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг»»


План-конспект урока

по окружающему миру в 4 классе


Тема урока: «Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг»

Дата проведения: 21.11.2019г.

Учитель: Гатиятуллина Н.М.


Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.

Учебные задачи:

  1. Создавать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.

  2. Создавать условия для развития у умения структурировать информацию.

  3. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.

  4. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

  5. Выяснить, почему огонь называют и другом, и врагом.

  6. Узнать причины возникновения пожара.

  7. Запомнить правила поведения при пожаре.

  8. Узнать, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой.

  9. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование и учебно-дидактическое обеспечение:

- компьютер, мультимедийное оборудование;

- учебник «Окружающий мир» ч. 1;

- рабочая тетрадь №1;

- карточки с заданиями для работы в парах и группах;

- тест для самостоятельной работы;

- картинки с изображениями жизненных ситуаций.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: мотивировать к изучению темы; включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

У.: - Покажите, что вы прочитали с помощью этого знака. (Начало урока).

- Проверьте свою готовность к уроку. У.: - Молодцы!

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

– Прочитайте и объясните пословицы. (Ответы детей.) слайд

Всякий дом хозяином держится.

Горе тому, у кого непорядки в дому.

-Какая общая тема объединяет эти пословицы?

- Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Хотите узнать, какое горе может случиться с тем, у кого непорядки в дому?

Ш. Определение темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

У.: - По содержанию учебника прочитайте тему урока на странице 76. Посмотрите, к какому разделу относится этот урок.

У.: Кто может назвать тему урока?

Д.: «Когда дом становится опасным». Раздел «Твоё здоровье».

У.: Эта тема очень большая, поэтому мы познакомимся с ней в течение двух уроков. Сегодня мы будем работать на стр.76-81 (на доску).

Р абота в группах (в четвёрках)

У.: - Давайте вспомним правила работы в группе.

  • Говори в полголоса. Не кричи!

  • Поделись своим мнением.

  • Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.

  • Выбери консультанта.


У: - Объединитесь в четвёрки.

- Просмотрите тексты, рисунки и задания на этих страницах. Обсудите в группе и предположите, о чем мы будем говорить сегодня, чем будем заниматься на уроке?

Проверка: ответы детей по группам.

  1. Мы с группой посовещались и предположили, что мы будем сегодня на уроке узнавать причины возникновения пожара.

  2. Мы будем читать текст «Огонь - друг и враг».

  3. Совершим путешествие в прошлое в рубрике «Этот удивительный мир…»

  4. Прочитаем, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой. и др.


У: - Опираясь на ваши рассуждения, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? Давайте внесём уточнение.

Тема «Огонь – друг и враг» (надпись на доску).

Определение цели урока:

У: - Опираясь на тему урока и ваши рассуждения, поставьте цель урока.

Проверка: фронтальная. (Ответы детей)

Цель: узнать о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём. Выучить правила пожарной безопасности.

Составление плана урока:

У.: - Что поможет в достижении цели?

Д.: - План работы.

- Давайте составим план работы в соответствии с заданиями учебника.

(На доске записан план работы на уроке в произвольном порядке, обучающиеся составляют в определённой последовательности).

План работы:

  1. Причины возникновения пожара.

  2. Почему говорят «Огонь - друг и враг».

  3. Правила поведения при пожаре.

  4. Как уберечь себя от ожогов.

  5. Как пользоваться газовой плитой.

  6. Итог.


IV. «Открытие нового знания». Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

У.: - Приступаем к выполнению первого пункта плана.

 1. Причины возникновения пожара.

Работа по учебнику (с. 76).

- Давайте обратимся к учебнику. Что показывает этот условный значок? (Обсудим вместе).

- Прочитаем отрывок из стихотворения. Рассмотрим рисунки. Ответим на вопросы: «Какие причины возникновения пожара? Почему огонь может стать врагом?».

(Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».)

Проверка фронтальная (Ответы детей на вопросы.)

Причины пожара: 

  1. Не играй со спичками и зажигалками.

  2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.

  3. Не суши белье над плитой.

  4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома.

  5. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

  6. Не разводи костер в лесу.

  7. Будь осторожен с газом.


Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

У.: - Приступаем к выполнению второго пункта плана.

2. Почему говорят: «Огонь – друг и враг».

У.: - Как вы думаете, почему произошла эта история? Давайте разбираться.

1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг» ( стр.77: 1, 2 абзац)

2.) Сообщения учащихся.

3) Просмотр презентации «Огонь – друг и враг».

У.: - Ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а также сберечь здоровье и жизнь людей.

У.: - Давний друг человека – огонь … Откуда он произошёл, ваше мнение? Ответы детей.)

- Давайте совершим экскурсию в прошлое и узнаем. Какая рубрика нам поможет? Найдите в учебнике.

3.) Рубрика «Этот удивительный мир…».

( Чтение текста на стр.79) Слайды

Рефлексия: - Как вы считаете, мы выполнили этот пункт плана? Коротко вывод. (Ответы детей.)

У.: - Переходим к следующему пункту плана.

3. Составление правил поведения при пожаре.

1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг».

(стр.79; продолжение с 3-го абзаца)

У.: - Сначала мы дочитаем текст до конца, и узнаем первое правило:

1.Как нужно дышать, если кругом дым?

2.) Работа со словарём.

- Найдите в тексте выделенное слово. ( «удушье»)

- Как определить значение этого слова? (по словарю)

- Определите по толковому словарику, что оно значит (учебник стр.140).

Проверка. Объяснение слова «удушье» по словарю.

3.) Формулировка правил поведения при пожаре.

У.: - А теперь составим остальные правила поведения при пожаре.

Задание на стр. 78. Что показывает этот значок?

Работа в парах

- Составьте правила поведения. Используйте опорные слова в «Подсказке» на стр. 79. (Ответы детей в парах.)

У. : -Теперь мы сверим ваши ответы с учебником.

Проверка: Чтение вывода на стр.81 .

- Если в доме возник пожар, а взрослых нет, сразу убегай.

- Выводи из горящего дома малышей.

- Никогда не прячься в горящем доме.

- Не пытайся тушить пожар самостоятельно.

- Зови на помощь.

- Звони по телефону 01.

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

Д инамическая пауза.

Цель: смена вида деятельности

«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

У. - Какой следующий пункт плана нашей работы?

4. Как уберечь себя от ожогов.

5. Как пользоваться газовой плитой.

У.: -Хочу объединить эти два пункта плана и выполнить задание по вариантам.

1.Самостоятельная работа по учебнику.

Взаимопроверка в парах.

Дополнительная информация: «Как действовать при ожогах».

У. Если получил небольшой ожог, надо подставить обожженное место под струю ледяной воды. Если на месте ожога оказался пузырь, его нельзя прокалывать, чтобы не занести инфекцию. При обширных ожогах надо сохранить стерильность, обернуть больное место чистой тканью и доставить человека к врачу.

V. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

У: - А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

-Как вы считаете, мы достигаем цели?

-Давайте проверим, как вы можете использовать свои знания, полученные на уроке.

Работа над тестом.

1.)Обведи буквы правильных ответов.

1.Если в доме возник пожар:

в) останься дома и попытайся потушить пожар;

с) не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь дом.

2.При пожаре звони:

не) 04; же) 03; ол) 02; ог) 01.

3.Увидев дым:

ром) открой окна и проветри помещение;

нём) немедленно покинь помещение.

4.Дыши через:

ре) сухую тряпку.

не) мокрую тряпку;

5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай кран с водой :

шу) холодной, а затем добавляй горячую воду;

му) горячей, а затем добавляй холодную воду.

6. Как пользоваться газовой плитой? Сначала:

ти) зажги спичку, а потом открой газовую горелку.

ба) открой газовую горелку, а затем зажги спичку.

2.)Запиши буквы ответов в таблицу. Прочитай.

1

2

3

4

5

6

С

ог

нём

не

шу

ти!


Самопроверка тестов по образцу. Слайды

(Учитель предлагает для проверки тест с ответами на слайде.)

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

VI. Творческое использование сформированных умений и навыков.

Создание плаката «Огонь – друг и враг». Работа в группах-шестёрках (дифференцированные задания на листах).

У: - Как вы считаете, достаточно ли ваших знаний, чтобы создать плакат о правилах пожарной безопасности?

- Работать будем в группах, выполним интересное задание.

Консультанты, получите задания.

Желтые стикеры:

Выберите только те картинки, которые вы поместите в раздел «Огонь - друг».

Красные стикеры:

Выберите только те картинки, которые вы поместите в раздел «Соблюдай правила пожарной безопасности».

Синие стикеры:

Составьте правила, которые вы поместите в раздел «Правила поведения при пожаре».

Зеленые стикеры:

Составьте из строчек стихотворение.

Выберите номер телефона, по которому будем звонить в пожарную службу.

(Выполнение работы: приклеивание картинок и полосок с предложениями на цветные листы.)

Проверка. Отчёт групп о работе.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

У.: - Давайте подведем итог урока:

Как высчитаете, достигли мы цели урока?

Какие шаги мы делали для достижения поставленной цели?

Что вам было интересно?

Что вам было трудно?  

Считаете ли вы урок полезным? Почему?

(Ответы детей.)

VIII. Оценивание работы обучающихся.

У.: - Ребята, ну а теперь скажите, кто был самым активным на уроке? Чья работа вам понравилась? (Ответы детей.)

Самооценка.

-Оцените свою работу на уроке на листе самооценки:

Лист самооценки

№ п/п

«Огонь – друг и враг»

Оцени себя


Знаю причины возникновения пожара.


Понял, почему говорят: «Огонь - друг и враг».


Запомнил правила поведения при пожаре.


Активно работал в паре.


Активно работал в группе.



Проверка.


IX. Домашнее задание. Учебник стр. 76-81 прочитать; по выбору: учебник стр. 81 «Портфельчик»; тетрадь стр. 26, № 74; нарисовать рисунки по теме урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гатиятуллина Назиля Мирсаитовна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529747


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства