Актуализация знаний | Проверка домашнего задания: -Ребята, давайте вспомним, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? -Откройте с. 13 учебника и найдите в тексте: Прочитайте, что ответила курице посуда? Найдите в тексте, что промолвил медный таз? Прочитайте слова, с которыми обратилась Федора к посуде, когда шла за ней. | -На прошлом уроке мы познакомились со сказкой Корнея Ивановича Чуковского “Федорено горе” -Но ответило корыто: “На Федору я сердито!” И сказала кочерга: «Я Федоре не слуга!» А фарфоровые блюдца Над Федорою смеются: «Никогда мы, никогда Не воротимся сюда!» - И ответила посуда: «Было нам у бабы худо, Не любила нас она, Била, била нас она, Запылила, закоптила, Загубила нас она!» -«Да,- промолвил медный таз,- Погляди-ка ты на нас: Мы поломаны, побиты, Мы помоями облиты. Загляни-ка ты в кадушку — И увидишь там лягушку. Загляни-ка ты в ушат — Тараканы там кишат, Оттого-то мы от бабы Убежали, как от жабы, И гуляем по полям, По болотам, по лугам, А к неряхе-замарахе Не воротимся!» - «Ой вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять, А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету!» - Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала. Полоскала их она. «Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить и уважать!»/ В конце сказки Федора была заботливая хозяйка, которая любит и уважает свою посуду, а из этого можно сказать, что она была еще и счастливая. - «Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю. Кушай, кушай, Федора Егоровна!» |
Реализация проекта выхода из затруднения | Откройте с. 25 учебника, обратите внимание на иллюстрации. -Скажите, кого вы видите на рисунке? -Героев какого произведения Самуила Маршака изобразил художник? -Кто здесь лишний? Первичное знакомство (аудиозапись) -Теперь предлагаю познакомимся с произведением “Кот и лодыри" прослушаем его и ответим на вопрос, почему автор так назвал свое произведение? -Так почему автор так назвал свое стихотворение? -Как вы думаете, кто такой лодырь? -А где можно узнать значение этого слова? В толковом словаре С.И.Ожегова это слово объясняется так: ЛОДЫРЬ — это лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать. -Так кто такой лодырь? Работа над содержанием текста -Теперь давайте сами прочитаем этот текст по частям: 1 часть: -Скажите, куда собирались лодыри? -Куда они попали? -Что было на спине у ребят? -А что такое ранец? -Что несли ребята под мышками? -Куда собирались ребята с коньками? 2 часть: -Кого увидели лодыри? -О чем спрашивали лодыри кота? -От чего был хмурый кот? -Чем был опечален кот? -Почему котята не могут учиться? - Почему кот был хотел учиться грамоте? -Как вы считаете, прав ли кот? 3 часть: - Что ответили ему лодыри? -Почему их не могу ничему научить? -Какое слово выделено в тексте розовым цветом? -Что такое грифель? -Где мы можем узнать значение этого слова? -В толковом словаре это слово объяснятся так: ГРИФЕЛЬ - палочка из особой породы сланца для писания на грифельной доске. То же, что графит. -Чем и где пишут лодыри целый день? - Что ответил лодырям серый кот? Общая беседа -Ребята, как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков, но и кота? -В каких словах содержится главная мысль? Кто их произносит? -Сейчас предлагаю прочитать про себя пословицы на с.29, после чего ответить, какой смысл у этих пословиц и подходят ли они к содержанию стихотворения? Учись с молоду - пригодится в старости. -Подходит ли эта пословица к содержанию текста? Как вы ее понимаете? Мудрым никто не родился, а научился. -Подходит ли эта пословица? Объясните ее значение. Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет. -Что вы можете сказать по поводу этой пословицы? У лодыря что ни день, то лень. -Что же означает последняя пословица и подходит ли она? -Обратите внимание на задание 4 на с.29. Давайте прочитаем его про себя, а затем найдем слова близкие по значению слову “лодырь” и определим какое же слово здесь лишнее, почему? Работа с иллюстрациями. Выборочное чтение. Откройте с. 26, рассмотрите иллюстрацию, кого вы здесь видите? -Какими словами из текста можно подписать эту картинку? -Смотрим следующую иллюстрацию на с. 27. -Кто на ней изображен? -Найдите строки, к которым нарисована эта картинка. -Теперь давайте рассмотрим иллюстрацию на с.28 -Какие строки подходят к этой картинке? 5.Работа над выразительным чтением -Ребята, какое это стихотворение по настроению? -Действительно, ребята! Именно поэтому чтение здесь должно быть веселое, бодрое. Давайте сначала прочитаем его про себя, а затем вслух выразительно его прочитают 2 человека. | -На рисунке я вижу лошадь, свинку, утку, щуку, кошку, курицу, жабу, мышонка, мышку-мать. -Художник изобразил героев “Сказки о глупом мышонке” -Лишних героев здесь нет, потому что все на ночь пели колыбельную мышонку. -Стихотворение называется “ Кот и лодыри”, потому что главными героями выступают именно кот и лодыри. -Лодырь — это человек ленивый, который любит бездельничать, а не трудиться. -Значение этого слова можно найти в толковом словаре. -Лодырь — это лентяй, бездельник. -Лодыри собирались на урок -Лодыри попали на каток -На спине ребята несли толстый ранец с книжками. -Ранец — это портфель, рюкзак -Под мышками ребята несли коньки на ремне. -С коньками ребята собирались на каток. -Лодыри увидели как из ворот выходил хмурый и ободранный кот -Лодыри спрашивали у кота, почему он был такой хмурый -Кот был хмурый, потому что ему был скоро год -Кот был опечален тем, что он не учен письму и грамоте -Котята не могут учиться, потому никто их не хочет этим заниматься. Никто для них не стоит школы -Кот хотел учиться грамоте, потому что без нее далеко не уйдешь, а только пропадешь, ведь без грамоты нормально не поешь, не попьешь. Даже номера на воротах не прочтешь. -Да, я считаю, что кот прав. Ведь многую информацию мы узнаем читая, а чтобы уметь читать надо быть грамотным. -Лодыри ответили коту, что им уже скоро 12 лет, их учат и грамоте, и письму, но их никак не могут выучить. -Лодырей не могут ничему научить, потому что им лень. Им больше нравится кататься целый день на коньках. -Розовым цветом выделено слово - грифель. -Грифель — это графитовая палочка, которая находится в карандаше -Значение этого слова мы можем узнать в толковом словаре -Целый день лодыри пишут коньками на катке. -Серый кот ответил лодырям, что ему скоро год, много видел он лодырей, но настолько ленивых первый раз. -Автор сделал героями не только мальчиков, но и кота, потому что кот обычно в жизни как лодыри, любит поваляться, поиграться, ничего не делать, а в данном произведении он показан с другой строны: хочет выучиться грамоте, но при этом не может. А лодырям на это всё равно, могут учиться, но не хотят. На примере кота можно хорошо увидеть, что же ждет лодырей в будущем: ничего не прочесть, нормально не поесть, ходить ободранными, как кот. -Главная мысль содержится в словах кота. Он говорил, что надо учиться, потому что без грамоты далеко не уйдешь, а только пропадешь. -Да, эта пословица подходит к содержанию текста. Я понимаю эту пословицу так: пока мы маленькие нам надо учиться, потому что, когда мы попадем во взрослую жизнь нам эти знания пригодятся. -Да, подходит. Никто не рождается сразу мудрым, все знания приходят к нам спустя какое-то время через упорство и труд. -Эта пословица тоже подходит к содержанию стихотворения. Она говорит, что ленивый человек избегает работы, любым способом. Например, как лодыри, которые вместо того, чтобы учиться катались на коньках. -Да, она тоже подходит. Лодыри всегда ленятся. Постоянно уходят от работы, находя себе оправдание, чтобы не делать. Например, говорят, что начнут делать что-то “Завтра”, но как известно завтра становится сегодня. -Близкие по значению слова: бездельник, лентяй, лежебока, ленивец. Слово неряха лишнее, потому что неряха — это неаккуратный, нечистоплотный человек. -На картинке я вижу кота. -Эту картинку можно подписать такими словами: из ворот Хмурый и ободранный Кот идет. -На картинке изображены лодыри. - К этой картинке подойдут такие сроки: отвечают лодыри: — Милый кот, Нам пойдёт двенадцатый Скоро год. Учат нас и грамоте И письму, А не могут выучить Ничему. -К этой картинке пойдут такие строки: Мы не пишем грифелем На доске, А коньками пишем мы На катке! -По настроению стихотворение веселое, автор обсуждает детей лодырей, которых осуждает кот. Мы привыкли видеть котов беззаботными, а тут даже кот хочет учиться грамоте, а дети, которые учатся в школе наоборот лентяи. -Читают произведение |