Открытый урок по литературному чтению в 3 класс УМК "Школа России" по теме: "Детство, опалённое войной в произведении Л.Кассиля"Отметки Риммы Лебедевой"
Открытый урок по литературному чтению в 3 класс УМК "Школа России" по теме: "Детство, опалённое войной в произведении Л.Кассиля"Отметки Риммы Лебедевой"
Открытый урок по литературному чтению можно использовать для показа на муниципальном и областном уровне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению в 3 класс УМК "Школа России" по теме: "Детство, опалённое войной в произведении Л.Кассиля"Отметки Риммы Лебедевой"»
МОУ Юрцовская СОШ
Открытый урок
по литературному чтению
в 3 классе
Тема: «Детство, опалённое войной в произведении Л.Кассиля
«Отметки Риммы Лебедевой»
Учитель начальных классов:
Круглова Ирина Геннадьевна
2019 год
Цель урока: ознакомить детей с рассказом Л. А. Кассиля « Отметки Риммы Лебедевой, познакомить с жизнью и творчеством Л.Кассиля, учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим.
Задачи урока: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения.
Планируемые результаты:
предметные:
- познакомятся с произведением Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;
- научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
метапредметные:
познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);
регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;
коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет
личностные:
- посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения
- знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать
басню как особый жанр литературы.
Ресурсы: презентация к уроку, толковые словари, портрет Л. А. Кассиля; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»,
Ход урока
Организационный момент.
(Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.)
- Здравствуйте, дорогие гости! Вы присутствуете на уроке литературного чтения в 3 классе. А мы с ребятами готовы его провести.
– Проверим готовность к уроку.
– Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Введение в тему урока.
Учитель: - Начать урок мне хотелось бы с небольшого музыкального произведения. Послушайте и подумайте о чём эта песня и почему именно с неё мы начнём наш разговор. (Просмотр клипа «И всё о той весне»)
- О чём эта песня? (Эта песня о войне)
- Действительно, эта песня имеет отношение к Великой Отечественной войне.
- А что вы знаете о войне?
1 ученик: 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
(Лысикова П.)
2 ученик: Великая Отечественная война – самая крупная война в истории человечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Каждый человек в мирное время имел свою профессию, но на войне была одна – «Защищать Родину».
(Пантюхин Е.)
3 ученик:Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Русские люди делали всё, чтобы остановить фашистов. ( Марунина В.)
4 ученик: Война закончилась Победой 9 Мая 1945 года. И в честь этого праздника, в честь героев нашей Родины в этот день вечером всегда гремит салют. И люди никогда не забывают тех, кто отдал жизнь за нас, за наше мирное небо. И мы тоже будем о них помнить. (Юдина К.)
Определение цели урока.
Учитель: - Какая наша тема и цель урока????
- Мы познакомимся … ( с новым произведением, в котором идёт речь о военном времени)
- Мы узнаем … (много нового и интересного)
Учитель:- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией Льва Абрамовича Кассиля.
Знакомство с жизнью и творчеством Л.Кассиля.
(Выступление с презентацией ученицы 3 класса Кривцовой Валерии)
Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), русский писатель.
Родился 27 июня 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. С детства был неуёмным фантазёром.
Разносторонняя одарённость Льва Кассиля проявилась уже в школе. Воспитанный в интеллигентной семье, он с детства хорошо играл на пианино, с успехом изучал иностранные языки, прекрасно рисовал, был сильным шахматистом, способным математиком. Особенно он любил сочинять разные истории, а в 9 лет написал своё первое стихотворение. По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. Все свободное время отдавал чтению русской классики.
Годы его жизни совпали с событиями, которые потрясли весь мир: Великая Отечественная война. Во время войны работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях. Лев Кассиль многие свои рассказы посвятил Великой Отечественной войне: «Рассказ об отсутствующих», «Линия связи», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой» и др.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Учитель: -В любой книге Льва Кассиля всегда есть настоящий герой – человек внешне мало отличимый от окружающих, но наделён прекрасными качествами души. Да, Лев Абрамович Кассиль, много писал о войне. Он считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение. Сегодня мы будем знакомиться с одним из произведений Льва Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» (дети открывают учебник стр. 175)
Словарная работа.
Учитель: - Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на трудные для понимания слова. Я для вас сделала выписку из Толкового словаря и хочу познакомить со значением этих слов.
Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.
Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).
Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. ( картинка)
- Давайте озвучим определение этих слов.
Знакомство с рассказом Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» (Прослушивание грамзаписи. Дети следят по тексту.???)
Первичная работа по тексту.
Вопросы для учащихся:
1.В какое время происходит действие в рассказе? (мирное или военное)
2. Назовите героев произведения?
3. От чьего имени ведётся рассказ?
4. Какое впечатление у вас от рассказа?
ФИЗМИНУТКА
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз – два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Вторичная работа с текстом.
- Чтение рассказа сильными учащимися.
Развитие речи. Составление вопросов по содержанию.
(Работа в группах)
- Каждой группе нужно придумать по 2 вопроса из своей части рассказа, так чтобы на один вопрос нужно ответить устно, а другой прочитать. (Учитель раздаёт карточки с пометкой о частях работы.)
Приблизительные вопросы для групп:
1 группа: - В какой город приехала Римма Лебедева со своей мамой?
- О чём предупредила учительница детей?
2 группа: - Как Римма Лебедева училась в школе? (посредственно- на тройки)
- Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста.
3 группа: - Куда часто ходили дети?
- Прочитайте о чём просил раненый лейтенант девочку?
4 группа: - Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой?
- Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте
5 группа: - Что Римма принесла лейтенанту по окончании второй четверти?
(ведомость – дневник)
- Почему девочка попросила расписаться лейтенанта? Прочитайте.
10 Работа в парах. Восстановление последовательности событий.
Учитель:- Мы очень хорошо изучили текст и перед вами стоит следующая задача: Восстановить последовательность событий в тексте. (раздать карточки на парту)
КАРТОЧКА: 1. Недостаточная успеваемость Риммы.
2. Хорошие оценки.
3. Походы в госпиталь.
4. Помощь лейтенанта в учёбе.
5. Лейтенант выздоровел.
6 Просьба лейтенанта.
7. Беда в родном селе.
8. Переезд Риммы.
9. Ошибки девочки.
Правильный план текста:
Переезд Риммы.
Беда в родном селе.
Недостаточная успеваемость Риммы.
Походы в госпиталь.
Просьба лейтенанта.
Ошибки девочки.
Помощь лейтенанта в учёбе.
Хорошие оценки.
Лейтенант выздоровел.
11.Итог урока:
- Вот и подошёл наш урок к концу. Давайте подведём итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему учит нас этот рассказ?
(учит нас несмотря на трудности в жизни, нужно их преодолевать и добиваться хороших успехов)???
12. Рефлексия:
- Понравился ли вам урок?
- Что особенно понравилось в своей работе?
- Мне захотелось….
- Оцени свои достижения.( смайлики)
13. Домашнее задание.
• Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой.
• Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта.
• Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА:
Ученик: Ради счастья и жизни на свете,(Ионова Н.)
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете
Ребята (хором): Никогда! Никогда! Никогда!
Ученик: Пусть солнце утопит всю землю в лучах!
Ребята: Пусть!
Ученик: Пусть мирные звёзды сияют над ней!
Ребята: Пусть!
Ученик: Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!
Ребята (хором): Пусть! Пусть! Пусть!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда будет мир!
Учитель: - А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!». У вас на столе лежат ваши вырезанные « ладошки». Наклеим их на наш плакат.