kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отрытый урок. Предмет: русский язык Урок в теме «Язык – главный помощник в общении» Тема: Как возникают слова. «Рассказ о слове»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Находка для открытых уроков. В помощь Вам,дорогие учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отрытый урок. Предмет: русский язык Урок в теме «Язык – главный помощник в общении» Тема: Как возникают слова. «Рассказ о слове»»

технологическая карта

Урок в 3 А классе. Система «Перспектива»

Учитель Закалина Е.Н.

МБОУ Лицей № 8

Предмет: русский язык

Урок в теме «Язык – главный помощник в общении»

Тема: Как возникают слова. «Рассказ о слове»

Тип урока: Урок рефлексия.

Форма проведения урока: урок – проект

Цели:

  1. Формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект;

  2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

  3. Воспитывать бережное отношение к слову, языку.

Формировать УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: умение слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Место роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок в разделе «Язык – главный помощник в общении»





Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Личностные: умение высказывать свое отношение к различным ситуациям, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные:

  • получат возможность научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять из источников необходимую информацию (Познавательные УУД)

  • уметь договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; продолжать учиться сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания (Коммуникативные УУД).

  • формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Регулятивные УУД)

Ресурсы: Презентация к уроку, школьные словари: толковый, словообразовательный, синонимов, антонимов, фразеологизмов.

Основные понятия: слово, проект, значение слова.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.





















Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность

учителя


Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

- Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке.

- Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?

-Правильно.

-Вспомним правила работы в группах.









- Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом:

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок.

Слушают стихотворение.

-Мы будем работать в группах.





-Работая в группе нельзя перебивать говорящего, ссориться, нужно выслушивать мнение каждого члена группы, работать дружно, сообща, поддерживать друг друга, проявлять терпение.

Личностные УУД: умение приготовить рабочее место

Регулятивные УУД: умение эмоционально настроиться на работу.

Коммуникативные УУД: развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу


Актуализация и пробное учебное действие.




- Прослушайте мелодию песни предположите, о чем она.





-Почему мнения о содержании песни разделились?

-Чего не хватает?

-Для чего нужны слова?



-Что такое слово?





Работа по слайду 4.

-Ребята, давайте посмотрим значение «слово» по определениям из толкового словаря С.И.Ожегова.

Прочитайте значение этого слова.

-Хорошо, а что вы знаете о словах?




Прослушивают музыкальный фрагмент.

-Нам непонятно, о чем песня. Она может быть о чем угодно.

-Каждый имеет свое представление, о чём может быть песня.

-В этой песни не хватает слов.

-Слова нужны для того, чтобы понять о чём песня.

-Слово-это то, что произносит человек, когда говорит, единица языка.



-Слово-

1.Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.

2.Речь, способность говорить.

-Слова бывают разных частей речи, могут иметь несколько значений, антонимы, синонимы, к ним можно подобрать однокоренные слова.

-Слова входят в состав словосочетаний, предложений, текста, пословиц и поговорок, фразеологизмов.

Познавательные УУД:

Повторение знаний приобретенных на уроке музыки и русского языка

Формирование целостной картины мира

Регулятивные УУД:

целеполагание


Локализация индивидуальных затруднений.

-Вспомним, что такое проект?













-Какая тема нашего проекта, как думаете? Что будет объектом исследования, что мы будем изучать?





-Какую цель поставим на уроке?

- а так ли важно все знать о слове?





-Определите задачи урока.

-Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
-Мы будем составлять текст про слово.

-Объектом нашего исследования будут слова, которые мы изучим.





-Цель урока: создать продукт-текст о слове.

-Важно всё знать о слове, чтобы правильно употреблять данное слово в устной и письменной речи.

-Нужно знать, как работать над этим проектом, для этого требуется составить алгоритм работы над проектом.

-Выполнить данный алгоритм, составить и защитить свой проект.


Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Подготовка к созданию проекта.


-Составим алгоритм нашей работы.

Алгоритм проекта:

  • Определить лексическое значение слова

  • Подобрать однокоренные слова

  • Подобрать синонимы и антонимы к этому слову

  • Подобрать фразеологизмы

  • Составить словосочетания

  • Найти пословицу

  • Составить предложение с этим словом









-Чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта :

Учиться:
определять…
подбирать…
находить…
составлять …
защищать…











-Ребята, что может быть источниками информации при работе над проектом?

-Правильно, молодцы!

-Как мы будем оценивать наши проекты?

-Конечно, я предлагаю взять три категории оценок. Каждый проект мы будем отправлять в чемодан, в мясорубку или в корзину.

Чемодан-проект удался, чемодан полностью упакован. Мясорубка-проект удался частично, через мясорубку отсею то, что получилось удачно. Корзина-всё выброшу, проект не удался.

Вы согласны взять такие критерии оценивания?

-Прочитайте пословицу.( Умные речи приятно слушать».)

-Как вы понимаете смысл пословицы?





-Выберите слово, над которым вы будете работать.





-Замечательно, вы выбрали слова разных частей речи, посмотрим, что у вас получится.

-Какими источниками информации воспользуетесь?

- Каким должен получиться ваш продукт?






-Сначала определяем лексическое значение слова.

-Потом подбираем однокоренные слова.

-Затем ищем синонимы и антонимы к этому слову.

-Следующее действие-подбираем фразеологизмы.

-С этим же словом составляем словосочетание.

-Правильно соединяем половинки пословиц.

-Последнее действие-составляем предложение с данным словом.



-Мы будем учиться:

-определять значение слов.

-Подбирать антонимы и синонимы к словам.

-Находить однокоренные слова, пословицы с данным словом, фразеологизмы.

-Составлять словосочетания и предложения.

-Защищать проект своей группы.

-Источниками информации при работе над проектом у нас будут учебники, словари синонимов и антонимов, справочники.

-Нужно разработать критерии оценки проектов.























-Да, это будет интересно!





-Смысл пословицы в том, что речь человека должна быть грамотной, красивой, чтобы её было приятно слушать.

-1 группа выбрала слово « умные».

-2 группа выбрала слово «речи».

-3 группа выбрала слово « слушать».







-Учебниками, словарями, справочниками.

-Проект, составленный сообща, правильно по нашему алгоритму, яркий, интересный.

Познавательные УУД умение выбрать нужный источник информации

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД: уметь вступать в диалог, договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя.

Физкультминутка.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать-

Раз-два-три-четыре-пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.


Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

Реализация построенного проекта.

Работа над проектом в группах.

Обобщение затруднений во внешней речи.












































-Ребята, работая в группе, каждый из вас сможет внести свой вклад в создание текста проекта.

Но помните, что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг другу или попросить помощи. Желаю вам работать активно, творчески, с интересом, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально.

Задания в группах, работа над словами по плану карты, распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями.

Каждый участник группы определяет своё задание:

-определить лексическое значение слова;

-подобрать однокоренные слова;

-подобрать синонимы и антонимы к этому слову;

-подобрать фразеологизмы;

-составить словосочетания;

-правильно соединить половинки пословиц;

-составить предложение с этим словом.


































Работают в группах постоянного состава.

Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.







Выполняют проект.



Выполняют предложенное задание, осуществляют контроль.

Регулятивные УУД:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества,

умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить

недостающую информацию у учителя;

Познавательные УУД: Поисковые (исследовательские): умения

самостоятельно найти недостающую информацию; решать проблемы творческого характера

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



Защита проекта.

Включение в систему знаний и повторения.

-На доске вы видите три картинки: чемодан, мясорубка, корзина.

Давайте поместим проект под одну из этих картинок. Чемодан – проект удался, чемодан полностью упакован.

Мясорубка – проект удался частично, через мясорубку отсею то, что получилось удачно.

Корзина – всё выброшу, проект не удался.

Итак, давайте оценим проект 1 группы, куда мы его поместим?

-Почему?





-Что больше всего понравилось в данном проекте?



-Хорошо, я тоже считаю, что проект создан правильно и оригинально ,отправляем его в чемодан.

-А что вы можете сказать о проекте 2 группы?







-Я согласна с вами, проект полный, отправляем его в чемодан.

Оценим проект 3 группы .Куда мы его отправим?

-Почему?











-Прекрасно, я с вами согласна, отправляем и его в чемодан.

-А какой проект самый удачный на ваш взгляд?

-Почему именно он?







-Здорово! Каждая группа хорошо поработала над своим проектами, защитила их, и мы оценили результаты работы.

























-В чемодан!

-Проект составлен правильно, без ошибок, слова подобраны интересные.

-Больше всего понравились подобранные однокоренные слова, синонимы и антонимы.









-Этот проект тоже составлен верно, здесь очень трудно было подбирать однокоренные слова, но ребята с заданием справились.

-Отправляем проект в чемодан!





-Отправим в чемодан!



-Всё составлено верно, интересно, информация полная.

-Подобраны очень смешные фразеологизмы со словом « слушать» и составлены интересные словосочетания.





-Проект 3 группы.



-Этот проект самый полный, яркий, запоминающийся.

-Кроме того, ребята отлично защитили свой проект!

Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД: учение вести монолог

Личностные УУД: уважительно относиться к результату труда одноклассников

Регулятивные УУД:

Учатся оценивать продукт своей деятельности.

Рефлексия учебной деятельности.


- Как думаете, достигли мы цели урока?



-Давайте оценим работу каждого участника в группе.

На парте у каждого три цветочка разных цветов. Голубой цветочек вы дарите тому человеку в группе, который на ваш взгляд принес самый очевидный вклад в работу группы; желтый – самому уступчивому, покладистому; красный – самому скромному, с вашей точки зрения. Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?







-Отлично,2 группа, а у вас?





-Молодцы! Послушаем 3 группу.









-Замечательно,Максим!

- В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел сказать его автор?

Стих о Слове

Сколь велико значение Слова,
Должны мы помнить с малых лет,
И не придумывать иного,
Чего не видел Белый Свет.

Словами лучше не бросаться,
Что вызывают слёзы, страх,
И очень может оказаться,
Что пожалеем о словах.

Сказав о том, чего не знаем,
Рискуем мы глупцами быть,
Бранясь на жизнь без покаяния –
Мы можем Счастье упустить.

Но есть и польза нам от Слова,
Что дарит радость душам вновь,
Нам дарят вдохновение снова –
Здоровье, Счастье и Любовь.





















- Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.

-Спасибо за урок.




-Да, мы достигли цели урока, создали продукт, получили результат и оценили его.



























-В 1 группе самый большой букет получился у Вовы Гущина, потому что он был самым активным членом нашей группы.

-У нас почти одинаковые букеты у каждого, потому что мы действовали сообща, дружно.

-У нас самый разноцветный букет получился у Максима Тарасова, потому что он успевал не только активно работать, но и всем помогать.



































Ответы детей:

-Автор хотел сказать, что словами нельзя « разбрасываться».

-Слово может больно ранить душу и сердце человека, если произнести его необдуманно.

-Нельзя говорить плохие слова, чтобы потом не жалеть об этом.

-Слова могут быть ласковыми, тёплыми, приносить здоровье, счастье и любовь.

Рефлексивные УУД: самоанализ, самооценка


Д/з

Создав проекты, вы убедились, как много интересного можно узнать, работая даже с одним словом. А в нашем русском языке их около 150000.

Придумано очень много пословиц о красоте и богатстве нашего языка.

Я предлагаю вам найти 3 пословицы или поговорки о красоте и богатстве русского языка, познакомить нас с ними, объяснив смысл выбранных вами пословиц или поговорок.





Оценка метапредметных результатов в ходе урока:



Этап урока

Метод диагностики метапредметных результатов

Организационный момент

Актуализация и пробное учебное действие

Метод наблюдения: рабочее место готово(личностные УУД), дети эмоционально положительно настроены на урок (Регулятивные УУД), в классе доброжелательная атмосфера (коммуникативные УУД)


Локализация индивидуальных затруднений

Метод беседы: на вопрос «чего не хватает в мелодии, чтобы понять, о чем она? Получен ответ: слов. (Познавательные УУД)

Построение проекта коррекции выявленных

затруднений

Беседа: в ходе беседы называют, что может быть источником информации при работе над проектом (Познавательные УУД)

Наблюдение над выбором задания: сами по своей инициативе выбирают посильное для себя задание (Регулятивные УУД)

Наблюдение над работой в группе: диалог, умение запросить недостающую информацию у учителя. ( Коммуникативные УУД)

физкультминутка

Наблюдение над выполнением упражнений: упражнения выполняются активно, с удовольствием

Реализация построенного проекта

Работа над проектом

Обобщение затруднения

во внешней речи

Наблюдение за работой групп.

Дети сами выбрали задание для себя (Регулятивные УУД), при необходимости вступают в диалог, договариваются в спорных случаях, могут найти недостающую информацию в источниках (Коммуникативные УУД), дети активны, самостоятельно добывают информацию для проекта ( Познавательные УУД).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Защита проекта

Включение в систему знаний и повторения

Организация деятельности учащихся:

Дети защищают проект, строят речевые высказывания (Познавательные УУД), внимательно слушаю проекты других команд (Личностные УУД), оценивают проекты друг друга Методика «Мясорубка. Чемодан. Мусорное ведро». (Регулятивные УУД)

Рефлексия

Методика «Букет»

Домашнее задание

Поисково-творческая работа (Познавательные УУД, личностные УУД, регулятивныеУУД)



Рефлексия учителя:

  Основная образовательная цель урока - формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект – была полностью достигнута. Дети работали в группах постоянного состава, все участники выполнили свою часть работы. Все группа представили свой продукт(результат проекта). Учебное сотрудничество учеников прошло успешно. Дети сами добывали знания, что является проявлением деятельностного подхода обучения.

  Объем учебного материала был небольшим, что позволило всем детям быть успешными во время урока и получить результат своего труда. Сильный и слабый ученики могли сами выбрать, какой объем материала выполнят они, сколько заданий будет им под силу.

  на уроке был использована технология проекта, которая способствует преодолению эгоцентрической позиции, успешному формированию навыков эффективного сотрудничества со сверстниками, усвоению учебного содержания школьных предметов, позитивное влияет на развитие общения и речи.

Вид проекта:

по доминирующей роли учащихся-исследовательско-творческий;

по характеру контактов-внутриклассный;

по продолжительности-краткосрочный;

по количеству участников-групповой.

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
Введение – часть в которой необходимо указать тему , цель, задачи и гипотезу.
Основная часть- описание поэтапного решения задач. Заключение- часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислить то, что удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

Форма продукта-текст о слове.



  Учащиеся на уроке были активны, активно пользовались различными источниками получения информации (словари, интернет, учителя, присутствующие на уроке).



  Речь учителя была содержательна, эмоциональна. Отношения с учениками были доброжелательными, тон общения - деловой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Закалина Елизавета Николаевна

Дата: 29.04.2020

Номер свидетельства: 548398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства