kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературному чтению в 3 класс УМК "Школа России" по теме: "Детство, опалённое войной в произведении Л.Кассиля"Отметки Риммы Лебедевой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению можно использовать для показа на муниципальном и областном уровне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению в 3 класс УМК "Школа России" по теме: "Детство, опалённое войной в произведении Л.Кассиля"Отметки Риммы Лебедевой"»

МОУ Юрцовская СОШ



Открытый урок

по литературному чтению

в 3 классе

Тема: «Детство, опалённое войной в произведении Л.Кассиля

«Отметки Риммы Лебедевой»







Учитель начальных классов:

Круглова Ирина Геннадьевна



2019 год



Цель урока: ознакомить детей с рассказом Л. А. Кассиля « Отметки Риммы Лебедевой, познакомить с жизнью и творчеством Л.Кассиля, учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим.

Задачи урока: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения.

Планируемые результаты:

предметные:

- познакомятся с произведением Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;

- научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

метапредметные:

познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет

личностные:

- посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения

- знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать

басню как особый жанр литературы.

Ресурсы: презентация к уроку, толковые словари, портрет Л. А. Кассиля; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»,



Ход урока

  1. Организационный момент.

(Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.)

- Здравствуйте, дорогие гости! Вы присутствуете на уроке литературного чтения в 3 классе. А мы с ребятами готовы его провести.

– Проверим готовность к уроку.

– Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

  1. Введение в тему урока.

Учитель: - Начать урок мне хотелось бы с небольшого музыкального произведения. Послушайте и подумайте о чём эта песня и почему именно с неё мы начнём наш разговор. (Просмотр клипа «И всё о той весне»)

- О чём эта песня? (Эта песня о войне)

- Действительно, эта песня имеет отношение к Великой Отечественной войне.

- А что вы знаете о войне?

1 ученик: 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

(Лысикова П.)

2 ученик: Великая Отечественная война – самая крупная война в истории человечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Каждый человек в мирное время имел свою профессию, но на войне была одна – «Защищать Родину».

(Пантюхин Е.)

3 ученик: Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Русские люди делали всё, чтобы остановить фашистов. ( Марунина В.)

4 ученик: Война закончилась Победой 9 Мая 1945 года. И в честь этого праздника, в честь героев нашей Родины в этот день вечером всегда гремит салют. И люди никогда не забывают тех, кто отдал жизнь за нас, за наше мирное небо. И мы тоже будем о них помнить. (Юдина К.)

  1. Определение цели урока.

Учитель: - Какая наша тема и цель урока????

- Мы познакомимся … ( с новым произведением, в котором идёт речь о военном времени)

- Мы узнаем … (много нового и интересного)

Учитель:- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией Льва Абрамовича Кассиля.

  1. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Кассиля.

(Выступление с презентацией ученицы 3 класса Кривцовой Валерии)

Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), русский писатель.

Родился 27 июня 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. С детства был неуёмным фантазёром.

Разносторонняя одарённость Льва Кассиля проявилась уже в школе. Воспитанный в интеллигентной семье, он с детства хорошо играл на пианино, с успехом изучал иностранные языки, прекрасно рисовал, был сильным шахматистом, способным математиком. Особенно он любил сочинять разные истории, а в 9 лет написал своё первое стихотворение. По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. Все свободное время отдавал чтению русской классики.

Годы его жизни совпали с событиями, которые потрясли весь мир: Великая Отечественная война. Во время войны работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях. Лев Кассиль многие свои рассказы посвятил Великой Отечественной войне: «Рассказ об отсутствующих», «Линия связи», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой» и др.

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Учитель: -В любой книге Льва Кассиля всегда есть настоящий герой – человек внешне мало отличимый от окружающих, но наделён прекрасными качествами души. Да, Лев Абрамович Кассиль, много писал о войне. Он считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение. Сегодня мы будем знакомиться с одним из произведений Льва Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» (дети открывают учебник стр. 175)

  1. Словарная работа.

Учитель: - Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на трудные для понимания слова. Я для вас сделала выписку из Толкового словаря и хочу познакомить со значением этих слов.


Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.


Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).


Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. ( картинка)

- Давайте озвучим определение этих слов.


  1. Знакомство с рассказом Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» (Прослушивание грамзаписи. Дети следят по тексту.???)



  1. Первичная работа по тексту.


Вопросы для учащихся:

1.В какое время происходит действие в рассказе? (мирное или военное)

2. Назовите героев произведения?

3. От чьего имени ведётся рассказ?

4. Какое впечатление у вас от рассказа?


ФИЗМИНУТКА

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз,

Посмотрите все на нас.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз – два, раз-два,

Заниматься нам пора!


  1. Вторичная работа с текстом.

- Чтение рассказа сильными учащимися.


  1. Развитие речи. Составление вопросов по содержанию.

(Работа в группах)

- Каждой группе нужно придумать по 2 вопроса из своей части рассказа, так чтобы на один вопрос нужно ответить устно, а другой прочитать. (Учитель раздаёт карточки с пометкой о частях работы.)

Приблизительные вопросы для групп:

1 группа: - В какой город приехала Римма Лебедева со своей мамой?

- О чём предупредила учительница детей?

2 группа: - Как Римма Лебедева училась в школе? (посредственно- на тройки)

- Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста.

3 группа: - Куда часто ходили дети?

- Прочитайте о чём просил раненый лейтенант девочку?

4 группа: - Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой?

- Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте

5 группа: - Что Римма принесла лейтенанту по окончании второй четверти?

(ведомость – дневник)

- Почему девочка попросила расписаться лейтенанта? Прочитайте.


10 Работа в парах. Восстановление последовательности событий.

Учитель:- Мы очень хорошо изучили текст и перед вами стоит следующая задача: Восстановить последовательность событий в тексте. (раздать карточки на парту)

КАРТОЧКА: 1. Недостаточная успеваемость Риммы.

2. Хорошие оценки.

3. Походы в госпиталь.

4. Помощь лейтенанта в учёбе.

5. Лейтенант выздоровел.

6 Просьба лейтенанта.

7. Беда в родном селе.

8. Переезд Риммы.

9. Ошибки девочки.

Правильный план текста:

  1. Переезд Риммы.

  2. Беда в родном селе.

  3. Недостаточная успеваемость Риммы.

  4. Походы в госпиталь.

  5. Просьба лейтенанта.

  6. Ошибки девочки.

  7. Помощь лейтенанта в учёбе.

  8. Хорошие оценки.

  9. Лейтенант выздоровел.

11.Итог урока:

- Вот и подошёл наш урок к концу. Давайте подведём итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему учит нас этот рассказ?

(учит нас несмотря на трудности в жизни, нужно их преодолевать и добиваться хороших успехов)???

12. Рефлексия:

- Понравился ли вам урок?

- Что особенно понравилось в своей работе?

- Мне захотелось….

- Оцени свои достижения.( смайлики)

13. Домашнее задание.


• Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой.

• Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта.

• Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА:

Ученик: Ради счастья и жизни на свете,(Ионова Н.)

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Ребята (хором): Никогда! Никогда! Никогда!

Ученик: Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

Ребята: Пусть!

Ученик: Пусть мирные звёзды сияют над ней!

Ребята: Пусть!

Ученик: Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!



Ребята (хором): Пусть! Пусть! Пусть!

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будет мир!

Учитель: - А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!». У вас на столе лежат ваши вырезанные « ладошки». Наклеим их на наш плакат.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Круглова Ирина Геннадьевна

Дата: 11.07.2019

Номер свидетельства: 516665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства